Исследоваетельский проект посвящен героям Великой Отечественной войны. Особое внимание обращается на треугольное письмо не вернувшегося с фронта Белавина Л.Я. Это последняя весточка от сына матери. Очень важно помнить имена героев, личный вклад в дело Великой Победы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_geroi_voyny.docx | 32.07 КБ |
МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа»
Медведевского района РМЭ
Исследовательский проект по теме
«Герои войны»
Выполнила:
ученица1 класса
Чубаркина Арина
МОБУ «Азановская средняя
общеобразовательная школа»
Медведевского района РМЭ
Руководитель:
Мочалова Н.П..,
учитель начальных классов
МОБУ «Азановская средняя
общеобразовательная школа»
Медведевского района РМЭ
Азаново
2023
Содержание
1.Информационная карта проекта ……………………………………….3
2.Основная часть ………………………………………………………….4
3.Заключение ……………………………………………….….…………10
4.Использованные источники …………………………………..……… 11
Информационная карта проекта
Название проекта «Герои войны»
Название организации заявителя - МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл
Контактная информация- Республика Марий Эл,
Медведевский район,
с. Азаново,
ул. Фабричная, д. 6
Телефон- 8(8362) 57-58-32
Автор проекта –ученица 1 класса Чубаркина Арина
Руководитель проекта –Мочалова Надежда Петровна
География проекта- с. Азаново Медведевского района Республики Марий Эл
Сроки реализации – осень 2022 г – весна 2023 г.
Тип проекта - исследовательский проект
Участники проекта –ученица 1 класса
Тема «Герои войны»
Проблема Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Не только мы, учащиеся начальной школы, и наши молодые родители, но уже и наши бабушки и дедушки мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях?
Гипотеза Один человек не мог повлиять на ход боевых действий. Но каждый человек, как и мои родственники – участники Великой Отечественной войны, внес посильный вклад в Великую Победу.
Актуальность проблемы
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где начало его Родины. Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.
Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи. В настоящее время изучение истории своей семьи стало особенно актуальным.
Самое главное и ценное в жизни – это семья! Семья – источник любви, уважения. Нет ни одной семьи в нашей стране, которой не коснулась Великая Отечественная война. Не обошла она стороной и нашу семью. Тема войны никогда не перестанет волновать людей. Память и история в ней слились воедино. Война - это горе, слезы. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей.
Наша страна в этом году отметит 78 лет Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках чтения, окружающего мира, классных часах много времени уделяется изучению материала, связанного с войной. К сожалению, очевидцев этой страшной войны с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.
Моя работа поможет моим сверстникам и будущим поколениям моей семьи гордиться подвигом предков, чтобы никогда не потерялась связь поколений.
Цель: изучение родословной моей семьи, их личного вклада в дело Великой Победы, изучение истории появления треугольного письма Белавина Леонида Яковлевича.
Задачи:
-записать воспоминания родственников;
-изучить материалы, представленные на сайте «Память народа»;
- разыскать информацию в специальной литературе.
Ожидаемые результаты:
- приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
- расширение знаний о Великой Отечественной войне;
- сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;
Методы исследования:
-поисковый;
-изучение научной литературы и семейного архива, материалов сайта «Память народа»;
- встречи и беседы с родственниками; обобщение полученных результатов.
Практическая значимость:
-выступление перед одноклассниками (2022 г.);
-использование материала на классных часах, уроках окружающего мира, литературного чтения, во внеклассных мероприятиях;
Перспектива развития проекта. Продолжить более глубокое изучение биографии моих родственников – участников войны.
На уроках в школе нам много рассказывают о событиях Великой Отечественной войны. А сейчас мы делаем подарки для наших солдат на Украине. Я очень хочу, чтобы войны никогда не было. В каждой семье были те, кто защищал Родину от фашистских захватчиков, кто приближал победу в тылу. Не обошла стороной эта беда и нашу семью. 11 сентября 1941 года на войну ушел мой прапрадедушка Белавин Александр Яковлевич. Дома остались жена и трое детей.
Один из сыновей, Леонид, ушел на фронт в 18 лет.
В Книге Памяти Куженерского района о них написано: «Белавин Александр Яковлевич 1908 года рождения, деревня Новосёлово Куженерского сельского совета, рядовой, погиб в бою 17 июля 1943 года. Место захоронения: Брянская область город Клинцы. На самом деле он родился в 1902 году.
Белавин Леонид Александрович 1925 года рождения, деревня Новосёлово Куженерского сельского совета, рядовой, умер от ран 21 августа 1943 года. Место захоронения: Украина, Харьковская область, Богодуховский район, братское кладбище между деревней Щербаки и деревней Шевченко, могила номер 2». Прапрабабушка Прасковья Васильевна, его мама, ездила на Украину на открытие памятника и почтила память своего сына, которому было всего 19 лет и умер он через месяц после гибели своего отца. На самом деле он родился в 1924 году.
Мы нашли боевой путь Леонида.
Нелегко было Прасковье Васильевне. Ведь она получила две похоронки! Осталась одна с двумя детьми, Иваном и Феопентом. На смену своим отцам пришли сыновья и внуки. В мирное время они все служили в армии, защищая нашу Родину.
Последняя весточка не вернувшегося с фронта Белавина Леонида Александровича –треугольное письмо своей матери. Бумага от времени не просто пожелтела, она стала почти коричневой. Мы его тщательно изучили. И вот что узнали.
