В своей работе девочки продемонстрировали, как можно получить бумагу в домашних условиях из вторичного сырья. Показали, что можно изготовить из такой бумаги
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы №4 городского поселения
«Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края
Номинация «Охрана природы».
Тема: «Изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья»
Подготовили:
Макарова Арина, Мерзликина Анна
МБОУ СОШ №4, 4 класс С
Руководитель:
Китаева Светлана Анатольевна,
учитель нач. классов
МБОУ СОШ №4
п. Ванино
2021-2022уч.г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………3- 4
1.Теоретическая часть ……………………………………………………………………..5-7
1.1. Происхождение бумаги ……………………………………………………………… 5-6
1.2. Современные способы изготовления бумаги ………………………………………..6-7
1.3. Применение бумаги ……………………………………………………………………. 7
2. Практическая часть
2.1. Социологический опрос на тему «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?» ………………………………………………………………………….7-8
2.2. Способы изготовления бумаги в домашних условиях…………………………….. 8-9
Заключение ………………………………………………………………………………….10
Список литературы …………………………………………………………………………11
Приложение ……………………………………………………………………………...12- 18
Введение.
Книги и детские журналы – наши лучшие друзья, когда мы хотим уединиться и отдохнуть.
Однажды мы задумались, что происходит с журналами, газетами или старыми книгами после того, как мы их прочтём? Если их выбросили, то всё это окажется на свалке, где мирно будет догнивать среди другого мусора… А ведь информацию о том, что собранная макулатура спасает жизнь деревьям, знает, наверно, каждый из нас!
Для того, чтобы получилась пачка газет толщиной всего около метра, нужно срубить взрослое дерево высотой 10-12 метров. А ведь газеты, журналы, реклама в почтовых ящиках, документы на рабочем столе, обои на стенах – это все сделано из бумаги, на производство которой идут не только разные породы древесины, но и бумажные отходы - "макулатура".
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не похожи друг на друга. Изучение способов изготовления бумаги ручной работы актуально сегодня. Такая бумага не похожа на бумагу машинной выделки, она немного похуже: разная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним главным достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной неповторимостью.
Актуальность темы: с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.
У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. А что если самостоятельно сделать бумагу из старых, исписанных тетрадок или газет, а потом из нее сделать интересные поделки в защиту леса?
Гипотеза:
Мы предположили, возможно ли использование макулатуры для получения бумаги в домашних условиях.
Перед собой поставили цель:
-изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
-изучить информацию об истории бумаги;
-познакомиться с промышленным способом изготовления бумаги;
-выявить осведомленность обучающихся об использовании вторичного бумажного сырья;
-изготовить образцы бумаги в домашних условиях ;
-научиться применять вторичное сырьё.
Практическая значимость работы: состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, прививать им навыки ручного труда, расширять знания об истории изготовления бумаги.
Объект исследования: ненужная бумага (газеты, исписанные тетрадные листы, использованные листы А4)
Предмет исследования является : возможность вторичного использования бумаги.
Методы исследования:
-Анализ данных, полученных из различных источников информации ;
-Прогнозирование;
-Эксперимент;
-Социологический опрос;
-Обобщение полученных результатов
1. Теоретическая часть
1.1. Происхождение бумаги
Свою работу мы начали с изучения вопроса о происхождении и появлении бумаги. Бумага была не всегда.
В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев [6]. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Их сменил папирус, который иногда называют «дедушкой бумаги». Папирус – это растение с жестким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать. От египетского слова папирус произошло название бумаги у многих народов: у немцев – «папир», у англичан – «пейпер», у испанцев – «панель».
Русское слово бумага происходит от итальянского «бамбаджио», что означает «хлопок». Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей [6]/
Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрёл её Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
После изобретения Цай Лунь, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, красители. Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов.
Способ выделки бумаги китайцы хранили в секрете. За его разглашение полагалась смертная казнь. И тем не менее секрет был раскрыт.
Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. По китайскому способу в VI веке бумагу стали изготавливать в Корее, в VII веке – в Японии.
Японская бумага превзошла по качеству китайскую, японцы выработали около 300 различных видов. Бумага постепенно распространялась по земному шару из страны в страну: в VIII веке она в Багдаде, в ХIII веке в Венеции. Бумага завоевала Европу примерно в ХVI веке.
В ХVIII веке большой вклад в производство бумаги вносит Петр I: по его указу было построено несколько бумагоделательных фабрик [8].
С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева. Постепенно искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Бумагодельную машину изобрёл в 1799 году французский изобретатель Н.Л. Робер. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс. В мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека [4].
Вывод: из рассказанного видно, что путь бумаги очень извилист и труден.
1.2. Современные способы изготовления бумаги
Современные способы изготовления бумаги мало отличаются от тех, что применялись 2000 лет назад.
На бумажную фабрику привозят брёвна – в основном сосновые и еловые. Машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах. Эту массу просеивают и промывают, очищают от грязи и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, чтобы напечатанные или написанные на ней знаки были лучше видны [7].
Затем её взбивают в специальной машине и смешивают с водой, превращая в однородную массу. Для получения качественной бумаги добавляют крахмал, глину и другой материал.
