Исследовательская работа "Прототипы волшебных предметов в современном мире"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Прототипы волшебных предметов в современном мире" | 66.12 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»
Региональный конкурс проектных и научно-исследовательских работ «Интеллект будущего»
Наименование НПК: «Мои первые шаги в науке» (5 – 7 классы)
Наименование секции «Литературоведение»
Прототипы волшебных предметов в современном мире исследовательская работа
Автор работы: Иволгина Валерия,
ученица 5 «Г» класса
МБОУ «Промышленновская СОШ №56»
Научный руководитель:
Гокова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Промышленная 2022-2023
Содержание
Введение ………………………………………………………………….….3
Глава 1………………………………………………………………………..4
1.1. Общее представление о волшебных сказках……………….............…4
1.2. «Русские народные» волшебные предметы ………………...…….….5
Глава 2………………………………………………………………………..8
2 .1. Анкетирование учеников 5Г класса…………………………….….....8
Заключение……………………………………………………………..…..12
Список используемых источников и литературы…………….………....14
Приложение……………………………………………………………..….15
Введение
Ученики нашего класса очень любят читать волшебные сказки. Когда на уроке литературы зашла речь о волшебных предметах, то некоторые из нас задумались: «А в нашей современной жизни есть волшебные предметы, которые превратились в помощников современного человека?» Так родилась идея нашей работы для исследования.
Цель исследования:
- определение роли волшебных предметов в современном мире.
Задачи исследования:
- расширить знания о сказках как одном из жанров устного народного творчества;
- узнать о роли волшебных предметов в сказках и перенести их в современный мир;
- выявить с помощью анкетирования, какие волшебные предметы знают мои одноклассники, ученики 5Г класса;
- выявить прототипы волшебных предметов в современном мире.
Объект исследования: русские народные волшебные сказки, литературные сказки.
Предмет исследования: волшебные предметы в русских народных и литературных сказках.
Гипотеза: волшебные предметы используются для того, чтобы герой мог что-то сделать, выполнить какое-нибудь задание для достижения своей цели. Многие волшебные предметы могут иметь прототипы в современном мире.
Методы исследования:
- изучение литературы и сбор информации по данной теме;
- метод сравнения;
- проведение анкетирования.
Актуальность данной темы состоит в том, что предметы, казавшиеся в прошлом людям сказочными, появляются в нашей современной жизни и становятся её неотъемлемой частью.
Результаты исследования можно использовать на уроках литературы при изучении фольклорных произведений.
Глава 1
1.1. Общее представление о волшебных сказках
По мнению учёного-фольклориста В.Я. Проппа, сказки пришли в нашу жизнь из глубокой древности. В то время человек не мог объяснить явления природы, не мог понять, почему бывает снег, дождь, град, а также не знал, почему днём светит солнце, а ночью сияет луна. Он не понимал, как от молнии возникает пожар. Ему трудно было выживать в борьбе с дикими животными. Все необъяснимое наводило ужас на людей. Им казалось, что всё в окружающей их действительности имеет свой разум. А звери, птицы, растения и камни умеют говорить. Люди наделяли человеческими качествами солнце, ветер, звезды. Перед силами природы люди были беззащитны и стремились обрести эту защиту у сверхъестественных сил. Вот тогда-то, наверное, и появились на Земле волшебные сказки.
Другой учёный-фольклорист И.Н. Трубицына в своей работе «Фольклор и действительность» пишет о том, что на Руси волшебные сказки появились до принятия христианства. Русь была языческой. И мир волшебной сказки похож на мир многобожия, т.е. на языческую Русь. Одни силы в волшебной сказке помогают герою, а другие стремятся его погубить. Сказки рассказывали не только детям, но и взрослым. Они учили выходить из испытаний с честью, побеждать страх. В них добро всегда побеждало зло.
В работе И.И. Добровольской «Предметные реалии русской волшебной сказки», мы узнали о том, что в сказках сильна вера в чудо. Крестьянский труд был очень тяжёлым, рождал желание отдохнуть, заставлял мечтать о волшебных помощниках. Так появляются чудесные топоры, которые сами рубят, щука, способная выполнять желания. Трудности жизни заставляли мечтать о достатке: о скатерти-самобранке, о чудо-печке, которая сама печёт, о волшебном горшочке, который сам варит. Человеку хотелось летать – появился сказочный ковёр-самолёт, ступа с метлой и сапоги-скороходы. Хотелось увидеть дальние страны, не выходя из дома – возникло блюдечко с яблочком. В лесу можно заблудиться – появился волшебный клубочек. Так в волшебной сказке воплощались мечты человека о необыкновенной «сказочной» жизни.
