Знакомясь с творчеством Кустодиева, я поняла, что он оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному. Интерактивное пособие проиллюстрирует мой рассказ о самобытности творца, приоткроет удивительную страницу жизни русского народа в начале 20 века. Это наша история. И мы должны ее знать.
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия №16 «Интерес»
Тема: «Создание интерактивного пособия на тему «Праздничная Русь Бориса Кустодиева»
Автор: ученица «г» класса
МОУ гимназия № 16 «Интерес»
Фазылова Алиса
Руководитель работы:
Т.Н.Мантрова
Содержание
1.Введение______________________________________________________3-4 стр.
2.Основная часть_________________________________________________5-9стр.
3.Заключение____________________________________________________10 стр.
4.Этапы проектной деятельности____________________________________11стр.
5.Список литературы______________________________________________12стр.
1.Введение
Яркое и самобытное творчество Бориса Михайловича Кустодиева -- увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. Он работал в разных жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт, делал эскизы декораций к спектаклям, шаржи, иллюстрации к книгам и т.д. Его работы очень яркие, насыщенные, наполненные жизнью. Он любил изображать праздники, народные гулянья, массовые сцены. Смотря на даты написания картин, а это начало 20 века, в т.ч. 17-27 года, никогда не подумаешь, что это были очень тяжелые годы для страны. По его картинам можно изучать традиции, моду, привычки, уклад жизни русского человека того времени.
Этого художника еще при жизни высоко оценили и признали современники: Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна - широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.
Напоминать о счастье, о празднике жизни- в этом он видел долг художника. Мастер хотел выразить в картинах любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому. Чтобы рассказать о счастье, привычно примелькавшиеся краски непригодны; нужны краски особые. Кустодиев искал и нашел их в народных традициях и вкусах. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение. В наше непростое время очень важно сохранять это искусство и передавать из поколения в поколение. В этом я вижу актуальность своей работы.
Цель работы: доказать, что художник в своем творчестве умел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни.
Задачи:
Предмет изучения: картины, посвященные жизни русского народа в начале 20 века
Объект изучения: творчество художника Б.М.Кустодиева
Гипотеза: проанализировав творческое наследие художника Бориса Кустодиева, я смогу убедиться, что оно стало символом времени, что художник сумел оставить нам неповторимый облик той непростой поры.
Проблема: создание интерактиввного пособия поможет мне понять жизнь России в далёком прошлом.
Методы исследования:
3. Практический метод
2.Основная часть
2.1. Особенности творчества художника.
Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С. Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903).Работа была сложная. Он вместе со своим учителем писал портретные этюды и зарисовки к картине и даже целиком написал правую часть полотна.
В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922).
В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами.
Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды.
Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917). Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий.
В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом» 2.2.История написания работ
В 1906 г. Кустодиев пишет картину «Ярмарка». Ей он открывает целый цикл, посвященный этому явлению. Полотно заставляет погрузиться в динамичный ярмарочный мир. Живые эмоции захватывают зрителя, и он становится как бы непосредственным участником действа. В центре картины – двое стариков. Кажется, словно один рассказывает о покупке валенок, которые держит подмышкой. Возможно, он объясняет за сколько купил их. Чуть левее стоит женщина и выбирает грабли. Торговец ненадолго отвлекся от нее, чтобы поговорить с другим покупателем. На подобном торгу может обсуждаться цена товара и его лучшие качестве. Торговец стремится продать его как можно выгоднее для себя. Это происходит под ярмарочный гул. Картина словно шумит, веселится.
Художник часто изображал не только народные гуляния, но и беседы светских людей. Русский народ отличался своей пестротой, которую стремился запечатлеть Кустодиев. Подобной многоликостью обладает картина «Гуляние на Волге». На ней изображены светские дамы с лентами и цветами, щеголи, одетые по последней моде. Эта работа, как и предыдущая, наполнена звучанием. На таких прогулках молодые люди и барышни могли встретиться, обсудить последние новости и обменяться любезностями.
После ярмарочной серии картин Кустодиев переходит к купчихам. Используя, на первый взгляд, вычурные цвета, он рисует образ женщины, сложившийся в русском фольклоре. На картине «Купчиха за чаем» взгляд дамы направлен вдаль. Она плавно подносит к своим губам блюдце с чаем. У нее нет недостатка в пище. Купчиха нетороплива и проводит свое время в праздности. Именно в таком ритме и живет практически любой провинциальный город на исходе XIX в Однако, чем ярче и праздничнее становились картины Кустодиева, тем мрачнее была его реальность. Художник написал «Купчиху за чаем» в 1918 г., после революции 1917 г., когда старая, радостная «Кустодиевская Русь» была уничтожена. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.
Тут был русский пейзаж, который любят народные мастера, сказочники, песенники Руси. Яркий, как на лубке, веселый, как народная игрушка. Где еще в Европе столько золота клали на купола, золотые звезды бросали по синему? Где еще есть такие маленькие веселые церквушки, отраженные в низине вод, как на просторах России? Полотно для картины художник взял большое, женщину поставил в рост, во всей ее русской красе. Над буйством красок властвовал лиловый с багрянцем цвет. Он был наряден, праздничен и вместе с тем взволнован.
А женщина красива и величава, как широкая Волга за ее спиной. Это - русская Елена прекрасная, знающая силу своей красоты, за которую ее и выбрал в жены какой-нибудь купец первой гильдии. Это спящая наяву красавица, стоящая высоко над рекой, как стройная белоствольная береза, олицетворение покоя и довольства.
