Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_chto_v_imeni_tebe_moem.docx | 41.51 КБ |
Конкурс научно-исследовательских и творческих работ
«Тасимовские чтения»
Секция «Культура родного края»
«Что в имени тебе моем?»
Выполнила: Вахитова Виолетта Раилевна,
Кояновский филиал
МАОУ «Юговская средняя школа» 5 «а» класс
Научный руководитель: Букреева Александра Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
с. Кояново 2023
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………………………стр.1-2
2. Лингвистический анализ слова «имя»…………………………………………стр.2
3. Наука об именах…………………………………………………………………стр.2-3
4. Основная часть. Происхождение и значение имен.
4.1. Результаты анкетирования……………………………………………………стр.3
4.2. Происхождение имен………………………………………………………….стр.3-4
4.3. Значение имени. Имена моих одноклассников.
4.4. Имя Артем………………………………………………………………………стр.5
4.5. Имя Амир………………………………………………………………………..стр.5
4.6. Имя Мадина……………………………………………………………………...стр.5
4.7. Имя Диана……………………………………………. …………………………стр.5-6
4.8. Имя Виолетта…………………………………………………………………….стр.6
5. Выводы……………………………………………………………………………..стр.6
6.Заключение………………………………………………………………………….стр.7
7. Приложение………………………………………………………………………...стр.8-10
8. Список литературы………………………………………………………………....стр.11
.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
А.С.Пушкин
Это строки из стихотворения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Они меня заставили задуматься, что в имени моем.
Проблема: существуют тысячи имён: старых и новых, популярных и редких. Имена обучающихся нашего 5 «а» класса разные. Большинство родителей класса дали имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса. К сожалению, наши познания своего имени очень скудные. Анкетирование показало, что обучающиеся моего класса не все знают историю происхождения и значение своих имен. Однако многим из них интересна «история» своего имени. Поэтому решила узнать, откуда пришли наши имена и что они означают.
Цель: рассмотреть значение своего имени и имен одноклассников, узнать, откуда они произошли, и рассказать об этом ребятам.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Просмотреть имеющийся материал в Интернете.
3. Провести анкетирование среди своих одноклассников.
4.Узнать, какая наука изучает имена.
5.Выяснить происхождение и значение имен моих одноклассников.
Объект исследования: имена одноклассников.
Гипотеза: имя влияет на характер человека.
Предмет: толкование имен.
Методы исследования: изучение литературы по данной теме, выяснение значений самых распространенных и любимых имен, анкетирование, анализ лексического значения отдельных имен.
-1-
Актуальность: я считаю, что эта тема актуальна, потому что любому человеку интересно узнать происхождение и значение своего имени.
1. Введение. При регистрации рождения каждый гражданин нашей Родины получает личное имя и несет его всю жизнь. Имя - это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя. Выбор имени для ребенка – дело чрезвычайно важное и ответственное. Оно должно быть простым и красивым, соответствовать традициям и хорошо сочетаться с отчеством. Имя - это не просто красивый набор букв, радующих слух. Имя человека сродни визитной карточке. Полученное при рождении, оно будет сопровождать человека в течение всей его жизни, поэтому очень важно, какое из имен выберут родители для своего ребенка. Когда взрослые люди подыскивают младенцу имя, мало кто обращается к его истинному смыслу, заложенному в имя, и соотносит его с качествами, желаемыми для своего чада.
2. Лингвистический анализ слова «имя».
Лексическое значение: имя – это личное название человека, даваемое при рождении. (В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина «Русский толковый словарь», Москва «Русский язык» 1994, стр. 208)
Морфологические признаки: имя – имя существительное, нарицательное, неодушевленное, ср. р., разносклоняемое на – мя.
Синтактическая роль: имя в предложении может быть подлежащим, дополнением, сказуемым.
Морфемный состав: им – корень, я – окончание. Однокоренные слова: имечко, именины, именинник, именинница, именной, именитый, именитость, безымянный, безыменный, поименный, именовать. (А.Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Москва, «Просвещение» 1991, стр.211)
Слово имя имеет фразеологический оборот с шутливым значением, который используется в разговорной речи: Встретить как именинника, т.е. с почетом, с большим вниманием. (А.И. Фёдоров «Фразеологический словарь русского литературного языка» Москва, «Топикал» 1995, стр. 222)
3. Наука об именах. Онома́стика (от греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других... (Википедия)
-2-
Ономастика [от греческого ónoma — "имя"] — раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. (Лит. энциклопедия, 1929-1939)
Наука «ономастика» очень интересна, с ее помощью мужские и женские имена позволяют раскрыть некоторые тайны, ответить на многие вопросы, определиться с именем будущего ребенка, учитывая его значение. Наука «ономастика» утверждает, что определенная цифра соответствует каждому имени, что и наделяет имя набором характеристик, позволяющих определить характер человека, его судьбу, в том числе и совместимость с другими именами. В ономастике можно найти ответ на вопрос, почему ученые не рекомендуют называть родителям своих детей именами в честь какого-либо человека независимо от того, жив этот человек или уже умер. С помощью науки ономастики раскрывается также тайна имени, которое можно встретить в повседневной жизни довольно редко. Влияние таких редких имен на человека и его жизнь двояко. С одной стороны, человек с редким именем будет выделяться из толпы, привлекать внимание людей. Если этот человек творческий, раскрепощенный и свободный, то редкое имя может положительно отразиться на его жизни, придавая ему индивидуальности. Но редкое имя может также и испортить жизнь человеку, если он скромен, замкнут, любит одиночество и т.д. Такой человек из-за редкого имени может быть сильно закомплексован, что может обособить его от других людей.
4. Основная часть.
4.1. Результаты анкеты. Я провела анкетирование среди своих одноклассников . В 5 «а» классе 17 учеников. На вопрос: «Кто знает происхождение своего имени?» был получен следующий результат: 4 человека из класса знают происхождение своего имени, остальные 13 человек затруднились ответить на этот вопрос. Тогда я решила узнать историю происхождения имен.
4.2. Происхождение имен. Любое из имён откуда-то произошло и как-то образовалось в глубине веков. Имена личные люди имели во все времена во всех цивилизациях. У каждого народа они связанны с его культурой, бытом. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определённые культурно-исторические условия.
Русские имена. Большая часть древнерусских имен пришла на нашу землю вместе с христианством. Их можно разделить на следующие группы:
1) Общеславянские (например, Владимир, Всеволод, Мстислав).
2) Заимствованные. Здесь выделяются скандинавские (к примеру, Олег, Игорь), древнегреческие (Андрей, Алексей), римские (Виктор, Виталий), древнееврейские
- 3 -
(Гавриил, Илья) и другие.
3) Часто имена давались по святцам, то есть по календарному (церковному) календарю.
4) Определенную роль в образовании новых русских имен сыграла малограмотность населения: людям давали сложные христианские имена, которые сильно искажались при произношении. Например, Аквилина стала Акулиной, Деонисий – Денисом.
Татарские имена — самобытность и историческая многоликость. Разнообразие татарских имен. По разнообразию и количеству (около 25 тысяч!) татарские имена занимают одно из первых мест в мире. Их происхождение связано с различными экономическими, религиозными и культурными процессами, которыми так богата история татарского народа. Все татарские имена можно разделить на несколько групп:
1) Имена, которые относятся к языческой эпохе I-X веков и имеют тюркские корни. Одни из них указывали на принадлежность к тому или иному тотему – Илбуга (родина быка), Арслан (лев), Байтимер ( «бай»-богатое, «тимер»-железо). Другие выделяли определенные черты характера и социальное положение – Уразбикэ (счастливая княгиня), Алтынбикэ (золотая княгиня).
2) С принятием ислама в Х веке у Волжско-Камских булгар появляются арабские и персидские слова. В это время значение мужских и женских татарских имен либо совпадает с мусульманскими именами, либо приближено к ним – Габдулла, Гали, Фатыйма, Хадиджа, Шамиль.
3) После революции 1917 года вновь стали популярными древние тюркско-булгарские имена – Айдар, Алмаз, Чулпан, Булат. А такие архаичные имена, как Чаныш, Ташбай, Бикмулла исчезли из употребления. В это время возникают новые имена – Гулшат, Алсу, Лейсан, Азат.
4) Хорошо «прижились» на исконно татарской почве имена, заимствованные из европейских и славянских языков – Светлана, Марат, Роза, Эдуард, Ленар.
5) Фантазия татарского народа проявилась в сложных именах, которые образовались путем слияния отдельных элементов различных языков – Жантимер (персидский -тюрко-татарский), Галимбек (тюрко-татарский-арабский). Появились сложные арабско-персидские имена – Закирджан, Шахназар.
Среди женских имен много арабских. Значение женских арабских имен отличается
- 4-
красотой и позитивной энергией – Валия (святая), Залика (красноречивая), Латифа (красивая). Часть женских татарских имен образовались от мужских форм – Ильхамия, Джамиля, Фарида.
Из-за огромного разнообразия мужских и женских татарских имен, значения многих из них остаются непонятными. Но все эти имена отличает мелодичность и красота звучания.
Результат исследования (см. Приложение Таблица №1). По результатам исследования выяснилось, что имена моих одноклассников в основном заимствованные: 15 имен заимствованных, 2 имени старославянского происхождения. Большинство имен греческого происхождения – 6 имен, арабского – 3 имени, старославянского происхождения – 2 имени, еврейского – 2 имени, византийского происхождения – 1 имя, древнескандинавского – 1 имя, древнеримского – 1 имя, латинского – 1 имя.
4.3. Значение имени. Имена моих одноклассников. На вопрос: «Кто знает значение своего имени?» был получен такой ответ: 3 человека из класса знают значение своего имени, 14 человек затруднились ответить.
Самым распространенным именем в нашем классе является Артем. Его носят 4 человека. Давайте посмотрим, что оно означает.
4.4. Имя Артём (от греч. Ἀρτεμής — «невредимый, здоровый») — мужское имя, одно из популярных. Возникло как разговорная форма имени Артемий. Оно связано с именем богини Артемиды (др.-греч. Ἄρτεμις), которое возможно имеет догреческое происхождение. Исследователями возводится к др.-греч. ἀρτεμής «невредимый, здоровый».
ru.wikipedia Артём (имя) — Википедия.
4.5. Имя Амир. Очень звучное, короткое имя Амир, также необычно значение этого имени. Ами́р, Эми́р (араб. أمير [ами́р]; перс. امير ; ивр. אמיר ) — многонациональное и многоязычное мужское имя. В переводе с арабского означает «правитель, предводитель», с персидского – «бессмертный», а с иврита – «крона дерева». Эмир, Амир أمير перс. امير אמיר. Происхождение арабское, персидское, еврейское Род мужской. Этимологическое значение «принц», «князь», «начальник», «бессмертный», «крона дерева».
ru.wikipedia Амир (имя) — Википедия.
4.6. Имя Мадина. Среди женских татарских имен много арабских. Значение женских арабских имен отличается красотой и позитивной энергией. По данным анкетирования выяснилось, что самое необычное, загадочное имя в нашем классе Мадина. Арабское происхождение. Мадина — это искажённое название города Медина.
- 5 -
Переводится как «золотой город». Имеет варианты: Мадине, Мадинат, Мадихат, Мадият. Греческое происхождение. Мадина образовано от греческого имени Мадлина, означающее «придающая силы». Также является формой имени Маддалена (Магдалина).
ru.wikipedia
Мадина (имя) — Википедия.
4.7. Имя Диана. Очень часто имя девочке давали в честь какой-нибудь богини. Так имя Диана происходит от имени богини, которая в древнеримской мифологии была богиней Луны и охоты. Смысл имени в переводе - «божественная», «возвышенная». Еще одно значение имени Диана - «посланница здоровья и благодеяния». Диан - мужская форма имени Диана.
astromeridian
Интересные факты: Когда в Бангладеш выбирают имя для ребенка, таблички с различными именами ставят перед свечами, выстроенными в ряд. Свечи зажигают. Выбирается имя перед свечой, сгоревшей раньше других. В Западной Африке обычно имена связывают с каким-то событием, происшедшим непосредственно перед рождением ребёнка. В Китае девочкам дают имена цветов и деревьев, а мальчикам - имена разных животных.
4.8. Имя Виоле́тта — женское имя, этимологически происходит от латинского viola — фиалка. Более всего популярно в Италии, Испании и во Франции. Варианты имени распространены в Великобритании, США и других странах. В США Violet занимает 589-е место по популярности среди родителей новорожденных (по итогам 2004 года).
Интересно, что в итальянском имя имеет также мужские формы — Violo или Violetto.
ru.wikipedia Виолетта — Википедия.
Значения имен моих одноклассников наглядно отражены в таблице (см. Приложение Таблица №2).
5. Выводы. Исследовав проблему «Значение и происхождение имён моих одноклассников», мне стало ясно, что многие ребята не знают происхождения и значения своего имени, некоторые из них называют его неверно. Но абсолютно всем им интересна «история» значения происхождения своего имени, и они хотели бы её узнать. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) По результатам исследования выяснилось, что имена моих одноклассников в основном заимствованные: 15 имен заимствованных, 2 имени старославянского
- 6 -
происхождения. Большинство имен греческого происхождения – 6 имен, арабского – 3 имени, старославянского происхождения – 2 имени, еврейского – 2 имени, византийского происхождения – 1 имя, древнескандинавского – 1 имя, древнеримского – 1 имя, латинского – 1 имя.
2) Если говорить о значениях имен моих одноклассников, то по данным исследования видно, что каждое имя имеет свое значение. Каждое имя по-своему красиво, звучно, мелодично. 59% считают, что значение имени полностью совпадает с его характером, 41% - только частично. Вывод: в нашем классе не оказалось ни одного ученика, у которого значение его имени совсем не отражало бы его характер.
3) Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. В этом году я работала над темой «Что в имени тебе моем?», и эта работа мне очень понравилась. Ещё я увидела что это, действительно, интересная и большая тема для исследования, и с ней можно работать не один год. Работа по этой теме может быть продолжена и дополнена новыми данными.
6. Заключение.
Имена, имена…
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
А. Бобров
Имена – особые слова, каждый человек имеет свое имя. Имя дают ребёнку при рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний. Из собственных наблюдений, бесед со взрослыми, я выяснила, что значение имени накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу. Помнить нужно одно: «Не имя красит человека, а человек имя». Имя человека - это судьба человека, именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, необходимо каждому из нас. Но какие бы имена мы не носили, только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась: имя влияет на характер человека.
- 7 –
Приложение.
Таблица № 1. Происхождение имен моих одноклассников.
№ | Имя | Знаешь ли ты происхождение имени | Древнерусское | Календарное (церковное) | Славянское | Заимствованное |
1 | Алапанова Мадина | _ | арабское | |||
2 | Баутдинов Артем | + | греческое | |||
3 | Беляев Артем | _ | греческое | |||
4 | Вахитова Виолетта | _ | латинское | |||
5 | Габидуллин Данил | _ |
| древнееврейское | ||
6 | Дровняшин Кирилл | _ | греческое | |||
7 | Ильзигитов Рамиль | _ | арабское | |||
8 | Ишметов Амир | _ | арабское | |||
9 | Кабанов Артемий | + | древнегреч. | |||
10 | Кузин Владислав | _ | старослав. | |||
11 | Любимов Александр | + | древнегреческое | |||
12 | Мурсалимов Артем | _ | греческое | |||
13 | Машанов Родион | _ | из Византии | |||
14 | Рахматуллин Глеб | _ | древнескандинавское | |||
15 | Смирнова Елизавета | _ | еврейское | |||
16 | Соколова Олеся | + | древнеславянское | |||
17 | Султангулова Диана | _ | древнеримское |
- 9 -
Таблица №2. Значение имен моих одноклассников.
№ | ФИ обучающегося | Знаешь ли ты значение своего имени? | Значение имени |
1 | Алапанова Мадина | _ | «золотой город», девушка из большого города, везучая, дающая силу |
2 | Баутдинов Артем | _ | невредимый, здравый, безупречного здоровья |
3 | Беляев Артем | _ | невредимый, здравый, безупречного здоровья |
4 | Вахитова Виолетта | + | фиалка |
5 | Габидуллин Данил | _ | бог, священный |
6 | Дровняшин Кирилл | _ | повелитель, владыка, господин |
7 | Ильзигитов Рамиль | _ | чудесный, волшебный |
8 | Ишметов Амир | _ | правитель, предводитель |
9 | Кабанов Артемий | _ | невредимый, здравый, безупречного здоровья |
10 | Кузин Владислав | _ | владей славой |
11 | Любимов Александр | + | защитник, мужественный |
12 | Машанов Родион | _ | герой, героический |
13 | Мурсалимов Артем | _ | невредимый, здравый, безупречного здоровья |
14 | Рахматуллин Глеб | _ | наследник богов |
15 | Смирнова Елизавета | _ | богом я клянусь |
16 | Соколова Олеся | + | лесная, живущая в лесу |
17 | Султангулова Диана | _ | божественная, возвышенная |
- 10 -
Список литературы:
1. Тихонов А.Н. «Школьный словообразовательный словарь русского языка», Москва, «Просвещение» 1991, стр.211).
2) Фёдоров А.И. «Фразеологический словарь русского литературного языка» Москва, «Топикал» 1995, стр. 222).
3) Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. «Русский толковый словарь», Москва, «Русский язык» 1994, стр. 208).
4. Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.
5. Вартаньян Э.А. Занимательно об именах»/ - Москва: Просвещение, 2009.
6. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. / Т2 И-О – М.: Русский язык, 1978.
7. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений./ – М.: Азбуковник, 1999.
8. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.
9. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л.: Лениздат, 1991.
10. Интернет- ресурсы.
- 11 -
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Ледяная внучка
Цветок или сорняк?
Как нарисовать небо акварелью
«Течет река Волга»