Проект выполнен по всем нормам и требованиям, имеется практическая часть
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_turunova.docx | 81.65 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального
образования город Краснодар
лицей № 90 имени Михаила Лермонтова
ПРОЕКТ
Тема: «Грамотным быть модно»
Проект подготовила: Турунова Любовь Андреевна
ученица 9 “Д” класса
Руководитель проекта:
Геращенко Марина Владимировна
учитель русского языка и литературы
2022 - 2023 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….…3-5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГРАМОТНОСТИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ.
1.1 Грамотный человек – это ……………………………………………………....6
1.2 Термин «грамотность» и «культура речи» ......................................................6-7
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГРАМОТНОСТИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
2.1 Развитие грамотности в Древней Руси……………………………….……..8-10
2.2 М.В. Ломоносов – создатель первой грамматики……………………...….10-11
2.3 Становление письменности на рубеже XIX – XX веков……………….....11-14
2.4 Влияние интернета на современную речь…………………………...…….14-15
2.5 Тотальный диктант………………………………………………………….15-17
2.6 Международный день грамотности……………………………………..…17-18
ГЛАВА 3. Практическая часть 19-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23-24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………25
ВВЕДЕНИЕ
Быть грамотным и начитанным- модно и востребовано всегда. Грамотное владение языком важно для любого человека. По тому, как человек говорит, о нем составляют мнение. Проблема правильности речи – одна из актуальных проблем современного общества, следовательно, тема моего проекта является также актуальной и современной.
Актуальность: парадоксально, но в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в самых элементарных словах. Читая статью в газете, можно найти большое количество грамматических ошибок.
Гипотеза исследования: если учить правила и читать больше полезных книг, то можно стать грамотным и образованным человеком; безграмотность не позволяет человеку в современном мире быть успешным и конкурентоспособным.
Объект исследования: исторические сведения о развитии грамотности в прошлом и факты из жизни современных людей с разными уровнями грамотности.
Предмет исследования: причины и проблемы, связанные с низким уровнем образования.
Цель исследования –должна быть одна, все остальное- задачи!
- доказать, что грамотным быть модно;
- выявить уровень речевой грамотности школьников;
- привлечь внимание к вопросам грамотности и определить возможные пути решения проблемы;
- обоснование необходимости быть грамотным для человека XXI века.
Задачи исследования:
- проанализировать различные источники информации;
- собрать и кратко представить полученную информацию;
- провести исследование среди учащихся;
- выяснить причины безграмотности среди молодого поколения современных людей;
- найти практические способы и рекомендации повышения грамотности на бытовом уровне.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме;
- анкетирование, сопоставление, анализ собранной информации;
- изучение специальной литературы;
- опрос среди знакомых, друзей:
- сравнение и анализ полученных данных и выводы;
Размышление по теме: современный русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения. Язык живёт во времени, и это время отражается в нём.
Грамотность закладывается с самого детства. Ребенок воспринимает речь родителей. Она служит для него примером. И от того, насколько правильно будут выражаться взрослые, зависит будущая грамотность детей. Важно быть грамотным и для того, чтобы найти достойную работу. Многие работодатели обращают особое внимание на речь человека, когда проводят с ним собеседование. Ведь ни один руководитель не захочет принимать на должность, которая подразумевает общение с людьми или оформление документации, безграмотного специалиста. Речь претендента, которому отдаст работодатель предпочтение, должна быть чистой, неискаженной, наделенной определенным смыслом. Если суть работы состоит в составлении документов, руководитель будет особо изучать правильность, аккуратность заполнения анкеты. У соискателя, который не допустит ошибок, увеличиваются шансы на получение такой должности. Многие люди, которые занимают рабочие места, не требующие особой грамотности, соответствующего образования, не задумываются о том, насколько правильно они высказываются или пишут. Но у каждого человека появляются дети. Первоначальные основы для их развития закладывают их родители. Следовательно, грамотная речь нужна каждому человеку хотя бы для того, чтобы обучить своего ребенка. Возможно, он выберет такую профессию, которая будет требовать достаточных знаний русского языка, подразумевающих правильное выражение мыслей, безошибочное заполнение документов. Практически у каждого человека есть своя страничка в социальных сетях. Люди общаются между собой, и от того, насколько правильно будет высказываться пользователь, зависит то, как поймет его собеседник. Множество людей создают свои сайты, выкладывают определенные тексты. И от того, насколько грамотным будет писатель, зависит восприятие читателями информации.
Почему же современному человеку важно быть грамотным? Да потому, что в любом случае ему приходится общаться каждый день! Со своими учителями, начальниками, коллегами, соседями, одноклассниками, друзьями! И если мы не будем стремиться к грамотному общению, нас просто перестанут серьезно воспринимать! Мы не сможем укрепиться в обществе, чувствовать себя комфортно и свободно. Возможно, мы будем комплексовать и переживать из-за незнания языка и не сможем проявить свои способности и возможности, потому что будет страшно и стыдно показывать безграмотность в разговоре и на письме. А значит, у нас не получится продвигаться выше, как по карьерной лестнице, так и просто, в живом общении. А значит, мы можем потерять многое… мы можем потерять мечту… Мечту быть умным, нужным и значимым.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ГРАМОТНОСТИ
1.1 Грамотный человек - это…
Словарь С.И. Ожегова гласит: «Грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно».
Грамотный человек – это культурный человек, обладающий широким кругозором и познаниями. Что, собственно, и позволяет грамотно говорить и писать.
Сегодня (как и во все времена) быть грамотным – значит, быть образованным, постоянно овладевать все новыми и новыми знаниями, неисчерпаемыми богатствами родного языка в устной и письменной речи, совершенствовать себя как личность, уметь правильно оценивать свой интеллектуальный уровень и достоинства собеседника. Необходимо не только заучивать правила правописания слов. Но самый простой и эффективный способ освоения русского языка – это чтение, способствующее развитию словарного запаса, интеллекта.
1.2 Термин «грамотность» и «культура речи»
Грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности. Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?
Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью.
Культурная речь - это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме — нормам орфографии и пунктуации.
Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования. С такими нормами мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?
Несмотря на известную свою устойчивость, норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор.
ГЛАВА 2
ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ
2.1 Развитие грамотности в Древней Руси.
Грамотность населения является важнейшим ресурсом любого государства. Эту нехитрую истину часто забывают любители истории и политики, сравнивая разные государства, увлекаясь подсчетом количественных показателей территории, природных, промышленных и иных богатств. Но если забыть о хроническом дефиците такого явления, как грамотность, становится невозможно понять причины многих проблем в истории одного из самых больших и богатых государств мира — России. Сохранившиеся исторические источники не позволяют составить статистику грамотности в России ранее последних двух сотен лет. Известны как минимум две использовавшиеся на Руси азбуки — отмершая глаголица и ныне здравствующая кириллица — и еще одна гипотетическая система древнеславянского письма — «черты и резы».
В 862 году, когда, по летописной легенде, в Новгороде случилось «призвание варягов», один из будущих составителей славянской азбуки Кирилл (в миру Константин Философ) обнаружил в крымском Херсонесе Евангелие, записанное «руськими письменами». Вероятно, это была ныне потерянная система дохристианского славянского письма, которую вытеснил алфавит Кирилла и Мефодия после принятия на Руси христианства. Уже в 863 году Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора Михаила III Пьяницы составили первый славянский алфавит и начали перевод на него христианских текстов. Археологические исследования показывают, что примерно тысячу лет назад на Руси начался и вплоть до монгольского нашествия продолжался заметный и устойчивый рост грамотности городского населения. Писали кириллицей и чуть реже глаголицей. Берестяные грамоты и прочие письменные находки свидетельствуют о широком распространении грамотности среди духовной и светской знати, купечества и верхушки квалифицированных ремесленников. По итогам татаро-монгольского нашествия и общего кризиса государственности грамотность на Руси снизилась. Если отец Владимира Мономаха, первый правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси», знал пять языков, а Всеволод Большое Гнездо, великий князь Владимирский в эпоху наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской Руси, в юности учился в Константинополе, то первые московские князья личной грамотностью не отличались. О победителе Мамая Дмитрии Донском летописи доносят, что «он не был хорошо изучен книгам», а Василий Тёмный в жесточайшей междоусобной войне успешно удерживал московский престол целых 37 лет, будучи совсем неграмотным.
Первые века существования Московского государства грамотность не охватывает полностью даже высшую знать. И хотя уже Иван Грозный и его адресаты по переписке, от князя-«диссидента» Курбского до митрополита-«диссидента» Филиппа демонстрируют прекрасное образование и завидный интеллект, но в то же время половина русского дворянства остается абсолютно неграмотной. Кстати, по одной из версий, издавна распространенный на Руси оборот «филькина грамота», обозначающий некую невежественную писанину, происходит от реакции царя Ивана IV на «критические» грамоты митрополита Филиппа-«Фильки». В конце XVI столетия из 22 бояр, засвидетельствовавших избрание Бориса Годунова на царство, неграмотными были четверо, а из 22 стольников (крупный придворный чин), присутствовавших на этой церемонии, неграмотных насчитывалось восемь. Не случайно именно при Годунове впервые в истории России возникает замысел о создании светских учебных заведений, реализации которого помешало Смутное время.
Первые заведения такого рода возникли лишь спустя век, уже при императоре Петре I. Царь Петр на протяжении четверти века пытался создать в России централизованную систему школ, чтобы каждый губернский город имел по две школы — одну светскую и одну духовную. К концу его царствования насчитывалось около сотни училищ, в основном светских-«цифирных» и духовных-«епархиальных» школ. В 1727 году в цифирных обучалось немногим более 2 тысяч человек, в 46 епархиальных — примерно 3 тысячи человек. 5 В расцвет правления императрицы Екатерины II, в 80-е годы XVIII века, в России действовало всего четыре десятка училищ, в которых обучалось около 5 тысяч «школяров».
2.2 М.В. Ломоносов. Создатель первой грамматики.
Он явился создателем первой научной русской грамматики. Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Заботой о свободе выражения отмечена и реформа Ломоносова в области литературного языка. В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей», суть которого заключается в том, что "обветшалая" система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы.
Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка.
Каждому стилю соответствуют свои жанры: «высокие» - героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи; «средние» - драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии; «низкие» - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению «высоких» жанров, что затем сказалось на развитии литературы.
Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
2.3 Становление письменности на рубеже XIX – XX веков
Относительно рубежа XIX—XX веков уже имеется вполне достоверная статистика. Для России образца 1900 года количество умеющих читать по разным оценкам колеблется от 3 до 5 % от всего населения. В том году Российская империя располагала 315 школами, с 790 учителями и 19 915 учащимися Вопиющую отсталость России в деле начального школьного образования хорошо показывает статистика последнего десятилетия XIX века. В это время в России по отчету министра народного просвещения, относящемуся к 1891 году, во всей огромной империи при населении свыше 120 млн человек начальных народных училищ было 27 тысяч, которые посещало 1,8 млн учащихся и где работало 37 тысяч учителей.
В 1907 году в Санкт-Петербурге впервые в Думу был внесен проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Этот законопроект рассматривался более трех лет. В итоге всеобщее начальное образование в России так и не было введено — на 1915 год всеобщее бесплатное начальное обучение действовало лишь в 3 % земств. С учетом, что земское самоуправление распространялось не на все регионы империи, в масштабе всей страны этот процент был еще ниже Несмотря на внушительные усилия имперской власти по развитию народного образования в начале XX века, накануне Первой мировой войны начальную школу в России посещало чуть более 4 0 % детей соответствующего возраста. Отсутствие широкой элементарной грамотности катастрофически сказалось во время Первой мировой войны.
В декабре 1919 года, когда на фронтах вовсю еще шли бои с армиями Колчака и Деникина, был принят декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР», согласно которому все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Более того — Народный комиссариат просвещения, подобно 6 воюющим армиям, получил право принудительно мобилизовывать всех грамотных лиц для обучения неграмотных. Первое издание книги «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» было выпущено Политотделом Южного фронта в разгар боев 1919 года. На 1920 год в губерниях России, контролируемых большевиками, по статистике умело читать всего 42 % населения в возрасте от восьми лет. Пункты ликвидации безграмотности — Ликбез — создавали даже органы ВЧК. За два года гражданской войны в них научилось чтению около 3 млн человек. После окончания Гражданской войны, с 1922 по 1930 год число учащихся начальных школ выросло в два раза, до 13,5 млн. В том же 1930 году на курсах ликвидации безграмотности обучается 10 млн взрослых, для их обучения мобилизован почти 1 млн грамотных. «Ликбез» происходит почти по законам военного времени — миллион сельских учителей официально именуется «культурной армией», а в ряде губерний партийные власти пытаются применять уголовные наказания для лиц, уклоняющихся от обучения грамоте.
С 1924 года начинается и до 1941 года не прекращается постоянный рост расходов государственного бюджета на образование. К 1937 году, памятный по размаху политических репрессий, во всех городах и поселках СССР завершен переход на всеобщее обязательное семилетнее обучение. Если Российская империя вступила в Первую мировую войну в значительной степени неграмотной, то СССР встретил Вторую мировую уже с читающим населением. Но не стоит преувеличивать степень этой грамотности: только что победив неграмотность, Союз все еще оставался во многом малограмотной страной людей, едва научившихся складывать буквы в слова. Например, в конце 30-х годов на Кировском заводе в Ленинграде, флагмане высокотехнологического производства СССР тех лет, существовала должность читчика, в обязанность которого входила организация коллективного чтения и разъяснения газет. Даже среди высококвалифицированных рабочих такого сложного производства в те годы оставалось еще много малограмотных людей, уже умеющих читать, но не способных самостоятельно воспринимать сложный газетный текст. Это наглядно иллюстрирует тогдашние проблемы с низким образовательным уровнем народа и те сложности, с которыми пришлось столкнуться большевикам при модернизации страны.
Степень влияния малограмотности населения стоит учитывать и при оценке политических репрессий 30-х годов, и при оценке военных поражений 1941 года. Всего в 1940—1941 учебном году в советских школах обучалось почти 35 млн человек. В сельской местности СССР предполагалось полностью перейти на всеобщее семилетнее обучение в 1942 году. Этому помешала война с гитлеровской Германией. Военный удар по советскому образованию до сих пор недооценен: в 1941—1944 годах на территории, подвергшейся оккупации, было уничтожено 82 тысячи школ, в которых до войны обучалось 7 15 млн детей, то есть исчезло свыше 40 % школ и всей учебной базы.
Война затормозила развитие среднего образования в СССР почти на десятилетие — 1 сентября 1945 года в школы пошло на четверть меньше детей, чем 1 сентября 1940-го, а всеобщий переход на обязательное семилетнее образование завершился только к началу 50-х годов. Первое послевоенное десятилетие стало периодом резкого роста не только количества, но и качества советского школьного образования — благодаря заделу 30-х годов уже был преодолен дефицит квалифицированных педагогических кадров, характерный для предшествующих десятилетий. В 1958 году Верховный совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования», которым вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, переход на которое был завершен повсеместно уже в 1962—1963 учебном году.
2.4 Влияние интернета на современную речь
Грамотность в интернете - вопрос, по-видимому, странный. В виртуальной жизни все по-другому. Вы посмотрите на диалоги в различных форумах и будете удивлены, так как общение там совершенно другое. Часто в текстах интернета есть преднамеренная неграмотность. Я понимаю все: кто-то нигде не учился и ничего не читал: все может быть. Но грамотность должна быть везде. Язык определяет нас среди других. Разные народы говорят по-разному, каждый на своем языке. Во всем мире восхищаются русским языком - с интересом читают русскую классику и современных авторов.
Нашему подрастающему поколению сейчас компьютер заменяет груды методических материалов, десятки тетрадок для конспектов, порой даже рекомендованный учебный материал. Ноутбуки и нетбуки стали для многих студентов и старшеклассников единственным источником знаний. Как известно, в интернете можно найти даже классику литературы, изложенную на языке оригинала (в смысле грамотно опубликованную). Но дело в том, что такой вид материала размещается, по большей части, на литературных сайтах, форумах - а туда молодежь особо не заманишь. И тут на помощь приходят сайты, где вроде и есть искомое, но в какой форме изложения?
Это бич интернета, мина замедленного действия. Сегодня в сети даже известнейшие, избитые фразы и цитаты (чего уж там говорить о бытовых выражениях и словах?) умудряются напечатать так, что у литераторов «волосы встают дыбом». Это уже не направленное для иронии умышленное пародийное перефразирование, это становится нормой.
Безграмотность в интернете сейчас стала одной большой проблемой пользователей. Сеть интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь в социальных сетях, в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах и в сообщениях социальных сетей тексты пишутся одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.
Над темой своей работы я задумалась давно, поскольку сама являюсь пользователем сети интернет. Мне далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не так пострадало от этой проблемы.
Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре, поэтому мы не должны этого допустить.
2.5 Тотальный диктант
Ежегодная образовательная акция в формате добровольного диктанта впервые прошла 11 марта 2004 года. Организовали акцию студенты творческого объединения гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. Диктант прошёл в одной из вузовских аудиторий, и в нем приняли участие всего 150 человек – по меркам вуза один курс.
Первые шесть лет ничего особо не менялось: обычный ежегодный диктант в университете, тексты из классической литературы, читают преподаватели, пишут в основном студенты. Но как-то раз в одной из работ, претендовавшей на оценку «отлично», проверяющие обнаружили лишнее предложение, и стало понятно, что текст списали. Тогда организаторам пришла мысль создавать уникальные тексты для диктанта. И первым такой текст попросили написать не кого-либо, а классика советской фантастики Бориса Стругацкого. Примерно в это же время для чтения текста стали приглашать тоже более-менее известных персон. К акции привлекли внимание СМИ и общественности. Ставка сыграла, и популярность диктанта стала расти из года в год.
За 15 лет проект вышел за пределы не только Новосибирского университета и самого города, но и страны. Участвовать в акции может любой желающий независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов.
В 2017 году диктант написали 200 тыс. человек из 71 страны. Из них 23 тыс. писали онлайн. К акции присоединилось 600 населённых пунктов. Больше всего участников собралось в Москве – 20 тыс. За рубежом диктант написали 18 тыс. человек. По количеству участников второй год лидировал Таллинн, которому удалось побить свой же рекорд и собрать в ледовом дворце «Тондираба» 3 тыс. любителей русского языка. И впервые «Тотальный диктант» написали в таких странах, как Нигерия, Бангладеш, Гватемала, Исландия.
Акция “Тотальный диктант” – это и мода, и необходимость.. На первый взгляд, залог успеха «Тотального диктанта» – это простая, хорошая идея, правильное позиционирование, звёздные имена и создание регулярных инфоповодов. Но все ли так однозначно?
Организаторы «Тотального диктанта» ставят перед собой цель показать важность грамотности для каждого человека. Они считают, что заниматься русским языком нелегко, но это может быть увлекательным и полезным процессом, а главное – необходимым в современном мире.
Однако сегодня быть грамотным (если это не «врожденная» грамотность, существование которой не доказано) не всегда просто. Язык меняется очень быстро, какие-то понятия и слова исчезают, какие-то появляются, у каких-то возникают новые значения, изменяются правила.
2.6 Международный день грамотности
Не все знают, но существует такой праздник — Международный день грамотности. Главное, чему нас всех учат в школе, — это грамотность. Если человек пишет или говорит неправильно, его послание почти наверняка поймут, но впечатление будет испорчено, и исправить его будет чрезвычайно сложно. И наоборот, текст, написанный с соблюдением всех норм пунктуации и орфографии, говорит о том, что по ту сторону монитора с вами общается образованный собеседник, уделяющий большое внимание деталям.
У человека грамотного гораздо больше возможностей для самореализации. Даже если что-то было упущено в школьные годы, во взрослом возрасте вполне реально заполнить образовавшиеся пробелы в образовании.
Каждый житель нашей планеты должен иметь право на свободный доступ к образованию, но, к сожалению, по сей день на Земле немало мест, где ни дети, ни взрослые по тем или иным причинам не имеют возможности полноценно обучаться.
По данным ЮНЕСКО, во всем мире до сих пор практически не умеют читать и писать почти 750 миллионов человек! Особенно актуальна данная проблема для женского населения, поскольку в некоторых обособленных общинах не считают нужным давать образование девочкам, полагая, что основное их предназначение состоит в продолжении рода и ведении домашнего хозяйства.
Кто-то может возразить, что это личное дело каждого отдельно взятого племени или семьи, но грамотность — это не только чтение и письмо, но и показатель развития общества в целом и личности в частности. Человек, не видевший в своей жизни ничего, кроме тяжелого труда, вероятно, отлично знаком с миром живой природы, но не имеет ни малейших представлений, например, о медицине. А это уже прямая угроза здоровью. Не говоря уже о том, что он просто не знает, что за пределами его хижины есть другая жизнь, и не имеет права выбора.
Понимая важность образовательного процесса и придавая огромное значение его распространению среди населения, ЮНЕСКО в 1966 году учредила Международный день грамотности.
Днем рождения Международного дня распространения грамотности считается 8 сентября 1965 года, когда в ходе торжественной церемонии открытия Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности в Тегеране ее участники рекомендовали учредить специальную дату, призванную способствовать обучению грамоте людей, проживающих даже в самых неблагополучных по этим показателям уголках земного шара.
С той поры этот день отмечают ежегодно по всему миру. В библиотеках, научных и культурных центрах проводятся конференции и собрания, на которых обсуждаются вопросы повышения уровня грамотности среди населения, раздаются брошюры и листовки по этой тематике. Учебные заведения организуют проведение различных олимпиад, викторин и тестов на грамотность и знание родного языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТЕСТ-ВИКТОРИНА
Люблю ли я читать?
Какую литературу мне нравится читать?
Изучая правила русского языка, могу ли я их применять на практике?
По каким критериям я определяю грамотность человека?
Можно ли стать грамотным, если учить правила и читать много полезных книг?
Моя речь правильная. Я выражаю свои мысли грамотно, правильно произношу слова, в соответствии с нормами современного литературного языка.
1) да
2) нет
3) не уверен(а)
Считаю ли я себя грамотным человеком?
Кого я могу считать грамотным человеком?
Кто (что) может являться положительным примером для развития правильной речи? (может быть несколько вариантов ответов)
1) язык научной, художественной литературы
2) язык СМИ
3) учитель-филолог
4) учитель
Данный опрос показал, что большинство моих одноклассников (всего опрошено 25), т.е - 12 ч. считают себя достаточно грамотными; 6 ч. – сомневаются и только пять считает себя неграмотным. Любят читать книги - 15 ч.; 3 ч. – сомневаются и 5 ч. читать не любят. Но почти все хотят быть грамотными людьми и считают, что граждане нашей страны должны быть образованными. Из этого я делаю следующий вывод: большинство моих одноклассников понимают всю значимость образования в своей будущей жизни и хотят видеть себя и других сограждан нашей страны образованными и конкурентно – успешными людьми. Без этого невозможно сделать нашу страну процветающей и благополучной, потому что самое ценное достояние любого государство – это образованные и грамотные люди, способные развивать её научный, технический и культурный потенциал. Мы, сегодняшние школьники, и есть будущий потенциал нашего государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что бы человек ни говорил об уровне своей грамотности, всё равно "нет предела совершенству". Грамотность в широком смысле слова подразумевает, по-моему, не только отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение грамотности: "Грамотность - определённая степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка; один из базовых показателей социально-культурного развития страны". Очевидно, что чем выше грамотность каждого, тем выше уровень развития государства в целом. Это как раз характеризует степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества. К большому сожалению, наш народ, особенно подрастающее поколение, в общей своей массе — безграмотен, но молодежь готова меняться. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.
В ходе выполнения работы я узнала много нового для себя. Я собрала, систематизировала и изучила новую информацию.
Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:
- На сегодняшний день наблюдается положительное отношение к правильности речи и отдаётся предпочтение нормам русского языка.
- Большая часть участников тест-викторины уверена, что основной положительный пример для развития грамотной речи - язык художественной и научной литературы.
Работая над проектом, я ознакомилась с литературой по культуре речи. Владение культурой речи – это своего рода визитная карточка человека. Подводя итог, я хочу подчеркнуть главную мысль моей работы: умение красиво говорить выделяет человека из общей массы и дает ему преимущества. Он способен совершать великие дела, вести за собой толпу.
Мне хочется, чтобы интерес к данной теме возник и у моих одноклассников, ведь говорить правильно – это всегда модно! Мы живем в удивительное время, когда легко поразить человека, если просто правильно говорить.
Раньше я не придавала большое значение проблеме грамотности, но сейчас понимаю, как это актуально – быть грамотным. Мне кажется, что я достигла поставленной цели и подтвердила свою гипотезу, что если учить правила и читать больше полезных книг, то можно стать образованным и грамотным человеком. Я доказала, что быть грамотным не только модно, но и полезно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский дом «Нева», 2013.
2. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. – М. Издательство «Знание», 1990.
3. Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – Учебник.– М., 2003.
4. Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб. Издательство «LOGOS», 2007.
5. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2014.
6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. Гойхмана О.Я. – М.: ИНФРА – М, 2005.
7. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. - Архангельск-Москва, 2005.
8. Пекарский П.П. Дополнительные известия для биографии Ломоносова академика П.Пекарского. СПб., 1865.
9. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. 3-е изд. М.; Л.; 1947.
Морозов А.А. Ломоносов. 5-е. изд. М., 1965.
10. Павлова Г.Е., Федоров А.С. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество. М.; Л., 1980.
11. Ломоносов и Север: Библиогр. указ. лит. /Сост. Г.М.Кошелева. Архангельск, 1983.
12. Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П.Карпеев. СПб, 1999.
13. https://infourok.ru/prezentaciya-gramotnim-bit-modno-1947319.htm
14. https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-gramotnym-byt-modno.html
15. https://ppt-online.org/325802
16. https://globallab.org/ru/project/cover/gramotnym_byt_modno.ru.html
17. https://multiurok.ru/files/gramotnym-byt-modno.html
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Зимняя сказка
Два плуга
Рисуем ананас акварелью
Как нарисовать зайчика