На ней длинное, переливающееся шелком платье тревожного фиолетового цвета, волосы зачесаны на прямой пробор, темная уложенная коса, в ушах блестят серьги-груши, на щеках теплый румянец, на руке украшенная узорами шаль. Она столь же естественно вписывается в волжский пейзаж с его красочностью и простором, как и окружающий ее мир: там и церковь, и птички летят, и река течет, пароходы плывут, и молодая купеческая пара идет - тоже залюбовались красавицей-купчихой. Все движется, бежит, а она стоит, как символ постоянного, лучшего, что было, есть и будет.
«Масленица». 1916г. Холст, масло,89х190см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Большое полотно «Масленица», пронизанное светом, безудержным счастьем и весельем, Кустодиев пишет после операции. Картина экспонировалась на выставке «Мир искусства» осенью 1916 года. Посетил вернисаж и хирург Стуккей, которого работа потрясла до глубины души: «Откуда в этом прикованном к креслу человеке такая жажда жизни? Откуда такой праздник? Откуда эта невероятная сила творчества? Может, его искусство – это его лучшее лекарство?». В композиционном построении полотна центральное место отводится мчащейся тройке. Здесь же и кулачные бои, балаганы и народные гулянья. Продолжая впоследствии эту тему, Кустодиев создаёт ещё две колоритные работы – в 1919 и 1920 году.
В 1917 году в комиссии Академии художеств по приобретению художественных произведений происходит конфликт по поводу покупки картин Кустодиева («Масленица»). Член комиссии Р. Берггольц заявляет, что она должна покупать картины, а не лубки. Однако Кустодиева не сломили непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с И. Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадёжно ортографические», критики вспоминали лубочность полотен мастера. Художник до последних дней продолжал воспевать то, что было дорого его сердцу. По словам самого Кустодиева, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому были единственным сюжетом картин. Праздничный город с тянущимися ввысь церквами, колокольнями, купами заиндевевших деревьев и дымками из труб увиден с горы, на которой разворачивается масленичное веселье. Кипит мальчишеский бой, летят снежки, подымаются в гору и несутся дальше сани. Вот восседает кучер в синем кафтане, радуются празднику сидящие в санях. А навстречу им напряженно устремилась серая лошадь, управляемая одиноким возницей, который слегка обернулся к едущим следом, словно подзадоривая посостязаться в скорости. А внизу - карусель, толпы у балагана, гостиных рядов! А в небе - тучи птиц, всполошенные праздничным звоном! И все ликует, радуясь празднику... Обжигающая, необъятная радость захлестывает, глядя на полотно, уносит в этот разудалый праздник, в котором ликуют не только люди в санях, у каруселей и балаганов, звенят не только гармошки и бубенцы - здесь ликует и звенит одетая снегами и инеем вся неоглядная земля, и каждое дерево ликует, каждый дом, и небо, и церковь, и даже собаки ликуют вместе с мальчишками, катающимися на санках.
Это - праздник всей земли, русской земли. Небо, снег, пестрые толпы людей, упряжки - все расцвечено зелено-желтыми, розово-голубыми переливающимися красками.
Но, вот что говорит о творчестве художника А. Бенуа: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».
Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.
Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.
2.3.Мастерство художника
Яркое и самобытное творчество Бориса Михайловича Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков.
Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции...
Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.
Кустодиев - верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения. Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу. За "лубочность" его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.
3.Заключение.
Знакомясь с творчеством Кустодиева, я поняла, что он оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.
Прикованный к инвалидной коляске и по ночам кричащий от боли, Борис Кустодиев создал свои самые яркие полотна. На картинах он писал неудержимую тройку, румяных статных красавиц, настоящие русские праздники. По воспоминаниям дочери, после революции художнику предлагали уехать за границу. Он отказался.
Учитель, выдающийся живописец Илья Репин называл Бориса Кустодиева «богатырём русской живописи». Любовь к своему делу стала для Кустодиева сильнее смерти. Он был страдальцем и одновременно творцом, зовущим к радости, воспевающим в своих произведениях красоту жизни. Всё, что делал художник, ослепительно ярко, свежо. Непосвящённому зрителю изначально трудно поверить, что создатель мощных образов был тяжело больным человеком.
Только три русских живописца удостоились чести разместить свои прижизненные автопортреты в знаменитой итальянской галерее Уффици: Орест Кипренский, Иван Айвазовский и Борис Кустодиев. В 1910 году к Борису Кустодиеву обратился министр народного просвещения Италии Луиджи Кредаро: «Мы желаем пополнить нашу галерею произведением ныне живущего большого художника».
Очень трудно было выбрать среди всего творческого наследия художника что-то лучшее. Все его творения одинаково хороши. В интерактивном пособии мы поместили картины, ярко характеризующие его стиль работы, показывающие, что художник Кустодиев- русский человек, что ему дорого и близко все, что связано с его Россией: будни, праздники…
Интерактивное пособие проиллюстрирует мой рассказ о самобытности творца, приоткроет удивительную страницу жизни русского народа в начале 20 века. Это наша история. И мы должны ее знать.
4.Этапы проектной деятельности
I этап – подготовительный
На этом этапе мы:
- поставили цель и задачи проекта;
- определили предмет и объект исследования;
II этап – исследовательский
III этап - проектный
5.Список литературы
1. Камминг Роберт. Живопись. М.: Слово, 1997.- 104с.: ил.
2. Орлова Е.. Борис Михайлович Кустодиев: история русской живописи в 20-ти книгах. М.: Рипол классик , 2014.- 40с.:ил.
3. Рубцов Н. Последняя осень. М.: Эксмо, 2002.- с.287.
Интернет- ресурсы.
Два плуга
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Круговорот воды в пакете
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
На горке