Цель проекта
Собрать сведения о своем прапрадедушке Афанасьеве Никифоре Самсоновиче и донести информацию до детей. Подготовить лэпбук для обучающихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
morozov_oleg._pamyat_o_geroe_sberegu.docx | 42.61 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Хоринский район
МБОУ «Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Международной научно-практической конференции юных исследователей
«Первые шаги»
Тема: «Память о Герое сберегу»
Выполнил ученик 5 класса
Морозов О.Ю.
Научный руководитель
Морозова Е.Н., учитель начальных классов
у. Тэгда 2023 г.
Давно уже закончилась война,
И поросли травой её дороги.
Фронтовиков родные имена
В сердцах людей хранятся многих
Введение
У нашего села очень богатая история. Очень много хороших, знаменитых людей жили и живут в нашей Тэгде, прославляют ее. В моей семье из поколения в поколение передается история нашего прапрадедушки, Героя Советского Союза Афанасьева Никифира Самсоновича.
Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышал о войне, ведь каждая годовщина победы - это особо – почитаемый нашей семьей праздник. С раннего детства я знаю, что мой прапрадед Герой Великой Отечественной Войны. Прадедушка и моя бабушка часто рассказывали нам о нем.
В центре нашего села в 2019 году силами родственников и односельчан был установлен бюст моего прапрадеда и вечный огонь, в память о всех воинах земляках, воевавших в той страшной войне. Мы с одноклассниками, возвращаясь со школы, часто проходим мимо мемориала, и я обнаружил: что многие мои одноклассники не знают о подвиге моего прапрадеда - Героя. Поэтому я хочу посвятить свою работу прапрадедушке и считаю тему работы очень важной, так как мы, представители нового поколения должны знать о наших предках, сделавших все, чтобы завоевать для нас мирное небо, и передавать память о их подвиге нашим потомкам.
Актуальность проекта: представители нового поколения должны знать о Героях-земляках, сделавших все, чтобы завоевать для нас мирное небо, и передавать память о их подвиге своим потомкам. Жизнь Афанасьева Н.С достойна, чтобы ее знали, помнили и гордились. Мой прадедушка был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внес посильный вклад в Великую Победу.
Проблема: обучающиеся Тэгдинской школы мало знакомы или вовсе незнакомы с подвигом Героя односельчанина Афанасьева Н.С.
Цель работы: собрать сведения о своем прапрадедушке Афанасьеве Никифоре Самсоновиче и донести информацию до детей. Подготовить лэпбук для учащихся школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- провести анкетирование учащихся школы
- изучить семейный архив (фотографии, военный билет, другие документы) времён Великой Отечественной войны; подготовить информацию об участии моего прадеда в боевых действиях;
- подготовить лэпбук.
Жизнь Афанасьева Н.С достойна, чтобы ее знали, помнили и гордились. Мой прадедушка был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внес посильный вклад в Великую Победу.
Продукт проекта: лэпбук, содержащий наиболее важную информацию, наградные листы, описание боевого пути Героя.
Практическая значимость проекта: лэпбук может использоваться в дальнейшем для изучения жизни и боевого пути Героя, может применяться на уроках мужества, уроках истории. Может быть выставлен в школьном музее. Он будет служить многим поколениям будущих школьников.
Этапы работы:
1 этап. Анкетирование учащихся школы (январь)
Мы вместе с моей мамой и классным руководителем разработали анкету для учеников школы и провели анкетирование.
Целью исследования было определить знают ли учащиеся обучающиеся школы о ветеране войны, жителе нашего села – Афанасьеве Никифоре Самсоновиче.
В анкетировании участвовало 35 обучающихся школы. Оказалось
23 человека знают, что мой дедушка ветеран войны
10 человек знают, что мой дедушка Герой Советского Союза
13 человек знают, что дедушка был снайпером
И совсем не знают, о подвигах моего деда.
Проанализировав результаты, мы преступили к следующему этапу проекта.
2 этап. Сбор информации (февраль).
Для сбора информации я обратился к моей бабушке Морозовой Елене Кимовне. Мы вместе рассмотрели фотографии, газетные статьи, письма моего прапрадеда и его сослуживцев. Посетил школьный краеведческий музей.
Составил краткую биографию и описание боевого пути моего прапрадеда-героя.
Биография
Ниќифор Самсо́нович Афана́сьев — участник Великой Отечественной войны, снайпер 250-го гвардейского стрелкового полка 83-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта, Герой Советского Союза, старший сержант.
Родился 1910 года в селе Мухор-Тала, Заиграевского района в семье крестьянина-бедняка. Образование получил только начальное, долго учиться не пришлось. С ранних лет стал помощником, помогал родителям вести хозяйство. С 10 – 12 лет с дядей ходил на охоту в тайгу. Когда стали создаваться колхоз, то он один из первых вступил в колхоз в 1931 году. Добросовестно трудился табунщиком, а затем чабаном. В 29 лет он стал участником боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году. Перед Великой Отечественной Войной работал на мясокомбинате в городе Улан-Удэ.
Боевой путь героя
Началась война и в сентябре 1941 года Никифора Самсоновича призвали в Красную Армию. Из его воспоминаний: «С детства я умел держать оружие в руках. Как и любой сибиряк, живущий в таёжной деревне, я белковал, поднимал медведя на выстрел. А вот когда на фронт прибыл, то стал не снайпером, а поваром! Приказ есть приказ: взял я вместо винтовки черпак. Наш 36 полк в 41г держал оборону на Жиздре (река в Польше). Бои были трудные. Земляки мои чуть ли не каждый день били врага, а я его даже издали не видел. Варю щи да каши, кормлю ребят, а самому хочется переломить черпак о колено да уйти на передовую. В те дни в нашей дивизии побывал генерал Рокоссовский. Выступая перед бойцами, он сказал: «Пусть каждый камень в немца стреляет, каждое дерево». Я не вытерпел, пришёл к командиру роты Гвоздеву и говорю: «Разрешите на передовую отлучиться, хочется пострелять». А он шутит: «Боюсь останемся без каши!» «Почему?»-спрашиваю я. «Да ведь немец из тебя дуршлаг сделает» говорит командир. Разозлился я на эту шутку и отвечаю: «Я между прочим, охотник, сибиряк. Поваром вы меня сделали, и я сам к черпаку не рвался». Посмотрел на меня комроты внимательно и разрешил пострелять.15 июля 1941г первого своего врага я уложил. Надо возвращаться к котлу, а я не спешу. Ищу предлоги: фашиста одного, мол, "вредного" заприметил. Так и остался на передовой снайпером» [1. стр. 27].
Вскоре Н. Афанасьев выступил с инициативой развернуть снайперское движение в дивизии. Дивизионная газета «За счастье Родины» за июнь 1942 года опубликовала письмо красноармейца Н. С. Афанасьева: «Я с детства охотился в лесах Бурятии, и первый же выход на передовую увенчался успехом: метким выстрелом уничтожил гитлеровца». Это письмо заканчивалось призывом вступить в соревнование: кто больше истребит фашистских захватчиков. Призыв был подхвачен многими бойцами, пожелавшими стать снайперами. Из воспоминаний однополчанина Л.С. Карташева, опубликованные в книге «От Подмосковья до Кенигсберга». «Практические занятия в дивизии проводил Н.С. Афанасьев. Нетороплив, по-сибирски скуп на слово. Говорит вполголоса. Если кашлянет, то прикрывая рот ладонью. Взгляд чуть прищуренный, немигающий. Могло показаться, что все это от сибирского характера. На самом же деле и неторопливость, и тихий разговор, и прищур глаз - от занятий охотой, а теперь еще и от снайперских занятий. Самим видом и поведением своим Н.С. Афанасьев как бы показывал - вот каким должен быть снайпер. А на словах объяснял: снайпер обязан отлично знать свое оружие и теорию стрельбы из него, уметь маскироваться, наблюдать и поражать цель с первого выстрела. Приходилось наблюдать, как Никифор Самсонович готовился к выходу в засаду. Делал он все расчетливо, продумывая каждую деталь, как любой мастер, когда собирается показать высший класс профессионального искусства. На выбранном участке обычно оборудовал две, а то и три позиции. С одного места производил не более двух-трех выстрелов. Это требовало много труда, времени, зато он был неуловимым для врага. К каждой позиции - свой маскарад. В лесу - камуфляжная накидка, сетка с вплетенными в нее ветками и травой. На ржаное поле, бывало, за ночь перетаскает ни одну охапку соломы». [2, с. 40].
5 сентября 1942 года состоялся первый слет снайперов дивизии. К этому времени на счету Н. С. Афанасьева было 86 уничтоженных фрицев, а его учениками — С. Г. Везбердевым—59, Г. В. Передереным —36.
На слете Н. Афанасьев поделился с другими снайперами своим опытом. Он говорил: «Каждой позиции — свой маскарад. Например, в лесу — камуфляжная накидка, сетка с вплетенными в нее ветками и травой. Каждая снайперская засада — это состязание в мужестве, хитрости, терпении и выдержке. Снайпер должен загодя готовиться к своей работе. Продумывать каждую деталь, осмотреться на местности, оборудовать две, а то и три позиции и делать с каждой не больше двух выстрелов».[1, с.30]
Сам Афанасьев строго придерживался этого правила и никогда не изменял ему. Он был неуловим для врага.
Дуэль двух снайперов
Однажды по блеску линзы винтовочного прицела он обнаружил вражеского снайпера. Афанасьев выстрелил, но промахнулся, что у него случалось крайне редко. Теперь он знал: враг засек его огневую позицию. И началась дуэль двух снайперов, из которой живым мог остаться только один — тот, кто хладнокровнее, хитрее, у кого верный глаз.
Афанасьев решился на рискованную хитрость. Он показался из своего укрытия на мгновение и сразу же нырнул в окопчик: Просвистела пуля вражеского снайпера... Афанасьев имитировал, взмахнув руками, убитого. Но враг, видимо, был опытным стрелком, он тоже выжидал. Очень медленно тянулось время, устали от напряжения руки, ныла спина, слезились глаза, судорогой сводило окоченевшие ноги. Но Афанасьев мужественно терпел. И когда фашист поверил, что русский снайпер уничтожен, чуть приподнялся на локтях и посмотрел в сторону Афанасьева, он был тут же сражен его метким выстрелом. Так воля, выдержка, хладнокровие русского бойца победили опытного немецкого снайпера.[3]
К концу 1942 года в дивизии уже насчитывалось несколько сот снайперов, которые своим метким огнем уничтожили тысячи солдат и офицеров противника. Они не давали покоя фашистам ни днем, ни ночью, они стреляли из-за каждого камня, из-за каждого дерева и окопа, стреляли по солдатам и офицерам, стреляли по машинам и смотровым щелям танков, стреляли даже по самолетам, как бы подтверждая слова генерала Рокоссовского, сказанные при встрече с бойцами дивизии.
В октябре 1942 года снайпер Афанасьев уничтожил свыше 100 гитлеровцев, за что был награжден орденом Красного Знамени.
12 ноября 1942 года Советское информбюро, сообщая об оборонительных боях в районе реки Жиздры, сообщило: «Снайперы Н-ского соединения в течение месяца уничтожили 1947 немцев. Снайпер тов. Дроздов истребил 155, снайпер тов. Афанасьев — 119
Снайперское движение в дивизии нужно было превратить в массовое. Афанасьев выступает с инициативой: каждый снайпер должен подготовить одного-двух метких стрелков. «Десятки воинов с гордостью называли себя афанасьевцами - они прошли его трудную и мудрую школу. Да и само движение негласно именовалось в дивизии афанасьевским - по имени его зачинателя и энтузиаста» - воспоминания однополчанина Л.С.Карташева, опубликованные в книге «От Подмосковья до Кенигсберга». [2, с.41].
В историческом формуляре 97-ой стрелковой дивизии записано следующее: «По инициативе тов. Афанасьева в частях широко развернулось движение снайперов, которые своим метким огнем выводили из строя сотни солдат и офицеров противника»
В канун 1943 года в дивизии побывал глава правительства Монгольской Народной Республики маршал Чойбалсан, который вручил Никифору Самсоновичу монгольский орден «Полярная звезда».
