В работе "Мой род казачий" размещен материал о казачьей родословной. Содержание материаа отражает участие кубанской семьи в истории страны, края. Материал может быть использован на уроках кубановедения, в рамках патриотического воспитания младших школьников.
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Гостил я у дедушки и бабушки в селе Майкопском. Дедушка был еще на работе. Бабушка сидела за книгой, увлеченно читала, что-то выписывала в тетрадь. Мне стало интересно, что за книгу читала бабушка? Ёе, обычно, как преподавателя английского, часто можно было увидеть со сборником заданий или учебником по английскому языку. А в этот раз в её руках была красочная книга «Кубань – казачий край!». Я не сдержал любопытства и спросил её о том, что она читает.
- Дедушке готовлю материал для урока.
-А почему про Кубань? Ты на английском пишешь? А как понять – казачий край? У меня возникали вопросы один за другим, бабушка не успевала отвечать. Потом она позвала меня, я сел поближе и стал внимательно её слушать.
-В нашей школе открылись казачьи классы. Ребята в них будут изучать историю своих предков – казаков. А дедушка будет вести у них кружки по истории казачества. Я решила помочь ему в подготовке. Да мне и самой интересно знать, как все начиналось. Мы ведь некоренные жители Кубани, переселились с Урала. Кубань стала для нас родным домом. Здесь родился твой папа, мама. Мы должны знать местные обычаи и уважать культуру.
А вот и дедушка пришёл. На нем был не привычный для меня пиджак, а новая черно – красная форма, на рукаве эмблема с литерами ККВ. Я радостно воскликнул: «Дедушка – ты казак!». А дед спокойно ответил, что только познаёт историю казачества, что, не смотря на возраст, ему еще далеко до истинных казаков. Вот так прошел мой первый, но далеко не последний урок по истории казачества. В этот вечер дедушка рассказал мне о далеком 1792 году, о времени, когда на кубанские земли впервые ступила нога казаков. Не помню, как уснул, но в мыслях я плыл на корабле вместе с черноморскими казаками к берегам Тамани.
Летом пасека моего папы стояла в станице Ильинской Новопокровского района. Мы поехали помочь папе. В станице гостил мой друг, крёстный папы Егор. Там живут его дедушка и бабушка. Родители мамы Егора, тёти Люды, тогда я её так называл, потому, что еще не ходил в 1 класс, она не была для меня учительницей Людмилой Александровной. На пасеке в поле было жарко и душно, мы поехали в станицу к бабе Зине. Во дворе был кирпичный дом, а рядом стоял не дом, не домик, а глиняное жилище. Пойдёмте в хату, там прохладно, пригласили нас хозяева. Мне было семь лет, но я много читаю, много слов знаю, но что такое хата, не знал, не понял куда идти. Все пошли в глиняное жилище, я догадался – в хату. Обстановка внутри меня не удивила, диваны, стол, стулья, телевизор, это я все видел. Мое внимание привлёк угол комнаты, там висела большая икона. Увидев, куда обращен мой взгляд, тётя Люда пояснила – это святой Николай – Угодник, это икона. Она висит на этом месте более 70 лет. Её повесили, когда построили эту хату. Это от моей прабабушки и прадедушки. Они были казаками. Это они строили эту хату, вешали икону, когда стали жить в ней. Потом здесь жили мои дедушка и бабушка. Со временем в хате все поменялось, но икону не трогали. Егору тоже стало интересно узнать о своих прабабушке и прадедушке. Тетя Люда достала семейный альбом и начала рассказывать. Казаки стали заселять станицу Ильинскую еще в 18 веке. Станица была военной крепостью во время Турецкой войны. По окончании военных действий на Кавказе, станица стала жить мирной жизнью, как и многие кубанские станицы. Казаки несли военную службу и возделывали поля. К сожалению фотографий прапрадедушки не сохранилось, а вот прадедушку мы увидели на старом черно – белом фото. В 19 веке тяжелое время выпало на долю казаков. Гонение, преследование за веру.
