Каждый год на родине М.А. Шолохова проводятся литературно-этнографические праздники, связанные с жизнью и творчеством писателя. В прошлом году я с родителями была на празднике «Конь казаку всего дороже», который проходил на станичной конюшне. Мне очень понравилось это мероприятие. Самый большой интерес у меня вызвали традиционные состязания казаков, появилось много вопросов, на которые захотелось получить ответы. Так родилась идея узнать о воинских традициях донских казаков, роли лошади в жизни казака, сравнить прошлое и настоящее.
Это и определило цель работы – изучить ратные традиции донских казаков и их возрождение на современном этапе.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_folklor_i_etnografiya_efremova.docx | 55.89 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шолоховская гимназия, станица Вешенская»
Шолоховского района Ростовской области
_________________МБОУ Шолоховскаягимназия»_______________________
346270, ст. Вёшенская, Шолоховский район Ростовская область, ул. Сосновая 61
Телефон 21-9-62
Итоговый индивидуальный проект
Тема: «Вешенские шермиции: возрождение казачьих традиций»
Подготовила:
Букина Ангелина Петровна
учащаяся 9-А класса,
МБОУ Шолоховская гимназия,
Руководитель:
Лукашева Елена Петровна,
учитель истории
МБОУ Шолоховская гимназия,
ст. Вёшенская,
2019 год
Оглавление
1.Введение | 3 |
2. Вёшенские шермиции: возрождение казачьих традиций | |
2.1 Военная культура донских казаков | 4 |
2.2 Вёшенские шермиции | 7 |
2.3 Занятия на музейной конюшне как важный фактор формирования военных и патриотических начал подрастающего поколения. | 11 |
3. Заключение | 13 |
4. Литература. | 13 |
Введение
Каждый год на родине М.А. Шолохова проводятся литературно-этнографические праздники, связанные с жизнью и творчеством писателя. В прошлом году я с родителями была на празднике «Конь казаку всего дороже», который проходил на станичной конюшне. Мне очень понравилось это мероприятие. Самый большой интерес у меня вызвали традиционные состязания казаков, появилось много вопросов, на которые захотелось получить ответы. Так родилась идея узнать о воинских традициях донских казаков, роли лошади в жизни казака, сравнить прошлое и настоящее.
Это и определило цель работы – изучить ратные традиции донских казаков и их возрождение на современном этапе.
Задачи исследования:
Гипотеза – сегодня происходит активное возрождение традиционного уклада жизни донского казачества с использованием лошадей в быту и на военной службе .
Объект исследования - военные традиции донских казаков
Предмет исследования – Вешенские шермиции
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические:
2. Практические:
Библиографическая база работы представлена различными группами источников:
1. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», книга Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона.
2.Сборник научных статей «Музей-заповедник: экология и культура», рассказывающий об истории Вешенских шермиций.
3.Газетные публикации, материалы из научно-фондового отдела ГМЗШ, архивные данные, которые знакомят с историей военных традиций казаков Верхнем Дону.
4. Воспоминания старожилов, материалы бесед с сотрудниками музея, позволяющие осуществить практический метод исследования.
Структура исследовательской работы включает в себя введение, в котором определены цель, задачи, гипотеза, методы исследования; основную часть, где собран материал, знакомящий с военным укладом казаков и историей Вёшенских шермиций, представлены результаты исследований, анализ полученных данных и заключение, которое содержит обобщение материала и выводы по работе.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что будущее страны зависит от молодого поколения, воспитанного на традициях своих предков. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Данный материал можно широко использовать на уроках истории, краеведения, литературы, во внеурочной и экскурсионной деятельности.
2.1 Военная культура донских казаков
Слово КАЗАК – тюркского происхождения, в переводе означает «вольный человек» или «легковооружённый воин. Казачество – социально-этническая и историческая общность людей, сложившаяся на южных окраинах русских земель, отличающаяся специфическими особенностями своей экономической, политической и духовной жизни».
В XVII - нач. XX вв. приравнено к военному сословию России с особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей военной повинности. Донское казачье войско – самое старое из казачьих войск России (год его образования, «старшинства» – 1570), самое большое по численности (население в 1917 году – 1 млн. 526 тыс. человек) и по занимаемой площади (свыше 12 млн. десятин). Оно делилось на 10 округов.
