В моём исследовании я затронул проблему, касающуюся большинства, если не сказать каждого человека. И эта проблема - деградация русского языка при общении в социальных сетях. Иногда люди намеренно искажают слова, и этот поток бессвязных и непонятных выражений становится просто невыносимо видеть, приходится по несколько раз перечитывать сообщение, чтобы понять, что имел в виду человек. Данный проект рассматривает такую проблему, как негативное влияние социальных сетей на язык. В результате чего и появилась такая тема работы: «Как социальные сети влияют на язык?»
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 213.16 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
Самойловского района Саратовской области»
Исследовательский проект:
«Как социальные сети влияют на язык?»
Проект выполнил: ученик 11 класса
Нежурин Дмитрий
Руководитель проекта:
Учитель русского языка и литературы
Ежовкина Елена Павловна
Оглавление:
1.Паспорт проекта……………………………………………………..……3
2.Введение.Актуальность проблемы………………………………………4
3.Основная часть:
Глава 1. Теоретический этап…………………………………..……………6
Глава 2. Практический этап…………………………………………………9
4.Заключение………………………………………………………………..10
5.Список литературы………………………...………………………...…...11
6.Приложения………………………………………...…………………..…12
1.Паспорт проекта
Наименование образовательного учреждения | «Средняя общеобразовательная школа №1 Самойловского района» |
Название исследовательского проекта | «Как социальные сети влияют на язык?» |
Автор проекта | Ученик 11 класса Нежурин Дмитрий |
Руководитель проекта | Учитель русского языка и литературы Ежовкина Елена Павловна |
Цель проекта | Выяснить, приводит ли общение в социальных сетях к деградации речи? |
Задачи проекта | 1.Познакомиться с понятиями «Интернет» и «Социальные сети» 2.Изучить наиболее популярные социальные сети 3.Используя метод анкетирования, выявить причины снижения культуры речи в интернете |
Методы исследования | Анкетирование учителей и учеников |
Объект исследования | Социальные сети, интернет |
Предмет исследования | Особенности языкового общения в социальных сетях |
Гипотеза | Степень влияния социальных сетей на язык велика и прогрессирует в подростковом периоде. |
Значимость проекта | Материалы данной работы могут использоваться на уроках русского языка, литературы с целью привлечения внимания к данной проблеме учащихся , и даже учителей. |
2.Введение.Актуальность проблемы.
В моём исследовании я затронул проблему, касающуюся большинства, если не сказать каждого человека. И эта проблема - деградация русского языка при общении в социальных сетях. Иногда люди намеренно искажают слова, и этот поток бессвязных и непонятных выражений становится просто невыносимо видеть, приходится по несколько раз перечитывать сообщение, чтобы понять, что имел в виду человек. Данный проект рассматривает такую проблему, как негативное влияние социальных сетей на язык. В результате чего и появилась такая тема работы: «Как социальные сети влияют на язык?»
Актуальность проблемы:
- во-первых, использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на культуру речи подростков;
- во-вторых, коммуникация на таком упрощённом языке может привести к глобальной проблеме развития и сохранения русского языка для подрастающего поколения.
Интернет выступает в качестве основной движущей силы информационного общества. В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Это не только источник информации, но и удобное, а самое главное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник развлечений.
В интернете существует особый вид виртуальной коммуникации между людьми под названием социальная сеть. Социальная сеть – это онлайн-платформа, предназначенная для общения, поиска друзей, объединения в группы по интересам и свободного времяпровождения.
В современном мире социальные сети стали неотъемлемой частью жизни общества. Большая половина, всего общения, переместилась в интернет-пространство. Сегодня люди, переписываясь с друзьями, выкладывая фотографии и играя в игры, проводят больше времени в социальных сетях, нежели в уличных скверах. Социальные сети значительно упростили нам жизнь и плотно привязали к себе.
С появлением социальных сетей возник новый стиль общения под названием «интернет-сленг», так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Во время всеобщей занятости в социальных сетях общение с человеком воспринимается как некая нагрузка на него. В связи с этим язык стремится к простоте и лаконичности, чтобы на разговор было затрачено минимум усилий.
3.Основная часть
Глава 1. Теоретический этап
Чтобы понять эту проблему, я прочитал множество статей на эту тему. В одной из статей опубликован новый отчет Digital 2023 Global Overview Report, где собраны все последние данные по аудитории интернета и социальных сетей в России. [1]
Еще один автор статьи Анна Бурцева опубликовала словарь молодежного сленга. В данной статье представлены самые часто используемые слова при коммуникации молодёжи в социальных сетях и в повседневной жизни. Некоторыми из них являются слова: Апгрейд, баян, го, гуглить, изи, игнор, шарить, чилл, найс, мб и т.д. (Приложение №1)
Также автор статьи «О влиянии социальных сетей на русский язык» Иванчик А.В. считает, что Интернет прочно вошел в жизнь людей, являясь не только источником информации, но и средством коммуникации. Однако, казалось бы, в таком положительном источнике есть и свои недостатки, о которых он упомянул в своей статье.
Именно в социальных сетях у людей появляется возможность упрощать слова, отказываясь писать длинные предложения. В большинстве случаев люди пишут сообщения "на скорую руку", что приводит к многочисленным орфографическим ошибкам, отсутствию знаков препинания и опечаткам. Люди слушают, видят и перенимают манеру говорения, написания. Все это, безусловно, входит в привычку, что становится причиной снижения грамотности. [3]
Также об этой проблеме высказался автор еще одной статьи «О языке подростков в социальных сетях» Доронина П.Д... Данная статья посвящена лексическим и стилистическим особенностям коммуникации современной молодежи в социальных сетях.
Проблема сленга является одной из наиболее острых для современного языкознания. Нынешний ритм жизни диктует высокую скорость передачи информации. Таким образом, многие слова разговорного языка искажаются, переосмысливаются и приобретают дополнительные значения. Возникает специфический подростковый сленг.
Интенсивность межличностного общения в интернете возрастает, поскольку изобилие программ и приложений позволяет человеку вести диалог с несколькими собеседниками одновременно. Таким образом, востребованными становятся разного рода сокращения, как здр. - «здравствуй», норм - «нормально», чот – «чего - то», «что - то», кд - «как дела?», чд - «что делаешь?», чн - «что нового?» и т.д. и аббревиатуры вроде сн - «спокойной ночи», бб - «бай бай», мб - «может быть» и др. Интересно отметить, что подобные случаи достаточно редко встречаются в коммуникации взрослых.[4]
Автор еще одной статьи «Язык социальных сетей: к проблеме изучения» Смирнова Л.С. считает, что в связи с появлением нового языка закономерно возникает вопрос: влияет ли общение в сети на нормы русского языка? Как раз при общении в Интернете нет правил, нет законов — нет норм, что очень даже устраивает современного молодого человека, чья душа не приучена трудиться. Современная молодежь отвернулась от литературы: ведь чтение — это труд, труд тяжелейший, в котором участвует ум, сердце, весь набор чувств. В то же время, чтение — самое эффективное обучение языку.
Люди ищут все новые и новые способы выражения своих мыслей в сжатой форме. Собеседники могут слово оборвать, не дописать окончания. К таким словам относятся, например, че, тя, мя, ясн, наверн, прям и др.
В советское время в русском языке существовало множество аббревиатур. Связано это, в первую очередь, с экономией пространства и скоростью набора текста. Стали возникать новые аббревиатуры. Среди самых известных можно назвать ИМНО, оно существует и в русском варианте и записывается, как ИМХО (Лол— т.е. «очень смешно»).
Не интернет-язык — причина языковой безграмотности нашей молодежи, а общая низкая культура. И именно она отражается в Интернет-языке.[5]
Исходя из этих дополняющих друг друга научных статей, можно сделать вывод о том, что общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.
Глава 2. Практический этап
Таким образом, на основе изученной информации, я составил социологический опрос для обучающихся старших классов (Приложение №1) и учителей (Приложение №2) для выявления использования интернет-сленга и оценке информированности учеников и учителей в данной области.
1.Анализ опроса
В опросе приняли участие 32 ученика. При его анализе выяснилось, что:
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что школьники, постоянно проводя время в Интернете, переносят такую манеру общения в реальную жизнь и письменную речь
Также в опросе приняли участие 20 учителей. При его анализе выяснилось, что:
Таким образом, большая часть учителей считает, что социальные сети нужны подросткам, но принятая манера общения оказывает негативное влияние на речь и грамотность учеников.
4.Заключение
Благодаря данному исследованию мне удалось выяснить, что социальные сети скорее негативно влияют на развитие русского языка. Язык засоряется иностранными словами, употребляющимися в нашей речи без перевода. Школьники пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь, используя множество нецензурных фраз, приводящих к засорению родного языка. Культура речи снижается. Общение в социальных сетях не дает возможности задуматься над такими важными вопросами: «как мы пишем» и «для чего мы это пишем». Это негативно сказывается на подрастающем поколении, так как оно привыкает к неправильной речи даже в повседневной жизни.
Сделав анкетирование, я проанализировал уровень информировании учеников и учителей в данной области, а также узнал используют ли они сами интернет-сленг при общении в социальных сетях.
Также благодаря исследованию я смог подтвердить гипотезу о том, что степень влияния социальных сетей на язык велика и прогрессирует в подростковом периоде.
Своей работой я хотел привлечь внимание людей разных поколений к проблеме правильного написания слов в социальных сетях.
Я считаю, что нужно повышать уровень культуры речи и овладевать нормами русского языка. Также если мы хотим произвести на собеседника хорошее впечатление, то наша речь должна быть грамотной, культурной, красивой. Еще не нужно забывать читать классическую литературу, это поможет обогатить словарный запас, оценить силу и могущество родного языка.
5.Список литературы
[1]:Digital 2023:Статистика аудитории интернета и социальных сетей в России [Электронный ресурс]- https://www.prstudent.ru/research/digital-2023-statistika-auditorii-interneta-i-socsetej-v-
[2]:Словарь молодёжного сленга[Электроный ресурс]- https://vc.ru/u/776484-anna-burceva/228877-slovar-molodezhnogo-slenga
[3]:Студенческий научный форум[Электронный ресурс]-https://scienceforum.ru/2021/article/2018026732#:~:text=Именно%20в%20социальных%20сетях%20у,что%20становится%20причиной%20снижения%20грамотности
[4]:Киберленинка(науный форум) [Электронный ресурс]- https://cyberleninka.ru/article/n/o-yazyke-podrostkov-v-sotsialnyh-setyah
[5]:Киберленинка(научный форум) [Электронный ресурс]- https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-sotsialnyh-setey-k-probleme-izucheniya
6.Приложения
Приложение №1
Словарь молодёжного сленга:
А
Агриться – злиться.
Апгрейд – модернизация, обновление.
Ава – (Аватар) небольшой рисунок который юзер (пользователь) выбирает себе в качестве “лица”.
Б
Баг – ошибка в программе.
Бан – наложение запрета на посещение какого-либо сайта.
Баян=боян – старая, всем известная, неоднократно публикованная история.
Бро – друг или просто малознакомый, но вызывающий симпатию человек.
В
Варик – вариант.
Г
Го – означает оно какое-либо действие: пошли, пойдем.
Гуглить – искать информацию о чем-либо в Интернете.
Д
Др – день рождения.
Ж
Жиза – жизнь, жизненно.
З
Зацени – послушай, посмотри.
И
Игнор – сокращение от слова «игнорирование».
Изи – с английского easy, что в переводе означает «легко».
Инет – глобальная сеть Интернет.
Инфа – информация.
К
Контент – это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта.
Кринж – чувство стыда за увиденное, отвращение.
Крч – короче.
Л
Лайк – средство, помогающее пользователю интернета выразить свое одобрение к выложенному контенту в социальных сетях.
Личка=лс – личные сообщения в социальных сетях.
Лол – от английского laughing out loud, что означает «громко смеяться вслух».
М
Мб – может быть.
Н
Найс – с английского nice, что в переводе означает «хорошо».
Норм – сокращение от слова «нормально».
Ноут – сокращение от слова «ноутбук».
О
Облом – неудача.
П
Паль – подделка.
Плиз – пожалуйста.
Пруф – с английского proof, что в переводе означает «доказательство».
Р
Респект – уважение.
Рофлить – смеяться, веселиться.
С
Селфи – фотография самого себя.
Слить (информацию) – рассказать, разгласить её.
Спам – сообщения, носящие рекламный характер.
Сорян=сорьки – извини.
Т.
Треш – это вещь, которая сейчас не актуальна.
У
Угар – нечто исключительно смешное.
Ф
Фейк – с английского fake, что означает подделка.
Флуд – множество сообщений одного типа.
Х
Хайп – шумиха, лёгкая слава.
Ч
Чекать – проверять.
Чекбэк – сервис, который позволяет возвращать деньги за окупки в магазинах в Интернете.
Чилл – отдых, расслабление.
Ш
Шарить – хорошо разбираться в чём-то.
Шк – сокращение от слова «школа».
Шмот – одежда.
Ю
Юзать – пользоваться.
Приложение №2
Вопросы в анкете для учеников:
Приложени №3
Вопросы в анкете для учителей:
Приложение №4
Приложение №5
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
За еду птицы готовы собирать мусор
Никто меня не любит
Привередница
Новогодние гирлянды