Написан адрес: МарАССР Куженерский район, деревня Новоселово Белавиной Прасковье Вас., т.е. Васильевне. Обратный адрес мы смогли разобрать: Московская область, город Скопин, пехотное училище и стоит подпись. Наверное, Леонид проходил боевую подготовку в училище. Всё написано синими чернилами. Почему чернилами, потому что перед названием деревни стоит небольшая клякса. На этой же стороне стоит почтовый штамп круглой формы, где написано: СКОПИН, Рязан.обл. , 3 05 43. Получается, письмо было отправлено 3 мая 1943 года. А погиб Леонид в августе этого же года. Рязань находится недалеко от Москвы, возможно, Леонид ошибся, написав Московская область, возможно, это было намеренно, чтобы запутать врагов, возможно, училище находилось на границе с Московской областью. Но город СкопИн относится к Рязанской области. Еще на этой же стороне стоит штамп овальной формы с надписью: ДОПЛАТИТЬ. Наверное, за отправку письма нужна была доплата, как мы сейчас, отправляя письма, покупаем за отправку марки и приклеиваем их на конверт.
На обратной стороне треугольника стоит штамп темно-серого, почти черного цвета с изображением герба Советского Союза и надписью: Просмотрено военной цензурой. Москва. Читаемы две цифры: 0 и 2. Возможно, это номер письма. Письмо прочитали цензоры, только потом отправили по адресу. Значит, ничего секретного в письме нет. На этой же стороне стоит почтовый штамп черного цвета: Куженер Марийской, дальше запись выгорела и дата: 1 06 43. Может,1, 11 или 21 июня. Письмо шло почти месяц!
Читать чужие письма нельзя. Но мы не могли не прочитать последнюю весточку от Леонида Александровича Белавина. Это память о наших родных. И память эта для нас священна!
Раскрывать треугольник надо очень осторожно, края его потрепались, испачкались.
Начало письма не читается, возможно, потрепалось.
На слайде мы представили текст, сохранив знаки препинания и орфографию.
«Со всеми повидался. Мама пишешь, что получила от тяти 460 р и от дяди Вани 1000 р. Это хорошо, если возможно, то пошлите, пожалуйста, рублей 760 хотя, я чего-нибудь куплю, живы будем, сочтемся. От тяти получил письмо, с дороги он уехал 16 мая в свою часть обратно. От дяди Вани и кресного писем не получал уже давно, от Вас получаю часто. Мама, пошлите денег, я сфотографируюсь, пошлю карточку, мы проучимся до сентября, если можно, пошлите быстрее. Сообщаю о себе: в настоящее время жив и здоров, сыт и одет, того и Вам желаю. Все хорошо, но одно не очень: жалко, тятя поехал второй раз. Мама, посадили ли нет картошку, что работает Ваня и Фено, сегодня повидался с Феном. Здесь, мама, уже давно посеяли картошку, всходит уже, озими не важны, средние. Пропишите, какие есть новости в деревне, как управились с севом, кто в колхозе председателем и точный адрес Смоленцева Шурки.
Привет бате, бабушке, дяде Федору, Тете Нюре, Миле, Вите и Всем родным и знакомым. Здесь очень сильно цветут яблони, отошел или нет сад? Ваня, что же ты не пошлешь мне табаку на завертку? Из Вашего письма узнал новость про Шурку и Симку, не верится. Писать много не о чем. Остаюсь жив, здоров, сыт и одет. Того и Вам желаю. С приветом к Вам Ваш сын и брат, любящий Вас Белавин. Жду ответа, как соловей лета. До свидания! Подпись»
Прочитав письмо, мы понимаем, что Леонид был простым человеком, тружеником. Даже находясь далеко от дома, его волновали, как взошли хлеба, посадили ли картошку. Он любил прекрасное, потому что ему нравились цветущие сады. Было у Леонида много родных, близких, которых он любит и передает привет. Мы обратили внимание на то, как Леонид уважительно обращался к своей маме: на Вы.
Это письмо хранилось у мамы Леонида Прасковьи Васильевны. Она передала его на хранение своему сыну Феопенту, брату Леонида. Феопент передал своей дочери Вере, моей бабушке Барбашеновой Вере Феопентовне. Сейчас это письмо хранится в нашей семье. Потом я передам его своим детям.
Мы принимаем участие в акции «Бессмертный полк». На этой фотографии портрет Белавина Александра Яковлевича несет его внук Белавин Владимир. Портрет Белавина Леонида Александровича несет двоюродный брат Белавина Владимира.
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то!
Спасибо армии Российской,
Спасибо дедам и отцам
За то, что солнце светит нам!
Заключение
Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.
Теперь уже нет нашего старшего поколения, но история рода не обрывается, она продолжается в детях. А значит, и в памяти семейной. Историю творят не только герои, но и простые люди.
Я очень горжусь своими прадедушками. Как капля в море, как песчинка в пустыне, так и моя семья – это одна из миллионов страниц очень интересной и увлекательной книги под названием История России.
Подвиг, совершённый советским народом в Великой Отечественной войне, бессмертен, мы будем помнить об этом всегда!
Теперь и моя очередь нести эстафету бессмертия – чтить память о наших предках, восстанавливать и передавать из поколения в поколение духовную память о них. Теперь и я несу ответственность за наше будущее, храня в памяти наше прошлое. Считаю, что цель моей работы достигнута.
Пусть наши недруг знают, пока в России живут такие семьи, как Белавины, Ивановы, русский народ не сломить, а Россию не победить!
Наша гипотеза подтвердилась: Белавин Александр Яковлевич и Белавин Леонид Александрович внесли посильный вклад в дело Великой Победы. Именно из героизма таких солдат она складывалась. Именно такие простые люди приближали Победу. Они настоящие герои!
Использованные источники
1.Беседа с Барбашеновой В.Ф., бабушкой Чубаркиной Арины
2. Семейный архивный материал
3.Книжный фонд Азановской сельской библиотеки.
Ласточка
Петушок из русских сказок
Лепесток и цветок
Девчата
Мост Леонардо