Бумажная масса попадает в специальную машину, в которой вода уходит через сито, а влажная масса проходит под круглым валиком. Он приглаживает её, разравнивает и превращает в гладкий лист. Он проходит под множеством других разглаживающих валиков, которые выжимают из него воду и делают бумагу плотной и гладкой.
Далее листы сушат и сворачивают в большие рулоны. Вот теперь это уже настоящая бумага. Рулоны подравнивают, придавая им нужную ширину. Потом эти рулоны отправляют в типографию или режут на листы. И вот уже из этих листов сшивают тетради, печатают книги, газеты.
Таким способом производят бумагу на бумажных фабриках.
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,5 м3 древесины. Это примерно 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.
250 кг макулатуры заменяют около 1 кубического метра древесины.
Всю сданную макулатуру сначала рассортируют на бумагу и картон, затем она пойдет в переработку. На предприятии ее измельчат, смешают с водой до получения однородной полужидкой массы, мылом и специальными растворителями из нее вымоют типографскую краску. Затем из массы удалят проволочные скобки, клей, частицы пластиков, минеральные частицы грязи. Очищенная масса сформируется в бумажную ленту, из которой можно сделать новую бумагу.
От производства бумаги страдают не только деревья – из всех отраслей промышленности , целлюлозно-бумажная - крупнейший потребитель воды и пятый по потреблению электричества.
При изготовлении бумаги из макулатуры расход энергии ниже в два раза, а воды – в сто раз.
Сделаем вывод: Бумага – одно из уникальных изобретений человека. Производство бумаги - весьма трудоемкий и масштабный процесс. Стоит собирать макулатуру, это экономия электроэнергии и расхода воды.
1.3. Применение бумаги
Бумагу человек в своей жизни использует широко:
-Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради);
-Отделочный материал (обои);
-Поделочный материал (оригами, папье - маше);
-Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки);
-Чистящий материал (салфетки, туалетная бумага);
-Производство денег и т.д.
Вывод: без бумаги никуда.
2. Практическая часть
2.1. Социологический опрос на тему «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление знаний учащихся об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Своё исследование мы начали с анкетирования в классе, чтобы выяснить, что знают о бумаге наши одноклассники.
Результаты опроса
Ребятам мы задавали вопросы:
Мы опросили 22 человека.
Опрос показал, что ребятам известно, из чего изготавливают бумагу, и все знают, где её используют: в виде школьных тетрадей, альбомов для рисования, цветной бумаги для уроков технологии. У всех скапливаются дома различные бумажные отходы.
А отвечая на последний вопрос (Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?), мнения ребят разделились:
Можно – ответили 7 учеников
Нельзя – 10 учеников
Не знаю – 3 ученика
Результаты анкетирования отражены в диаграмме ( Приложение 1).
Анкетирование показало, что проблема скапливания различных бумажных отходов существует. Мы выявили, что большая часть одноклассников считает, что нельзя изготовить бумагу в домашних условиях.
2.2. Способы изготовления бумаги в домашних условиях.
Изучив литературу, мы решили сделать бумагу в домашних условиях.
Цель: Получить бумагу в домашних условиям из использованных газет и исписанных тетрадных листов. Для реализации поставленной цели были проведены опыты. (Приложение 2)
Способ 1:
Приготовление бумаги из газеты.
Способ 2:
По такой же методике делали бумагу из исписанных тетрадных листов - бумага получилась нежно-голубого цвета. Из цветных обложек тетрадей - бумага получилась голубоватая с цветными вкраплениями. Также, для изготовления, использовали каретки из-под яиц - бумага получилась светло-серого цвета. (Приложение 2)
Для придания цвета можно использовать любые краски. В результате этого увлекательного занятия получается очень красивая бумага ручной работы. Для украшения в бумажную массу можно добавлять сухие травки, приправы, можно добавлять разноцветные нитки, лепестки цветов. (Приложение 2)
Вывод: Таким образом была получена бумага из вторичного сырья. Такую бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии, для изготовления подарков.
Изготовленные ручным способом листы могут быть использованы для дизайнерских работ: книг, открыток, панно.
Мы сделали сумочку, альбом, блокнот , панно, аппликацию и декоративный стакан. (Приложение 3).
Заключение.
1.В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги.
2. В результате социологического опроса, проведённого среди обучающихся нашего класса, выяснилось, что большинство ребят готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.
3. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу, а при помощи красителей и цветной бумаги , мы смогли получить бумагу разного цвета.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.
Полученную бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии в школе, для изготовления подарков, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны.
Итак, сделаем вывод. Бумагу можно приготовить в домашних условиях, эту бумагу выгодно использовать, так как она изготавливается из макулатуры и не требует денежных затрат, создание бумаги ручной работы - очень интересный и творческий процесс, и самое главное – изготовление бумаги из макулатуры – решение экологической проблемы!
В конце января наш класс принимал участие в акции по сбору макулатуры. Мы считаем, что надо возвращать эти замечательные традиции и проводить их почаще. (Приложение 4).
Это сбережет жизнь наших лесов!
Список литературы
Никто меня не любит
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Злая мать и добрая тётя
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Неньютоновская жидкость