Афанасьев почти каждый день состязался с противником в мужестве, меткости, терпении. Он стал известен своим мастерством стрельбы по немцам, которые устроили за ним настоящую охоту. Но отважный снайпер выходил победителем из всех схваток. «Афанасьевцы» проникали и в тылы противника, где уничтожали орудийные расчеты, наблюдателей, офицеров, Советские войска, прорывая оборону противника на Жиздринском направлении, двинулись на запад. Старший сержант Афанасьев в этих боях довел свой личный счет убитых гитлеровцев до двухсот. В районе деревни Ливадия Афанасьев вновь отличился. Во время наступления роты неожиданно из дзота, который не смогла подавить артиллерия, заговорил пулемет. Рота вынуждена была залечь. Снайпер Афанасьев предложил командиру роты И. Умурзакову подавить эту огневую точку из снайперской винтовки. Командир дал свое согласие и обещал прикрыть его перемещение огнем. Афанасьев быстро пополз вперед по открытому месту, но вражеский пулеметчик заметил его. Он открыл огонь, и лишь чудом Афанасьев остался жить. Одна пуля скользнула по каске, другая продырявила маскхалат. Все же Никифор Самсонович успел добраться до глубокой воронки и изготовился к стрельбе. Потеряв из виду советского бойца, противник перенес снова огонь на цепь роты. Этого только и нужно было Афанасьеву: он не спеша прицелился и метким выстрелом уничтожил пулеметчика. Однако через несколько секунд пулемет снова открыл огонь, видимо, второй номер заменил убитого пулеметчика. Пришлось Афанасьеву затратить еще два патрона. Вражеский пулеметный. расчет был уничтожен. Рота стрелков перешла в атаку и заняла атакуемый рубеж противника.[2. с.45] За этот подвиг Афанасьев был награжден медалью «За отвагу».
В историческом формуляре 136-го стрелкового полка командир полка подполковник С. А. Скрынников дал высокую оценку действиям снайперов в наступлении: «В боях за деревню Ливадия и поселок Гурьев... геройски вели себя Афанасьев, Везбердев, пулеметчик Юпоев и другие...»
В атаке под городом Городки он лично уничтожил кинжалом и саперной лопатой семерых гитлеровцев, а шестерым эсэсовцам пришлось поднять руки, хотя они были вооружены до зубов. Из воспоминаний героя: «Солдатское счастье сопутствовало мне до сей поры: в самых жарких местах бывал,-царапины не получил. Друзья в шутку считали, что я "заговорённый". Но нашла и меня моя доля:3 гранатных осколка выбили меня из строя. Уже в госпитале, в 44-м, узнал я о большой награде, которую вручила мне моя Родина. [2 стр. 43].
Однако в этом же бою Никифор Афанасьев был тяжело ранен: при разрыве мины один осколок застрял у сердца, другой— в легком, третий — в бедре. Его вынесли с поля боя. Он боролся за свою жизнь так, как воевал с гитлеровцами — упорно, настойчиво, терпеливо. И победил: к нему вернулось богатырское здоровье. Но в свою родную часть Н. С. Афанасьев уже не попал, его направили в распоряжение Забайкальского фронта обучать снайперскому делу бойцов-дальневосточников.
Летом 1944 года однополчане узнали, что Указом Президиума Верховного Совета СССР Афанасьеву Никифору Самсоновичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В мирное время
Отгремели бои Великой Отечественной... Солдаты, соскучившиеся по родным местам и труду, возвращались к мирной жизни. Приехал домой в Мухор-Талу, в родной колхоз, и Н. С. Афанасьев. Земляки встретили его радушно, и он сразу принялся за дело. Пахал, сеял, пас лошадей, коров, овец. Ни от какой работы не отказывался.
Переехав из Мухор-Талы в село Тэгда Хоринского района, Афанасьев стал работать в совхозе «Курбинский». Ему поручают табун лошадей, и он по результатам соцсоревнования становится лучшим табунщиком района. За отличную работу награждается юбилейной медалью «За доблестный труд».
Жил прапрадедушка со своей старшей дочерью Светланой (моя прабабушка) и зятем Кимом Артамоновичем(мой прадедушка). Дед был неграмотным, но прадедушка помогал ему вести переписку с его друзьями однополчанами- с лейтенантом И. Умурзаковым (проживавшему в Фергане) Л.С. Карташевым - журналист, подполковник (проживавшему в Симферополе) Г.Г. Винокуровым - комиссаром полка. Осталась сохранённая переписка в письмах с ветеранами.
Из письма Л.С. Карташева:
Спасибо за приглашение приехать к тебе в гости. Рад бы побродить по тайге, порыбачить в Курбе. Но, во -первых на две поездки (В Думиничи и к тебе) у меня не хватит отпуска, ни средств. А командировку в ваши края мне никто не даст – это ведь не Украина, где я работаю.
