Конкурс проектных и исследовательских работ "Мой первый проект". Целью данного проекта было исследовать: нужны ли пословицы и поговорки в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tekst.docx | 21.86 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа с.Алексеевка Аркадакского района
Саратовской области
Конкурс проектных и исследовательских работ
«Мой первый проект!»
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
ВИД РАБОТЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
СЕКЦИЯ – РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Авторы:
учащиеся 5 класса
МБОУ-СОШ с.Алексеевка
Руководитель:
Шмелева Н.В.
учитель русского языка и литературы
с.Алексеевка 2022г.
Слайд 1. Предлагаем вашему вниманию проект по русскому языку и литературе «Пословицы и поговорки». Авторы проекта – учащиеся 5 класса МБОУ-СОШ с.Алексеевка, руководитель – Шмелева Н.В., учитель русского языка и литературы.
Слайд 2.
Введение
Слайд 3. С самого раннего детства мы слышим от своих родителей и бабушек коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Позже на уроках литературы в школе мы узнали, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.
Нас очень заинтересовала эта тема, и мы решили продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословицы и поговорки».
Слайд 4. Актуальность исследования:
Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности
Слайд 5. Объект исследования – пословицы и поговорки русского народа.
Предмет исследования – устная и письменная речь школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что пословица не утеряла своей актуальности в речи современных людей.
Цель исследовательской работы: выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в современной речи.
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по теме «Пословицы и поговорки русского народа».
2.Выделить тематические группы пословиц.
3.Познакомиться с имеющейся в школьной библиотеке литературой о пословицах и поговорках
4. Провести анкетирование учащихся школы, проанализировать полученные данные
Слайд. 6
Слайд 7. Пословицы и поговорки часто путают-будьте внимательны.
Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом.
Например; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами
Например; «остаться с носом» - быть обманутым
Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино с носом
«медвежья услуга» - помощь, которая обращается во вред.
Слайд 8.Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности еще до появления письменности. Автором пословиц и поговорок является народ. Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, передали, запомнили, внесли что-то своё… Так пословицы и поговорки передавались из уст в уста от поколения к поколению.
Слайд 9.
Откуда эти пословицы и поговорки?
Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству русского языка и использовали их в своих произведениях.
Давайте вспомним: «И осталась старуха у разбитого корыта»(«Сказка о рыбаке и рыбке » А.С. Пушкина )
«Кому велено чирикать - не мурлыкайте» («Путаница» К.И. Чуковского)
«А воз и ныне там»( басня И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»)
Слайд 10. Изучив теоретический материал, мы увидели, что пословицы и поговорки можно разделить на тематические группы.
Вот некоторые из них
Слайд 11. Пословицы о дружбе
Слайд 12. Пословицы и поговорке о семье
Слайд 13. Пословицы об учебе
Слайд 14. Пословицы и поговорки о доброте
Слайд 15. Пословицы о труде
Слайд 16. Знакомство с имеющейся в школьной библиотеке литературой о пословицах и поговорках. К сожалению, такой литературы в библиотеке оказалось немного.
Слайд 17. Среди учащихся школы было проведено анкетирование, в котором приняли участие 15 учащихся с 6 по 10 класс.
Слайд 18.
Слайд 19. Учащимся было предложено ответить на вопросы..о
1.Нужны ли пословицы в наше время?
2. Используете ли вы и ваши знакомые пословицы и поговорки в своей речи?
И выполнить следующие задания
3. Продолжите пословицы и поговорки
Без труда –
Не имей 100 рублей,
За двумя зайцами погонишься –
Волков бояться-
Любишь кататься-
Семь раз отмерь –
По одежке встречают-
Береги платье снову, а
4. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?
Слайд 20. Результаты опроса были проанализированы
Слайд 21. Были получены следующие результаты:
1. Нужны ли пословицы и поговорки в наше время?
Да -100% нет-0%
2. Используете ли вы и ваши знакомые пословицы и поговорки в своей речи?
Да – 80% нет- 20%
3.Продолжите пословицы и поговорки
Справились с заданием полностью- 74%
не справились – 26%
4. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?
Справились с заданием-53%
Слайд 22. Заключение
Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и давно проверены временем. Они жили, живут и будут жить среди нас. Как на крыльях, пословицы и поговорки перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет она.
Можно сказать, что пословицы и поговорки делают нашу речь краше и интереснее, но мы не поняли бы их, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Главное в этом деле понять то, что говорит пословица или поговорка.
Поступай так, как велит народная мудрость - не ошибешься и с легкостью найдешь выход из затруднительной ситуации
Прекрасная арфа
Заповеди детства и юности
Можно от Солнца уйти...
Фокус-покус! Раз, два,три!
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши