Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Все дети любят смотреть мультфильмы, и я тоже никогда не откажусь от этого. Но мои родители не разрешают мне и моей младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решил изучить данную проблему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_multfilmov_na_psihiku_i_razvitie_detey.docx | 35.58 КБ |
МКОУ Старощербаковская СОШ
Барабинского района
Новосибирской области
ПРОЕКТ
Выполнил: Сальников Тимофей,
обучающийся 4 класса
Руководитель: Гребенщикова Т.А.,
учитель начальных классов
2020 г.
Содержание
1. Влияние мультфильмов на развитие и психику детей
1.1. Как появился жанр - мультипликация 3
1.2. Особенности содержания отечественных мультфильмов 4
1.3. Особенности содержания зарубежных мультфильмов 4 - 5
1.4. Какие опасности скрывают в себе мультфильмы 5 - 8
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся и их родителей 8 - 9
III. Заключение 9 - 10
Литература и Интернет-ресурсы 11
Актуальность.
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Все дети любят смотреть мультфильмы, и я тоже никогда не откажусь от этого. Но мои родители не разрешают мне и моей младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решил изучить данную проблему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Перед собой я поставил цель: на основе работы с различной литературой и практических исследований выяснить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного, т.е. российского, и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Я наметил план действий и определил следующие задачи:
Объект исследования: Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы.
Предмет исследования: способность мультфильмов оказывать вредное воздействие на психику и развитие детей
Методы исследования: поисковый, наблюдение, анкетирование, исследование, анализ, обобщение.
Я выдвигаю гипотезу: предположим, что мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, низкую самооценку.
II. Основная часть
Глава 1. Изучение влияния мультфильмов на развитие и психику детей
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Существует несколько версий появления первого мультфильма.
Первый мультфильм был создан в 1892 году французским художником. Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.
Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – «живое» кино или анимированное.
1936 год - открытие студии «Союзмультфильм» в нашей стране.
Большинство мультфильмов выпускается на этой киностудии в Москве. В работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей. Сначала мультфильмы были черно-белыми, а цветными они стали где-то в 70-е годы.
Мультфильмы бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые, а так же отечественные и зарубежные.
Самые известные студии: «Союзмультфильм», «Аэроплан», «Анимакорд», «Мельница», «Уолт Дисней», «Дрем Вокс», «Пикче» и др.
1.2. Особенности содержания отечественных мультфильмов
Отечественный мультфильм направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, правильный, учит правильному поведению. Там нет насилия, зло имеет побеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание. Они хороши тем, что в них отражается нормальная для детей картина мира. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил. Для детей с проблемами общения и низкой самооценкой, они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим. Персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.
Смысл некоторых отечественных мультфильмов
«Крокодил Гена и Чебурашка» - дружба
«Каникулы в Простоквашино» - самостоятельность, хозяйственность, дружба.
«Мама для мамонтенка» - любовь к родителям.
«Крошка Енот» – учиться быть смелым, преодоление своего страха.
1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов
Зарубежный мультфильм, только с виду кажется безобидным. В этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Фон, на котором происходят события мультфильма, пропитан злом и ненавистью. И только крупинки добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что прямо противоположно действиям героев в наших сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. В этих мультфильмах главные герои, которым дети часто подражают, являются глупыми, жестокими и некультурно ведут себя. Лица главных героинь похожи друг на друга – нам навязывают определенный эталон красоты. Агрессивные и жестокие, уродливые и страшные персонажи искажают наше мировоззрение ребенка. Ярким примером «неправильных» мультфильмов служат мультфильмы, в которых присутствует конфликт: драка, сражение, перестрелка, убийство.
Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, дети будут делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее.
Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов:
Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.
Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными. Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни.
Уродливые и страшные герои.
Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой полезной деятельности, в отличие от отечественных мультфильмов.
Однако, в защиту могу сказать, что и среди зарубежных мультфильмов есть исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в мультфильме «Король Лев» показана как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.
1.4. Какие опасности скрывают в себе мультфильмы
Я выяснил, что выдуманный мир мультипликации скрывает в себе опасности. Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
В последние годы мультфильмы становятся все более и более приближенными к настоящей жизни.
В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии. Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить.
В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, а порой и жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.