А потом, если я приеду к тебе, - мы встретимся вдвоём, а в Думиничи приедешь , там будут наши однополчане , которые хорошо знают тебя , как знатного снайпера родной дивизии . А старых окопов – чего же их бояться? Они и в войну нас спасали, а теперь травой заросли. Но зато побываешь на местах, где убил первого гитлеровца, где земля полита и твоей кровью. Встретишься с людьми села, которых освобождал. А разве это не наш долг поклониться могилам боевых друзей, посадить на память деревца ,которые будет выращивать детвора?
А потом, живы будем, может, побываю и у тебя. Пока же давай вместе собираться в дорогу на места наших первых боёв….
До встречи в Думиничах. Карташёв. 22 апреля 1970г. [4]
В 1975 году Н. С. Афанасьев был избран почетным гражданином поселка Думиничи Калужской области, где 32 года назад геройски сражался снайпер из Бурятии.
Умер Никифор Самсонович 6 декабря 1980 года в городе Улан-Удэ, а похоронен в селе Тэгда.
3-4 этап. Подбор материала и разработка лэпбука (февраль)
Следующими этапами нашей работы был подбор материала, фото, и разработка лэпбука, в котором будут представлены наиболее значимые факты о моем прапрадедушке Афанасьеве Никифоре Самсоновиче.
«Что такое лэпбук ?» - спросите Вы у меня.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает систематизировать знания; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.
Мой лэпбук состоит из пяти страниц, в нем содержатся конвертики с копиями писем, газетных статей. Также я сделал фото, распечатал и заламинировал награды моего прапрадеда, приложил к ним копии наградных листов. Оформил биографию, приложил фото из архива семьи. Сделал фотографии дома Героя, мемориальной вывески с названием улицы, названной в его честь. Разместил QR коды, которые все желающие могут считать с помощью мобильного телефона.
5 этап. Представление лэпбука обучающимся Тэгдинской школы. (март)
Разработанный нами лэпбук я разместил в фойе нашей школы. Мы с одноклассниками изучали его вместе. Также все обучающиеся нашей школы имели возможность на переменах с ним ознакомиться. Вся информация в нём представлена в очень доступной, оригинальной форме. Есть QR коды , считав которые с помощью мобильного телефона, можно выйти на сайты, которые содержат более подробную информацию, видео. Я видел, что ученики активно рассматривали, изучали мой лэпбук.
При повторном анкетировании мы получили следующие результаты.
В анкетировании участвовало 35 учащихся.
35 человек из 35 знают, что мой дедушка ветеран войны, Герой Советского Союза, снайпер.
Вывод
В своей работе я рассказал историю боевого пути, историю подвигов Героя Советского Союза Афанасьева Никифора Самсоновича. В Интернете, на сегодняшний день, достаточно информации, о подвиге Афанасьева Н.С. Архивные документы и описание подвигов нашего героя размещены на сайтах «Подвиг народа», «Герои Советского Союза», «Герои Бурятии». Мы провели анкетирование учащихся начальной школы, изготовили лэпбук и разместили его в рекреации школы, где все учащиеся на переменах с удовольствием разглядывали, читали информацию о Никифоре Самсоновиче. Мы убеждены, что мой прапрадед, наш земляк, Н.С Афанасьев оставил яркий след в истории нашей страны. И мой долг, как потомка Героя, хранить и передавать память о нем, память о его героизме.
Я продолжу эту работу. И к празднику 9 мая, мы с одноклассниками, хотим оформить листовки, на котором будут портреты ветеранов войны и описание подвигов. Эти листовки мы раздадим детям и взрослым, чтобы каждый хранил память о Ветеранах.
Теперь, проходя мимо мемориала воинам землякам, где установлен бюст моего прапрадедушки, мои одноклассники знают, что это Герой – отважный снайпер, который жил в нашем селе и внес большой вклад в то, чтобы мы жили в мире. Это значит, что цель проекта достигнута.
Список литературы
1. "В боях за Родину", книга 3. Улан - Удэ, 1975 год
2. «От Подмосковья до Кенигсберга» Автор: Л. С. Карташев Издательство: Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР Год издания: 1980 г.
3. Сайты интернета:
http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=«Герои+Советского+Союза»%2C&l10n=ru&lr=198
https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=«Герои+Бурятии»&l10n=ru&lr=198
4. Воспоминания героя Советского Союза Афанасьева Н.С. (из семейного архива).
За чашкой чая
Как нарисовать ветку ели?
Заяц-хваста
Браво, Феликс!
Неньютоновская жидкость