В данной работе рассказывается о растениях посёлка Диксон, их практической значимости.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety_moego_posyolka.docx | 60.28 КБ |
tsvety_moego_posyolka.pptx | 2.56 МБ |
atlas-opredelitel_.docx | 2.35 МБ |
prilozhenie_2.docx | 1.72 МБ |
prilozhenie_3.docx | 104.93 КБ |
Управление образования
Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
ТМБ ОУДО «Детско-юношеский центр туризма и творчества «Юниор»
Конкурс исследовательских краеведческих работ
«Есть Таймыр единственный»
________________________________________________________________
Номинация конкурса: «Экологическое краеведение»
Тема исследовательской работы
«Цветы моего посёлка»
Голенкова Варвара Станиславна;
22 мая 2012г.;
ТМК ОУ «Диксонская средняя школа»,
Хомяченко Елена Александровна,
Учитель начальных классов ТМК ОУ «Диксонская СШ»,
пгт Диксон, 2021
Введение
Пробуждение природы - радость для всех, особенно для нас, живущих на краешке Земли, в Арктике. Прошлым летом мне посчастливилось застать то время, когда посёлок украсился цветами.
Я решила определить название цветов, сфотографированных мною в прошлом году на территории посёлка, и какой интерес, помимо эстетического, они представляют.
Это и определило проблему моего исследования.
Новизна исследования заключается в том, что через эколого-краеведческую работу можно раскрыть сущность и видовой состав растений моей малой Родины.
Актуальность темы моей работы определяется тем, у жителей посёлка нет полного представления о растениях, которые здесь растут.
Объект исследования: цветы посёлка Диксон.
Предмет исследования особенности и свойства цветов, растущих на территории моего посёлка Диксон.
Гипотеза: из-за суровых условий Арктики, все цветы, растущие на территории моего посёлка, занесены в Красную книгу Красноярского края.
Цель работы — изучить цветы посёлка Диксон.
Задачи:
Методы исследования: опрос, изучение и обобщение, анализ и синтез.
Практическая значимость проекта обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках НРК, «Окружающий мир», при изучении темы «Тундра» и на уроках биологии при изучении растений Арктики.
Гуляя по окрестностям посёлка летом, я заметила такую характерность у растений: все они низенькие, со стелющимися и будто прижимающимися к поверхности почвы формами. Кустов и деревьев у нас не встретишь. Из Интернета[1] я узнала, что суровый климат влияет на размеры растений Арктики. Температура поверхности почвы и приземного слоя воздуха существенно выше, чем на высоте 1,5-2 м, и поэтому легче выжить растению близ поверхности почвы. Температура органов, внутри плотных подушек и прижатых к почве дерновинок, может превышать температуру окружающего воздуха на 10°С и более. У всех растений стебли и листья покрыты светлым пушком.
А ещё я заметила, что листья и стебли многих растений темно-фиолетового окраса. Оказывается, растения приобретают такой цвет благодаря содержанию в клетках особого пигмента – антоциана.
Вывод: Благодаря стелющейся форме, растения меньше подвергаются иссушающему действию ветра и получают больше тепла, так как почва прогревается сильнее, чем воздух. Волоски, составляющие светлый покров на поверхности стеблей и листьев, отражают солнечные лучи и тем самым защищают растение от перегрева и потери влаги.
Тёмноокрашенные растения начинают свой рост и развитие под снегом, почти на полмесяца раньше других растений.
У многих тундровых растений очень крупные цветки, которые ярко окрашены и хорошо заметны издали. Такая особенность необходима для привлечения насекомых, которых в тундре мало.
Изучив характеристики растений Арктики, я приступила к исследованию цветов, сфотографированных мною летом. В библиотеке посёлка энциклопедий и атласов-определителей растений Таймыра не оказалось, поэтому начала поиски в Интернете[2]. Результаты работы я занесла в таблицу, которую назвала «Атлас-определитель растений посёлка Диксон». (См. Приложение 1. Таблица 1.)
Вывод: мною было определено двадцать четыре растения, из них два - занесены в Красную книгу Красноярского края. Большинство растений являются кормом для животных тундры; многие используются в народной медицине.
