"Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки". Работа рекомендована к публикации государственной аттестационной комиссией по результатам защиты выпускных квалификационных работ.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_diplomnyy_poekt_2020.pptx | 283.18 КБ |
Слайд 1
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» Выпускная квалификационная работа (дипломный проект ) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Обучающийся группы 416 А Ванькова В.А, специальность 53.02.01 Музыкальное образование Научный руководитель Коробейникова Д.А., преподаватель НСГК, высшая квалификационная категория Нижневартовск, 2020Слайд 2
Актуальность Потребность системы современного образования в развитии познавательных интересов школьников Необходимость раскрытия педагогических возможностей проектной деятельности в развитии познавательного интереса учащихся младших классов к музыкальному искусству
Слайд 3
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса к музыкальному искусству учащихся младших классов Предмет исследования - проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся младших классов на уроке музыки
Слайд 4
Цель исследования составить творческий проект для реализации с учащимися младших классов на уроке музыки «Дружим с песней !»
Слайд 5
Гипотеза исследования приобщение школьников к проектной деятельности позволит эффективно осуществлять развитие познавательного интереса к музыкальному искусству на уроке музыки при условии, если : при выполнении проектных заданий будут учитываться возрастные особенности учащихся младших классов; в проектную деятельность будут вовлечены все учащиеся младших классов с учетом их интереса и индивидуальных возможностей; при организации и реализации проектной деятельности будут применяться методы и формы учебного взаимодействия, способствующие развитию познавательного интереса к музыкальному искусству.
Слайд 6
Задачи исследования Проанализировать и обобщить литературу по исследуемой теме, раскрыть сущность основных понятий «интерес», «познавательный интерес», «проектная деятельность». Изучить педагогические условия развития познавательного интереса учащихся младших классов. Определить особенности в организации проектной деятельности на уроках музыки. Разработать проект « Дружим с песней!» по развитию познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству. Осуществить отбор методов анализа результатов развития познавательного интереса младших школьников в ходе приобщения к проектной деятельности.
Слайд 7
Методы исследования Теоретические : анализ музыкально-педагогической литературы по исследуемой проблеме, документов о современном образовании; изучение и обобщение практического опыта применения проектной деятельности Эмпирические : диагностические методы (анкетирование), анализирование Методологическая база исследования: психолого-педагогические теории исследования проблемы познавательного интереса Щукина Галина Ивановна «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся», Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования; И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся »
Слайд 8
Теоретическая и практическая значимость проектного исследования в теоретическом обосновании и раскрытии практических возможностей приобщения учащихся младших классов к проектной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса на уроках музыки
Слайд 9
ИНТЕРЕС - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему ( А.Н.Леонтьев ) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне ( Г.И.Щукина ) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата ТЕЗАУРУС
Слайд 10
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Исследование проблемы развития познавательного интереса младших школьников в научной литературе 1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса учащихся младших классов 1.3. Особенности организации проектной деятельности учащихся младших классов на уроках музыки ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДРУЖИМ С ПЕСНЕЙ!», НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2.1. Музыковедческий анализ содержания песенного материала к проекту «Дружим с песней!» направленного на развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки 2.2 . Организация проекта « Дружим с песней!» с учащимися третьего класса на уроках музыки 2.3. Анализ результатов развития познавательного интереса к музыкальному искусству младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках музыки ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 11
Определение понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе Автор Определение понятия «познавательный интерес» Л.С. Выготский это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» С.Л.Рубенштейн отношение человека с окружающей действительностью, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению» Г.И.Щукина это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями»
Слайд 12
Основные характеристики познавательного интереса ( Г.И.Щукина )
Слайд 13
Педагогические условия развития познавательного интереса
Слайд 14
Условия организации проекта Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки Схема проекта Подготовка к проекту Организация участников проекта Выполнение проекта Презентация проекта Подведение итогов проектной работы Классификация проектов По характеру конечного продукта По формам учебного взаимодействия По продолжительности проекта Особенности организации проектной деятельности на уроке музыки способствующие развитию познавательных интересов
Слайд 15
Музыковедческий анализ содержания песенного материала к проекту «Дружим с песней!» Песни для разучивания и исполнения детьми Класс Вокальные произведения для исполнения учителем (практикантом) Р.н.п. « Солдатушки , бравы ребятушки» 3 «А» муз. Ф.Кавалли Ариетта «Dolce amor bendato Dio » Р.н.п. «В сыром бору тропина » 3 «Б» музыка С. В. Рахманинов а, сл.Е.Бекетовой «Сирень» Муз.Шаинского, сл.Пляцковского «Чему учат в школе» 3 «В» А.С.Даргомыжский «Песня Ольги» из оперы «Русалка» Муз.Шаинского, сл.М.Танича «Когда мои друзья со мной» 3 «А», «Б», «В»
Слайд 16
Организация проекта «Дружим с песней!»
Слайд 17
Мини-проекты «Презентация к песням» «Музыкальные портреты» «Музыкальный образ » « Жанры вокальной музыки» « Выставка рисунков» « Слово о музыке» «Музыкальные загадки»
Слайд 18
Сценарий итогового урока проекта «Дружим с песней ! »
Слайд 19
Анализ результатов развития познавательного интереса к музыкальному искусству школьников в процессе проектной деятельности на уроках музыки Метод анализа Компоненты (по Щукиной Г.И.) Наблюдение за детьми в процессе реализации проекта Регулятивный Содержательно- деятельностный Эмоциональный Анкетирование « и нтерес к музыкальному искусству» после реализации проекта «Дружим с песней!»
Слайд 20
Учебный предмет: музыка Участники проекта: учащиеся 3 класса в количестве 4-х человек Продолжительность: 2 урока Продукт проекта: презентация к песне В. Шаинского « Чему учат в школе» Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: ПК, мультимедийный проектор. Цель: создание мультимедийного сопровождения к песне, в соответствии с её художественными образами, характером и содержанием. Задачи: ознакомиться с содержанием песни (прочитать текст, послушать аудио запись в интернет источнике ); распределить между собой обязанности по выполнению проекта (кто к какому куплету, припеву подбирает картинки ); подобрать картинки с помощью интернета к каждому куплету, припеву песни; обсудить совместно какие из картинок включить в презентацию. оформить презентацию; представить презентацию классу. Мини-проект «Презентация к песне»
Слайд 21
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» Выпускная квалификационная работа (дипломный проект ) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Обучающийся группы 416 А Ванькова В.А, специальность 53.02.01 Музыкальное образование Научный руководитель Коробейникова Д.А., преподаватель НСГК, высшая квалификационная категория Нижневартовск, 2020
Голубая лягушка
Марши для детей в классической музыке
Весёлые польки для детей
Рисуем зимние домики
Просто так