Актуальность темы проекта заключается в том, что в современном мире дети всё чаще сталкиваются с проблемой жестокости и насилия в свою сторону и не всегда знают, как вести себя, как бороться с этим и к кому обращаться за помощью.
Целью работы является изучение причин возникновения буллинга и способы борьбы с ним.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шарнутовская школа имени Б.С. Санджарыкова»
Сарпинский район
Республика Калмыкия
Индивидуальный исследовательский проект
«Буллинг: понятие, разновидности и последствия»
Работу выполнила: Серикова Ангелина
Класс: 11
Адрес образовательного учреждения:
359403; Республика Калмыкия,
Сарпинский район,
п. Шарнут, ул. Калиина, 13-15
Руководитель: Л.П. Лиджиева,
учитель истории и обществознания.
Шарнут,2023
Оглавление
Введение…………………………………………………………………....3-4
Глава 1. Что такое буллинг?........................................................................5-6
Глава II. Разновидности буллинга……………………………………….. 6-8
Глава III. Причины и мотивы буллинга……………………………………..9
Глава IV. Последствия буллинга………………………………………..10 -11
Заключение…………………………………………………………………...12
Список источников…………………………………………………………...13
Приложение
Введение.
Проблема буллинга была и остается актуальной на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я».
Так как подростковый возраст является периодом пересмотра социальных стереотипов и выработки новых, является важным не допускать переход обычных подростковых конфликтов, в такую деструктивную форму затяжного воздействия на «жертву» как буллинг, ровно как и не допускать возникновения «жертвы» в среде подростков, поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия с более слабым у подростков, и переноса его в последующем на другой возрастной этап, не говоря уже о том, что сама жертва получает достаточно серьезную психологическую, а зачастую и физическую травму.
По данным исследования, проведённым Европейским региональным бюро ВОЗ в 2021 г., 43% российских школьников в возрасте 11 лет подвергались буллингу, в возрасте 13 лет – 39%, в возрасте 15 лет – 25%. По этим показателям Россия занимает 5,6 и 8-е места соответственно по количеству жертв буллинга среди 39 развитых стран, в которых проводилось исследован ие данной проблемы. В соответствии с исследованием, проведенным В.С. Собкиным и М.М. Смысловой в 2022 г. среди подростков Москвы, в котором приняло участие 2932 школьника, было выявлено, что 60% обучающихся подвергались буллингу в школе. Распространение данного явления в школьной среде обуславливает необходимость поиска эффективных форм воспитательной работы с детьми.
Актуальность темы проекта заключается в том, что в современном мире дети всё чаще сталкиваются с проблемой жестокости и насилия в свою сторону и не всегда знают, как вести себя, как бороться с этим и к кому обращаться за помощью.
Целью работы является изучение причин возникновения буллинга и способы борьбы с ним.
Задачи:
Методы:
Теоретический анализ литературы и материалов в сети Internet, анкетирование старшеклассников.
Практическая ценность состоит в возможности использования материалов работы на классных часах.
Гипотеза исследования: буллинг – явление широко распространённое в школьной среде.
Глава 1. Что такое буллинг?
Психотерапевт Дэн Олвеус, шведско-норвежский психолог, дал такое определение термину «буллинг»: «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». О травле речь идет только тогда, когда присутствуют следующие компоненты:
- обидчик и обиженный состоят в каких-либо отношениях;
- в этих отношениях присутствует дисбаланс власти и / или силы (моральной, физической) либо пострадавший считает, что этот дисбаланс есть;
- агрессор (по-другому называется буллером, буллем) целенаправленно вредит;
- акты агрессии повторяются систематически на протяжении длительного времени.
Сами по себе пинки, оскорбления, толчки или другие агрессивные действия не обязательно являются проявлениями буллинга - например, если это случилось единожды или в конфликте равносильных сторон.В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Действительно в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности, конфликты, но в ряду этих разнообразных проблем, особое место отводится буллингу. Подростковый буллинг – это не обычная ссора, а это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.
В буллинге существует ряд особенностей, одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы». Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвами буллинга? Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное фИЗИческое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
Буллинг - явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников. Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей. Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.
Глава II. Разновидности буллинга.
По содержанию выделяют два вида буллинга. Первый вербальный (словесный). Как писал Вадим Шефнер, «Словом можно убить, словом можно спасти…», и, добавим от себя, можно сделать очень-очень больно. Словесный буллинг в школе разнообразен, это могут быть как прямые угрозы и оскорбления, так и ироничные, внешне безобидные, но всё-таки травмирующие замечания. Словесную травлю сложно выявить, потому что у ребёнка обычно не бывает доказательств, да и взрослые зачастую реагируют фразой «Это просто слова», считая, что «обзывательства» не могут нанести серьёзный вред. Хотя достаточно вспомнить, как обидно было в детстве слышать от кого-то дразнилки, чтобы понять, что словами можно нанести значительный урон психическому здоровью.
Далее выделяют невербальный (физический). Пинки, удары, шлепки, пощёчины, подножки, нежелательные или неподобающие прикосновения — всё это относится к физической травле. Это самая очевидная форма буллинга. Как правило булли (тот, кто травит) сильнее и крупнее сверстников и использует физическую силу как средство контроля и унижения одноклассников.
Далее следует сексуальный буллинг. Дети, подвергшиеся такой травле, редко обсуждают её с родителями ввиду «деликатности» темы. Этот вид буллинга примечателен регулярными проявлениями сексуальной агрессии. Она может быть как вербальной (оскорбления с сексуальным подтекстом, уничижительные и вульгарные комментарии), так и физической (неподобающие прикосновения, манипуляции с одеждой). Чаще всего жертвами сексуальной травли становятся девочки, но и мальчики от неё не застрахованы. В старших классах распространён также сексуальный шантаж. Булли, получивший или сделавший откровенное фото жертвы, требует от неё услуг или денег под угрозой обнародования компромата.
Кибербуллинг. Кибербуллинг — это травля в цифровом пространстве, то есть в интернете. Это могут быть оскорбления и злые шутки в сообщениях или в комментариях, публикация личной информации (например, вашего адреса, номера телефона, интимных фотографий), посты с угрозами. Согласно исследованию сервиса VK, с агрессией в социальных сетях сталкивались хотя бы раз около 60% россиян.
Форм онлайн-травли достаточно много, но вот примеры основных:
Бойкот - игнорирование жертвы в соцсетях или обрывание связи с ней. Пример: одноклассники удалили ребёнка из чата класса, он становится оторван от новостей, совместных планов, мероприятий.
Домогательство - когда агрессор регулярно угрожает жертве в интернете, задаёт неприятные, личные вопросы или шантажирует. Пример: парень, которому отказали в знакомстве, пишет девушке на разных платформах, что знает её адрес, придёт к ней и всё равно заставит её с ним общаться.
Троллинг -высмеивание при помощи оскорблений. Пример: подростки сделали из неудачной фотографии приятеля обидный мем.
Аутинг - публикация личной информации без разрешения её владельца. Пример: вы поссорились с другом, и он выложил ваш номер телефона с просьбой закидать вас оскорблениями.
Диссинг - также публикация личной информации, но той, которая может навредить репутации жертвы или разрушить её. Пример: парень ради мести выкладывает интимные фотографии бывшей девушки.
Социальный буллинг: Косвенная агрессия, социальный буллинг - это довольно неприметный вид травли, который сложно заметить со стороны, поскольку всё протекает внутри детского коллектива и, как правило, участники ситуации стараются не афишировать её. Игнорирование, сплетни, слухи, подчёркнутое пренебрежение, обманы, обидные выдумки - такая травля направлена на подрывание авторитета жертвы и понижение её социального статуса. Такой вид травли чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Булли могут демонстративно замолкать, пересаживаться в столовой подальше от жертвы, отказываться сидеть с ней на уроках, распространять про неё порочащие слухи и т. д. Чаще всего такой вид буллинга практикуют школьники 6-9 классов, но иногда и взрослые люди могут заниматься чем-то подобным на работе, изводя коллег.
Глава III. Причины и мотивы буллинга.
Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?
Причин на самом деле много. Разделим их на группы:
педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
К мотивам буллинга можно отнести:
зависть;
месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
самоутверждение в коллективе;
стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Глава IV. Последствия буллинга.
Как показало исследование, буллинг негативно сказывается на всей группе детей. Страдают все участники буллинга: и жертва, и агрессор, и наблюдатели, которые видели происходящее, но по каким-то причинам не вмешались. Какие последствия буллинга в школе?
Психологические последствия для жертвы буллинга:
Для таких детей в дальнейшем характерны, агрессия, участие в преступлениях насильственного характера, депрессия, биполярные расстройства поведения. В особенно трудной ситуации оказываются дети с акцентуированным характером поведения.