В последнее время взрослые чаще стали говорить о 25-ом кадре мультфильма. Расспросив их, я узнал, что это на самом деле подтекст, проходящий на фоне основных событий мультфильма, т.е. подстановка отрицательного действия на фоне положительного героя. Например, мультфильм «Шрек». Принцесса просто так разбивает кладку с яйцом, птичка взрывается. Шрек надувает лягушку как воздушный шарик. А ведь принцесса убила птичку, а Шерк убил лягушку. Все эти сцены - элементарная подмена стереотипов, т. е. добро может быть жестоким, некрасивое поведение - выгодным...
Большинство современных мультфильмов:
К чему это приводит:
1. Яркость мультфильма позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультфильмы – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
3. В дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
4. Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
Наверное, было бы не правильным делить мультипликацию на черное и белое, на “наше” и “не наше”. Бесспорно, у зарубежных мультипликаторов тоже есть хорошие ленты.
Это, например, диснеевская классика: наивный Бемби, веселая Белоснежка, трудолюбивая Золушка. Но эти фильмы редко транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят мультфильмы, в сюжетах которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. В связи с этим хотелось бы убедиться самому, как влияют "агрессивные" мультфильмы на психику детей.
Глава 2. Практические исследования
2.1. Анкетирование учащихся и их родителей
Я решил исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники и что о них думают их родители. Для этого я разработал анкету и провел опрос среди своих одноклассников и их родителей. В анкетировании принимали участие 16 (18) семей. Были предложены следующие вопросы:
Вопросы для детей
1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
2.Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские?
3.Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится?
4.Назови мультфильм, который тебе не нравится
5.Как часто ты смотришь мультфильм?
А) каждый день
Б) иногда
В) по выходным
Г) редко
6.Где ты смотришь мультфильм?
А) по телевизору
Б) по компьютеру
В) по DVD
Г) в кинотеатре
7. Смотришь ли ты мультфильмы по телевизору на канале «Карусель»?
Вопросы для родителей:
А) каждый день
Б) иногда
В) по выходным
Г) редко
Анализ результатов анкетирования показал, что на момент исследования на вопрос «Какие предпочитаете мультфильмы российского или иностранного производства?». Мнения разделились: 70% выбирают российского, потому что они добрые и поучительные, а остальные 30 % иностранного, потому что красивые.
Наиболее распространенными мультфильмами, который смотрят дети, оказались российского производства: Фиксики, Барбоскины, Смешарики, Лунтик.
На вопрос: «Как вы считаете, могут ли мультфильмы нанести вред психике ребёнка?», все родители единогласно ответили: «ДА».
На вопрос: «Какие мультфильмы вы бы не посоветовали смотреть ребёнку?», они ответили: «Где много жестокости, агрессии и негатива».
На вопрос: «Какие мультфильмы вы бы рекомендовали своим детям?», они ответили: «Лунтик», «Фиксики», «Маша и Медведь» и др., где много доброго и поучительного.
Я решил на практике проверить влияние просмотра мультфильмов на состояние психики. Включил для просмотра два мультфильма: один отечественный (Фиксики), а другой иностранный (Том и Джерри). После просмотра каждого мультфильма я измерял пульс. Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма пульс был в норме______85____ ударов в минуту. А после просмотра иностранного - увеличился до __101_____ удара. Можно сделать вывод, что при просмотре американского мультфильма, я испытывал больше волнений, эмоций, переживаний.
Благодаря проделанной работе, я собрал и проанализировал информацию о влиянии современных мультфильмов отечественного и иностранного производства на психику и развитие детей, разработал и оформил рекомендации для детей и родителей при выборе и просмотре мультфильмов, выступил перед учащимися нашей школы. Я узнал, какие из них принесут пользу ребёнку, а какие - вред. Теперь я могу сделать следующие выводы:
Цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
Только качественные и добрые сюжеты мультфильмов помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному.
Спасибо за внимание!
Литература и Интернет-ресурсы
1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31
2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32
3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434
4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М. Издательство «Педагогика», 1976г., стр.217-218
5. Шишова Т. Л. «Вред американских мультфильмов».
Интернет-ресурсы:
6. http://sunhi.ru
8.http://tiroz.org/istoriya-multiplikacii-kak-poyavilis-pervye-mult
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Отчего синичка развеселилась
Лавовая лампа
Сказка об одной Тайне
Северное сияние