Есть несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый известный среди них – путешествие, когда герой отправлен «за тридевять земель» или в поисках счастья, или для того, чтобы выполнить опасное поручение. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из неё победителем.
Главному герою обычно противопоставлены злые силы: Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т. д. Он сражается с ними не в одиночку. Вот тут-то и пригождаются волшебные предметы (клубочек, зеркальце, сапоги, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка и др.).
В итоге герой побеждает и возвращается домой. Справедливость торжествует: главный герой – сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.
Таким образом, сказка предлагает читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается. В достижении положительного результата главному герою чаще всего помогают волшебные предметы. Далее мы остановимся на некоторых волшебных предметах и попытаемся найти им соответствие в современном мире.
1.2. «Русские народные» волшебные предметы
Проанализировав множество русских волшебных сказок, мы попытались разделить все встречающиеся в сказках волшебные предметы на несколько групп:
1. Предметы, характеризующиеся быстротой передвижения. (Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, волшебные башмачки, печь, ступа, летучий корабль).
2. Предметы, помогающие найти верный путь, показывающие, что творится на свете (Волшебный клубок, стрела, перышко, серебряное блюдечко, волшебная книга, зеркало).
3. Предметы, помогающие в быту. (Скатерть – самобранка, горшочек, куколка, шапка – невидимка, гребешок, волшебное кольцо).
4. Предметы, возвращающие здоровье, молодость. (Живая вода, молодильные яблочки).
5. Предметы, выполняющие работу за героя (Меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина).
6. Предметы, вызывающие помощников (Кольцо, огниво, волоски, волшебная лампа).
7. Предметы, способные заставить все вокруг плясать (Свисток, гусли, рожок).
8. Предметы, хранящие тайны (Яйцо, сундук).
В русских волшебных народных сказках чаще всего из вышеперечисленных встречаются:
1. Волшебный клубок.
2. Скатерть – самобранка.
3. Сапоги – скороходы.
4. Шапка – невидимка.
5. Волшебный горшочек.
6. Волшебное говорящее зеркало.
7. Живая вода.
8. Молодильные яблоки.
Волшебными свойствами в сказках чаще всего наделяются обычные, бытовые предметы.
Первый волшебный предмет, который мы рассмотрим – ковёр-самолёт. Это предмет, который помогает героям быстро передвигаться. Встречается как в русских, так и в сказках других народов.
Сапоги – скороходы – обладают большой скоростью, их называют семимильными. «Шагнул да семь вёрст разом и отмахал…» (Сказка «Крестьянский сын Иван да царь Иван»).
Шапка – невидимка – головной убор, который делает своего обладателя невидимым.
Есть сказки, в которых встречаются вместе эти три волшебных предмета.
Это такие сказки, как «Вещий сон», «Заколдованная королевна».
В сказке «Вещий сон» благодаря волшебным предметам Ивану – купеческому сыну удаётся подслушать во дворце и исполнить желания Елены Прекрасной, что помогает выдать её замуж за Ивана – царевича: «Царевич лег спать, а Иван — купеческий сын надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы — и марш во дворец к Елене Прекрасной; вошел прямо в почивальню и слушает».
В сказке «Заколдованная королевна» солдат, оказавшись далеко от своей жены, обманом забирает у чертей волшебные предметы, чтобы вернуться домой: «Солдат сел на ковер-самолет и полетел; долго пришлось ему по белу свету странствовать. Захочется ли ему есть-пить, сейчас наденет на себя шапку-невидимку, спустится в какой-нибудь город, зайдет в лавки, наберет — чего только душа пожелает, на ковер — и летит дальше».
Волшебный клубок – сказочный путеводитель, навигатор, который указывает верную дорогу. «Брось клубок перед собой – куда он покатится, туда и иди» - указывает путь к городу под названием Ничто (Сказка «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что…»).
