Национальные особенности речевого этикета. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. Активные процессы в речевом этикете. Этикетные формулы, бытующие среди обучающихся ГПОУ ККСТ.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кемеровский коммунально-строительный техникум»
имени В.И. Заузелкова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА | Национальные особенности речевого этикета. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. Активные процессы в речевом этикете. Этикетные формулы, бытующие среди обучающихся ГПОУ ККСТ. | ||
Студент группы | УК-201 | ||
Ульянова Арина Евгеньевна | |||
(Фамилия И. О.) | |||
(Подпись) | |||
Руководитель | Преподаватель родной литературы | ||
(ученая степень должность) | |||
Зайцева Елена Сергеевна | |||
(Фамилия И. О.) | |||
(Подпись) |
Кемерово 2021
Введение
Тема: Национальные особенности речевого этикета. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. Активные процессы в речевом этикете. Этикетные формулы, бытующие среди обучающихся ГПОУ ККСТ.
О человеке много можно рассказать по его речи.
Меня заинтересовала эта точка зрения, и я решила поближе познакомиться с понятием речевого этикета, узнать о его значении в нашей жизни.
Цель данной работы – изучить активные процессы в речевом этикете.
Для этого поставила следующие задачи:
1. Познакомиться с понятиями этикет, речевой этикет, общение, этикетные формулы;
2. изучить особенности приветствия, прощания, обращения в русском речевом этикете и его национальные особенности;
3. изучить активные процессы в речевом этикете бытующие среди обучающихся ГПОУ ККСТ;
Глава 1.1
Все об этикете
Слово этикет пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
Речевой этикет, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Этикетные формулы русского языка – это устойчивые выражения, принятые в обществе. Этикет предусматривает подобные выражения практически на все случаи жизни. Они существуют как в письменных так и в устных формах, и во всех стилях, жанрах. Это так называемые слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извините и т.д.
Глава 1.2
Этикет приветствия в русском языке
У всех народов существуют свои правила поведения в обществе, которых рекомендуется придерживаться. О том, как через эти правила выражается отношение к окружающим, можно узнать, обратив внимание на этикет приветствия.
Русский речевой этикет приветствия тоже имеет свои отличительные особенности. Пожалуй, ни в одном языке мира нет такого разнообразия приветственных форм, как в русском. Главное – не ошибиться в этом многообразии и останавливать выбор на наиболее подходящих, уместных формах для конкретной ситуации. Ведь положительный результат разговора напрямую зависит от того, насколько взвешенной и корректной является речь говорящего.
Перед тем как приступать к знакомству с различными формами приветствия, которые допускает русский речевой этикет, следует отметить, что приветственная речь – один из главных критериев признания достоинств, ценности того, к кому она обращена. Будь то кивок головой, поклон, пожатие руки, поцелуй, словесный обмен приветственными фразами – все это определяется не только объективными, но и субъективными факторами, которые оказывали влияние на развитие социокультурной, этнографической жизни конкретного народа.
Речевой этикет в русском общении имеет массу сходств с западноевропейским. У русских, как и у европейцев, принято во время встречи с человеком пожимать его руку. Но этим жестом обычно пользуются в политической и бизнес-среде, а также мужчины. Излюбленным жестом представительниц прекрасной половины человечества, тепло общающихся между собой, являются поцелуи. Но самым приемлемым вариантом, который рекомендует употреблять русский речевой этикет, считается вербальное приветствие. При этом наиболее употребляемой и универсальной является фраза «Здравствуйте». Используя ее, человек не рискует ошибиться, оказаться в неловкой ситуации.
Речевой этикет в русском общении допускает использование такого приветственного слова, как «Привет». Оно позволительно для лиц, хорошо знающих друг друга (приятелей, родственников, молодых людей). А речевой формулой «Приветствую вас!» обычно пользуются в особых случаях, когда важно подчеркнуть значимость собеседника.
Фразу «Здорово!», считающуюся мужским приветствием, относят к разряду фамильярных. К тому же такое выражение несет грубоватый оттенок и часто используется в просторечии.
Отдавая дань моде, следует обратить внимание на словечки, прочно обосновавшиеся в русской речи тинейджеров, – «Салют!», «Хай!», «Хэлло!». Они недопустимы в официальной речи, но пользуется популярностью у молодежи, которая через них выражает свою непринужденность.
Фразы «Доброго здоровья!», «Мое почтение!», тоже использующиеся во время приветствия, часто можно услышать от пожилых людей, придерживающихся консервативных взглядов.
Какую бы приветственную форму ни выбрал человек, здороваясь, он дает согласие на вступление с собеседником в разговор и акцентирует внимание на том, что доброжелательно настроен по отношению к оппоненту. Так, при входе в помещение следует здороваться и лишь после этого приступать к обсуждению волнующей темы. Здороваться следует и с попутчиками в вагоне поезда, с соседями и даже случайными людьми в лифте. Это является подтверждением того, что человек знает правила поведения в обществе и соблюдает этикет.
