Проект по русскому языку "Культура речи.Орфоэпия" обучающихся 10А класса МБОУ ЦО №24 г.Тулы содержит теоретический материал и практическую часть (оригинальный текст, составленный с использованием слов из орфоэпического словника).Цель проекта-отработать материал длч подготовки к заданию ЕГЭ по орфоэпии.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_elesin_kultura_rechi.pptx | 90.97 КБ |
Слайд 1
Культура речи. Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ №4. Авторы: Елесин Павел, Паринский Арсений, ученики 10 «А» классаСлайд 2
Культура речи — владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который естественным образом связан с историей родной страны и ее духовным богатством. Культура речи
Слайд 3
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Орфоэпия – это раздел языкознания, в котором изучается нормативное произношение, а также совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее произносительным нормам литературного языка. Орфоэпия
Слайд 4
Ударение – это выделение одного из слогов в слове с помощью различных фонетических средств: усиления голоса, повышения тона, увеличения длительности согласного. Виды ударений: 1. Динамическое . Гласные под ударением произносятся с напряжением и отчётливо. 2. Разноместное . Ударение может падать на любой слог в слове. 3. Подвижное . Ударение меняет своё место при изменении формы слова. Ударение
Слайд 5
Ассимиляция – уподобление артикуляции (произнесения) одного звука артикуляции другого. Редукция – ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим — ударным элементам. Стяжение – слияние двух смежных звуков, приводящее к возникновению одного. Диссимиляция – процесс, обратный ассимиляции: изменение одного из двух похожих звуков. Выпадение – устранение, обычно на почве ассимиляции, одного из звуков в их группе. Фонетические процессы
Слайд 6
Прочитай правильно Николай Иванович причесал бороду, взял свой портфель и спустился по лестнице, держась за поручни. Сегодня был значимый день: правительство выделило средства на крупномасштабный проект. Все документы были оформлены, и ничего не оставалось, кроме как праздновать. Шофер должен был отвезти его в главный офис на праздничный корпоратив , где собрались уже все сотрудники. Офис располагался в нескольких кварталах отсюда. Это высокое, красивое здание было видно из любого уголка города. От красивых мыслей Николая оторвал звонок главного бухгалтера, который попросил поторопиться, иначе он пропустит всё самое интересное. Мужчина положил трубку и с мыслью о том, что все торты съедят без него, сел в автомобиль. К счастью, Николай Иванович успел вовремя, он приехал к началу праздника, когда люди откупоривали бутылки с шампанским. Оставшуюся часть дня он провел весело и беззаботно.
Слайд 7
Проверь себя Николай Иванович причесал б О роду , взял свой портф Е ль и спустился по лестнице, держась за п О ручни . Сегодня был зн А чимый день: правительство выделило ср Е дства на крупномасштабный проект. Все докум Е нты были оформлены, и ничего не оставалось, кроме как праздновать. Шоф Е р должен был отвезти его в главный офис на праздничный корпоратив , где собрались уже все сотрудники. Офис располагался в нескольких кварт А лах отсюда. Это высокое, крас И вое здание было видно из любого уголка города. От красивых мыслей Николая оторвал звонок главного бухг А лтера , который попросил поторопиться, иначе он пропустит всё самое интересное. Мужчина положил трубку и с мыслью о том, что все т О рты съедят без него, сел в автомобиль. К счастью, Николай Иванович успел вовремя, он приехал к началу праздника, когда люди откуп О ривали бутылки с шампанским. Оставшуюся часть дня он провел весело и беззаботно.
Слайд 8
Прочитай правильно Жил-был мальчик по имени Петя. Как и все остальные ребята, он ходил в школу. Однако у него был один недуг – лень. Петя был настолько ленивым, что не носил шарфы, не клал учебники в портфель. Иногда ему было лень даже выбросить мусор в мусоропровод при выходе из дома. Школа была на расстоянии около километра от его дома, поэтому ему приходилось пройти несколько кварталов, чтобы попасть на занятия. По дороге он проходил мимо парка, где была накатана достаточно хорошая лыжня, мимо стройки, где вечно мешали цемент и поднимали его кранами на верхние этажи, мимо шофёра, который стоял на парковке рядом с прогревающимся рейсовым автобусом и почёсывал свою бороду. Каждый раз, поднимаясь на крыльцо, школы он спотыкался об ступеньку, но успевал схватиться за поручни, чтобы не упасть. Приходя из школы, Петя делал половину домашнего задания и смотрел сквозь жалюзи на заходящее за горизонт солнце. Так и проходили его дни.
Слайд 9
Проверь себя Жил-был мальчик по имени Петя. Как и все остальные ребята, он ходил в школу. Однако у него был один нед У г – лень. Петя был настолько ленивым, что не носил ш А рфы , не клал учебники в портф Е ль . Иногда ему было лень даже выбросить мусор в мусоропров О д при выходе из дома. Школа была на расстоянии около килом Е тра от его дома, поэтому ему приходилось пройти несколько кварт А лов , чтобы попасть на занятия. По дороге он проходил мимо парка, где была накатана достаточно хорошая лыжн Я , мимо стройки, где вечно мешали цем Е нт и поднимали его кр А нами на верхние этажи, мимо шоф Ё ра , который стоял на парковке рядом с прогревающимся рейсовым автобусом и почёсывал свою б О роду . Каждый раз, поднимаясь на крыльцо школы, он спотыкался об ступеньку, но успевал схватиться за п О ручни , чтобы не упасть. Приходя из школы, Петя делал половину домашнего задания и смотрел сквозь жалюз И на заходящее за горизонт солнце. Так и проходили его дни.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Сочинение
Почему люди кричат, когда ссорятся?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Любили тебя без особых причин...
Рождественские подарки от Метелицы