Исследовательская работа ученицы 2 "г" класса на тему "Путь через века"
Вложение | Размер |
---|---|
is.rabota_put_cherez_veka_sikach_soni_-_kopiya.docx | 22.5 КБ |
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Международной научно-практической конференции юных исследователей «Шаг в будущее»
На тему: «Путь через века»
Работу выполнила: _Сикач София, ученица 2 «г»
Научный руководитель: Королева Нина Николаевна, учитель нач.классов
Баргузин
2021г
Оглавление
1.Введение ----------------------------------------------- 3 стр.
2.Основная часть --------------------------------------- 4стр.
3.Заключение ------------------------------------------- 10стр.
4.Список литературы ---------------------- ----------- 11стр.
5.Резензия ------------------------------------- 12 стр.
Введение
Тема работы : «Путь через века»
Актуальность: на уроке изо по теме «Человек и его украшения», я обратила внимание на головной убор кичку. Мне стало интересно узнать про нее еще и потому, что кичка до сих пор хранится у моей бабушки. Так возникла тема моего исследования.
Цель: изучить виды кичек и их назначение
Задачи :
-изучить историю этого головного убора;
- узнать о разнообразии кичек
Гипотеза: я предполагаю, что в современных головных уборах сохраняются элементы кички
Методы исследования:
-поиск информации
- анализ;
- систематизация
Практическая значимость моей работы заключается в том, что
- данный материал позволил мне лучше узнать историю моей семьи
- материал можно использовать на уроках , классных часах.
Основная часть
Расспросив маму, я узнала, почему кичка бережно хранится в семье моей бабушки. Мы –потомки семейских. Кичка-часть культуры семейских , которые свято хранят обычаи, песни, устои своей веры .А бабушка мне рассказала о том, что кичку сшила своими руками моя прабабушка ,в ней и замуж выходила.
Что же я узнала в результате исследования?
Слово “кика” пришло из старославянского языка, его буквальное значение – волосы. Первое упоминание о ней, обнаружено в документах 14 века.
До замужества девушки носили в виде головного убора повязку с рясами, то есть нитками, с нанизанными на них бусинами. Кичку девушка изготавливала еще до замужества, но примерять ее на себя она не имела права до самой свадьбы
Кичкообразный женский головной убор был многосоставным. И состоял из кички, пояски, позатыльника и большого платка.
Кичка
Пояска носилась спереди, закрывая лоб. Украшалась иногда перышками селезня, которые имитировали волосы (кудри). Делали их особые мастерицы.
Позатыльник надевался сзади кички и расшивался золотыми или шелковыми нитями. Шили его из бархата, парчи, шелка.
Платок
В обычные дни ходили семейские женщины в одной кичке, повязывая поверх нее шаль или платок. Способ повязывания платков был разный: в семейских селах Бурятии тонкая большая шаль (или атлас) повязывалась по кичке в виде чалмы. Кички из сёл Тарбагатая, Большого Куналея и Бичуры имеют подковообразную форму. Нередко, дополнительно для тепла надевали платок по подбородку, завязывая концы на затылке.
По кичке определяли в какой местности жила женщина, ее семейное и социальное положение, поэтому кичка имела несколько разновидностей:
Рогообразная
Лопатообразная
Копытообразная
Рога, лопатка или копыто были направлены вверх, как бы указывая на связь с небесной защитницей. . Согласно поверьям ,они защищали женщину, оберегали от всякого зла, благоприятствовали рождению детей . Высота рога на кичке женщины, имеющей много детей, могла достигать 30 см.. Кика, имея самые разнообразные формы, упорно сохранялась нашим народом как женский головной убор, и при этом была запрещена христианством. В XIX веке женщину в кике даже в церковь не пускали. Священник говорил : «Иди отсюда, рогатая»
В наше время традиционные головные уборы уже не носят. Тем не менее, сегодня женщины делают себе прически в виде кички. Очень часто такую прическу можно увидеть у певицы Ёлки.
Кичку можно увидеть в исторических фильмов и коллекциях модельеров.
А если внимательно приглядеться, элементы кички узнаешь в современных головных уборах .
И в шапочках моих одноклассниц
Заключение
Значит, моя гипотеза о том, что в современных головных уборах сохраняются элементы кички ,подтвердилась.
Теперь я знаю значение слова «семейские», лучше узнала историю моей семьи. Уверена, что культуру, традиции любого народа надо бережно хранить и рассказывать о них.
Список литературы:
1. Грулев М. Из прошлого Забайкалья. ( К истории нашей миссионерской деятельности на окраинах) // Русская старина. - СПб., Т.106. 1901
2. Мотицкий В.П. Старообрядчество Забайкалья. - Улан-Удэ. 1976.
3. Соловьева Е.З статья Роль традиционной культуры в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения стр. 212
4. Ушаров Н. Быт семейских (Этнографический очерк) // Иркутские губернские ведомости. - 1864, № 48, № 39.
5.Ресурсы интернета
Солдатская шинель
"Портрет". Н.В. Гоголь
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Горячо - холодно
Весёлые польки для детей