На начальном этапе своей исследовательской работы я решила выяснить, знают ли дети и взрослые посёлка Диксон названия растений, которые мне удалось сфотографировать. (См. Приложение 2). В опросе приняли участие 10 учащихся и 6 взрослых.
Вывод: среди предложенных растений были определены: мак полярный, дриада, незабудочник, полярная ива, ромашка, родиола розовая, арктическая роза. Данный опрос подтвердил важность моей работы, ведь грустно, когда мы так мало знаем о природе своей малой Родины.
Подводя итоги своей работы, я пришла к выводу, что растения Арктики можно назвать – героями. Ведь для того чтобы выжить в суровых условиях, им приходиться бороться.
Гипотеза моего исследования подтвердилась частично: только несколько видов растений внесено в Красную книгу Красноярского края, но практически все они находятся в списках Красной книги других регионов, и мы обязаны к ним бережно относиться, чтобы не допустить их исчезновения. Для ребят моей школы я сделала памятку «Правила друзей-растений». (См. Приложение 3.)
Цели и задачи работы достигнуты: я изучила сфотографированные цветы и создала «Атлас-определитель растений посёлка Диксон», который в дальнейшем будет пополняться. А это значит, что работа по данной теме будет продолжена.
В процессе работы над исследованием я научилась поиску, анализу информации, приобрела опыт сортировки данных. Результаты моей работы легли в основу атласа-определителя, который будет полезен на уроках окружающего мира, биологии, как взрослым, так и детям.
Работа над проектом была интересной и увлекательной, хотя и вызвала сложности в поиске именно тех растений среди большого количества похожих.
Список литературных источников:
Интернет ресурсы:
[1] https://inturist.name/foto/rasteniya-arktiki-foto.html
[2] https://www.plantarium.ru/page/dwellers/location/1100-4771.html
Слайд 1
Номинация конкурса: «Экологическое краеведение» « Цветы моего посёлка » ТМК ОУ « Диксонская средняя школа» Работу выполнила: Голенкова Варвара, ученица 2 класса ТМК ОУ « Диксонская средняя школа». гп Диксон, 20 21 г.Слайд 2
Кусочек летнего Диксона
Слайд 3
Предмет исследования: особенности и свойства цветов, растущих на территории моего посёлка Диксон . Объект исследования: цветы посёлка Диксон . Гипотеза: из-за суровых условий Арктики, все цветы, растущие на территории моего посёлка, занесены в Красную книгу Красноярского края. Проблема: определить название цветов, и какой интерес они представляют.
Слайд 4
Цель работы — изучить цветы посёлка Диксон. Задачи: провести социологический опрос среди детей и взрослых; определить название цветов и их ролью в природе и жизни человека; рассказать об этом в классе, привлечь внимание ребят к растениям и создать «Правила друзей растений». создать «Атлас - определитель» цветов моего посёлка.
Слайд 5
Общие характеристики растений Арктики Низкорослые. У всех растений стебли и листья покрыты светлым пушком. Листья и стебли многих растений темно-фиолетового окраса.
Слайд 6
Мною было определено двадцать четыре растения, среди которых - два занесено в Красную книгу Красноярского края. Это соссю́рея и крупка бородатая. Соссю́рея Крупка бородатая
Слайд 7
Большинство растений являются кормом для животных тундры; многие используются в народной медицине. Применение:
Слайд 8
Результаты опроса: В опросе приняли участие 10 учащихся и 6 взрослых. Среди предложенных растений были определены: полярная ива незабудочник арктическая роза мак полярный ромашка родиола розовая дриада
Слайд 9
Выводы: Гипотеза моего исследования подтвердилась частично, и пусть не все изученные мною цветы находятся на грани исчезновения, мы обязаны к ним бережно относиться. Цели и задачи работы достигнуты.
Слайд 10
Спасибо за внимание! Берегите природу!
Приложение 3.
Сказочные цветы за 15 минут
Где спят снеговики?
Как нарисовать лимон акварелью
Лист Мёбиуса
Загадка Бабы-Яги