Актуальность: в процессе общения необходимо выстроить корректную схему взаимоотношений.
Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении методов и способов ситуаций спора в будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы студентами в будущем в процессе профессионального общения.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный проект на тему "Спор, дискуссия, полемика в процессе делового общения". | 67.12 КБ |
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кемеровский коммунально-строительный техникум»
имени В.И. Заузелкова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА | Спор, дискуссия, полемика в процессе делового общения. | ||
Студент группы | УК-201 | ||
Соболь Анастасия Геннадьевна | |||
(Фамилия И. О.) | |||
(Подпись) | |||
Руководитель | преподаватель русского языка и литературы | ||
(ученая степень должность) | |||
Зайцева Елена Сергеевна | |||
(Фамилия И. О.) | |||
(Подпись) |
Кемерово 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Риторика делового общения……………………………………………3
Глава 2. Ситуации спора. Рекомендации………………………………………..5
2.1. Социологическое исследование «Отношение студентов спору».……...…5
2.2. Рекомендации по ведению спора……………………………………………6
Список используемых источников………………………………………………7
Приложение 1. Анкета «Отношение студентов к спору»………………………8
Приложение 2. Результаты социологического опроса…………………………9
Введение
Тема: Спор, дискуссия, полемика в процессе делового общения.
Актуальность: в процессе общения необходимо выстроить корректную схему взаимоотношений.
Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении методов и способов ситуаций спора в будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы студентами в будущем в процессе профессионального общения.
Цель: изучить ситуации спора, дискуссии, полемики.
Для этого мною поставлены следующие задачи:
Объект исследования: сфера делового общения.
Предмет исследования: ситуации спора, дискуссии, полемики.
Глава 1. Риторика делового общения.
1.1 Понятие спора.
Общим для всех значений слова "спор" является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия не существует.
Можно привести в качестве примеров много крылатых выражений и высказываний, в которых спор оценивается позитивно. «Спор — решето истины»—цитата Стефано Гуаццо. С этой цитатой перекликаются известные всем слова: «В споре рождается истина». Существует огромное множество таких цитат и изречений.
Однако можно привести и такие выражения, в которых споры оцениваются негативно, например в пословицах и поговорках: «Кто спорит, тот ничего не стоит»; «В споре всегда теряется истина»; «Люди, которые знают меньше всего, спорят больше всего»
О спорах весьма неодобрительно отзывался Франческо Петрарка : «Спор даже между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям» . Буддийская мудрость гласит: «Человеческие споры бесконечны не потому, что невозможно найти истину, а потому, что спорящие ищут не истину, а самоутверждение»
Вывод: С одной стороны из спора можно извлечь полезные уроки и познать сущность человека. Но негативные эмоции, потеря сил и времени не стоят этого. Спор - это тонкое искусство, причем кроме логических аспектов у него имеется множество трудноуловимых психологических, нравственных и этических граней. Выявить и учитывать их в споре позволяет лишь длительная практика.
1.2. Понятие дискуссии.
Публичным спором, целью которого является сопоставление разных точек зрения для правильного нахождения решения спорного вопроса называют дискуссию. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, различают четыре разновидности дискуссии:
Вывод: Решение многих деловых вопросов возможно только на путях открытого и гласного обмена мнениями. Обязательным качеством каждого делового человека должно стать умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументируя свою точку зрения и опровергая мнение оппонента.
1.3. Понятие полемики.
Полемика - это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние сторон, идей и речей. Цель полемики иная: необходимость одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.
Полемика существенно отличается от дискуссии, целью которой являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения.
В полемике может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр приёмов. Большое значение имеют, инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, внезапность в использовании доводов, выбор наиболее удачного времени для изложения решающих аргументов и т.п.
Вывод: Благодаря полемике, мы учимся подкреплять свои мысли убедительными доводами, расширяя свое сознание, и нахождения наиболее правильных способов аргументирования своих мыслей.
Глава 2. Ситуации спора. Рекомендации
2.1. Изучение ситуации спора
Для решения первой задачи нами было опрошено 16 студентов и 4 преподавателя. По результатам наблюдения за 16 студентами и 4 преподавателями, мы увидели, что, половина опрошенных видит различие между спором и дискуссией. (диаграмма №1)
У большинства опрошенных не возникают ситуации, приводящие к спору. (диаграмма №2)
Большей части респондентов не нравится участвовать в споре. (диаграмма №3)
50% опрошенных в процессе спора остаются при своем мнении, 35% - ссорятся и, лишь, 15% достигают взаимопонимания. (диаграмма №4)
Многие из опрошенных имеют тактику ведения спора. (диаграмма №5)
Также респонденты поделились своими лайфхаками по ведению спора. (диаграмма №6)
*Лайфхак - полезный опыт.
2.2. Рекомендации
По итогам исследования мне удалось собрать и обобщить практический совет на устранение ситуаций спора.
Все респонденты сошлись во мнении, что проявление агрессии необходимо избегать любыми способами. Многие считают, что в таких ситуациях необходимо использовать «лайфхаки»: стоять на своей точке зрения, уступить, чтобы сохранить хорошие с человеком, хорошо знать тему спора, сохранять спокойствие.
Список используемых источников
Интернет-ресурсы:
https://info.wikireading.ru/250530
https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/161043
Приложение 1
Анкета «Отношение студентов к спору»
1.Видите ли Вы отличие между спором и дискуссией? | |
2.Часто ли у Вас возникают ситуации, приводящие к спору? | |
3.Нравится ли Вам участвовать в споре? | |
4.К чему Вы обычно приходите в ходе спора? | |
4.1 Достигаете взаимопонимания | |
4.2Остаетесь при своем мнении | |
4.3Ссоритесь | |
5.Есть ли у Вас какая-то тактика ведения спора? | |
6.Можете дать какие-то практические советы (лайфхаки), чтобы добиться успеха в споре? |
Выполнила Соболь Анастасия
Приложение 2
Результаты социологического опроса
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Компас своими руками
Твёрдое - мягкое
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Привередница