Ребенок же испытывает в этой ситуации полную беспомощность, безысходность, безнадежность. Им владеют страх перед встречей с обидчиками, перед новыми мучениями и издевательствами, стыд за свою беспомощность и унижение. Для ребенка-жертвы также часто характерны самообвинения и оправдание поведения агрессора. Влияние буллинга на самооценку личности может быть долгосрочным. Дети, подвергавшиеся буллингу в школе, страдают от физиологических и даже физических проблем и сохраняют представление о себе как о жертве, даже когда становятся взрослыми.
Физиологические - усталость (проблемы со сном) или такие симптомы, как боли в животе и головные боли. Боязнь насмешек или преследования со стороны других людей может помешать жертвам рассказать о проблеме или попытаться её решить. В крайних случаях интернет-травля может довести человека до самоубийства .
Спустя годы после пережитого, взрослые люди с синдромом ABPS обычно испытывают трудности с доверием и самооценкой, также у них наблюдаются психические проблемы. Некоторые из них очень часто прибегают к пище, алкоголю или наркотикам, чтобы справиться с ситуацией.
Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.
Как доказать факт буллинга? Оперативно зафиксировать доказательства буллинга, которые потребуются в суде, и которые вполне могут быть удалены стороной-ответчиком, поможет нотариус. Он зайдет на необходимые интернет-страницы со своего рабочего компьютера, сделает их скриншоты и составит протокол осмотра сайта.
Заключение.
В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1.Явление буллинга широко распространено в школьной среде.
2.Из опрошенных 100% имеют знания о понятии «буллинг», 42,9 % сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими, 28,6% % испытали на себе явление буллинга в каких-либо формах, в большинстве случаев, по мнению опрашиваемых, это проявляется в виде унижений и оскорблений в школе,дома.
В связи с тем, что обучающиеся чаще всего явление буллинга наблюдают в школе и интернете, продуктом нашего исследования стали презентация и памятка для подростков, чтобы школьники понимали, как вести себя в ситуации буллинга.
Изучив источники в сети Интернет, литературу, пришла к выводам:
- Буллинг – явление социальное.
- Всегда есть жертва и есть агрессор, также присутствуют наблюдатели.
- Жертвы, агрессоры и наблюдатели имеют четко определенные характеристики.
Еще в подростковом возрасте надо учиться защитить себя от буллинга:
1.Говорить о ситуации прямо и открыто. В общении с обидчиками называй вещи своими именами.
2.Найти единомышленников. Надо признаться, что в одиночку человеку трудно противостоять давлению.
3.Обращаться за помощью к взрослым людям. Это не стыдно. Это надо!
4.Уделить внимание своему личностному росту.
Список источников
https://mobbingu.net/articles/detail/335/
Приложение
Практическая часть.
1.Результаты анкетирования обучающихся нашей школы.
После изучения социальной структуры буллинга, было проведено исследование. В исследовании приняло участие учащихся классов нашей школы. Среди них было проведено анкетирование на знание понятия «буллинг» и отношения к нему.
Анкета « Буллинг: понятие, сталкивание в реальной жизни» | |||
1. Вы знаете, что такое «буллинг»? | |||
а) да | |||
б) нет | |||
2. Сталкивались ли вы с ситуациями издевательства одних людей над другими? | |||
а) да, сталкивался | |||
б) никогда не встречал(а) | |||
в) другое | |||
3. Если да, то в какой форме: | |||
а) унижение (бойкот, изоляция, воровство) | |||
б) оскорбления (насмешки, обзывание, сплетни) | |||
в) физическое насилие (расправа) | |||
г) съемка издевательства на телефон | |||
д) киберуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете) | |||
4. Где чаще всего встречается травля? | |||
а) в школе | |||
б) во дворе, на улице | |||
в) в соц. сетях, в интернете | |||
г) везде (все вышеперечисленные ответы) | |||
5. Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)? | |||
а) тот, кто слабее и не может дать сдачи | |||
б) тот, кто отличается от других (внешне, физически) | |||
в) тот, кто имеет своё мнение | |||
г) другие причины | |||
6. Как вы считаете, есть ли дети, явно нуждающиеся в помощи и защите? | |||
а) да, и много | |||
б) да, но мало | |||
в) нет | |||
7.Испытывали ли буллинг на себе? | |||
а) да | |||
б) нет | |||
8.Если да, то как вы поступали? | |||
а) не рассказывали о буллинге | |||
б) делились с друзьями | |||
в) рассказали родителям | |||
г) обращались к учителям | |||
д) другое |
Как нарисовать черёмуху
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Разлука
Как напиться обезьяне?
Барсучья кладовая. Александр Барков