В сказке «Царевна - лягушка» клубок указывает путь Ивану царевичу к Василисе Премудрой: «Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди. Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком. Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок».
В сказке «Иван-Царевич и белый полянин» старец даёт Ивану-Царевичу клубок, который укажет путь к брату старца: «На, возьми клубочек, пусти перед собою: куда клубочек покатится, туда и коня направляй. Иван-царевич сел на своего доброго коня, покатил клубочек и поехал вслед за ним, а лес все темней да темней».
В сказке «Звериное молоко» Баба Яга дарит клубок царевичу: «Куда клубок катится, туда и идут».
Скатерть – самобранка – волшебная сказка, которую стоит расстелить, как она становится полна различными яствами. «А молодец утром проснулся, видит — перед ним скатерть из шёлковой ткани лежит. Расстелил он её на траве, и появились на ней разные кушанья» (Сказка «Скатерть – самобранка»).
«…Стоит только развернуть скатерть, тотчас выпрыгнут из нее двенадцать добрых молодцев да двенадцать красных девиц, принесут разных кушаньев и напитков и начнут потчевать» («Сказка о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице Царь-девице»). «…Развернул скатерть — чего хочешь, того просишь: и питье и еда!» (Сказка «Королевич и его дядька»).
Таким образом, в сказках определены волшебные предметы, помогающие героям, озвучены их функции и предназначение. Далее попытаемся найти названным волшебным предметам соответствие в современном мире.
Глава 2
2.1. Анкетирование учеников 5Г класса
В ходе исследование мы провели анкетирование среди обучающихся 5Г класс, чтобы узнать, насколько хорошо ученики знакомы с темой исследования. В анкетировании приняли участие 26 учеников. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Какие волшебные сказки вы знаете?
2. Встречались ли в этих сказках волшебные предметы?
3. Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
Обработав анкеты, мы получили следующие результаты:
1. Ребята знают много волшебных сказок, самые популярные из которых – это сказки «Гуси – лебеди» - 26 человек, «Царевна – лягушка» - 26 человек, «По щучьему велению» - 17 человек, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - 11 человек.
2. Из волшебных предметов дети отметили: волшебное зеркало – 26 человек, клубок – 25 человек, ковёр – самолёт – 23 человека, волшебная палочка – 26 человек, шапка – невидимка – 24 человека, сапоги – скороходы – 23 человека.
3. Учащиеся считают, что волшебные предметы:
- помогают победить зло – 79 % учащихся;
- делают жизнь героев легче – 58 % учащихся;
- чтобы сказка была интересной – 36 % учащихся.
Таким образом, мы выявили, что мои одноклассники хорошо знакомы со сказками, знают их названия, сюжет и героев. Опрошенные имеют хорошее представление о том, что подразумевается под волшебными предметами, могут назвать, в основном те, которые встречаются в русских сказках.
Определим практическое назначение волшебных предметов, попытаемся найти их соответствие предметам в современном мире.
Волшебные предметы | Назначение предмета | Соответствие волшебного предмета предмету в современном мире |
Стрела, клубочек, перышко | Показывают направление движения | Прототип компаса, современного навигатора. |
Зеркало, волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко | Говорят правду и показывают, что делается на белом свете | Прототип телевизора, компьютера, планшета. |
Палочка, волшебный волосок. | Исполняют желания. | Исполнение желаний помогает человеку выделить главные и первостепенные желания, т.е. дает повод задуматься. |
Гребешок, полотенце, платок. | Преграждают путь преследователю. | Прототип определенного вида оружия: мина, граната и т.д. |
Ковер-самолет | Быстро переносят героя на большое расстояние. | Прототип воздушного шара, затем вертолёта и самолета. |
Сапоги-скороходы. | Быстрота передвижения героя на определенные дистанции. | Прототип кроссовок и другой спортивной обуви. Практичная обувь для далёких путешествий. Мы думаем, что ролики можно считать современными скороходами. А не так давно американский инженер Кихи Сеймур создал ботинки BionicBoots, позволяющие даже не спортивному человеку бежать со скоростью до 40 километров в час! Такая скорость позволит соревноваться даже с велосипедистами, тем более, что бежать можно не только по дорогам, но и по пересеченной местности. |
Кольцо, волоски. | Вызывают помощников | Прототип отдельных видов связи, например, телефон |
Огниво | Вызывает появление искры | Старое название обычной зажигалки. |
