Итоговый проект по профориентации. В проекте собраны наиболее популярные методики профориентационной работы
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_budushchaya_professiya.docx | 412.2 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Гордино
Афанасьевского района Кировской области
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Моя будущая профессия»
Выполнила:
Варина Анастасия Сергеевна, обучающаяся 9 класса.
Руководитель:
Варина Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания
Работа допущена к защите «__»_____________________2021 г.
Руководитель проекта ____________(С.В.Варина)
с. Гордино
2021
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Выбор профессии……………………………………………………..5
1.2. Методики профориентации……………………………………….....6
Глава 2. Практическая часть
2.1. Изучение подходов к выбору профессии среди девятиклассников..................................................................................................11
2.2. Мой план выбора профессии…………………………………….....12
2.3. Характеристика моих интересов и склонностей……………………………………………………………………...13
2.4. Памятка «Выбор профессии»………………………………………14
Заключение……………………………………………………………….15
Список информационных источников…………………………………16
Приложения………………………………………………………………17
Введение
С самого детства мы начинаем выбирать профессию. Многие мальчишки и девчонки, когда их спрашивают: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Отвечают серьезно: «Как мама или папа». Но спустя некоторое время мнение ребенка меняется, и он представляет себя на месте какого-либо доктора, юриста, тем самым, выбирая себе профессию. Выбор профессии – это важный шаг во взрослую жизнь. Самое главное в выборе понять, чего ты хочешь от этой профессии, сможет ли эта профессия ответить взаимностью.
Главной проблемой является то, что на сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник, в том числе и я, стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Сейчас я должна определиться не только душевными порывами, но и здравым разумом – ведь я должна быть уверена, что выбранная профессия обеспечит мне и моим близким стабильное будущее, поэтому тема моей работы является актуальной для выпускников.
Цель проекта: разработать для выпускников схему выбора профессии и по разработанной схеме определится с выбором моей будущей профессии.
Задачи:
1. Изучить проблему выбора профессий. Узнать мнения специалистов о том, как правильно выбрать профессию.
2. Узнать у выпускников школы как они определились с выбором профессии с помощью "Анкеты-опроса".
3. Перечислить лучшие варианты поиска профессии по изученным данным.
4. Разработать схему выбора профессии для выпускника.
5. Определиться с выбором моей будущей профессии по разработанной схеме выбора профессии.
Методы исследования: анализ, синтез информации, анкетирование, обобщение и классификация.
Приступая к работе, я выдвинула гипотезу: учащиеся 9 класса осуществляют свой профессиональный выбор с учетом востребованности этой профессии на рынке труда.
Объект исследования: профессиональная карьера выпускника.
Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускником школы.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, дискуссий «Я в мире профессии», родительских собраний, деловой игры и др.
Ожидаемые результаты: повышение готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению.
Глава 1. Теоретическая часть.
Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т.д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.
Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.
В начале своего исследования я выбрала самые востребованные профессии на данный момент, по-моему мнению. Затем составила их рейтинг и поняла, как трудно выбрать что-то определённое, не имея понятия, кем хочу стать в будущем. Каждая требует своих определённых знаний, умений и даже талантов. Например, врачу - необходимо знать на отлично – биологию, химию, анатомию и психологию. Продавцу – математику, русский, психологию. Юристу – историю, обществознание, психологию, русский. Всем необходимо знать русский, так как это государственный язык, иметь знания по разным предметам, не относящимся к выбору их профессии, для гармоничного развития, чтобы они могли общаться на другие темы. Но в каждой профессииесть люди, которые учились вместе одному и тому же, но кто-то достиг огромных высот. А кто-то остался посредственным работником. Почему? Возможно, на это влияют такие качества личности как безответственность, невнимательность, эгоистичность, эмоциональная несдержанность, жестокость, брезгливость, нетерпимость, рассеянность.
Выбор профессии – дело сложное и важное, ведь современный человек большую часть жизни проводит на работе. Поэтому знание себя – своих интересов, способностей и желаний – главное условие психологической готовности к выбору профессии.
Человек, выбирающий профессию, должен определить для себя, что для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него мотивы и потребности, которые связаны с его жизненными ценностями.
Задача анкетирования – выявить основные факторы, влияющие на самоопределение старшеклассников при выборе профессии, исследовать роль родителей и педагогов в процессе формирования системы ценностей современных старшеклассников, лежащей в основе их самоопределения при выборе профессии, изучить особенности и противоречия процесса выбора.
Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности работающего.
Наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизированный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.
Методики профориентации были созданы для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения.
Различные методики профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Скорее данные методики дополняют друг друга.
Методика Е.А.Климова. Методики базируются на психологической классификации профессий по предмету труда, являющейся наиболее популярной, практически общепринятой в России, разработанной Е.А. Климовым. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет депо работник в процессе своего труда. Это типы профессий "человек - человек", "человек – техника", "человек – знаковая система" "человек - художественный образ" и "человек - природа". При этом методика ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) является более короткой по сравнению с методикой ОПГ(опросник профессиональной готовности) и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений).
Методика ОПГ, в отличие от ДДО, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трехбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности. Методика является довольно объемной и трудоемкой и требует от клиента хорошего внимания и сообразительности, что ограничивает возможность ее использования у подростков, лиц с низким уровнем образования и умственного развития.
Однако, по сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.
Методика Л.А.Йовайша. Л.А.Йовайша выделяет в структуре личности четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.
Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).
Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системеценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями.
Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л.А. Иовайша выделяет следующие типы ценностей: общение (тип социальной коммуникативности), интеллектуальную активность, практико-технический тип, художественную активность, соматический тип, материально-экономический тип.
Методика Холланда. Методика Холланда позволяет выявить один из шести типов профессиональной направленности личности, которые получили название: "реалистичный", "интеллектуальный", "социальный", "конвенциальный", и "артистичный".
Методика обладает более широкими возможностями, чем просто определение профессиональных интересов и склонностей. Тип личности, диагностируемый с помощью данной методики, включает в себя еще и характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на человеческие ценности. При работе с методикой в каждой из 42 приведенных пар профессий или должностей клиенту необходимо отдать предпочтение одной из них. Методика проста в проведении и обработке и может быть использована не только в целях профориентации клиента, но и в более широком контексте психологического консультирования.
Следует отметить, что типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий Климова.
Так, "реалистичный" тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа "человек - техника" и "человек - природа" и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности.
"Интеллектуальный" тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа "человек-человек" и "человек-природа".
"Социальный" тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа "человек-человек".
"Конвенциальный" тип характеризует склонность к информационным профессиям типа "человек - знаковая система".
"Предприимчивый" тип однозначно не связан с каким-либо одним климовским типом профессии и может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесно привязывает представителей этого типа к профессиям «человек – человек».
Наконец, "артистический" тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек - художественный образ”
Методика Б.Басе. При создании методики «Направленность личности» Б. Басе исходил из своей гипотезы, согласно которой способ реагирования людей на требования трудовой деятельности, на условия труда и на сотрудников зависит от ожидаемого удовлетворения и вознаграждения, а также возможного неудовлетворения.
В этой связи автор методики имеет в виду три сферы удовлетворенности, которые могут не согласовываться между собой: выполнение работы, хорошие межличностные отношения с сотрудниками, получение удовлетворения.
Методика создана для определения трех основных типов направленности в трудовой деятельности:
· направленность на себя;
· направленность на общение;
· направленность на дело.
Методика может рассматриваться как психодиагностическое средство оценки личности.
Все рассматриваемые выше методики изучения личности в целях выявления потребностей, интересов, способностей могут помочь определить в конечном итоге дальнейшую профессиональную ориентацию.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Изучение подходов к выбору профессии среди девятиклассников.
Для выявления подходов в выборе профессииучащихся 9 класса было проведено анкетирование, в котором приняло участие 18 человек. Обучающимся было предложено ответить на ряд вопросов анкеты. (Приложение № 1). Приведу результаты полученного анкетирования.
1)Ты выбрал профессию?
Да – 67% респондентов
Скорее да, чем нет – 27% респондентов
Нет – 6% респондентов
Результаты приведены в диаграмме 1. (Приложение № 2)
2)Каким образом ты определился с выбором профессии?
Личные интересы – 77% респондентов
Родственники (друзья) – 11% респондентов
Не знаю – 6% респондентов
Обстоятельства – 6% респондентов
Результаты приведены в диаграмме 2. (Приложение № 2)
3)Что тебе помогло определился с выбором профессии?
Увлечение – 27% респондентов
Родственники (друзья) – 17% респондентов
Интересы – 17% респондентов
Желание – 11% респондентов
Интернет – 6% респондентов
Убеждение со стороны – 6% респондентов
Не знаю – 17% респондентов
Результаты приведены в диаграмме 3 (Приложение № 2)
4)Что ты делаешь, для того чтобы осуществить данный выбор?
