Международная научно-практическая конференция по иностранным языкам «Культурное наследие народов Сибири: вчера, сегодня, завтра»
Тезисы научно-практической работы
«Отметим по-семейски», или феномен самобытных старообрядцев Бурятии
Н.П.Соснина
Научный руководитель: Суранова Ю.А., преподаватель английского языка
ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
п. Селенгинск
Вложение | Размер |
---|---|
sosnina_a.p.text_.docx | 24.28 КБ |
Международная научно-практическая конференция по иностранным языкам «Культурное наследие народов Сибири: вчера, сегодня, завтра»
Тезисы научно-практической работы
«Отметим по-семейски», или феномен самобытных старообрядцев Бурятии
Н.П.Соснина
ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
п. Селенгинск
Введение. 2022 год посвящен культурному наследию народов России в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей.
Говоря о культурном наследии народов Сибири, мы не можем обойти вниманием культуру старообрядцев.
Уникальность традиционной этнокультуры старообрядцев (семейских) Бурятии признана сегодня не только в России, но и во всем мире. В 2001 году уникальная этнокультура семейских была признана ЮНЕСКО «шедевром духовного и нематериального наследия человечества».
Для того чтобы лучше понять культурное наследие старообрядцев, я решила изучить их праздники, дошедшие до наших дней, т.к. они являются частью культуры.
Цель работы: выявить и обобщить сведения о праздниках старообрядцев, дошедших до наших дней, проследить их внедрение в нашу повседневную жизнь и культуру.
Задачи:
Гипотеза: я считаю, что сведения, полученные в результате исследования, будут способствовать приобщению к системе культурных ценностей старообрядцев, а также помогут в дальнейшей передаче традиций новым поколениям.
Методы исследования: сбор, систематизация информации, анализ полученных данных, опрос.
Объект исследования: традиционная народная культура старообрядцев Сибири
Предмет исследования: праздники старообрядцев Бурятии, дошедшие до нас.
Актуальность исследования: обусловлена современными социально-культурными задачами сохранения и развития лучших традиций этнических культур народов России. В старообрядческую культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые традиции. Одной из форм приобщения к культуре старообрядцев является участие в их традиционных праздниках.
Семейские, в силу религиозно-этических убеждений, сохранили в своем быту и духовной жизни многие стороны обрядности в неискаженном виде. Обрядовый фольклор условно можно разделить на календарный и бытовой.
К праздникам старообрядцы относились особо: их отмечали также строго, как и посты. Всякая работа, кроме домашней прекращалась уже накануне вечером, устраивались всенощные богослужения. В праздники надевали самые лучшие, нарядные одежды и ходили друг к другу в гости.
Семейские, как и их старорусские предки, чтут языческие праздники: Святки, Масленицу и Купалу. Отмечают праздники и народными гуляньями, которые привлекают туристов, и своим кругом — с застольями и песнями. Старообрядческие застолья у жителей Бурятии вошли в поговорку. Если что-то отпраздновали от души, с размахом, говорят: «Отметили по-семейски».
Святки, святые дни, празднуются от Рождества до Крещенья и представляют собой большой, шумный и веселый праздник. Помимо ряжения, Святки предполагают большой набор обычаев, обрядов, игр, примет. Среди них– святочный обычай ходить по домам – «машкарадить». Встречали машкарат с уважением и радостно. Считалось грехом не пустить ряженых.
За неделю до Пасхи отмечалось Вербное воскресенье. Распустившиеся почки вербы считались в этот день наделенными особой магической силой. Заготовленными с вечера ветками этого растения похлестывали детей, приговаривая: «Верба, верба, вербоклест, не болей мой прирост». Вербу ставили не только на «божницу» в красный угол, но крепили и в опорные столбы заборов, в стайки скота. Верба была своеобразным оберегом для всей семьи и хозяйства.
Светлое Христово Воскресение является величайшим из христианских праздников. Пасха отличалась на селе широко. Было принято вставать с рассветом, чтобы посмотреть в «душник», как восходит солнце. Все домашние приветствовали друг друга возгласами: «Христос воскрес» и ответом «Воистину воскресе». За завтраком разговлялись яйцами. Ребятишки рассаживались в переднем углу с приготовленными заранее шапками, а отец или дед одаривали их крашеными яйцами, выделяя особо послушных. Потом дети убегали на гору катать яйца по желобкам. В течение дня яйцами обменивались, давали знакомым. Вечером сравнивали, кто больше набрал.
Летние дни не были для семейских праздными. Только на Петров и Ильин день старались не работать и не мыться в бане. После Ильи не разрешалось купаться в реке. Вода, по поверьям, в это время считается «гадкой и нечистой». Сельскохозяйственный год крестьянина завершался на Покров. Ждали снега, приговаривали: «Батюшка Покров; землю покрой, сохрани ее и согрей, к новому урожаю приготовь».
В ходе исследования я посещала библиотеки нашего района, изучала периодические издания, литературу, просматривала различные интернет - статьи о праздниках старообрядцев. Мне удалось найти немало статей, в которых отражены празднования и народные гуляния.
Изучив, обобщив и проанализировав полученные данные, я подготовила и провела опрос среди студентов, насколько они осведомлены о праздниках, которые пришли к нам со старообрядцами. Оказывается, многие даже не догадываются о том, что эти праздники относятся к традициям старообрядцев.
На основе материалов данного исследования можно проводить тематические классные часы, внеклассные мероприятия с целью приобщения к культуре родного края.