Но задача вежливого человека – не только давать ответ на приветствие. У него должно быть припасено для этого случая несколько этикетных формул, которые следует использовать в определенные моменты. Например, на фразу «Доброго здоровьица!» принято отвечать «И вам не хворать!», а рыболов, желающий этикетно ответить на приветствие «Улов на рыбу!», должен знать, что в такой ситуации речевой этикет требует от него знание фразы «Наварка на ушицу!». Во время приветствия человека, предпочитающего выбирать фразы-пожелания («Добрый день/вечер»), русский речевой этикет рекомендует придерживаться заданной схемы и желать того же или сокращать ответную фразу до единственного прилагательного («Добрый!»).
Удивительно, но приветственная фраза, связанная с пожеланием доброй ночи, стала распространяться в русской речи и использоваться в обыденной жизни благодаря популяризации так называемого телевизионного этикета. Хотя многие эксперты сходятся во мнении, что формула «Доброй ночи!» диссонирует с языковыми законами и тенденциями. По мнению лингвистов, речевой этикет в русском общении рекомендует применять ее все же как формулу прощания, а не приветствия.
Глава 1.3
Этикет приветствия в иностранных языках
К одному из самых необычных способов приветствовать друг друга следует отнести обычай тибетцев. При встрече они показывают язык. Такая традиция имеет давнюю историю и уходит корнями в IX век, к временам правления тибетского царя-гонителя Ландарма, у которого якобы был черный язык. Тибетцы боялись, что Ландарма обретет реинкарнацию, поэтому для того, чтобы доказать, что они не злые, они начали приветствовать друг друга высовыванием языка. Таким образом, высунутый язык сигнализирует о том, что человек не одержим демонами.
Коренные жители Новой Зеландии (маори) при встрече касаются друг друга носами, тем самым символизируя дыхание жизни.
В культуре японцев заведено при встрече кланяться. Различают 3 вида поклонов: низкий и медленный поклон, выражающий глубокое почтение; средний поклон (на угол 20-30 градусов) с задержкой на несколько секунд и маленький наклон головы и туловища.
Приветствие в Индии «Намасте» (дословно «Поклон тебе») сопровождается легким наклоном головы и сложенными вверх ладонями на уровне груди. Чем выше уровень того, с кем вы здороваетесь — тем выше должны быть ваши ладони. Самый высокий уровень — на уровне лба.
Путешествуя по Кении, можно стать очевидцем необычного приветствия племени масаи. Воины образуют круг и начинают соревноваться между собой в высоте прыжков, тем самым показывая гостям свою силу и отвагу.
Приветствие «ВАИ» в Таиланде — прикладывание соединенных ладоней к груди или голове: чем ближе подносятся ладони к голове, тем более уважительно относится житель Таиланда к тому, кого он приветствует.
По древнему обычаю жители Монголии в качестве приветствия могут вручить полоску шелка или хлопка – хаду – белого, светло-голубого или светло-желтого цвета, а в некоторых регионах вместо этого используются курительные трубки и табакерки.
Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди изображают символичный поцелуй при встрече, поочередно прикасаются друг к другу щеками. Звучит французское приветствие: «Как оно идет?».
На Филиппинах, когда приветствуют старшего, нежно берут его руку и прижимают ее ко лбу. Этот жест называется «Мано» и используется, чтобы показать уважение.
Рукопожатие — самое распространенное приветствие, широко применяется в американской, славянской и большинстве европейских культур.
Практика
В результате наблюдения и опрошенных мною обучающихся в ГПОУ ККСТ 1 курса, в количестве примерно 50 респондентов, было выявлено, что:
Молодые люди общаются к ровесникам на ТЫ, уважительно (привет, пока, доброе утро);
К старшему поколению обращаются на ВЫ (здравствуйте, до свидания); ко всем взрослым обращаются одинаково, с уважением;
К родственникам чаще всего обращаются на ТЫ, к некоторым на ВЫ (чаще всего к дальним родственникам которые старше, с которыми редко видятся обращаются на ВЫ, к остальным на ТЫ);
Специальных приветствий, приветствий по праздникам нет.
Из этого можно сделать вывод, что молодые люди относятся одинаково уважительно и к старшему поколению и к людям своего возраста.
Анкета по теме «Речевой этикет»:
Как обычно обращаетесь к друзьям и сверстникам? | |
Как обычно обращаетесь ко взрослым? | |
Со всеми взрослыми здороваетесь и прощаетесь одинаково? (Да, нет, как именно) | |
Как обращаетесь к родственникам? | |
Существует ли какая–то особенная форма обращения, например, к кому обращаетесь на ВЫ? | |
Есть ли у вас какие-нибудь специальные приветствия, например, для поздравлений? |
Содержание:
Интернет ресурс Joinus.pro: https://www.joinus.pro/
Интернет ресурс Etiket: https://etikket.ru/
Интернет ресурс Русский язык-культура речи: https://cribs.me/russkii-yazyk-i-kultura-rechi/etiketnye-formuly-russkogo-yazyka
Интернет ресурс Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Акварельные гвоздики
Рисуем белые грибы пастелью
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Ёжикина Радость
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей