Геометрия в архитектуре храмов. Исследовательские проекты обучающихся.
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_v_arhitekture_hramov.docx | 45.58 КБ |
ГЕОМЕТРИЯ
В АРХИТЕКТУРЕ ХРАМОВ
Внеклассное мероприятие по математике
Тема. Геометрия в архитектуре храмов
Цель. Создавать условия для формирования высоконравственной, эстетически и культурно-развитой личности школьника.
Задачи.
Воспитательные задачи: формирование мировоззрения.
Задачи развития мышления: умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи развития воли: развитие целеустремленности.
Задачи развития когнитивных способностей: тренировка различных видов памяти для освоения информации, а также освоение способов умственных действий с этой информацией в процессе её использования при реализации творческого задания.
Возрастная категория учащихся: 10 класс
Основополагающий вопрос: Как связаны архитектура и геометрия?
Темы индивидуальных исследований:
I группа «Историки» - История возникновения храмов на Руси
II группа «Математики» - Геометрия купола
III группа «Математики» - Геометрия храмов
Исследования в группах:
I группа
Цель: 1. Выяснить с чего началось построение храмов на Руси.
2. Используя различные информационные источники, найти объяснение тому факту, что на Руси стали строить крестово-купольные храмы.
II группа
Цель: Исследуя с помощью различных информационных источников виды куполов христианских храмов, определить, какую форму имеют купола Вознесенского собора г. Пугачев и храма Михаила Архистратига с.Перелюб.
III группа
Цель: Используя различные источники информации, выяснить, какие геометрические фигуры и какие правила использовались при построении храмов. Определить вид построения Воскресенского собора г. Пугачев и храма Михаила Архистратига.
Защита проекта. Каждая группа подготавливает к защите свою презентацию.
Общий итог – оформление буклетов.
Подготовительный этап. Класс был разделен на три группы: «Историки» и две группы «Математики». Каждая группа получила задание найти информацию и оформить проект. В качестве источников информации учащиеся могли использовать справочную литературу, различные источники информации, включая ресурсы Интернета, помощь взрослых.
На первом этапе группы определили проблему, над которой им предстояло работать, ее значимость и перспективы решения.
На втором этапе группы собирали наиболее полную информацию по теме, анализировали ее, систематизировали и обрабатывали.
На третьем этапе группы оформляли презентации по темам.
Общим итогом работы над выбранной темой явилось создание презентации и буклетов. Для решения задач, поставленных в ходе работы над проектом, использовались следующие методы:
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя. (2 мин)
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными птицами бесчисленными, городами великие, селы дивными, храмами и соборами великолепными…». – Говорится в древнем памятнике нашей письменности
Вопрос: как вы думаете, о чем идет речь в этих словах?
(Примерный ответ: о красоте родного края).
Да, действительно, именно о красоте нашей земли идет речь. А красота она во всем, нужно только уметь увидеть и почувствовать ее.
«Геометрия в архитектуре храмов». (3 мин)
Почему мы выбрали эту тему?
Наверное, потому, что, если говорить о красоте, окружающей нас, то это, прежде всего красота архитектуры, а она невозможна без строгих линий, присущих геометрии. Ибо, как сказал английский математик Г. Х. Харди: «Узоры математики, как и узоры художника или узоры поэта, должны быть красивы; идеи, как и краски или слова, должны сочетаться гармонически. Красота является первым критерием: в мире нет места для безобразной математики». (Слайд3)
Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол. А вот как появились храмы на земле русской, когда их стали строить, об этом нам расскажут наши «историки». А оппонентами у них выступят две группы другие группы. Аналогично будет проходить защита проектов «Геометрия купола» и «Геометрия храмов».
В нашей работе не обойтись без экспертов. В качестве экспертов сегодня выступают….
Вопросы оппонентов.
Вопросы оппонентов.
Вопросы оппонентов.
Вернемся к проблемному вопросу, с которого начиналось наше мероприятие. Я считаю, что вы сумели доказать, то, что геометрия и архитектура – это две половинки единого целого. Без строгой красоты геометрии, не существовала бы красота архитектуры. Прав был Дж. Драйден сказав: «Во всем царит гармонии закон,
И в мире все суть, ритм, аккорд и тон».
Русская красота. Русская духовность. Когда мы слышим эти слова, перед глазами возникают образы куполов православного храма, слышится колокольный звон, призывающий к вере, единству, добру, жертвенности и стойкости. Это так необходимо в наше не очень спокойное время. Сейчас человеку не хватает добра, искренности, умения видеть красоту даже в малом: в ветерке, в ярком солнышке, которое в старину называли Ярило. Может быть, красота храмов сумеет пробудить в человеке то доброе и светлое, что было утрачено в наши дни. Созерцая храмы – эти творения души русской, соединяешься с ними в едином порыве к красоте и духовному свету.
Православный храм, символизирующий землю, с куполом – символом неба осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творение Божие. К небу верующий устремляет свои мысли.
Русская православная церковь разъясняет, что купол в виде шлема призван напоминать нам о нескончаемой битве, которую она ведет с силами зла и неверия. Речь не идет о религиозных войнах, битва эта совершается, прежде всего, в душе человека.
Поэтому и «луковичная» форма купола выбрана не случайно. (Зажигает свечу). Она напоминает заостряющееся кверху пламя горящей свечи, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъем и стремление к совершенству. Когда верующие люди выходят из храма и видят настоящий небесный свод, они понимают, что высшее благо на земле еще не достигнуто. Для его воплощения нужны новый подъем, и новое духовное горение.
стихотворение «Мой отчий край») 2 мин
Мой отчий край! Какая тишь стоит!
Какой простор, величие, раздолье!
До горизонта золотое поле,
Душа парит, и затихают боли,
И купол храма пламенем горит.
Зайду я в церковь сельскую под вечер,
С бабульками вечерню отстою.
Ещё хоть здесь,
Хоть здесь молитвой лечат.
Поставлю пред Спасителем я свечи
Во здравие
За родину мою.
(Владимир Михайлов)
Учитель: Вот на этой светлой ноте мы заканчиваем наше мероприятие, и я надеюсь, что сегодня вы унесете с собой веру в добро, умение видеть красоту во всем, что вас окружает, и желание научить видеть ее всех, кто находится рядом с вами. В заключение нашего мероприятия нам хотелось бы подарить всем присутствующим на память буклеты. (1мин)
I группа
Цель: Выяснить с чего началось построение храмов на Руси.
Используя различные информационные источники, найти объяснение тому факту, что на Руси стали строить крестово-купольные храмы.
Сегодня мы говорим о роли геометрии в архитектуре. В наше время с тем, что архитектура и геометрия тесно взаимосвязаны друг с другом, не поспоришь. А вот в древние времена понятие об архитектуре, а уж тем более о геометрии не существовало. Но шло время и первый человек начал искать жилище. Сначала это были пещеры, потом шалаши, а позже человек стал строить и применять в строительстве самую настоящую, хоть и примитивную, геометрию. В пещеры задувал ветер, поэтому человек начал мерить высоту и ширину пещеры палкой, чтобы по этой палке набрать много веток одинаковой длины и закрыть пещеру. Со временем такая палка превратилась в линейку.
Во времена первобытных людей появилось язычество, и люди стали строить первые обелиски. Они были высечены из камня и не могли стоять, а падали, тогда люди поняли, чтобы этот обелиск встал, его основание должно быть ровным. Вот так первый раз человек встретился с углами, но тогда, с ними не стали бороться (орудия труда не было), а вырыли яму и поставили в него обелиск. Эти обелиски назывались менгиры, дольмены, кромлехи. Из дошедших до нас, есть только английский кромлех – Стоунхендж.
Возникновение зодчества на Руси было лишь переходом от одного привычного строительного материала (дерева) к другому. Монументальные каменные сооружения стали памятниками стремительного вхождения восточных славян в круг народов, наследовавших опыт тысячелетних цивилизаций античного мира.
Этой блестящей эпохе предшествовали века постепенного развития в экономической и социальной жизни восточных славян, приведшего в 9 веке к образованию могущественного Киевского государства. Крещение соединило Русь с традициями византийской религиозной жизни. Христианство дало духовной жизни русского общества новые импульсы и формы.
Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.
Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.
Принятие Русью христианства было несомненно прогрессивным явлением, поскольку христианская религия хорошо отвечала задачам, которые стояли в области идеологии перед сложившимся молодым государством. А то обстоятельство, что христианство пришло в его восточном, византийском варианте, открывало Руси
доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с
тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.
Первой постройкой стала киевская церковь Богородицы (Десятинная), заложенная князем Владимиром в Киеве около 989 г. и законченная в 996 г. Князь Владимир “помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек”. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Почему Десятинная? Просто это был главный храм новой церкви, которой Владимир даровал десятину со своих доходов.
Размеры (по фундаментам, без апсид) — 35 х 37 м. Формат плинфы (древний тонкий кирпич) — 31 х 31 х 2,5 см.
Церковь заложена византийскими мастерами в 989 г., освящена в 996-м. Следует отметить, что в отличие от большинства богородичных храмов на Руси ее посвятили самой Богородице.
«Штат» храма состоял из священников, которых Владимир привел из захваченной Корсуни — Херсонеса (в самой Византии город назывался Херсон).
Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. В летописи имеется свидетельство, что в Киеве уже в 945 г. существовал каменный терем при княжеском дворце. Очень возможно, что терем был возведен византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь. Однако среди раскопанных в Киеве древних сооружений ни одно пока не может быть достаточно убедительно сопоставлено с упомянутым в летописи теремом. Поэтому Десятинная церковь является древнейшей из известных нам монументальных построек Руси.
В 1030-х годах Десятинная церковь начинает уходить в тень: сын Владимира Ярослав, позже прозванный Мудрым, возводит самый большой храм домонгольской Руси – Софийский собор.
Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. XI в. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. Раньше началось строительство в стольном городе Мстислава - Чернигове, где был заложен Спасский собор. Письменные источники не сообщают времени начала строительства, но к 1036 г., когда умер князь Мстислав, стены собора были выстроены на высоту, “яко на кони стояще рукою досящи”. Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно.
Спасский собор в Чернигове сохранился до наших дней почти целиком.
В конце 11 – 12 века мы встречаем уже полностью сложившийся тип храма, получивший широкое распространение. До наших дней полностью сохранились лишь четыре постройки – Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Киеве и Великом Новгороде.
Монголо-татарское нашествие на Русь в 1237—1241 гг. прервало строительство во всех областях Руси, в том числе в Великом Новгороде, хотя он и не был разграблен. Последующий период храмового строительства имеет свои новшества и неповторимые черты. Строительство велось в нескольких самостоятельных центрах: Великом Новгороде, Пскове и в северо-восточной Руси, где постепенно начинала лидировать Москва.
В Московском и Тверском княжествах через длительный перерыв после монгольского нашествия возрождается каменное строительство. При этом Тверь опередила Москву, построив в 1285 году Спасо-Преображенский собор. Новые постройки были ориентированы на белокаменные храмы домонгольского периода, хотя с самого начала получили ряд собственных черт.
Первым каменным храмом Москвы стал заложенный в 1326 году Успенский собор — новый кафедральный собор русского митрополита (существовала версия более ранней постройки первого каменного храма). Заложенный митрополитом Петром, храм был закончен после его кончины. Ещё несколько церквей были возведены при митрополите Феогносте: церковь Иоанна Лествичника (1329), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и храм Богоявленского монастыря на посаде (1340). Все перечисленные постройки не сохранились, так как были позднее заменены новыми, более крупными зданиями. Церковь Иоанна Лествичника представляла собой не обычный крестово-купольный храм, а башнеобразное сооружение «под колокола». Возможно, что в 1913 году в центре Соборной площади были обнаружены остатки именно этого здания, бывшего восьмигранным. Таким образом, это пример иной типологии, существовавшей в церковной архитектуре Древней Руси.
Лучшие ранние московские постройки были возведены в конце XIV — первых десятилетиях XV века. Частично сохранилась церковь Рождества Богоматери в Московском Кремле (1393-94), построенная княгиней Евдокией и вошедшая в ансамбль Теремного дворца.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.
Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.
Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.
Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.
В г. Пугачев в 1899 году по инициативе городского головы С.О. Локтева был построен собор.
До революции в с.Перелюб существовал храм в честь Архистратига Божия Михаила.
В послереволюционный период в России было разрушено много храмов и церквей, но в 90-е годы прошлого века в России вновь вернулись к построению храмов. Так в 2004 году в с.Перелюб был построен храм во имя Святого Архангела Михаила, который был освящен преосвященным епископом Лонгином в дни празднования 50-летия начала освоения целинных земель.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе).
Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
Заключение:
При выполнении данного проекта:
III группа
Цель: Используя различные источники информации, выяснить, какие геометрические фигуры и какие правила использовались при построении храмов.
Существует неразрывная связь между математикой и искусством. Для математики также как и для искусства характерны красота и гармония. В этом можно убедиться при изучении такого математического понятия как «золотая пропорция».
С древних времен люди в своих творениях предпочитают правильные геометрические формы – квадрат, круг, пирамиду и т.д. Симметричные фигуры предпочтительнее, чем несимметричные.
При создании произведений искусства пользовались различными пропорциями. Но из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по разному: «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом».
Окружающие нас предметы также часто дают примеры золотого сечения. Например, переплеты многих книг имеют отношение ширины и длины, близкое к числу 0,618.
В эпоху Возрождения усиливается интерес к Золотому сечению (золотой пропорции) в связи с его применением, как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре.
Если симметричность в архитектуре придает зданиям величественность, совершенность, но она «холодная», «неподвижная», то золотая пропорция придает зданиям грацию, неповторимую индивидуальность, особую гармонию – «подвижную» и «одухотворенную».
Сейчас невозможно достоверно установить ни человека, впервые открывшего золотую пропорцию, ни время, когда это произошло. Очевидно, ее неоднократно открывали, забывали и открывали заново в разное время и в различных странах. Многие исследователи считают первооткрывателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.
«Божественную пропорцию» использовали при возведении величественных храмов.
При построении храмов на Руси тоже использовались эти геометрические формы. Храмы на Руси строились: крестово-купольные и шатровые.
Начиная с XI века, в России все более распространяются, так называемые, крестово-купольные храмы. Основа такого храма – прямоугольный параллелепипед (его основание – квадрат), расчлененный четырьмя столбами. Примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.
Появление крестово-купольных храмов было событием в истории мировой архитектуры.
Одним из наиболее интересных крестово-купольных храмов – Успенский собор во Владимире, построенный еще в 1158-1161 гг. князем Андреем Боголюбским. Как былинный богатырь Успенский собор встал на высоком берегу реки: защитник города и его гордость. В этом творении зодчие владимиро-суздальской школы показали и эпическую мощь, и покоряющую простоту.
Крестово-купольная схема лежит и в основе храма Покрова на Нерли. Для него характерно спокойное равновесие, основанное на симметрии. В основе архитектурного плана этого храма лежит прямоугольник со сторонами 1 и . Тогда его диагональ равна . В этих числах мы узнаем все составляющие, с помощью которых выражается золотая пропорция. Архитектурная композиция церкви Покрова на Нерли (1165) считается наиболее совершенным творением владимирских зодчих. Знакомство с храмом Покрова создаёт образ гармонии, архитектурной красоты. На рисунке видно, что гармония храма Покрова Богородицы на Нерли (построена в 1165г.) подчинена строгим математическим законам пропорциональности. Церковь построена на пропорциях функции золотого сечения, что дает в плане три вписанных друг в друга «живых квадрата», отношение сторон которых определяет пропорциональный строй храма. Для храма Покрова характерно спокойное равновесие, основанное на симметрии и в то же время — удивительная легкость, устремленность ввысь. Создается впечатление невесомости храма, парящего над поймой реки.
Золотая пропорция обнаружена и в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском (1532). В основу пропорций этого храма положен прямоугольник со сторонами 1 и , который состоит из двух прямоугольников золотого сечения.
В пропорциях Успенской церкви Елецкого монастыря он установил преобладание золотой пропорции и отношений в квадрате и «двух квадратах», т.е. 1:1 и 2:. Ширина и высота храма, высота ярусов, купола, подкупольного пространства и многие другие размеры частей связаны между собой золотой пропорцией или ее половиной.
Присутствие двух основных пропорций в Елецкой церкви обусловлено замыслом ее создателя, его представлением о гармонии и красоте.
Золотая пропорция – понятие математическое, ее изучение – это прежде всего задача науки. Но она же является критерием гармонии и красоты, а это уже категории искусства.
Трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади Москвы. История создания этого храма такова. 2 октября 1552 года пала Казань, навсегда избавив Россию от татарского нашествия. Для прославления "казанского взятия", вошедшего в историю России наравне с Куликовской битвой, царь Иван Грозный принял решение заложить на Красной площади Москвы собор Покрова; позже этот храм был прозван в народе "Василием Блаженным" в честь юродивого, который был погребен у стен храма в 16-м веке.
Невозможно утверждать, что зодчие собора Василия Блаженного знали о золотой пропорции и ее математическом выражении 1,618 и 0,618 и сознательно пользовались этой величиной в своих построениях. Они могли прийти к ней, пользуясь системой квадрата и прямоугольника «два квадрата», отношением их сторон и диагоналей, а, также используя пропорциональные циркули. Но Храм Василия Блаженного в Москве – это еще один пример, показывающий, насколько органично золотое сечение входит в архитектурные пропорции.
Кроме золотой пропорции при построении храмов использовалась и симметрия, антисимметрия и диссеметрия. Симметрия, в переводе «соразмерность» - это сама гармония и красота, но если вы думаете, что антисимметрия полная противоположность симметрии, то вы ошибаетесь. Примером антисимметрии в архитектуре является Собор Василия Блаженного, где симметрия отсутствует полностью в сооружении в целом. Однако, удивительно, что отдельные части этого собора симметричны и это создает его гармонию. Диссимметрия – это частичное отсутствие симметрии, расстройство симметрии, выраженное в наличии одних симметричных свойств и отсутствии других. Примером диссимметрии в архитектурном сооружении может служить Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Практически в нем полностью выдержаны все свойства симметрии за исключением одной детали. Наличие Дворцовой церкви расстраивает симметрию здания в целом. Если же не принимать во внимание эту церковь, то Дворец становится симметричным.
Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло, во-первых, от деревянного, а во-вторых, от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III. По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г.
При построении русских церквей шатрового стиля архитекторы применяли фигуры: прямоугольные параллелепипеды, цилиндры, конусы, пирамиды и другие.
Рассмотрим построение Исаакиевского собора. В основе собора лежат квадраты, которые придают ему стойкость и равновесие. При построении его вытянутого вверх купола использовалась геометрическая фигура – цилиндр.
Вывод: Исходя из всего сказанного, мы можем смело утверждать, что и храм Михаила Архистратига в с.Перелюб и Воскресенский собор в г. Пугачев являются крестово-купольными храмами и при их построении использована «божественная» пропорция, а также симметрия и антисимметрия, что создает полную гармонию.
В заключение можно сказать, что, действительно, слова «архитектура – это душа народа, воплощенная в камне», стали крылатыми.
История куполов началась в доисторические времена. Купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений примерно в 128 году нашей эры. Купола занимают важное место в христианской архитектуре. Большинство православных церквей венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов. Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы, синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице (Слайд4), потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, зеленые купола посвящены Святому Духу. Храмы, посвященные святым, увенчаны серебряными куполами.
Купола сооружений исторически изменялись, для их строительства были необходимы знания, в том числе и геометрии, и они могут служить объектом исследования с точки зрения геометрии.
Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.
У Юрьевского монастыря в Новгородской области все купола грушевидной формы, но чуть сплющенные. Храм на звоннице позолоченный, остальные нет.
Храм в городе Владимире с шлемообразными куполами. Но малый купол, установленный на колокольне, имеет типично грушевидную форму, и на нем установлен четырехконечный крест с полумесяцем в основании. На больших же куполах кресты без полумесяца четырехконечные.
Ярославль. Древний храм со сложной системой куполов. Позолоченные луковицевидные купола-главы с крестами венчают сферические шлемообразные купола.
Иногда главками называют главы, устроенные не на световых (дающих свет в храм), а на декоративных барабанах (башенках). Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий с килевидным верхом, близкую к форме древнерусского шлема.
Византийская империя подарила России умение строить храмы, но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Уже в XXI веке купола напоминают воинский шлем, которые в те времена носили доблестные защитники Руси. Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском (1152-1157 гг.) поражает простой и суровостью облика, его могучий шлем главы напоминает заказчика храма – неутомимого воителя Юрия Долгорукого.
Такие завершения мы сегодня видим на реконструкциях как домонгольских храмов Владимиро-Суздальской земли, так и на подавляющем большинстве церквей и соборов XV – XVI веков. Таким образом, шлемовидная глава (купол) - это купольное покрытие кровельным материалом непосредственно по своду башни или башенки. «Византийские» посводные купольные покрытия имели место в большинстве княжеств домонгольской Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и пр.), а шлемовидные главы преобладали в домонгольском Владимиро-Суздальском княжестве. Затем такая форма глав была воспринята в Тверском и Московском великих княжествах, а затем и в централизованном Русском государстве. Соответственно, подавляющее большинство русских храмов XIV – XVI веков обычно реконструируется со шлемовидными завершениями.
Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Они имеют больший диаметр, чем основание, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Обычно для наиболее распространённой луковичной главы соотношение диаметра барабана (башни) к диаметру широкой части (пучины) главы составляет 1 : 1,382, а к высоте главы — 1 : 1,618. Луковичные главы появились во второй половине XVI века, а в XVII веке стали на Руси массовым явлением.
Но многие соборы и храмы имеют сложную систему куполов. Так Михайловский собор в Киеве венчают шлемообразные купола, а на них установлены луковицевидные.
Вывод: Используя различные информационные источники и ресурсы Интернета, мы пришли к выводу, что купола Воскресенского собора г. Пугачев имеют шлемовидную форму, а Храм Михаила Архистратига венчают купола, имеющие разные формы – шлемовидную и луковицевидную. Но от этого они еще больше привлекают внимание и своей строгостью и своей красотой. А цвет куполов напоминает о том, что храм посвящен святым.
Рисуем акварельное мороженое
Петушок из русских сказок
Домик зимней ночью
Басня "Две подруги"
Городецкая роспись