В семье долгое время мало что говорили о прошлом. Больше всех знал дед, прадед Егора, но он не любил об этом рассказывать. «Главное помнить ! » - говорил он- И просить Божьей защиты». « А деда я сама хорошо помню,- сказала тётя Люда, - и каким он был, могу рассказать».
- Расскажи, расскажите! – в один голос с Егором прокричали мы и стали внимательно слушать.
Бражников Иван Андреевич родился в 1928 году. Как и многие в то время, получил только начальное образование. Дед смышленым был с детства. После начальной школы продолжил самообразование. Рано пошел работать в поле. Помимо физического труда, вел счет, запись урожая. Считал трудодни колхозников. В 1942 году ушёл на фронт, встав на защиту Родины. Служил снайпером, поэтому всё время на передовой. В составе56-й армии освобождал Кавказ. Дважды был ранен и контужен. Первый раз под Новороссийском. Второе ранение получил в Пруссии 17 января 1945 года, когда с боевыми товарищами гнал врага в его «логово». Осколком бомбы были перебиты рука и нога. Почти сутки дедушка пролежал на морозе и в снегу. Только на следующий день, после боя его нашла и откопала из сугроба поисковая собака. Если бы не она… А однажды, в воспоминаниях, дедушка говорил: «Закрывались глаза, дыхание замирало в ту страшную, холодную ночь на чужбине. А перед глазами стояла родная хата, икона в красном углу избы, мать манила рукой. Откуда брались силы пошевелить оконевшей рукой, превозмогая боль от ранения, снова глубоко дышал и молился.
Почти год дед Ваня провел в военном госпитале г.Бузулука Оренбургской области. Перенёс пять сложнейших операций на ноге. Врачи сделали все, что могли. Левая нога сохранилась, но стала короче правой. В 1946 году дедушка вернулся в родную станицу. За боевые заслуги он был награжден орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны I степени, многочисленными медалями. Нам мальчишкам интересно было к ним прикоснуться, мы почувствовали гордость за нашего прадедушку. Мне , почему – то тоже, захотелось быть его правнуком. А тётя Люда продолжала рассказ. – Не смотря на ранения, в мирное время дед не сидел, сложа руки. Его трудно было застать дома. Но это не значило, что он не выполнял домашние дела. Вставал с восходом солнца, косил сено, кормил корову, свиней, птицу гнал на речку. Во дворе был идеальный порядок, в мастерской все лежало по полочкам. Спросите: «А семья помогала ему в работе?»
- Конечно. Но он проявлял такую заботу о нас, давал лишний часок утром бабуле поспать. Сына, отца моего, воспитывал строго, в казачьих традициях, но делал это как то по особому, даже, если отцу доставалось за что – то, то обиды не возникало. Дед был очень справедливым. Всегда объяснял свои поступки, сам был примером во всем. Будучи инвалидом II группы, он 30 лет проработал в колхозе «За мир». Был удостоен звания «Заслуженный колхозник» ,«Ветеран труда» .Трудился в садоводческой бригаде. Такие сады росли в станице под его четким руководством. А во дворе какой сад был! Таких яблок, груш, слив. Пожалуй, ни у кого в станице не было. Вокруг двора и во дворе бабы Зины и сейчас было много деревьев. – Это прадедушкины? - спросили мы. – Это от прадедушки, но сажал уже дед Саша.
В девяностые годы на Кубани стало активно возрождаться казачество. Настали новые времена. В станице Ильинской образовалось казачье общество. Прадедушка одним из первых стал его членом. Вступил в казачество и дед Саша. Они получили казачью форму. Стали выполнять различные общественные поручения. Дед стал активно возрождать музей по истории казачества. Был частым гостем в школах, где проводил уроки и мира и уроки истории. Прадедушка был еще и очень музыкальным человеком. Он знал столько народных казачьих песен. Это у меня в крови , говорил он. Прадеду в свои семьдесят лет хватило сил и энергии организовать ильинский фольклорный хор «Горлинка». Возродить казачью песню в станице. Взрослый мужчина, ветеран Великой отечественной войны, как ребёнок радовался, когда в краевой столице хору присвоили звание «Народный». Тут послышался женский голос , в соседней комнате запела бабушка Зина. Мы с Егором переглянулись, усмехнулись, нам бы современным что –нибудь поритмичней надо было бы. Но в память о прадедушке, дослушали до конца. Песня была о коне – верном друге казака. Слова её были целым историческим событием.
- На сегодня хватит истории! Подвела итог тётя Люда! Идём – те есть казачьи пироги и узвар пить. А кто не хочет узвар, можно холодную сколотинку попрововать. На камом языке она говорила, я не стал спрашивать, уж больно попробовать всего хотелось. Вечером мы путешествовали по станице. Были на конюшне, в станичном музее.
В сентябре я шёл в первый класс. Надо было принимать решение – пойти в простой класс или в класс казачьей направленности. Выбор был очевиден. Второй год я изучаю историю и культуру кубанского казачества. Теперь , приезжая в село Майкопское , я рассказываю деду Толе и бабе Тане о событиях прошлого и настоящего казачества. Теперь казачка тётя Люда – моя первая учительница Людмила Александровна, преподает нам азы наук и историю казачества. Это о её предках казаках я написал в своем сочинении. Егор тоже учится в классе казачьей направленноти. Вместе с ним мы хотим расти достойными казачатами. Хранить память предков – благое и верное дело.
А в память о первой поездке в казачью станицу Ильинскую мы с мамой сделали поделки «Хата казака» и подарили бабе Зине и Людмиле Александровне.
Дорогая мамочка!
Большое счастье мамой быть,
Иметь детей и их растить.
Но это и огромный труд,
Случается, что дети мам не берегут.
Пусть все, что детям отдается,
Вдвойне с любовью к вам вернется.
С праздником, моя любимая, родная,
Незаменимая.
Тво__________________________
_____________________________
Дорогая мамочка!
Большое счастье мамой быть,
Иметь детей и их растить.
Но это и огромный труд,
Случается, что дети мам не берегут.
Пусть все, что детям отдается,
Вдвойне с любовью к вам вернется.
С праздником, моя любимая, родная,
Незаменимая.
Тво__________________________
_____________________________
Дорогая мамочка!
Большое счастье мамой быть,
Иметь детей и их растить.
Но это и огромный труд,
Случается, что дети мам не берегут.
Пусть все, что детям отдается,
Вдвойне с любовью к вам вернется.
С праздником, моя любимая, родная,
Незаменимая.
Тво__________________________
_____________________________
Дорогая мамочка!
Большое счастье мамой быть,
Иметь детей и их растить.
Но это и огромный труд,
Случается, что дети мам не берегут.
Пусть все, что детям отдается,
Вдвойне с любовью к вам вернется.
С праздником, моя любимая, родная,
Незаменимая.
Тво__________________________
_____________________________
Дорогая мамочка!
Большое счастье мамой быть,
Иметь детей и их растить.
Но это и огромный труд,
Случается, что дети мам не берегут.
Пусть все, что детям отдается,
Вдвойне с любовью к вам вернется.
С праздником, моя любимая, родная,
Незаменимая.
Тво__________________________
_____________________________
Дорогая мамочка!
Большое счастье мамой быть,
Иметь детей и их растить.
Но это и огромный труд,
Случается, что дети мам не берегут.
Пусть все, что детям отдается,
Вдвойне с любовью к вам вернется.
С праздником, моя любимая, родная,
Незаменимая.
Тво__________________________
_____________________________
Дорогая мамочка!
Большое счастье мамой быть,
Иметь детей и их растить.
Но это и огромный труд,
Случается, что дети мам не берегут.
Пусть все, что детям отдается,
Вдвойне с любовью к вам вернется.
С праздником, моя любимая, родная,
Незаменимая.
Тво__________________________
_____________________________
Дорогая мамочка!
Большое счастье мамой быть,
Иметь детей и их растить.
Но это и огромный труд,
Случается, что дети мам не берегут.
Пусть все, что детям отдается,
Вдвойне с любовью к вам вернется.
С праздником, моя любимая, родная,
Незаменимая.
Тво__________________________
_____________________________
Рукавичка
Простые новогодние шары из бумаги
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Что есть на свете красота?
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)