Свисток, гусли, рожок. | Заставляют все вокруг плясать | Прототип музыкальных инструментов, например, магнитофон, а потом и музыкальный центр и MP3 плеер. |
Яйцо, сундук. | Хранят тайны | Прототип сейфов, банковских ячеек |
Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода. | Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых. | Прототип лекарственных средств, кремов, сиропов: молодость, красота и здоровье. |
Шапка-невидимка. | Делает героя невидимым | Прототип специализированной одежды, делающей человека «невидимым» в определенных условиях; можно наблюдать, подсматривать, шпионить; польза в военной разведке. |
Скатерть – самобранка, меч-саморуб, ведра, чудесные пяльцы, игла, дубина. | Выполняют работу за героя. | Прототипы электрических инструментов, аппаратов; экономия времени. |
Печь Чудо-печка, волшебный горшочек | Используется как транспортное средство. Печь в некоторых сказках печёт пироги сама. Человек должен только попросить печь или волшебный горшочек и вынуть готовые изделия. | Прототип автомобиля. Прототип чудо-печке и волшебному горшочку – духовка, мультиварка. |
Рубашка, куколка | Защищает, оберегает. | Прототип оберегов |
Перо Жар-птицы и Финиста ясна сокола | Применяется в темное время суток, используется для освещения жилища (чаще всего – царского, но иногда и избы). | Прототип электрической лампочки. |
Выводы:
- волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может;
- волшебными свойствами наделяются чаще всего самые обычные предметы быта, которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток и т.д.;
- волшебные предметы своим практическим предназначением могут являться прототипами предметов современного мира.
Заключение
Сказки являются сокровищницей народной мудрости, содержат в себе представление о культуре, людях, окружающем мире, о радостях, печалях, мечтах народа той или иной эпохи.
Волшебные предметы в сказках – это плод фантазии народа. Это мечты людей о том, что бы они хотели иметь в своём распоряжении. Волшебные предметы в сказках выполняют важную роль в достижении героям своей цели.
Они бывают получены двумя способами: добыты через испытание либо в бою с врагом или получены в дар (от Бабы – Яги, старца).
Волшебные предметы не только помогают справиться со злом, но и помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.
Волшебные предметы в сказках выполняют роль помощников, талисманов, оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто упоминаются их волшебные свойства и функции, любой предмет в волшебных сказках может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем.
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка - это живая часть нашей национальной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин, а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.
В результате работы над данным проектом я узнала много нового в области сказок.
Итак, чудо в сказках делают волшебные предметы, они наделены хорошими или плохими чертами, имеют собственный характер, помогают добрым или злым героям. Иногда так хочется иметь волшебную палочку или доброго джина, которые могли бы выполнить все твои желания. Я знаю, что в реальной жизни их нет, но как приятно об этом мечтать.
По результатам исследования наша гипотеза о том, что многие волшебные предметы из сказок стали помощниками современного человека и являются их прототипами, подтвердилась.
Список литературы
1.Аникин, В. П. Теория фольклора [Текст] / В.П.Аникин // Курс лекций - М.: КДУ, 2004. С. 228 - 278.
2. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. [Текст] / А.Н.Афанасьев // Сборник - Москва, Азбука, 2008г.
3.Добровольская, И. Предметные реалии русской волшебной сказки. [Текст] / И. Добровольская И.// Сказки – М., МГУ, 1995.
3.Еремина, В. И. Ритуал и фольклор. [Текст] / В.И.Еремина //- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. С. 69 - 87.
4. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. [Текст] / М.Забылин// Собрание сочинений – М., 1990.
5. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. [Текст] / В.Я.Пропп // – СПб., из-во СПбГУ,1996.
6. Интернет ресурсы:
Борис Голдовский. Сказочные предметы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proza.ru
Волшебная сказка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Толкование волшебных сказок: основные подходы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/publish_pedag
Приложение
1. Какие волшебные сказки вы знаете?
2. Встречались ли в этих сказках волшебные предметы?
3. Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
Рисуем акварельное мороженое
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Весенняя гроза
Ель
Сказка об одной Тайне