Список литературы
Тезисы научно-практической работы
"Let's celebrate in a semey way", or the phenomenon of the original Old Believers of Buryatia
N.P. Sosnina
SAPEI RB "Polytechnic College"
Selenginsk
Introduction. The year 2022 is dedicated to the cultural heritage of the peoples of Russia in order to popularize folk art and preserve cultural traditions, historical and cultural monuments, ethnic and cultural diversity, cultural identity of all peoples and ethnic communities.
Speaking about the cultural heritage of the peoples of Siberia, we cannot ignore the culture of the Old Believers.
The uniqueness of the traditional ethnic culture of the Old Believers (Semei) of Buryatia is recognized today not only in Russia, but throughout the world. In 2001, the unique ethnoculture of the Semey people was recognized by UNESCO as a "masterpiece of the spiritual and intangible heritage of mankind."
In order to better understand the cultural heritage of the Old Believers, I decided to study their holidays that have survived to this day, because. they are part of the culture.
The purpose of the work: to identify and summarize information about the holidays of the Old Believers that have come down to our days, to trace their introduction into our daily life and culture.
Tasks:
1. To study and analyze newspaper articles, photographs, documents, materials from Internet resources about the Old Believers of Siberia.
2. Consider the traditional holidays of the Old Believers in literary sources.
3. Conduct a survey among students of the technical school to identify knowledge about the holidays of the Old Believers.
4. Create materials to familiarize students with class hours.
Hypothesis: I believe that the information obtained as a result of the study will contribute to the introduction of the Old Believers to the system of cultural values, and will also help in the further transmission of traditions to new generations.
Research methods: collection, systematization of information, analysis of the obtained data, survey.
Object of study: traditional folk culture of the Old Believers of Siberia
Subject of research: the holidays of the Old Believers of Buryatia, which have come down to us.
Relevance of the study: due to modern socio-cultural tasks of preserving and developing the best traditions of the ethnic cultures of the peoples of Russia. The Old Believer culture includes festive and ritual, family and household traditions passed down from generation to generation. One of the forms of familiarization with the culture of the Old Believers is participation in their traditional holidays.
Semey, by virtue of religious and ethical convictions, have preserved in their everyday life and spiritual life many aspects of rituals in an undistorted form. Ritual folklore can be conditionally divided into calendar and everyday folklore.
The Old Believers treated the holidays in a special way: they were celebrated as strictly as the fasts. All work, except for homework, was stopped the night before, and all-night services were held. On holidays, they put on the best, smartest clothes and went to visit each other.
Semeisky, like their old Russian ancestors, honor pagan holidays: Christmas time, Maslenitsa and Kupala. Holidays are also celebrated with folk festivals that attract tourists, and with their own circle - with feasts and songs. Old Believer feasts among the inhabitants of Buryatia have become a proverb. If something was celebrated from the heart, on a grand scale, they say: "Noted in a family way."
Christmas time, holy days, are celebrated from Christmas to Epiphany and are a big, noisy and fun holiday. In addition to dressing up, Christmas time involves a large set of customs, rituals, games, signs. Among them is the Christmas custom of going from house to house - “mascara”. Mashkarat was met with respect and joy. It was considered a sin not to let the mummers in.
Palm Sunday was celebrated a week before Easter. Blooming willow buds were considered on this day to be endowed with special magical powers. With the branches of this plant harvested in the evening, they whipped the children, saying: “Willow, willow, willow, do not hurt my growth.” The willow was placed not only on the "goddess" in the red corner, but also fastened to the supporting pillars of fences, to flocks of livestock. Willow was a kind of amulet for the whole family and household.
The Bright Resurrection of Christ is the greatest of Christian holidays. Easter differed widely in the village. It was customary to get up at dawn to look through the "ventilator" as the sun rises. All the households greeted each other with exclamations: "Christ is risen" and the answer "Truly risen." At breakfast they broke the fast with eggs. The children sat in the front corner with hats prepared in advance, and their father or grandfather presented them with colored eggs, highlighting especially obedient ones. Then the children ran up the mountain to roll the eggs along the grooves. During the day, eggs were exchanged, given to friends. In the evening they compared who scored more.
Summer days were not idle for the family. Only on Petrov and Ilyin's day did they try not to work and not to wash in the bathhouse. After Elijah, it was not allowed to swim in the river. Water, according to popular belief, at this time is considered "nasty and unclean." The agricultural year of the peasant ended on Pokrov. They were waiting for snow, saying: “Father Pokrov; cover the earth, save it and warm it, prepare it for a new harvest.
In the course of the study, I visited the libraries of our district, studied periodicals, literature, browsed various Internet articles about the holidays of the Old Believers. I managed to find many articles that reflect the celebrations and festivities.
Having studied, summarized and analyzed the data obtained, I prepared and conducted a survey among students on how much they are aware of the holidays that came to us with the Old Believers. It turns out that many do not even realize that these holidays belong to the traditions of the Old Believers.
Based on the materials of this study, it is possible to conduct thematic class hours, extracurricular activities in order to familiarize with the culture of the native land.
Bibliography
1. Bazarov B.B. Problems of traditional culture of the peoples of the Baikal region. Ulan-Ude, 1999.
2. Beletsky P. Transbaikal schismatics // Siberian schismatics: Siberian collection. 1901. V. 1.
3. Bolonev F.F. Calendar customs and rituals of family. -Ulan-Ude: Buryat, book. publishing house, 1975.
4. http://soyol.ru/personas/poets-and-writers/370/ - Culture and art of Buryatia
5. https://ruvera.ru/articles/prazdniki_staroobryadchestva - Russian faith. Holidays as part of the culture of the Old Believers.
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Акварель + трафарет = ?
Твёрдое - мягкое
Ёжикина Радость
Сказка про Серого Зайку