Главным в жизни казака-мужчины была военная служба, она осознавалась как важнейший долг. Особенностью военной службы казаков было и то, что казак являлся на призыв полностью экипированным: со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и, главное, на боевой лошади, к которой предъявлялся целый ряд требований. Всё это справляла семья казака, поэтому обмундирование и снаряжение именовалось «справой». Казачья справа подробно изображена в сцене призыва Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Самой главной статьёй расхода казака было приобретение строевого коня, для многих семей такие расходы были неподъёмными. У неимущих казаков был один способ приобрести справу: они шли служить за счёт хутора, а хутор за это на время действительной службы казака сдавал в аренду его пай земли.
На Дону испокон веков к лошадям относились бережно и с уважением. Казак и лошадь были связаны неразрывными узами: как говорили старики, лошадь была для казака чуть ли не дороже жены. Лошадей своих казаки часто выращивали для себя сами от лучших кобылиц и производителей. За такими жеребятами ухаживали как за детьми, баловали их и, вырастая, такой конь платил своему хозяину преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Лошади были приучены к походу и к бою, в сабельной рубке даже порой кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, в случае его гибели долго тосковал, не подпуская чужих, не брал из рук пищу, голодая по несколько дней.
Любовь казака к коню отображена и в поговорках.
Казак с конём ночью и днём.
Вся родня не стоит коня.
Коня гони не кнутом, а овсом.
Казак сам не съест, а коня накормит.
Казак без коня, что воин без ружья.
Формирование воина в казачьей культуре происходило поэтапно, и каждый этап представлял собой инициальные обряды, связанные с возрастными особенностями. Обычно выделяют младенческую, подростковую и юношескую инициации.
Младенческая инициация состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб. Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Дед традиционно дарил шашку или ружье, а все друзья отца непременно дарили «военный» подарок: патрон пороха, стрелу, лук, пулю.
С 1835 года, когда казаки стали именоваться сословием, именно в этот период младенческая инициация трансформировалась в обряд – «посвящение в казаки». В обряде, как правило, участвовали станичные старики, атаман, члены правления. Посвящение в казаки проходило, когда казачонку исполнялось шесть лет. По этнографическим записям Бориса Николаевича Проценко «Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков» (1996 г.), обряд проходил так: «На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода, атаман каждому из них надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок рода такого-то», важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов» [6].
С первых сознательных шагов мальчиков приучали к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутником казака на всех путях его жизни – и мирных, и военных. От знания повадок лошадей, навыков обращения с ними подчас зависела сама жизнь казака. Постепенно сфера воспитания мальчиков расширялась, в нее включались навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т.п. Именно это и входило в подростковую инициацию, которая проходила в 13-15-летнем возрасте.
В конце XIX века донской историк и первый директор Донского музея Харитон Иванович Попов писал: «Мальчиком казак играл в айданчики на станичной улице, наметывая себе глаза, или, прыгая и бегая, гонял кубарь. Едва хватало у него силы, он уже брал пищаль и шел стрелять чутких дроф или скакал по степи, загоняя сорвавшийся в метель табун. Он ползал на животе, подкрадываясь к зверю, он переплывал Дон, спасаясь от татар, он знал, что промах из ружья для него – часто смерть или плен. Он делал сам все то, чему теперь мы учим казака на случай войны, учителем его была жестокая, смертельная опасность, а это учитель суровый!..» [7].
Главные события юношеской инициации у 17-19-летних парней: обучение в летних военных лагерях и публичные состязания молодых казаков. Вот такое описание лагеря для «малолеток» дает П.Н. Краснов: «…Когда была введена перепись «малолетков», то все достигшие 19-летнего возраста собирались в заранее назначенном месте на лучших конях и в полном вооружении. На ровном месте, возле речки, разбивался большой лагерь, где в продолжение месяца обучались малолетки воинскому делу под руководством стариков, в присутствии атамана. Одних учили на всем скаку стрелять; другие мчались во весь дух, стоя на седле и отмахиваясь саблей, третьи ухищрялись поднять с разостланной бурки монету или же плетку» [8].
Инициации и шермиции регламентировали воинскую подготовку казаков, дисциплинируя их, закрепляя навыки владения оружием, конем. К 20-ти годам, моменту призыва на действительную службу, казак был подготовленным воином.
Являясь энциклопедией казачьей жизни, роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» повествует о становлении казака-воина. Вот как рассказывает писатель об обряде посвящения Григория Мелехова:
«Я знал, Гришка, - подвыпив, на прощанье говорил Пантелей Прокофьевич и, волнуясь, гладил серебряные с чернью волосы, - знал давно, что из тебя добрый казак выйдет. Год от рождения тебе сравнялся, и по давнишнему казачьему обычаю вынес я тебя на баз – помнишь, старуха? – и посадил верхом на коня. А ты, сукин сын, цап его за гриву ручонками!.. Тогда ишо смекнул я, что должон из тебя толк выйтить. И вышел [9].
Еще один отрывок из «Тихого Дона» рассказывает о военной науке: «Со времени, когда Чубатый учил Григория рубке, «баклановскому» удару, ушло много воды. За две войны Григорий «наломал» руку. Шашкой владеть – не за плугом ходить. Многое постиг он в технике рубки. Никогда не продевал кисти в темляк: чтобы легче было кинуть шашку из руки в руку в короткий, неуловимый миг. Знал он, что при сильном ударе, если неправильный будет у шашки крен, вырвет ее из руки, а то и кисть вывихнет. Знал прием, очень немногим дающийся, как еле заметным движением выбить у врага оружие или коротким, несильным прикосновением парализовать руку. Много знал Григорий из той науки, что учит умерщвлять людей холодным оружием» [12].
Приведенные цитаты рассказывают, как М.А. Шолохов в «Тихом Доне» показал все этапы подготовки казака-воина в мирное время и военное лихолетье.
Многие пословицы отразили взаимоотношение казака и коня – лучшего друга и помощника в бою. «Казак с конем – ночью и днем», «Конь казаку всего дороже» и др. Эта аксиома много раз подтверждается на страницах великого «Тихого Дона». Чего только стоят откровения Христони, когда он, придя к соседям Мелеховым, жалуется, что занявшие хутор красные забрали его коня: «Голос Христони сполз на шепот, огромная ладонь вытерла смоченную слезинкой глазницу. Но, тряхнув здоровенной, с польской котел, головой, покряхтел и уже как будто застыдился своих слез.
- Ты чего, Христоня? – посмеиваясь, спросил Петро, первый раз увидевший Христонины слезы…
- Воронка взяли… На Германскую на нем ходил… Как человек был, ажник умнее… На конюшню глянуть боюсь! Обмертвел баз…» [13].
В «Тихом Доне» М.А. Шолохов даёт следующее описание донского коня: «У него маленькая сухая змеиная голова. Уши мелки и подвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он – кровный донец. Мало того: он очень высоких кровей, в жилах его ни капли иномеси, и порода видна во всём…». Выведенная казаками порода полностью соответствовала их представлению о хорошей боевой лошади: манёвренна, вынослива, неприхотлива. Очень быстро Донская лошадь распространилась по всему Придонью.
2.2 Вешенские шермиции
В среде казаков-воинов вырабатывались особые ритуалы, обычаи и обряды, связанные с войной, оружием и ратным делом. Некоторые из них вошли в традиционные праздничные состязания, получившие название «шермиции», которые сегодня привлекают все больше внимания.
Одно из ранних описаний шермиций как праздничного, ритуального явления казачьей воинской культуры имеется у донского казака, есаула Евлампия Никифоровича Котельникова в «Статистическом описании В. Курмоярской станицы», напечатанном в «Чтениях Московской Общественной Истории» 1863 г.: «… торжественные станичные кампании были на Троицын день и на Масленицу. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знаменами, съезжались верхи на рубеж с общественной силушкою. Там делали шермиции и кулачные бои…» [1].
В записках «Картины былого Тихого Дона», писателя и публициста Петра Николаевича Краснова читаем: «На рубеже устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, примерные бои, что называлось тогда шермициями, и дрались на кулачках» [2]. П.Н. Краснов также дает еще одну характеристику понятию шермиции – «ученье оборотам казачьей службы» и называет их «хитрые шермиции».
Говоря о происхождении слова шермиции, отметим, что исследователи пытались выявить его истоки.
Ученый-филолог Алексей Василькович Миртов в своей работе «Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков» изданной в 1929 году, считает, что это слово может иметь польские корни [3].
С другой стороны, этимология этого слова, возможно, имеет восточно-славянское происхождение. Подтверждение находим в былинах киевского цикла, где встречается слово «шурмовать», что означает «ударить, бросать, разорять», «шурматить, шурмовать (копьем) – орудовать», запись былин проводилась на русском Севере. «Шурмует и винтует» на коне Илья Муромец, что означает джигитует и наездничает. «Как и еду ле я с вами в стольно Киев-град, Я грометь, шурмовать да стольно Киев-град» (былина «Илья Муромец и Калин-царь»). Или: «А правой рукой копьем шурматит» («Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муромцем») [4].
В сборнике старинных русских пословиц филолога, книговеда Павла Константиновича Симони есть поговорка: «Конем воевать, а копьем шурмовать» [5].
Все это свидетельство того, что шермиции (их также называют «домашние игры») занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта, устанавливают межпоколенные связи. Шермиции демонстрировали военную выучку и дух казаков. В этих обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них народ демонстрировал жизнестойкость и жизнеутверждающее начало, выявлял лучших и достойных, вырабатывал образцы поведения для подражания. Именно шермиции помогали сохранить исторические корни, ценность и традиции казаков.
Для того чтобы возродить традиции донских казаков и показать взаимоотношения воина и его верного четвероногого друга, в музее-заповеднике М.А. Шолохова и проводится ежегодный литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вешенские шермиции», посвященный Дню Великой Победы и дню рождения писателя.
В 2015 году решили показать подготовку казака-воина через традиционные воинские казачьи обряды, проведя показательные соревнования по основным дисциплинам, входящим в шермиции. Многие из них доступны для реализации силами сотрудников музея-заповедника. Естественно, при подготовке мероприятия сотрудники музея используют богатое литературное наследие М.А. Шолохова. Так в составе музейного праздника «Конь казаку всего дороже» появились «Вешенские шермиции». Это мероприятие проходит ежегодно в мае.
Праздник проходит на территории конюшни музея-заповедника. Начинается праздник, можно сказать, с разминки, когда все желающие могли выбрать для себя какой-либо вид состязаний, традиционно входящий в шермиции: поучаствовать (под присмотром инструктора) в «работе» с пикой и нагайкой, освоить правильную посадку в седло, показать умение в метании копья или ножа, в стрельбе из пневматического ружья и лука, рубке шашкой по движущейся и неподвижной мишени. Надо отметить, что все виды «были задействованы», но самые большие очереди собирали стенды, где была организована стрельба по мишеням.
Большая роль отводится различным видам конных соревнований. На ипподроме определены участки для проведения гладких скачек (без препятствий), конкура, джигитовки. На специально огороженном участке сооружен фрагмент Сетраковских казачьих лагерей, где можно осмотреть лагерные палатки, полевые шалаши, место приготовления пищи на костре, крытые повозки, элементы конской упряжи.
Для детей (вместе с родителями) в сеннике и каретной проводятся мастер-классы. Дети учатся изготовлению фигурок лошадей из глины, ткани, травы, росписи сувениров, резьбе по дереву, лозоплетению, пескографии, граттажу и т.д., катаются верхом на лошади и на пони. Желающие могут совершить экскурсию по конюшне, ознакомиться с организацией ее работы. Любители сувениров делают покупки в передвижной лавке. Для тех, кто на свежем воздухе нагулял аппетит, работает полевая кухня.
Литературно-художественная композиция посвящена жизни казачьего лагеря, опирается на описание М.А. Шолоховым жизни казаков на сборах: «За хутором Сетраковым в степи рядами вытянулись повозки с брезентовыми будками. Невидимо быстро вырос городок, белокрыший и аккуратный, с прямыми улочками и небольшой площадкой в центре, по которой похаживал часовой. Лагеря зажили обычной для мая месяца, ежегодно однообразной жизнью. По утрам команда казаков, караулившая на попасе лошадей, пригоняла их к лагерям. Начиналась чистка, седловка, перекличка, построения. Зычно покрикивал заведующий лагерями штаб-офицер, шумоватый войсковой старшина Попов, горланили, муштруя молодых казаков, обучавшие их урядники. За бугром сходились в атаках, хитро окружали и обходили «противника». Стреляли по мишени из дробовиц. Казаки помоложе охотно состязались в рубке, постарше – отвиливали от занятий» [14].
На праздник в Вешенскую приезжают представители и участники из многих регионов страны: Москвы, Воронежа, Дагестана, Астраханской области и др. Большое внимание привлекают конные состязания по конкуру, где наездники соревнуются на время и чистоту преодоления препятствий.
Кроме того, зрителям демонстрируется знаменитая атака казачьей лавы. (Лава казачья – особый вид рассыпного строя у казаков; употребляется для атаки и маневрирования, с целью утомления и расстройства сил противника). На практике лава была универсальным боевым порядком, применяемым для атаки или встречного боя или отступления и грозным боевым приемом, вызывавшем у противника страх и ужас (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
На музейном празднике во время атаки лавой предоставляется возможность зрителям оказаться прямо в центре боя и почувствовать всю остроту момента, так как группа желающих может находиться прямо на пути лавы, укрываясь за поставленным «углом» заграждением из плетня. Такое «погружение в обстановку» надолго запоминается любителям острых ощущений.
Кульминацией праздника является джигитовка. Всадники под руководством чемпиона России по джигитовке С.Беркалиева (сотрудника этнографического отдела музея-заповедника М.А. Шолохова) на полном скаку перед зрительской трибуной показывают скачку стоя на двух лошадях одновременно, фланкировку на ходу одной и двумя шашками, стойку на седле вниз головой, попеременно демонстрируют соскок, «обрыв», «мулю», подхват предмета с земли и т.д.
Как отмечают сотрудники музея-заповедника М.А. Шолохова, литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вешенские шермиции» будет и дальше развиваться и обогащаться новыми элементами. Но уже сегодня можно сказать, что он выполняет очень важные функции по возрождению, сохранению и популяризации традиций казачьей воинской культуры, народных праздников и обрядов донских казаков, воспитанию подрастающего поколения и молодежи на основе интереса к познанию национальных самобытных традиций и обычаев, воспитанию патриотизма и ответственности за судьбу страны.
«Праздник проходит на самом высоком организационном уровне, он стал точкой притяжения для гостей не только из соседних регионов, но и со всей России, а также из зарубежья. Это мероприятие подтвердило свою необходимость и стало одной из визитных карточек региона», – отметил заместитель губернатора Ростовской области Михаил Корнеев. Праздник, возрождающий казачьи традиции, приобрел большую известность не только в Ростовской области, но и за ее пределами, его признали учредители Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards.
«Всегда радостно встречаться в этот день накануне священного праздника – Дня Победы, когда мы вспоминаем былую и настоящую славу России, славу казаков, славу воинской гордости страны. Мы вспоминаем величие тех людей, которые сражались и в Европе, и в Сибири, тех, кого до сих пор называют «русскими кентаврами». Это то, чем можно и нужно гордиться. И важно сохранить эту память», – сказал депутат Государственной Думы РФ Александр Шолохов.
Из бесед с сотрудником этнографического отдела Болдыревым В.А. я узнала, что география участников «Вешенских шермиций» постоянно расширяется. На праздник приезжают не только земляки из разных концов Ростовской области, но и гости из Воронежа, Волгограда, Санкт-Петербурга, Москвы, даже Азербайджана. Казаки из Ямало-Ненецкого округа впервые побывали в Шолоховских краях год назад. А теперь привезли на праздник большую группу детей из интерната, для которых это стало настоящим событиям. «Большое спасибо каждому, кто работает в государственном музее-заповеднике за то, что сохраняют нашу историю», - отметил вахмистр Денис Тихонов (Ямало-Ненецкий автономный округ).
2.3. Занятия на музейной конюшне как важный фактор формирования военных и патриотических начал подрастающего поколения.
Культурно-образовательное пространство региона является важным фактором, приобщающим молодое поколение к возрождению национального самосознания, сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождению народных традиций, возвращению к вере. Народная культура донесла до наших дней традиции, которые не должны быть утеряны и стёрты урбанизированной массовой культурой. Поэтому в музее реализуется программа, ориентированная на изучение, сохранение и передачу следующим поколениям уникальных обрядов и традиций Донских казаков, в том числе, связанных с военной службой казаков, с ролью лошади в жизни казака и основами верховой езды казаков, казачьего мастерства.
Сотрудниками этнографического отдела музея-заповедника проводится большая работа по изучению, сохранению, пропаганде традиционного образа жизни Донского казачества, уклада как в быту, так и на военной службе, популяризации традиций верховой езды донских казаков.
Гармоничному вхождению личности ребёнка в культурное пространство казачьего этноса призвана способствовать программа «Верхом по Верхнему Дону». Программа рассчитана на детей и молодёжь в возрасте от 10 до18 лет. Её целью является ознакомление детей и подростков с казачьими обычаями, освоение ими этнокультурных традиций региона, направленных на сохранение, возрождение и пропаганду уникальных особенностей казачьей жизни, быта, донского коневодства на Верхнем Дону. Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть даёт представление об истоках донского казачества, его традициях и обычаях, о роли коня в жизни казака, об изображении коня в разных видах искусства, а также об основах коневодства и правилах взаимодействия с лошадьми. Практическая часть предполагает освоение умений, формирование и развитие навыков по изученным темам.
Программа выстроена по принципу сквозных тем:
Быт и уклад донских казаков.
Степная жизнь донских казаков.
Казаки – народ военный.
Конь – как основной участник обрядовых традиций.
Игры и забавы донских казаков.
Конь в казачьей культуре.
Основные понятия коневодства.
Экстерьер лошади.
Стати лошади.
Масти лошадей.
Породы лошадей.
Поведение и взаимодействие всадника с лошадью.
Основы питания лошадей.
Основы ухода за лошадьми.
Амуниция для лошади.
Элементы казачьего верхового мастерства.
Конный спорт.
Формой реализации программы является кружок. Данная форма выбрана не случайно, т.к. она помогает объединить детей по интересам с целью приобретения, углубления, расширения умений, связанных с этнографической составляющей края.
Основные формы работы: лекции, экскурсии, беседы, консультации, фольклорные праздники, исторические реконструкции, театрализованные представления, показательные выступления, кинопросмотры, мастер-классы, викторины, встречи с интересными людьми. Все это способствует любви к истории своей страны, своей малой Родины,
Из беседы с учащимся 9б класса Лапченковым Денисом я узнала, что он посещает конюшню уже 6лет, Во время занятий ребята не только знакомятся с историей казачества, коневодства на Дону, но и учатся общаться с лошадьми, ухаживать за ними, тренируются выполнять трюки.
А Гусева Ангелина рассказала, что ходит на конюшню с 4-х лет, очень любит лошадей, ей нравится с ними работать. Её хобби - конный спорт, а конкретно джигитовка, которой она занимается с 9 лет. Ангелина уверена, что лошади останутся значительной частью её жизни.
Перед началом работы над исследованием я провела опрос среди учащихся гимназии. В нём приняло участие 50 человек. Ребятам предлагалось ответить на ряд вопросов, чтобы узнать их мнение о возрождении казачьих традиций в настоящее время, о празднике «Вешенские шермиции».
Результаты опроса показали, что среди опрошенных
74% | Положительно относятся к возрождению казачьих традиций сегодня |
53% | Соблюдают казачьи традиции |
68% | Посещают мероприятия, которые проходят на музейной конюшне |
79% | Нравятся проводимые мероприятия |
26% | Знают историю конюшни |
37% | Знают историю Вешенских шермиций |
89% | Считают, что конь казаку всего дороже |
Таким образом, можно прийти к выводу, что большинство из опрошенных положительно относятся к казачьим традициям, их возрождению сегодня и активно посещают музейные мероприятия. Тем не менее, значительная часть респондентов не знакома с историей музейной конюшни и шермициями у казаков. Поэтому, я думаю, что используя материал моей работы, во внеклассной работе, на уроках краеведения можно ликвидировать этот пробел.
Заключение.
В ходе исследования мной был собран материал по данной теме, изучены военные традиции донских казаков, проведен сравнительный анализ данных о прошлом и настоящем во взаимоотношениях казаков и лошадей. Была подтверждена гипотеза исследования - сегодня происходит активное сохранение и возрождение традиционного уклада жизни донского казачества с использованием лошадей в быту и на военной службе. Большую роль в этом играет, конечно, Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Собирая материал по данной теме, я встречалась со многими людьми, которые помогли мне в работе. Очень благодарна за помощь сотрудникам этнографического отдела музея-заповедника М.А. Шолохова В.В Болдыреву, С.А. Беркалиеву. Работа над исследованием показала, что есть еще много вопросов, которые требуют изучения. Я хочу продолжить начатую тему.
Литература
Приложения
Вода может клеить?
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Домик зимней ночью
Знакомимся с плотностью жидкостей