В исследовательской работе учащийся сравнивает русскую и британские школы, опираясь на найденные материалы в русскоязычных и англоязычных источниках.Обзор материала,а также социальный опрос среди учащихся помогли выяснить как преимущества,так и недостатки анализируемых систем образования,определитьсходства и различия между школами. Объектом данной работы являются системы образования русской и британской школы. Цель проекта- выяснение различий между школами двух стран.
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_russkoy_i_britanskoy_shkoly.docx | 60.9 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Видновская средняя общеобразовательная школа №2»
Исследовательский проект на тему: «Сравнение русской и британской школы»
Автор: Гайнутдинов Виталий Талгатович, учащийся 9-го «Г» класса
Руководитель: Свердлова Виктория Андреевна, учитель английского языка МБОУ «Видновская СОШ №2»
Видное — 2023
Оглавление
1. Введение
Школы в разных странах отличаются системой и уровнем образования. В каких-то странах этот уровень выше, а в каких-то он ниже.
В данной исследовательской работе нам хотелось бы сравнить русскую и британскую школу, выявить их преимущества и недостатки и ответить на такой вопрос: какие различия между этими школами.
Объектом данной работы работы являются системы образований русской и британской школы.
Цель нашей работы — выяснение различий между школами двух этих стран.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: собрать и проанализировать официальную информацию об системе образования в Англии и в России с научных источников, сравнить преимущества и недостатки, выявленные на основании ранее использованной информации, представить их в виде электронной таблицы и опросить учащихся для того, чтобы выяснить мнение большинства по этому поводу и убедиться в том, точно ли является эта проблема насущной в современном обществе.
В качестве гипотезы (предположения) мы возьмём следующее утверждение: между русскими и британскими школами есть небольшие различия.
Продукт проекта будет служить анкетирование учащихся моей школы (в частности, моего класса), по результатам которого мы выясним, считает ли большинство, что между русскими и британскими школами есть сильные различия, и если они есть, то узнаем у них какие именно.
Актуальность данной проблемы, по моему мнению, в современном мире стоит довольно остро. Ведь почти каждый ученик заинтересован в получении качественного образования при высококвалифицированных учителях в своей родной стране без необходимости переезда в другую. Поэтому обучающимся точно нужно знать уровень образования в их стране, все его минусы и плюсы и уметь его сравнивать с системой образования в других странах.
2.1 Устройство русской школы
Согласно 66-й статье федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba35fb291/) в русской школе образование делится на 3 ступени: начальное (с 1-го по 4-й класс), основное (с 5-го по 9-й класс) и среднее (полное) (с 10-го по 11-го класс) общее образование. Также существует дошкольное образование, которое представляет собой детские сады или ясли.
На первой (начальной) ступени общего образования в российских школах детей учат чтению, письму, счёту, теоретическому мышлению, культуре поведения и речи, основам личной гигиены и здорового образа жизни, а также помогают развивать в детях самоконтроль и их индивидуальные способности.
На второй (основной) ступени общего образования в России в подростках формируют и создают личность, за счёт вкладывания в них нравственных убеждений, эстетического вкуса, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, знаний об основных науках, владения государственным языком (русским), навыков умственного и физического труда, склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
На последней стадии общего образования в России (средней или же полной) в обучающихся формируют дальнейшую личность, развивают личные творческие способности, навыки самостоятельной учебной деятельности, готовят к жизни в обществе, умению принимать самостоятельные решения, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
В 9-м классе у обучающихся есть выбор: закончить обучение и пойти в колледж для получения среднего профессионального образования или остаться до 11-го класса для поступления в ВУЗ.
Также обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Согласно статье о школьном образовании (https://kedu.ru/press-center/articles/o-shkolnom-obrazovanii-v-rossii/), в России На законодательном уровне закреплены разные статусы общеобразовательных школ: средние школы (дают стандартный курс общего образования) и учреждения с углублённым обучением (лицеи и гимназии, в которых делается уклон на гуманитарные или естественнонаучные дисциплины). Также существуют закрытые частные школы, в которых платное и нередко дорогое образование. В России их не так много.