Учеба – 56% респондентов
Ничего – 22% респондентов
Секрет – 6% респондентов
Готовлюсь к экзаменам – 17% респондентов
Результаты приведены в диаграмме 4 (Приложение № 2).
Вывод: Анализ анкетирования показал, что с выбором будущей профессии 94% респондентов определились: точно определились с будущей профессией 67% респондентов, 27% респондентов скорее да, чем нет. Опрошенные при выборе профессии опирались на свои личные интересы(77% респондентов) и советы со стороны родственников и друзей (11% респондентов). При выборе будущей профессии выпускникам помогали увлечения (27%), родственники (друзья) (17%), интересы (17%), желание (11%). Для того чтобы прийти к будущей профессии большинство опрошенных 56% респондентов уделяют особое внимание учебе. Значит, мои одноклассники в большинстве определились с будущей профессией.
2.2. Мой план выбора профессии.
Для того чтобы точно определиться с будущей профессией и не ошибиться в выборе я составила для себя план, которого буду придерживаться.
В нашей школе профориентационная работа ведется хорошо. И в выборе профессии помогает психолог школы. При помощи тестов была составления характеристика моих интересов и склонностей.
2.3. Характеристика моих интересов и склонностей.
Я человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда даю волю эмоциям. Достаточно открытый, но очень тревожный, хорошо переношу одиночество.Не очень люблю шумные компании.В меру активна.Универсальна в поведении. Могу работать в разных сферах деятельности, но приусловия осознания важности работы.
Меня интересуют профессии, направленные на художественные объекты или условия их создания. Сюда относятся специальности, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, созданием моделей одежды и обуви,оформлением помещений, парков.
Профессии области«Человек-Художественный образ» требует развития художественного вкуса, воображения, фантазии, эмоциональности, наблюдательности, общей культуры,способности к художественному творчеству.
Мне подходит работа в небольшом коллективе, в сфере обслуживания, где нетнеобходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий.
У меня высоко развито предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Исходя из полученных результатов, мне подходят такие профессии как дизайнер-модельер, портной, швея, закройщик, парикмахер, страховой агент, моляр, оформитель помещений, ювелир, фотограф.
Из предложенных профессий мне ближе всего фотограф, дизайнера-модельера и оформителя помещений.
Придерживаясь своего плана, мне необходимо определить социально-экономические факторы профессий. Так как я не планирую уходить после 9 класса, к данному пункту плана не приступала. Планирую это сделать в 11 классе. А пока буду совершенствовать свои личные качества и способности.
2.4. Памятка «Выбор профессии».
Узнав об особенностях выбора я решила создать памятку «Выбор профессии» (Приложение № 3).
Заключение.
Входе написания проекта я ознакомилась с литературой: изучила особенности выбора профессии, изучила популярные методики профориентации.
Для определения подходов к выбору профессии провела анкетирование среди девятиклассников.Анализ анкетирования показал, что с выбором будущей профессии 94% респондентов определились: точно определились с будущей профессией 67% респондентов, 27% респондентов скорее да, чем нет. Опрошенные при выборе профессии опирались на свои личные интересы (77% респондентов) и советы со стороны родственников и друзей (11% респондентов). При выборе будущей профессии выпускникам помогали увлечения (27%), родственники (друзья) (17%), интересы (17%), желание (11%). Для того чтобы прийти к будущей профессии большинство опрошенных 56% респондентов уделяют особое внимание учебе. Значит, мои одноклассники в большинстве определились с будущей профессией.
Мною был составлен план действий по выбору профессии, в котором я определила основные шаги. Действуя по намеченному плану и прибегнув к помощи психолога школы, составлена характеристика моих интересов и способностей. По результатам характеристики были определены профессии. Для дальнейшего пути по выбору профессии поставила для себя цель совершенствовать личные качества и способности.
Учитывая сложность в выборе будущей профессии, составила памятку «Выбор профессии».
Раньше подобных исследований в нашей школе не проводилось, поэтому данная работа имеет практическую ценность и может быть использована классным руководителем, психологом, а также на уроках обществознания.
Список информационных источников.
Приложение № 1
Анкета.
Приложение № 2.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Приложение № 3
Сказки пластилинового ослика
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ёжикина Радость
Сказка "Узнай-зеркала"
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца