Информационно-познавательный проект по математике
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bagina_liza_7b.pptx | 679.99 КБ |
matematika_v_zhizni.docx | 127.56 КБ |
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Еткульская средняя общеобразовательная школа» Проект (информационно-познавательный) Математика в жизни Выполнила: ученица 7 Б класса Багина Елизавета Наставник: учитель математики Турукина Елена Владимировна с . Еткуль 2020Слайд 2
Цель: Показать важность математики в жизни человека Задачи: Найти и изучить материалы о роли математики в повседневной жизни человека; Рассмотреть виды деятельности ( профессии), где человеку не обойти без математики; Изучить высказывания великих людей о пользе математики Гипотеза: Математика в нашей жизни необходима не только в определённых профессиях, но и повседневной ( обычной ) жизни.
Слайд 3
Актуальность Я выбрала эту тему , что бы разобраться нужна ли математика в жизни. В своей работе я хочу рассмотреть примеры применения математических знаний в нашей жизни.
Слайд 4
Результаты опроса 1.
Слайд 5
Результаты опроса 2.
Слайд 6
Математика в жизни Математика – это наука, которая изучает числа, количественные отношения и пространственные формы. « Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход ».
Слайд 7
Математика в профессиях В мире существует множество профессий. Практически в любой из них человек нуждается в математике. Бухгалтер Продавец Инженер
Слайд 8
Тетрадь моей бабушки Моя бабушка ведёт тетрадь , там где она планирует семейный бюджет. В этой тетрадке бабушка сделала таблицу. № п / п Прибыль Расходы Примечание 1 2 3
Слайд 9
Математика в моей жизни Как мы уже выяснили математика в жизни очень нужна. В моей жизни она тоже пригодилась . Мне надо было самой приготовить мой любимый салат «Цезарь» и рассчитать продукты на 6 человек мне потребовалось : куриное филе – 200 г. листья салата – 100 г. помидоры чери – 150-200 г. сыр твёрдый – 50 г. масло растительное – 70-100 г. «Приправа для салата Цезарь»- 26 г.
Слайд 10
Математика в моей жизни Я решила сделать подсчет. Сколько я потратила денег за 6 порций, и за 1 порцию? 50+22+12+10+120+34+38=288(руб.)- за 6 порций. 150=50+100+400+100+26=926(г.)- все 6 порций. 288:6=48(руб.)- за 1 порцию. 45+15+25+5+70+35+1=196(г.)- вся порция.
Слайд 11
Высказывания великих людей Математика – царица наук, арифметика – царица математики. (К.Ф. Гаусс) Иога́нн Карл Фри́дрих Га́усс —немецкий математи , механик, физик , астроном и геодезист
Слайд 12
Высказывания великих людей Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А.И. Маркушевич ) Алексе́й Ива́нович Маркуше́вич (1908-1979гг.)— советский математик и педагог, книговед; доктор физико-математических наук, профессор, действительный член, вице-президент Академии педагогических наук РСФСР.
Слайд 13
Высказывания великих людей «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын ) Анато́лий Алексе́евич Дородни́цын (1910-1994гг.)— советский математик, геофизики механик, академик АН СССР и РАН.
Слайд 14
Заключение На сегодняшний день мы не знаем сфер жизнедеятельности человека, где не нужна математика. Выдвинутая гипотеза о том, что математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни – подтвердилась . Я на личном опыте убедилась о пользе математических знаний. Пока не знаю, какую именно профессию я выберу в будущем, но уверена, что математика мне пригодится.
Слайд 15
Список литературы 1. Аксенова М. Д. - Энциклопедия для детей.Т . 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. – М: Аванта , 1998. 2. Глейзер Г.И. История математики в школе М: 3. Сергеев И.С. Примени математику 4. Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум , 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000). 5. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М: Слово 1999. Материалы интернет ресурсов Википедия ( www.webmath.ru, ru.wikipedia.org ) Справочник Садовской ( https // medicina . top / rol - matematiki - v - medicine - primery - interesnye - fakty )
Слайд 16
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Еткульская средняя общеобразовательная школа» Проект (информационно-познавательный) Математика в жизни Выполнила: ученица 7 Б класса Багина Елизавета Наставник: учитель математики Турукина Елена Владимировна с . Еткуль 2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Еткульская средняя общеобразовательная школа»
Проект (информационно-познавательный)
Математика в жизни
Выполнила:
ученица 7 «Б» класса
Багина Елизавета
Наставник:
учитель математики
Турукина Eлена Владимировна
Еткуль
2020
Содержание
стр.
Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1 Математика в повседневной жизни и работе 5
1.2 Математика в профессиях 7
2. Необычные способы применения математики в жизни
2.1 Математика в медицине 8
2.2 Необычные факты применения математики в жизни 9
2.3 Высказывания великих людей о математике 10
2.4 Математика в моей жизни 11
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Однажды у меня возник вопрос «А для чего нужна математика? Для чего мы учим различные уравнения и теоремы? Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов. Почему мы ее изучаем с детского сада?» А я попыталась узнать всю важность этого предмета.
Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал арифметику сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.[4]
С возрастом мы решаем все больше и больше задач: Какое количество продуктов нужно купить, чтобы хватило на неделю? Сколько нужно зарабатывать, чтобы накопить на дачу и поездки за границу? Сколько краски нужно купить, чтобы покрасить стены в спальне?
В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом математике нас учат в университете. С каждым годом курс расширяется становиться более углубленным, все больше предметов связанно с математикой. В средней школе у нас появляется алгебра и геометрия в замен арифметике. Наш кругозор расширяется. Мы можем понимать, видеть то, что раньше нам казалось не ясным. Математические науки развивают наше мышление, учат нас соображать.
Цель проекта: показать важность математики в жизни человека.
Гипотеза: математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной (обычной) жизни.
Задачи проекта:
1. найти материалы о роли математики в жизни;
2.изучить роль математики в повседневной жизни;
3.рассмотреть виды деятельности (профессии), где человеку не обойтись без
математики;
4.изучить высказывания великих людей.
1.Математика в жизни
1.1. Математика в повседневной жизни и работе
Математика – это наука, которая изучает числа, количественные отношения и пространственные формы. Математика возникла очень давно. Человек собирал фрукты, выкапывал плоды, ловил рыбу и запасал все это на зиму. Чтобы понять, сколько запасено пищи человек изобрел счет. Так начала зарождаться математика. Затем человек стал заниматься земледелием. Надо было измерять участки земли, строить жилища, измерять время. То есть человеку стало необходимо использовать количественное отношение реального мира. Определить сколько собрали урожая, каковы размеры участка под застройку или как велик участок неба, на котором определенное количество ярких звезд. Кроме того, человек стал определять формы: солнце круглое, короб квадратный, озеро овальное, и как эти предметы располагаются в пространстве. То есть человек стал интересоваться пространственными формами реального мира. Таким образом, понятие математика можно определить как науку о количественных отношениях и пространственных формах реального мира. В настоящее время нет ни одной профессии, где бы можно было бы обойтись без математики.[2 ] Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые.[1]
Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика и режим дня.
Например, наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день. И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.
Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и сооружать.
Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а для этого точно все измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов, никакой большой промышленности. Не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, измерение «насколько?», «как долго?» являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем.
Благодаря математике появились вычислительные счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы. Ремонт дома. Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности которых будет зависеть ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.[.5]
Семейный бюджет.
Моя бабушка до сих пор ведет тетрадь, в которой планирует семейный бюджет. Она говорит, что так ее научила делать мама, а если просто тратить деньги, то их может не хватить на какие-нибудь большие покупки или, например, на отпуск. В этой тетрадке бабушка сделала таблицу. В одной графе – прибыль, т.е. сколько денег приходит в семейный бюджет. В другой графе – расходы, т.е. сколько денег можно потратить. В начале каждого месяца, бабушка садится, открывает тетрадь и рассчитывает как будут потрачены деньги. Она планирует расходы:
оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон);
на питание (бабушка уже знает сколько обычно нужно потратить);
на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее);
на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит);
остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).
Приобретение одежды.
Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую кофточку, радостно хватаем ее… Но тут подходит продавщица и интересуется какой размер нам нужен и этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь, же с каждой вещью бегать к продавцу. Тут нам снова приходиться обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, что вещь не оказалась очень длинной или же короткой.
Таким образом, я могу сказать, что математика требуется нам повсюду, и нет такой области жизни, где бы мы могли без нее обойтись.
1.2 Математика в профессиях
В мире не существует ни одной профессии, где не встречается математика. И мнение учеников, что математика нам не пригодится неверна. В любой профессии человек нуждается в математике. Даже человеку, чья работа не связана с математикой, она необходима.
Ведь нужно знать математику, чтобы тебя не обсчитали, выдавая тебе зарплату или пенсию. Также математика учит решить любую задачу несколькими решениями. Благодаря этому человек развивает свое неординарное мышление. Можно привести очень много наглядных примеров профессий, где необходима математика :бухгалтер ,инженер, продавец, программист и многие другие…. Бухгалтер.
В профессии бухгалтера математика просто необходима. Бухгалтер начисляет зарплату, пособия, отпускные, исчисляет налоги, страховые взносы, применяет программы, требующие математические знания и т.п. Продавец.
В профессии продавца математика нужна для того, чтобы считать деньги, поступившие продукты и товары, количество оставшихся продуктов и товаров и т.д. Инженер.
Инженер осуществляет проектную и исследовательскую деятельность в области создания математических моделей и программ управления объектами и процессами, разработки математического обеспечения вычислительной техники; формулирует задачи, связанные с управлением производством, экономическими системами, создает программное обеспечение управляющих и информационных систем.
Несмотря на то, что ваша будущая профессия не предполагает связь с математическими формулами и расчетами, никто не знает, чем вы будете заниматься в будущем. Например, заходите стать предпринимателем и открыть свое собственное дело. Такая смена работы потребует от вас овладение новыми навыками по организации и ведению бизнеса, включая бухгалтерию, а без математических методов прогнозирования, моделирования, анализа и расчетов никак не достичь успеха.[3]
2.Необычные способы применения математики в жизни.
2.1 Применение математики в медицине.
Одним из ярких примеров совмещения этих двух наук является статистика. Адольф Кетле – основатель теории статистики. Ученый привел следующий пример использования статистических данных для решения медицинской задачи. Некие профессоры сделали выводы по поводу скорости частоты ударов сердца. Кетле сравнил их наблюдения со своими, и обнаружил: между числом пульса и ростом есть взаимосвязь. Возраст оказывает влияние при изменении величины роста. Частота ударов сердца располагается в обратном отношении с квадратным корнем роста. Если у человека рост 1,68 м, то частота ударов сердца будет равняться 70. Таким образом, это позволяет определить пульс у человека любого роста. Роль статистических наблюдений довольна важна: их можно использовать где и как угодно. Например, по новостям часто можно услышать такие фразы «согласно статистике, число заболеваемости возросло на 30%», — эти выводы делаются на основе математики. Остальные примеры использования математики: Чтение рентгенограммы томографии и др. диагностических методов. Расчет дозировки лекарств. Сбор и составление статистики. Прогноз улучшения или ухудшения состояния. Работа с компьютерной техникой, занесение отчетов.[7]
2.2 Необычные факты применения математики в жизни.
Математика спасла жизнь. Лучше понять, зачем математика в медицине, можно, прочитав не только интересные факты, но и жизненную историю о том, как она спасла девочке жизнь. Вики Алекс была школьницей 14-ти лет. Внезапно она стала испытывать проблемы с дыхательной системой. Ее семья никак не могла понять, в чем дело, пока медики не озвучили диагноз – рак крови. Девочке назначили длительный курс лечения, который ей действительно помогал до тех пор, пока Вики не начала ощущать симптомы простудного заболевания. Далее, на спине вскочила шишка, которую медики диагностировали как фурункул. Специалисты прописали антибиотики. Подобного рода препараты сильно влияют даже на самого крепкого человека, не говоря уже про ребенка с ослабленным иммунитетом. Организм не мог избавиться от инфекции, и было решено погрузить Вики в кому, чтобы иметь возможность использовать лекарства. Но врачи сказали сразу, что медикаменты если и подействуют, то шансов на возвращение из комы у девочки нет. После лекарственного курса, медики пытались вернуть девочку в сознание, но ничего не получалось. Еще одним способом выхода из комы, являются голоса родных людей. Родителей впустили в комнату, и они днями напролет разговаривали с дочерью обо всем на свете. Но ничего не помогало. Вдруг отец вспомнил интересный факт из жизни ее биографии: его дочь очень любила считать. Он начал спрашивать простые вещи, к примеру, сколько будет 1 плюс 1. И тут, губы дочери едва заметно шевельнулись, а отец спросил: «Два?». Пациентка слегка кивнула. Постепенно, отец начал давать дочке более сложные задания и Вики очнулась тем же днем. Это конечно не пример абсолютного участия математики в спасении человека, но показывает ее роль в улучшении состояния здоровья. Случай наглядным образом иллюстрирует, как мозг любит решать своеобразные математические задачки.[7]
2.3.Высказывания великих людей о математике
2.4 Математика в моей жизни.
Как мы уже выяснили математика в жизни очень нужна. В моей жизни она тоже пригодилась. Мне надо было самой приготовить мой любимый салат «Цезарь» и рассчитать продукты на 6 человек мне потребовалось:
куриное филе – 200 гр. листья салата – 20 шт. помидоры черри – 10 шт. сухари – 200гр. сыр твёрдый – 50 гр. чеснок – 2 зубчик масло растительное – 4 ст.ложки майонез – по вкусу соль – по вкусу Салат получился вкусный и вся наша семья наелась.
Еще в моей жизни был такой случай, летом мы решили покрасить веранду и надо было рассчитать количество краски для этого.
Для расчета расхода краски нам потребовалось:
1.Измерить периметр веранды
2.Вычесть из этого периметра пространство, не предназначенные для окраски (окна, дверь)
3.Результат умножить на высоту до потолка – так получили площадь под покраску
4.Полученную площадь разделили на расход краски, указанный на банке – так мы узнали необходимое число литров краски для покрытия стен в 1 слой.
5.Т.к мы планировали нанести краску в 2 слоя умножили на количество слоёв
Расчет необходимого количества краски на веранду:
Дано:
Комната 5 м.*4 м., высота 2,5 м., стеклянная дверь шириной 2 м.
На банке с краской сказано «1 литр на 10-12кв.м.».
Планируем нанести краску в 2 слоя.
Расчёт:
(5+4)*2=18 м.- 2 м.=16 м. Площадь поверхности под покраску: 16м.*2,50 м.=40 кв.м. Таким образом, мы выяснили, что для 1 слоя нужно: 40:10=4 литра или 40:12=3,33 литра, а для 2 слоёв -7-8 литров краски.
Заключение
На сегодняшний день мы не знаем сфер жизнедеятельности человека, где не нужна математика. Без неё не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, где нужна математика, достаточно широк.
Когда мы приступаем в школе к изучению этой дисциплины, мы не знаем, сделаем ли мы открытие в физике, информатике, астрономии или другой науке. А может, будем инженером или архитектором, авиаконструктором или фармацевтом, т.е. специалистом той профессии, где математика будет нужна именно нам.
Не исключено, что будем домохозяйкой, визажистом или знаменитым модельером, которому необходимо делать чертежи для выкроек костюмов. Или судьба испытает нас в профессии программиста, юриста, капитана океанского судна или руководителя геологической экспедиции, поскольку всё это – сферы, где нужна математика просто в обязательном порядке.
При работе над проектом мы убедились, что каждый должен знать и изучать эту величайшую из всех наук, без которой нельзя представить своей жизни, поскольку математика является своеобразным проездным билетом, без которого невозможно отправиться в путь. Она развивает логическое мышление, целеустремлённость, воображение, умение находить выход из любых ситуаций.
Математика заставляет думать, помогает человечеству открывать и использовать законы природы и во все времена была могучим двигателем науки и техники.
Я убедилась, что математика просто необходима в жизни, быту и профессиях. В связи с этим я решила познакомить как можно больше учащихся с результатами моего исследования с целью развития интереса к этому предмету, расширения знаний по математике и кругозора в целом.
Выдвинутая гипотеза о том, что математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни – подтвердилась.
Список литературы
1. Аксенова М. Д. - Энциклопедия для детей.Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. – М: Аванта, 1998.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе М: Просвещение, 1999
3. Сергеев И.С. Примени математику
4. Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).
5. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М: Слово 1999.
Интернет- ресурсы
6. Википедия ( www.webmath.ru, ru.wikipedia.org )
7. Справочник Садовской (https//medicina.top/rol-matematiki-v-medicine-primery-interesnye-fakty )
Машенька - ветреные косы
Осенняя паутина
Смекалка против Змея-Горыныча
Фокус-покус! Раз, два,три!
5 зимних аудиосказок