Проект по русскому языку, 3 класс. Призовое место, муниципальный этап.
Вложение | Размер |
---|---|
igraya_izuchaem.doc | 542.5 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………2
1.1. Анкетирование………………………………………………… ……..3
1.2. Морфология……………………………………………………………4
1.3. Морфемика……………………………………………………………..5
1.4.Непроизносимые согласные в корне слова ………………………....6
2.1. Склонение имён существительных…………………………………...6
2.2. Состав слова……………………………………………………………7
2.3. Непроизносимая согласная в корне слова…………………...…. 8
Заключение ………………………………………………………………....8
Литература …………………………………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Всю нашу жизнь, с самого рождения, мы изучаем русский язык, и всегда узнаем что-то новое. С одной стороны знание родного языка дается нам с детства, мы овладеваем им так же естественно, как дышим и растем. С другой стороны, это очень сложная дисциплина и требует от каждого большого труда.
По результатам опроса учащихся нашего класса, русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Но когда учиться интересно, тогда легко учиться и хочется учиться.
Актуальность Тему мы выбрали не случайно: ученики нашего класса плохо усваивают правила по русскому языку, им они кажутся неинтересными, скучными. Коллекция игр на трудные правила по русскому языку, по нашему мнению, поможет ребятам лучше запоминать и усваивать правила.
Объектом работы является русский язык.
Предмет работы - правила русского языка за 3 класс.
Гипотеза. Мы решили собрать правила по русскому языку за третий класс в одну необычную коллекцию развивающих игр, с помощью которых детям будет легче и занимательнее запомнить эти правила, так как Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей.
Цель исследования: создание коллекции настольных игр с правилами по русскому языку для учащихся 3 класса, которая поможет ученикам повысить уровень знаний.
Задачи исследования:
- с помощью анкетирования учащихся определить наиболее трудные правила по русскому языку за 3 класс;
- создать коллекцию настольных игр с на трудные правила по русскому языку и занимательный материал для учащихся третьего класса;
- предложить одноклассникам данную коллекцию игр;
-сравнить результаты.
Практическое значение: Коллекцию игр “Играя, изучаем” могут использовать учителя начальных классов на уроках русского языка, учащиеся начальной школы, родители, помогающие своим детям в учебе.
Методы исследования:
- изучение печатных материалов;
- анкетирование;
- сравнение.
I. Основной этап
1.1. Анкетирование
Первым этапом нашей работы было анкетирование одноклассников. Мы решили выяснить, является ли действительно русский язык самым сложным предметом. Было опрошено 23 человека (включая нас).
Анкетирование «Какой самый трудный предмет в школе?»
Результаты мы оформили в виде диаграммы.
Из 23 человек 17 человек, как мы и предполагали, назвали русский язык наиболее трудным.
Так же в анкету включили вопрос:
-Какие темы на уроках русского языка показались самыми трудными и на какие правила допускаете больше ошибок. Можно было выбрать несколько ответов.
Анкетирование «Какие темы по русскому языку вызывают наибольшие трудности в изучении?»
Результаты получились следующие:
На первом месте: «Склонение имён существительных»-14 ответов.
На втором месте: «Разбор слова по составу» - 9 ответов.
На третьем месте «Непроизносимая согласная в слове» - 8 ответов.
На четвёртом месте «Безударная гласная в слове»-6 ответов.
Мы решили собрать дополнительный материал по первым трём темам.
1.2. Морфология. Склонение имён существительных
Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Больше всего трудностей одноклассники испытывают в изучении данного разделя. Поэтому мы постарались подобрать интересный, занимательный материал о склонении и падежах. Склонение - это изменение существительного по числам и падежам. Например:
Шла весной по льду свинья…
Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх!.. Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье.
Сами — чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!..
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
Весь собранный материал можно найти в приложении.
1.3. Морфемика. Разбор слова по составу
Так же немало трудностей в разделе морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).
Слово состоит из основы и окончания. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:
1)приставка,
2)корень
3)суффикс.
Весёлое правило:
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди
Окончание
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Приставки
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Весь собранный материал по этой теме можно найти в приложении.
1.4. Непроизносимая согласная в корне слова
Так же трудности ребята испытывают при изучении орфографических правил. Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.
Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.
Хрустнул – проверяй хрустит.
В слове хрустнул «Т» стоит.
Капустница – словом капуста проверяй.
В слове капустница «Т» не забывай.
Весь собранный материал по этой теме можно найти в приложении.
II. Практическая часть
После того, как был собран дополнительный материал, мы приступили к созданию настольных игр. Всего получилось создать 6 игр. Мы их разделили на три темы по трём разделам языка.
«Калейдоскоп падежей».
«Ромашка падежей».
Пазл «Падежи».
Конструктор «Собери слово».
«Словарные скрепыши».
Игра - ходилка «Лабиринт непроизносимых согласных».
2.1. Склонение имён существительных
«Калейдоскоп падежей» от 1 до 8 игроков.
Цель игры: закрепить знания о склонении имён существительных.
Комплект:
4 карточки с игровым полем по 15 заданий, 4 карточки с ответами, фишки шести цветов, по количеству падежей 60 штук.
Условия игры:
Определить падеж, поставить фишку определённого цвета. Задание выполнять по очереди. В конце игры взять карточку с ответами, проверить. Выиграет тот, у кого все цвета совпадут, или обнаружится меньшее количество ошибок.
«Ромашка падежей» 1-2 игрока.
Цель игры: закрепить знания о падежах имён существительных.
Комплект:
Игровое поле в виде четырёхслойного цветка из шести лепестков, по количеству падежей. Карточка – подсказка.
Условия игры:
Совместить все лепестки соответственно падежам.
Пазл «Изучаем падежи».
Цель игры: закрепить знания о падежах имён существительных.
Комплект:
Состоит из 18 элементов с названиями падежей и вопросов к ним.
Условия игры:
Сложить пазл. Соединить название падежа с его вопросами.
2.2. Состав слова.
1. «Словарные скрепыши». От 1до 4 игроков.
Цель игры: закрепить знания о морфемах, о разборе слова по составу.
Комплект:
4 разноцветных игровых поля с кармашками, в кармашках по 8 карточек на скрепках со словами.
Условия игры:
Подобрать к слову схему, с помощью скрепки присоединить к игровому полю. В конце игры проверить правильность выполнения по цвету на обратной стороне. Цвет должен совпасть.
2.«Конструктор. Собери слово». 1-2 игрока
Цель игры: закрепить знания о морфемах, о разборе слова по составу.
Комплект:
Состоит из 10 кубиков с разными частями слова.
Условия игры:
Собрать как можно больше слов. Можно устроить соревнование.
«Лабиринт непроизносимых согласных» до 4х игроков.
Цель игры: закрепить знания непроизносимой согласной в корне слова, закрепить умение подбирать проверочное слово.
Комплект:
Игровое поле в виде лабиринта разделено на ячейки. В каждой ячейке слово с пропущенной непроизносимой согласной или картинка на это же правило. Фишки четырёх цветов, каждый цвет обозначает определённую согласную. Кубик с точками.
Условия игры:
Игрок бросает кубик, делает ход, определяет пропущенную букву, ставит фишку. Если допускает ошибку, возвращается на один ход назад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После того, как одноклассники освоили предложенные нами игры, мы вновь провели анкетирование. Был задан вопрос:
- Помогли ли наши игры лучше понять и запомнить изученные ранее правила по русскому языку?
Сравнение результатов опроса до использования коллекции настольных игр и после использования.
Результаты улучшились.
Играя на переменах в наши игры, одноклассники стали лучше разбираться в трудных темах по русскому языку.
В будущем мы планируем продолжить данную работу. Интересно придумывать новые игры, а также можно уже созданные игры переделать на новые правила.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Мост из бумаги для Киры и Вики
Крутильный маятник своими руками
Яблоко
Кактусы из сада камней
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного