Смуту стали часто вспоминать после того как 4 ноября 2005 года ввели государственный праздник – День народного единства. Многие люди в нашей стране смутно представляют события тех времен и воспринимают государственный праздник как очередной выходной. Даже с экрана телевизора, от ведущих СМИ можно услышать ошибки при освещении данной темы, не говоря уже о моих сверстниках. Между тем это время имеет важное значение для нашей истории, нашего государства. Последствия смутного времени во многом определили дальнейшее развитие нашей страны. А сегодня, в условиях поиска национальной идеи, обращение к тому времени весьма актуально. Мы хотим в современное время национального единства для процветания нашей страны и события Смуты могут стать примером. Поэтому в данной исследовательской работе автор попытается найти такие примеры.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.78 МБ |
исследовательская работа | 58.96 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Тарко – Сале, Ямало – Ненецкий автономный округ, Пуровский район
Направление: гуманитарное
Почему Россия выстояла в Смутное время?
Вид работы: проблемно- исследовательская
Выполнена обучающейся 7 «Г» класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 3"
г.Тарко - Сале
Одинаевой Кристиной Исламовной
Научный руководитель - учитель
МБОУ «СОШ №3», учитель истории, Чепурная Зоя Анатольевна
г.Тарко – Сале
2019год
Оглавление
1 | Введение | 3 |
2 | Глава I. История Смутного времени | 4 |
3 | Глава 2. Герои Смуты | 7 |
4 | Глава 3. Север Сибири во времена Смуты | 12 |
5 | Заключение | 14 |
6 | Список литературы | 16 |
Введение
«Разве политики или чиновники спасали народ в периоды смутных времен?
Народ был спасен выходцами из народа же![1]»
Прохор Озорнин
Актуальность исследования: Смуту стали часто вспоминать после того как 4 ноября 2005 года ввели государственный праздник – День народного единства. Многие люди в нашей стране смутно представляют события тех времен и воспринимают государственный праздник как очередной выходной. Даже с экрана телевизора, от ведущих СМИ можно услышать ошибки при освещении данной темы, не говоря уже о моих сверстниках. Между тем это время имеет важное значение для нашей истории, нашего государства. Последствия смутного времени во многом определили дальнейшее развитие нашей страны. А сегодня, в условиях поиска национальной идеи, обращение к тому времени весьма актуально. Мы хотим в современное время национального единства для процветания нашей страны и события Смуты могут стать примером. Поэтому в данной исследовательской работе автор попытается найти такие примеры.
Проблема исследования: в школьных учебниках Смута чаще всего освещается с точки зрения выступления разных групп, противоборства боярских группировок, а роль простого народа неясна, непонятно, о каком единстве идет речь.
Гипотеза исследования: предположим, что Россия выстояла в Смутное время, благодаря силе русского народа.
Цель исследования: исследовать факторы, способствовавшие сохранению независимости нашего государства в Смутное время.
Задачи исследования:
Практическая значимость: данное исследование поможет узнать истинных героев того времени, работу можно использовать при изучении данной темы в 7 –х и 10 – х классах.
Объект исследования: Смутное время в Русском государстве в начале XVII века.
Предмет исследования: народные движения смутного времени.
Методы исследования: теоретические – изучение литературы; практические –статистическая обработка материала, анализ, сравнение, обобщение, аналитический обзор информационных материалов, конкретизация. Данные методы помогут представить объективную информацию по теме.
Основные этапы исследования: изучение литературы, статистическая обработка материала, анализ, сравнение, обобщение, аналитический обзор информационных материалов, конкретизация.
Исследовательская работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Глава I.История Смутного времени.
Смута – очень сложный для понимания процесс, происходящий в начале XVII века. Это время характеризуется глубочайшим государственным кризисом, здесь переплелись сложнейшие разнообразные противоречия. Многие современники Смуты пробовали понять причины этих событий, важно было понять суть происходящих событий, проанализировать, оценить увиденное. Наша страна в начале XVII века непосредственно столкнулась с новыми явлениями в политической и духовной жизни, они повлияли на общественное сознание того времени, которое нашло свое отражение в сочинениях русских современников первой половины XVII века[2]. В нашей стране по истории Смутного времени создана огромная литература - от художественных произведений до разноплановых исследований. Знания и представления о Смуте, оценки ее основных событий и итогов, образ Смуты как исторического события - все это занимало важное место в духовной жизни русского общества. При этом история Смутного времени являлась и является предметом споров и дискуссий. Историография событий Смутного времени и их оценок современниками весьма обширна. Историки XVIII века изучали данный период по произведениям того времени: Сказание Авраамия Палицына, Нового летописца и хронографов. В.Н. Татищев опирался только на источники летописного характера и труд А. Палицына. Н.М. Карамзин, придавая наибольший интерес произведению Палицына, в последних томах «Истории государства Российского» использует самые разнообразные сказания о Смуте, пользуясь рукописными текстами. В трудах С.М. Соловьева, А.Н. Попова, И.Е. Забелина была сделана попытка оценить критически те или другие памятники. Еще более широко стал привлекать записки современников В.О. Ключевский. Так, Ключевский точно определил, что А. Палицын и дьяк И. Тимофеев видели корень Смуты в недостатке мужества у общества, в неумении соединиться против властных нарушителей порядка и закона. Труд С.Ф. Платонова в XIX веке был первым опытом комплексного анализа источников периода Смуты. В советской историографии внимание акцентировалось на экономическом и социальном состоянии русского общества начала XVII века. Из наиболее существенных работ в отечественной историографии, посвященных указанных проблематике, следует выделить труды И.И. Полосина, A.M. Панченко, М.В. Кукушкиной, М.П. Луки. Там представлена старинная идея единства Русской земли, раздираемой иноземцами. Л.Н. Пушкарев подчеркивает рост национального самосознания в русском обществе XVII века, показатель которого он определяет, как расширяющееся и углубляющееся внимание к прошлому. Он отмечает, что большинство современников считали Смуту наказанием божьим за грехи общества. Автор задает вопрос - в чем причина этих прегрешений? И, на основе анализа оценок современников, отвечает, что рабы захотели стать господами. Нашествие поляков и шведов - это лишь следствие гражданской войны. Устои общества, которые, по мнению публицистов эпохи, были определены Богом, нарушились, а потому развалилось государство. Завершая обзор историографии, хотелось бы отметить, что в литературе не до конца рассмотрены вопросы о роли событий Смутного времени в обострении исторического чувства и в оживлении исторического сознания русского общества первой половины XVII века.
Причины Смуты:
Пресечение династии Рюриковичей | После смерти царя Федора I и странной гибели царевича Дмитрия не осталось наследника престола. Завязалась борьба за право освоения новой династии. |
Страшный голод | Череда неурожаев 1601 – 1603 гг. привела к страшному голоду. Толпы людей бросали дома пытаясь найти себе пропитание. В Москве Борис Годунов раздавал деньги и хлеб из царских амбаров, но это мало помогало. |
Раскол элит | Противоречия между боярами и дворянами, группами бояр и знатными семьями достигли апогея. Милославские, Бельские, Голицыны, Нагие, Салтыковы и другие поставили личные интересы выше государственных. |
Разочарование во власти | Разочарование многолетними интригами вокруг престола привело к тому, что многие люди с воодушевлением встречали слухи о «выжившем» царевиче Дмитрии. |
Вмешательство Речи Посполитой | Варшава поддержала обоих Лжедмитриев, польско – литовская шляхта участвовала в их походах на Москву. Прямая интервенция началась в 1609 оду с осады Смоленска. |
Основные события: Первый период Смуты охарактеризовался жёсткой борьбой за правящий престол среди множества претендентов. Унаследовавший власть сын Ивана Грозного был слабым правителем и управлением страной руководил Борис Годунов, приходившийся братом супруги царя. Историки считают, что именно с его политики и начались народные недовольства. Однако фактическое начало смуте было положено явлению в Польше Григория Отрепьева, который объявил себя выжившим царевичем Дмитрием. Но и без поддержки поляков Лжедмитрия признала большая часть государства. Также он был поддержан в 1605 году воеводами Руси и самой Москвой. В июне этого же года Лжедмитрия признали царём, но его ярая поддержка крепостничества послужила причиной к восстанию, в ходе которого его убили семнадцатого мая 1606 года. После этого престол занимает Шуйский, но и его власть была недолгой.
Второй период Смутного времени ознаменовался восстанием И. Болотникова. Так в ополчение вошли все слои общества. Участвовали в восстании как посадской люд, так и холопы, землевладельцы, казаки, крестьяне и пр. Восставшие были разбиты под Москвой, а самого Болотникова казнили. Возмущения народа нарастали. Позже Лжедмитрий Второй бежит, а Шуйского стригут в монахи. Так в государстве начинается Семибоярщина. В итоге сговора бояр с поляками Москва присягает польскому королю. Позже Лжедмитрия убивают, война за власть продолжается.
Третий, заключительный этап Смуты – борьба с интервентами. Русский народ объединяется для борьбы с поляками. Ополчение Пожарского и Минина доходит к Москве к 1612 году, освободив город и прогнав поляков. Историки связывают окончание периода Смуты с появлением на русском троне династии Романовых. Двадцать первого февраля 1613 года на Земском соборе избирают Михаила Романова.
Глава 2. Герои Смуты.
Кто же должен был вывести страну из этого состояния? Как говорят, Смутное время рождает героев. Нашлись на русской земле люди, которые смогли объединить народ вокруг себя, которые смогли сподвигнуть его на самопожертвование во благо земли русской и веры православной. Далее в работе автор, проанализирует деятельность разных слоев населения и попробует выявить настоящих героев смутного времени.
1. Проанализируем деятельность Хлопко Косолапа. В 1603 г. под его руководством вспыхнуло восстание, охватившее центр. Толпы голодных людей громили все, что попадалось под руку, в поисках продовольствия. Движущей силой восстания были холопы и крестьяне, которым удалось сбежать от своих хозяев и объединиться в отряды, промышлявших разбоем. Отряд Хлопко насчитывал около 600 человек. Осенью правительство двинуло против него целую армию во главе с воеводой Басмановым, которой в кровопролитном сражении удалось одержать победу. Хлопко был ранен, взят в плен, а затем казнен. Восстание продемонстрировало степень общественных противоречий, которые требовали немедленного разрешения. Правительство начало принимать меры по консолидации знатных чинов и родов в России в один политический союз ради сохранения независимости страны. Можно ли назвать Хлопко героем? Он возглавил восстание холопов и крестьян, которые не могли больше терпеть притеснения и голод. Для них, несомненно, да.
2.После того, как появился Лжедмитрий I, активизировал свою деятельность Василий Шуйский. В мае 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание, одним из организаторов которого был князь. Григорий Отрепьев пытался бежать, но был схвачен заговорщиками и убит. Новым царем стал Шуйский (1606-1610). В данном случае Шуйский заботился не о стране, а своей собственной выгоде. Положение страны еще больше осложнялось.
3.Возможно, восстание Болотникова (1606-1607) – крупнейшее народное выступление Смутного времени, начавшееся в южных и юго-западных районах Российского государства, было направлено на восстановление страны? Оно стало ответом на введение новых мер, ограничивающих свободу крестьян, а также тяжелые условия жизни, которые были вызваны неурожаями и феодальным гнетом. Социальный состав движения был представлен участниками из разных сословий (казаки, дворяне, крестьяне, наемники). Это свидетельствует о его широком социальном охвате, что позволило некоторым историкам назвать это событие гражданской войной. Во время подготовки к восстанию Болотников обещал сделать всех, кто поддержал его в борьбе богатыми и знаменитыми. В качестве цели народного выступления называлась ликвидация крепостнических порядков и уничтожение феодальной зависимости, против царя Василия Шуйского. Правда, как достичь поставленных задач не оглашалось. Восставшие требовали от Болотникова показать «настоящего царя», которого, конечно же, не было. На нового царя возлагали надежды, но восстание было подавлено армией Шуйского. Движение Болотникова было, прежде всего политическим, а не социальным, он выполнял определенный заказ, тех, кто его нанял. Таким образом, национальным героем назвать его сложно.
4.Ситуация в стране становилась все хуже. Когда появился Лжедмитрий II, воцарилось, практически, двоевластие. Лжедмитрий II хотел взять Троице-Сергиев монастырь. До начала Смутного времени данный монастырь уже оказывал сильное влияние на религию, обладал множеством сокровищ и отличной крепостью. Могло укрепиться материальное положение, и была бы привлечена влиятельная братия монастыря, что совсем разрушило бы авторитет царя Василия Шуйского и в дальнейшем на царство венчали бы Лжедмитрия II. Чтобы добиться данной цели, к храму отправили литовско-польское войско, которым руководил гетман Ян Сапега. Его усиливали отряды русских союзников-казаков и тушинцев, которыми командовал полковник Александр Лисовский. Осада польско-литовскими войсками Лжедмитрия II Троице-Сергиева монастыря была с 23 сентября 1608 до 12 января 1610, продолжалась почти шестнадцать месяцев и была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди. В русском гарнизоне монастыря было около 2200-2400 чел., находившихся под руководством воевод князя Г. Б. Долгорукова-Рощи и А. И. Голохвастова. Гарнизон состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. Монастырь был хорошо укрепленной крепостью, со значительной артиллерией и боеприпасами. Общие штурмы 13 октября, 23 октября и 2 ноября были отбиты с большими потерями для поляков. Очень тяжелым было положение у тех, кто защищал монастырь. Даже несмотря на наличие у них ржи, молоть ее было невозможно, т. к. мельницы стояли за монастырскими стенами. Из-за тесноты люди жили на открытом воздухе. Беременные женщины были вынуждены рожать младенцев перед чужими людьми. Историк Голубинский отмечал, что поляки дразнили голодающих, пасли за прудами скот в южной стороне храма, на Клементьевском поле и Красной горе. Поляки хотели использовать скот как приманку, для возникновения у осажденных желания к совершению вылазки с целью их избить и забрать скот. И на самом деле, осажденные так и сделали. Но случилось так, что они абсолютно без всяких потерь из числа своих людей смогли раздобыть часть скота. А в середине августа осажденные послали несколько человек на лошадях за стадом, пасшимся на Красной горе. Они сумели тайком пробраться и внезапно напасть на сторожей стада и избить их, а животных увели к монастырю. Но осенью в монастыре все-таки произошел сильный голод – закончилось зерно, людьми были съедены все кошки и птицы. Осажденные производили частые вылазки, одна из которых (9 ноября) принесла большой успех: крестьяне Шипов и Слоба ценою жизни уничтожили подкоп под монастырскую башню и, воспользовавшись подземным ходом противника, разрушили батареи на Красной горе. В конце ноября 1608 активные военные действия прекратились и не возобновлялись до мая 1609. Однако осажденные в это время понесли огромные потери от цинги (гарнизон сократился более чем в 3 раза). 19 октября в крепость прорвался русский отряд (900 человек) под командой Д. Жеребцова, а 4 января 1610 - отряд в 500 человек Г. Валуева. Под угрозой надвигавшейся армии Скопина-Шуйского интервенты 12 января 1610 поспешно бежали в Дмитров. Троицкая осада сковала значительно силы интервентов, создав благоприятные условия для развертывания народного национально-освободительного движения на севере и в Поволжье, а также для формирования и развертывания войск Скопина-Шуйского. Кроме того, в результате успеха Троицкой осады связи Москвы с северными, северо-восточными и северо-западными районами страны не были полностью прерваны. Основным источником по истории Троцкой осады является Сказание Авраамия Палицына - келаря Троице-Сергиевой лавры, очевидца и участника описываемых им событий. Несомненно, люди, защищавшие Троице – Сергиев монастырь были героями своего времени. Также, Скопин – Шуйского можно считать тем человеком, который не допустил падения страны в умело вырытую пропасть. Он защищал не только монастырь, но и боролся с «тушинцами». Новгород, который возглавил Скопин – Шуйский становится центром сопротивления самозванцам и интервентам. Хотя он привлекал в свою армию шведов для борьбы с поляками, но это был оправданный шаг, так как наша армия не была достаточно боеспособной. Победа над «тушинцами»» принесла Скопину-Шуйскому популярность не только в военной и народной среде. Некоторые бояре стали высказывать мысль, что такой человек более достоин царского престола, чем запершийся в Москве Василий. Князь был человеком большой скромности и пресекал подобные разговоры и предложения[3]. К сожалению, он умер, есть версия, что его отравили. Так, или иначе Россия лишилась своего лучшего на тот момент полководца не в самый лучший для нее момент. Его образ запечатлен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
5. Еще одной важной личностью того времени можно считать патриарха Гермогена (в миру Ермолай), он появился на свет около 1530 года. Как вспоминали современники будущего патриарха, он выделялся отличным знанием книг и был «премудростью украшенный». Его изображение есть на памятнике «Тысячелетие России», установленного в Новгороде, подчеркивая важность данного человека для нашего государства. Гермоген присутствовал при избрании нового царя и принимал участие во всенародном молении, состоявшемся у стен Новодевичьего монастыря. После воцарения на троне Лжедмитрия I (1605-1606) митрополит стал участвовать в работе Боярской Думы, но проявил себя как последовательный противник Отрепьева. Он категорически не принял избрание патриарха Игнатия и выдвинул требование обратить в православие несостоявшейся супруги Лжедмитрия I польской авантюристки Марины Мнишек. При Шуйском избрали патриархом Гермогена. 1609 года возник заговор с участием 300 человек, во главе которого стояли Р. Гагарин и Г. Сумбулов. Они были намерены добиться отставки Шуйского и силой притащили Гермогена на Лобное место, чтобы он поддержал низложение царя. Однако патриарх продемонстрировал твердую волю и не поддался на уговоры восставших. Не сумев поднять народ на борьбу, зачинщики заговора ушли в лагерь Лжедмитрия II. Гермоген им вслед послал две грамоты с призывом вернуться и раскаяться в содеянном. До последнего он защищал Шуйского как законного царя, продолжал настаивать на его возвращении. Сменившую Шуйского Семибоярщину, Гермоген решительно осудил и пытался организовать выборы русского монарха. После заочного избрания царем Владислава Сигизмундовича он с тяжелым сердцем согласился его признать при соблюдении следующих условий: вывод армии Речи Посполитой с территории России, принятие им православия. Во время начавшейся интервенции поляков Гермоген открыто выступил против захватчиков, обратившись с призывом к русскому народу выступить на защиту страны. С его благословения из Казани перевезли копию иконы Казанской Богоматери, впоследствии ставшей основной святыней ополчения. После захвата Москвы Гермоген оказался в руках врагов, проявив в этой ситуации несгибаемую волю и твердый характер. Они силой отрекли его от патриаршего сана и посадили под арест в Чудов монастырь. Когда он находился в темнице неоднократно звучали требования поляков, чтобы Гермоген отдал приказ ополченцам прекратить попытки взятия города, но все их увещевания оказались безуспешными. Вместо этого, он обратился с последним посланием патриотам страны, благословив их на борьбу против оккупантов. Патриарх Гермоген умер мученической смертью 17 (27) февраля 1612 года, страдая от невыносимого голода и жажды.
6. К концу 1611 года Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях – начиная с 1606 года – регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Земщины восстают, набирают свои полки, имеют своих воевод, сообщаются между собой. Государство не представляет более единства, все бывшие княжества, царства распадаются и действуют отдельно и независимо, по своему усмотрению. В каждом событии Смутного времени проявлялась эта сила Земщин. В эпоху смут и мятежей иногда некогда было созывать выборных от всех городов на Земский собор. Тогда заменяла всю землю одна Московская земщина из-за своей близости к месту действий. И решения ее считались решениями всей земли. В Смутное время особенно проявилась самостоятельность общин, их способность принимать решения по собственному разумению. Вероятно, им в этом помогала память о прежней самостоятельности. Без всяких побуждений свыше народ восстает сам, идет освобождать от врагов государство, спасать самого себя! Постепенно становилось все яснее, что решение проблем невозможно только в местных рамках – зрело понимание необходимости общерусского движения. Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание государственного единства не исчезло – напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь. «Религиозные и национальные силы пошли на выручку гибнувшей земли[4]», – писал В. О. Ключевский. Каково же было значение дворянского сословия в Смутное время? В тот период проявилась вся разумная сила дворянского сословия. Оно оставалось элементом монархическим, всегда отстаивая государственный порядок. Во всех движениях дворянское сословие состоит во главе земщин, руководит ими, от него исходит начинание каждого дела. Проводя идею государственной консолидации, лидеры ополчения Минин и Пожарский четко сформулировали главные задачи момента: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, пользующегося доверием населения. В августе 1612 года произошли решающие бои, поляки были разбиты. Призыв Кузьмы Минина – не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело – имел отклик у большинства простых людей. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно[5]» (И. Е. Забелин). Окончание Смуты способствовало победе государственного начала над земско-местническими амбициями. Стало ясно, что соединение областей воедино служит их же пользе – при условии, что соблюдается добровольность этого соединения и права на местную самобытность. Российское государство после смуты предстало, по словам А. П. Щапова, «в значении земско-областной федерации». «Москва, смиренная, наказанная отпадением от нее разрознившихся областей, призывала теперь их к новому органическому братскому союзу с ней во имя духовно-нравственного единства...»
Глава 3. Север Сибири во времена Смуты
В эпоху смуты сибирские города далеко еще не были устроены. Смутное время застало русское население сибирских городов в момент наиболее сильной деятельности по своему устройству, в то время, когда остановка в доставке хлебных запасов приводила к голоданию служилое население в буквальном смысле слова, и когда далеко еще не наступило время полного успокоения инородцев, нередко поднимавших восстания во имя прежней свободы. Русское пашенное население незначительное по количеству не могло еще сблизиться с инородцами, а служилые люди невольно рассматривались инородцами как враги, ибо их деятельность сводилась к сбору ясака с инородцев, сопровождавшемуся всяческими притеснениями. Обособленность русского населения от населения инородческого, необходимость постоянно держаться на чеку, и общее чувство того, что немногочисленное русское население окружено в этом далеком краю враждебно настроенными инородцами, и привели к тому, что русское население сибирских городов старалось всячески скрывать те чувства опасения и то недовольство, которое могло возникать у них под влиянием известий о русской смуте. Поэтому мы имеем так мало известий о впечатлениях, произведенных смутой в среде русского населения сибирских городов. От времени восшествия на престол Бориса Годунова дошло до нас «изменное дело», о котором доносил в 1599 году царю Борису Тобольский воевода. В своем донесении он указывал, что русские люди в Тобольске говорят, как может сидеть на троне тот, кто «семена царские перевел» — убил в Угличе царевича Дмитрия. Однако эти «непристойные и хульные речи» не вылились в форму какого-либо протеста, выразившегося более активно. Хотя известие о восшествии на престол Лжедмитрия и было встречено в сибирских городах с радостью, но из этого далеко еще нельзя заключить о большей приверженности русского населения к самозванцу, чем к Борису Годунову; с равным одушевлением принимались известия и о других переменах на престоле за это время. И главной причиной для этого была с одной стороны боязнь восстания инородцев, а с другой стороны их полная зависимость от московского правительства, так как без сибирских хлебных запасов прожить они не могли, и даже всякая несвоевременная доставка этих запасов приводила служилых людей сибирских городов к голодовкам. Этим и объясняется, что служилое, да и вообще русское население Сибири «прямило» тому, кто сидел на московском престоле в данное время. Вместе с тем русское население сибирских городов и фактически не могло вмешаться в борьбу партий в России и не только вследствие своей отдаленности. Оно было слишком поглощено интересами самосохранения и главную роль в этом отношении играли те же заботы о своевременном получении хлебных запасов. В этом отношении чрезвычайно характерны грамоты и отписки, которыми ссылались между собой в смутное время сибирские города. Приказные и посадские люди постоянно сообщались между собой относительно общих мер против «польских и литовских людей и русских воров», хорошо понимали, что города сибирские в этой борьбе не смогут принять участия. Воеводы и приказные люди пишут друг другу преимущественно о делах повседневных, обычных. В грамотах затрагиваются те ближайшие вопросы, которыми интересовалось население и до смуты, и после неё. На первом плане стоит получение денежного и хлебного жалованья: постоянно встречаются жалобы на несвоевременную доставку его, на нужду населения. Не меньшая заботливость проявляется в этих грамотах и о состоянии умов инородческого населения; постоянный заботы о том, нет-ли среди инородцев «шатости и измены» и не менее точные отписки о готовящейся измене инородцев — вот что составляете содержание другой группы грамот сибирских городов. Воеводы сибирских городов правда не остаются без известий о положении дел в России, но на них эти известия не производят особенно сильного впечатления[6]. Обычно известия эти, например, о победах Скопина Шуйского они должны были пересылать в своих грамотах из города в город, и вот получивши из Москвы такую грамоту, воевода переписывал ее и отправлял дальше, но вместе с тем, пользуясь случаем сообщал и некоторые сведения от себя. И вот эти то дополнительные сведения, как нельзя лучше показывают, чем было занято внимание воеводы в данное время. Пересылая, например, московские известия о победном шествии Скопина-Шуйского к Москве, об освобождении Троице-Сергиевской лавры от осады, известия, написанные в торжественном, высокопарном тоне, Пелымский воевода делает от своего имени приписку о том, что денежное жалованье Тобольским служилым людям уже пришло, а хлебные запасы находятся в пути и уже достигли Верхотурья. Московские важные известия об общем состоянии государства для него являются, таким образом, равноценными с своими узкоместными интересами и нуждами. Это равнодушие к общему ходу дел в государстве вызывалось, как видно из приведенных наблюдений над грамотами, обострением местных нужд и потребностей, но была, и другая причина вынуждавшая русское население не заводить смуты и не сориться между собой. Этой причиной было враждебное отношение инородцев к русскому, преимущественно служилому населению. Находясь на положении завоевателей среди далеко еще не покоренных инородческих племен, ожидая с их стороны «измены» и восстания, русское население невольно должно было держаться за один против населения инородческого и ниже мы увидим, как заботливо оно старалось о том, чтобы известия о разрухе московского государства не дошли до сведения инородцев, так как хорошо было известно, какой горючий материал представляло из себя это население. Тут играли главную роль не высокие государственные соображения об опасности утраты вновь присоединенных ясачных городов, а прежде всего вопросы собственной безопасности[7].
Заключение
«Надо хорошо запомнить, что Смутное время не было временем революции, перетасовки и перестановки старых порядков. Оно было только… всесторонним банкротством правительства, полным банкротством его нравственной силы. Правительство было нечисто, оно изолгалось, оно ознаменовало себя рядом возмутительных подлогов. Народ это видел хорошо и поднялся на восстановление правды в своем правительстве, на восстановление государственной власти, избранной правдою всей Земли, а не подлогами и “воровством” каких-либо городов и партий. Смутное время начала XVII века на Руси без особого преувеличения можно было назвать трагическим. Рассыпающаяся на глазах страна, где вакантное место какой-либо власти и порядка прочно заняли колья и топоры, а по дорогам маршировали банды, напоминающие размером армии, и армии, поразительно похожие на банды. Голод, разорение и смерть. Многим казалось, что история России подошла к своему безнадежному концу. Для подобных выводов были все предпосылки. Но совершилось всё иначе. Такие как Михаил Скопин-Шуйский, Пожарский с Мининым сделались руководителями и предводителями этой всенародной правды. Они шли не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а, напротив, шли с одною мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства. Смутное время тем особенно и замечательно, что в нем роли правительства и народа переставились. В это время не народ бунтовал и безобразничал, не подвластная среда шумела и шаталась, а безобразничала и шаталась вся правящая, владеющая среда. Народ, измученный, растерзанный поднялся и унял ее, водворил тишину и спокойствие в государстве. Тем его подвиг и окончился[8]».
В ходе данной работы были получены следующие выводы:
Гипотеза, сделанная в начале работы, подтвердилась.
Список литературы:
[1] https://www.inpearls.ru/
[2]Русская Смута и общественная мысль XVII века: суждения, оценки, концепции. Шалак М.Е.
http://www.dissercat.com/content/
[3] Д. Бриг. Михаил Васильевич Скопин – Шуйский, https://historicaldis.ru/blog/43608702394
[4] В.О. Ключевский. Полный курс русской истории. М.: «Астрель СПБ», 2009
[5] http://istoriirossii.ru/17-vek/164-smutnoe-vremya.html?start=2
[6] Е. В. Вершинин, Г, П. Визгалов. Обдорский край и Мангазея в XVII веке. Сборник документов, Екатеринбург «Издательство «Тезис», 2004. — 200 с, 8 с. ил.
[8] И.Е. Забелин “Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время”
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Огонь фламенко
Как нарисовать лимон акварелью