Ссылаясь всё на тот же источник (https://kedu.ru/press-center/articles/o-shkolnom-obrazovanii-v-rossii/), можно узнать, что есть несколько проблем касательно российского школьного образования. Это качество подготовки учителей, нехватка молодых специалистов и малая престижность самой профессии учителя. Хотя лицеев и гимназий, в основном, эти проблемы не касаются. Там работают высококвалифицированные педагоги и вузовские преподаватели с большим стажем.
Ещё один момент — это то, что все этапы общего образования в России официально бесплатные, поскольку согласно 10-й статье федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/e185d59b595b6bf58b8716c9d5129a3dd5b7630a/), право каждого гражданина на образование закреплено в Конституции. Но при этом есть некоторые коммерческие опции, за которые приходится платить родителям (чаще всего это бывают услуги репетиторов, к которым прибегают из-за недостаточно должного освоения образовательной программы или для того, чтобы подготовить детей к ОГЭ или ЕГЭ).
2.2 История российских школ
Ориентируясь на статью об истории образования России (https://www.culture.ru/materials/253541/istoriya-obrazovaniya-ot-pervykh-shkol-rusi-do-sovetskikh), можно узнать, что изначально, в период допетровской Руси дети изучали славянскую азбуку, письменность, иностранные языки (в основном, это были греческий и латинский). Уже в старших классах они могли освоить «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие и астрономию.
Согласно 1-й части учебника по истории России за 8 класс от Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина и А. Я. Токарева (стр. 9-14, 77-80) , при Петре Первом было открыто немало образовательных учреждений. Среди них были «Школа математических и навигационных наук», начальные цифирные школы, архиерейские школы и «Академия наук». В них изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию, теологию, юриспруденцию, медицину, физиологию.
Согласно статье об развитии образования при Екатерине Второй (https://histerl.ru/kurs/ekaterina2/deyatel-prosveshheniya.htm), во время её правления было открыто первое учебное заведение для девушек — «Воспитательное общество благородных девиц» или же «Смольный институт». В нём сначала, в возрасте от 6 до 9 лет изучали Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметику, рисование, рукоделие и танцы. Далее, в возрасте 9-12 лет прибавлялись история и география. Потом, в возрасте 12-15 лет добавлялись словесные науки, опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали на практике. И на последнем курсе обучения, в возрасте 15-18 лет повторяли всё пройденное, уделяя особое внимание Закону Божьему. Также во время её царствования новый устав получил «Шляхетский сухопутный кадетский корпус», где осваивали «полезные», «нужные гражданскому званию» и прочие науки вместе с «художествами». Появлялись малые, средние и главные училища.
Согласно 1-й части учебника по истории России за 9 класс от Н. М. Арсентьева, А. А. Токарева, А. А. Левандовского и А. Я. Токарева (стр. 101-102), при Александре Первом было учреждено «Министерство народного просвещения», основными принципами которого были бессословность (за исключением крепостных), бесплатность начального образования и преемственность учебных программ. Также стали открывать начальные школы при церковных приходах, преобразовывать народные училища в гимназии и вводить в программу новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю и иностранные языки. А в 1811-м году состоялся первый набор в «Императорский Царскосельский лицей», в котором особое внимание уделялось истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Всё население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864-м земств. В земских школах изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались и мальчики, и девочки.
Согласно книге А. А. Абакумова «Народное образование в СССР» (стр. 101-114), в советское время, после Октябрьской революции стали открываться трудовые школы, потому что стране нужны были квалифицированные рабочие. В 1920-х годах отменяли домашние задания, уроки истории заменяли политграмотой и обществоведением, давали возможность детям самим выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Однако в 1927-м году правительство обозначило уже обязательные учебные планы, согласно которым больше учебных часов должно уделяться урокам математики, русского и родного языка, а Конституция СССР, чистописание, черчение, химия и труд становились обязательными. В 1943-м году в школу начинали брать с семи лет. После войны появилась школьная форма, в программу добавляли уроки логики, психологии, латыни и возвращались к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния убрали. В время холодной войны ввели новый предмет — начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х годов.
2.3 Устройство английской школы
Согласно интернет-источнику «UK Education System» (https://www.internationalstudent.com/study_uk/education_system/), в Великобритании образование делится на четыре части: начальное (primary), среднее (secondary), дополнительное (further) и высшее (higher). В Англии обязательно должны пройти начальное и среднее образование, которое длится примерно с 5 до 16 лет. Также система образования в Великобритании подразделена на некие «ключевые этапы» («key stages»), которые можно разделить на первый (от 5 до 7 лет), второй (от 7 до 11 лет), третий (от 11 до 14 лет) и четвёртый (от 14 до 16 лет) ключевые этапы. Первый и второй этапы дети проходят в начальной школе, а затем они переходят в среднюю школу на 3 и 4 этапы. Тем самым, дети учатся 6 лет в начальной школе и 5 лет в средней школе, что в общей сумме даёт 11 лет обязательного обучения. В конце каждого этапа учащиеся оцениваются. Самая важная оценка ставится в возрасте 16 лет, когда учащиеся получают аттестат зрелости или общий аттестат о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education — GCSE). После окончания средней школы у них есть выбор: продолжить учиться и затем получить высшее образование или закончить школу, начав работать.
В начальную школу, на самом деле, большинство детей поступают уже в 4 года, в так называемый подготовительный класс (Reception Class) в учебном заведении, выбранном для дальнейшего обучения. Это делается потому, что в возрасте 5 лет ребенок уже может не получить место в нужной школе. Поскольку образование является обязательным для детей с 5 лет, то до этого возраста ребенок формально может пропускать занятия, даже если он уже зачислен в Reception Class.
Согласно статье «Primary School In England» (https://cisedu.com/en-gb/world-of-cis/articles-education/primary-school-england/), в Англии начальные школы делятся на три вида: частные, нерелигиозные государственные и религиозные государственные.
Частные школы ещё делятся на 2 типа: подготовительные (preparatory schools), которые действуют автономно и не привязываются к какой-либо конкретной средней школе, и младшие (junior schools), которые работают в сотрудничестве со средней школой и являются их первой ступенью образования. В обоих типах частных школ обучение платное. Стоимость обучения может доходить до 15 тысяч фунтов в год. Как правило, из-за льгот при поступлении в среднюю школу младшие школы значительно дороже, чем подготовительные школы. Для зачисления ребенка 4-5 лет в престижную частную школу родители часто вынуждены подавать заявление уже при рождении малыша и начинать подготовку к поступлению через год, а то и больше.
Нерелигиозными государственными начальными школами являются привычные для нашего понимания начальные школы, куда дети зачисляются по территориальному признаку. В основном нерелигиозные государственные начальные школы действуют независимо от средних школ и бывают смешанными – для совместного обучения мальчиков и девочек.
Религиозные государственные начальные школы финансируются как государством, так и соответствующими религиозными общинами. Несмотря на то, что религиозному образованию отводится большая роль, многие из этих учреждений также предоставляют более качественные учебные корпуса по сравнению с нерелигиозными государственными начальными школами. Благодаря высокому качеству образования многие стремятся отдать своих детей в религиозные начальные школы, но сделать это достаточно сложно – необходимо принадлежать к определенной общине, быть постоянными прихожанами, делать пожертвования. Сейчас в Англии есть католические и англиканские школы, мусульманские, еврейские и индуистские и некоторые другие.
Что касается образовательной системы средней школы, то ссылаясь на статью «Secondary Education System» (https://www.internationalstudent.com/study_uk/education_system/secondary_education/), у учащихся третьего ключевого этапа (с 11 до 14 лет) есть довольно широкий спектр предметов, в который входят музыка, математика, естествознание, английский язык и тому подобное. По достижении 14 лет учащиеся обычно вступают в первый год двухлетнего процесса, известного как GCSE (в Шотландии этот экзамен называется SCE). GCSE — это набор экзаменов, которые проверяют знания учеников. Когда до него доходит дело, то большинство школ даёт ученикам изучать такие основные предметы, как английский язык, математику и объединенные или разделённые биологию, химию и физику. Затем учащиеся обычно выбирают четыре или пять дополнительных предметов для сдачи GCSE. Это могут французский язык, немецкий язык, бизнес-исследования, дизайн и технологии, музыка и многие другие. В государственных школах учащиеся обычно сдают от пяти до десяти выпускных экзаменов, в зависимости от способностей и стремления учащегося. Для независимых школ, которые обычно гораздо больше ориентированы на результат, учащиеся нередко берут целых одиннадцать или двенадцать, уделяя больше внимания академическим предметам, чем искусству.
2.4 Сравнение обеих школ, выявление их преимуществ и недостатков и их общее представление в виде электронной таблицы
Изучив материал, мы можем наконец сравнить устройства двух этих школ, выявить их преимущества и недостатки и представить их в виде электронной таблицы:
Английская школа | Российская школа | |
Разделение учебного цикла. | 4 ключевых этапа. | 9-11 классов. |
Длительность обязательного обучения. | 11 лет (с 5 по 16 лет). | 9 лет (с 6-7 лет до 15-16 лет). |
Итоговые экзамены. | GCSE. | ОГЭ или ЕГЭ. |
Виды школ. | Государственные нерелигиозные, государственные религиозные, частные подготовительные, частные младшие. | Государственные, с углублённым изучением и закрытые частные. |
Предметы для сдачи итоговых экзаменов. | Для сдачи GSCE учащиеся сдают 5 обязательных предметов (английский язык, математика, химия, физика и биология) и 5 дополнительных по выбору (музыка, дизайн и технологии, немецкий язык и другие). | Для ОГЭ 2 обязательных (русский язык и математика) и 2 дополнительных (по выбору). Для ЕГЭ 2 обязательных (русский язык и математика (либо базовый, либо профильный уровень)) и 1-2 по выбору (в зависимости от ВУЗа). |
Различие в уровне образования между видами школ. | Различия есть. Многие родители пытаются отдать своих детей в частные школы, либо же в государственные религиозные школы, так как там более качественное образование. Но туда довольно сложно попасть. | Различия тоже есть. Но частных закрытых школ в России не так много. В основном дети учатся в государственных школах, либо же в школах с углублённым изучением каких-либо предметов. |
Наличие трудностей, проблем в системе образования | Проблемами частных и религиозных государственных школ в Англии являются большие траты на обучение (около 15 тысяч фунтов) и трудности при поступлении. | Проблемами в российских школах могут служить качество подготовки учителей, нехватка молодых специалистов и малая престижность профессии учителя. Также есть различия в уровне образования между регионами страны. |
Ношение униформы | В английских школах ношение школьной формы обязательно. Чаще всего это блейзер и свитер с эмблемой школы или просто рубашка с брюками или юбкой. | Во многих школах России свободный стиль одежды. Дети могут приходить в школу в толстовках, широких штанах, свитерах или в футболках. Есть школы, в которых ношение униформы обязательно. В основном это белый верх и чёрный низ. |
Прохождение школьных этапов | Уже в начальной школе дети сдают экзамены для того, чтобы перейти в среднюю школу. Чем выше результат, чем в шире выбор для перехода в среднюю школу. По окончании средней школы также сдают экзамен для получения аттестата об образовании. | В российской школе есть всего два вида главных экзамена: ОГЭ (в конце 9-го класса) и ЕГЭ (в конце 11-го класса). С 4-й по 8-й класс дети также сдают ВПР. Их результаты не влияют на переход в следующий класс. Из начальной школы в среднюю дети переходят спокойно без каких-либо серьёзных экзаменов |
Длительность занятий и учебного дня | Уроки начинаются в 9:00 и заканчиваются в 16:30. Длительность уроков может быть от 30 до 60 минут. Продолжительность учебного дня учеников разных школ сильно отличается. | В российской школе урок обычно длится 45 минут. Длительность учебного дня между классами различается: начальные классы обычно имеют по 4-5 уроков, приходят в школу в 8:00-8:30 и уходят в 12:00-13:00. В старших классах максимально может быть 7 уроков, а учащиеся уходят со школы в районе 15:00. |
Траты на нужды | В английских школах родители могут платить деньги за канцелярские товары, поездки, школьную форму и дополнительные занятия. | В русских школах родители также платят деньги за школьные принадлежности, школьную и спортивную форму, различные экскурсии и нужды для школы и классного руководства. |
Проведя опрос моих одноклассников, мы решили выяснить их мнение по поводу различий между русской и британской школой. Было опрошено 15 учеников, и вот что нам удалось выяснить: большинство учащихся (12 человек из числа опрошенных) считают, что между британской и русской системой образования есть различия. По их мнению, в британской школе обучение более платное и дорогое, нежели чем в России. При этом они считают, что Великобритания даёт лучше образование школьникам, чем Россия. На ещё один дополнительный вопрос о том, где бы они хотели обучать своих будущих детей (если они у них, конечно же будут), то некоторые ответили, что они бы хотели обучать своих будущих детей заграницей, если у них будет возможность переезда туда, ведь по их мнению, образование заграницей более престижное и отличается подходами к обучению от нашего. Некоторые считают, что британское образование лучше, чем российское, некоторые считают наоборот. Скорее всего, расхождение мнений связано с тем, что русские подростки не обучались в английских школах и не знают всех их деталей. На вопрос о том, сложнее ли обучаться в какой-либо из этих школ, были даны также неоднозначные ответы, но многие сказали, что сложнее учиться в Англии.
Подводя итог, можно сказать, что во-первых, наша гипотеза о том, что между британским и российским школьным образованием есть небольшие различия частично подтвердилась. Как мы убедились, между этими школами и вправду есть различия, такие как, например, разделение школьного цикла, длительность занятий и учебного дня, обязательность ношения униформы и так далее. Среди сходств можно выделить необходимость трат на нужды и наличие некоторых трудностей в системе образования. По данным опроса, можно сделать вывод, что вопрос о сравнении школ двух разных стран всё ещё имеет место быть в обществе, ведь это положительным образом влияет на перспективы учеников и их отношение к обучению. Ученик будет гордиться и радоваться своей школой, если обучение там будет проходить интересно, в кругу коллектива, наталкивать на будущую профессию, развивать творческие и интеллектуальные способности. Школа любой страны должна воспитывать личность в учащихся с твёрдыми целями и планами на жизнь, постоянно саморазвивающуюся и стремящуюся к большему, умеющую находить общий язык с другими людьми и применять полученные знания на практике. Именно это и является обучения любой школы.
5. Список литературы
10. Учебник по истории России за 9 класс от Н. М. Арсентьева, А. А. Токарева, А. А. Левандовского и А. Я. Токарева 1-я часть: https://file.11klasov.net/6486-istorija-rossii-9-klass-v-2-chastjah-arsentev-nm-danilov-aa-i-dr.html
11. Учебник по истории России за 8 класс от Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина и А. Я. Токарева 1-я часть: https://file.11klasov.net/6455-istorija-rossii-8-klass-v-2-chastjah-arsentev-nm-danilov-aa-i-dr.html
Золотая хохлома
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Смекалка против Змея-Горыныча
Весёлые польки для детей
Где спят снеговики?