Работа написана для выступления на xi Региональных детско -юношеских Богословских чтениях "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Она посвящена высказываниям и афоризмам прп. Амвросия Оптинского, чье имя носит наша гимназия. Наствления преподобного Амвросия просты, мудры. Его слова заставляют нас о многом задуматься в своей жизни, исправить пороки своего сердца и стать лучше. К работе прилагается презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на детско -юношеских Богословских чтениях | 48.5 КБ |
Суязов Климентий, 7А класс
ЧОУ Православная Гимназия им. прп. Амвросия Оптинского г. Липецк
Научный руководитель: Смольянинова Т.М.
Консультант: прт. Сергий Кутилов
Духовные наставления преподобного Амвросия Оптинского в письмах и афоризмах
«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится: а мы как заляжем на землю, и встать не можем» [4, с.14]. Этим мудрым словам, сказанным преподобным старцем Амвросием Оптинским, необходимо следовать всем истинным христианам. Ими руководствовался и сам великий угодник Божий.
Саща Гренков , (так звали старца Амвросия в миру), был одарен большими способностями. Он великолепно учился и в духовном училище, и в семинарии. Больше всего Саша любил изучать Священное Писание, богословие, историю и словесные науки. Другой семинарист, Василий Светозаров, вспоминал: «Тут, бывало, на последние деньги купишь свечку, твердишь, твердишь заданные уроки…Он же занимался мало, а приедет в класс, станет наставнику отвечать – точно как по писанному, лучше всех» [5, с. 12]. Открытый и весёлый юноша всегда был окружён друзьями, которые со смехом ловили каждое его слово.
Хотел Александр попробовать себя и в поэзии. « Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать, - рассказывал он через много лет духовным детям. – Долго-долго сидел я и думал, что и как писать, да так ничего и не написал». Подтрунивая над собой, старец вспоминал историю о монахе Киево-Печерской лавры по имени Исихий. Однажды в чудный летний день вышел отец Исихий на берег Днепра и сложил такую строчку:
«Тече, тече Днепр тихий…
Потом долго думал и завершил произведение:
Сии стихи писал отец Исихий» [5, с.12].
Александр не ошибся, чувствуя в себе склонность к стихосложению. Когда он стал оптинским старцем, то часто объяснялся со своими посетителями шутливыми рифмованными строчками, содержащими весьма глубокие духовные мысли и наставления. Многие из его стихотворных поучений дошли до нас. Простотой и глубиной они напоминают народные пословицы и поговорки: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
В краткие минуты отдыха, чаще всего после обеда, батюшка прочитывал одну или две басни Крылова. Ему нравились их народный язык, меткость и остроумие. Старец Амвросий, таким образом, занимался самообразованием всю свою жизнь. Природный талант и упорный труд самосовершенствования принесли удивительные духовные плоды, содержащиеся в кратких и мудрых изречениях. Эти остроумные духовные советы принесли и продолжают приносить огромную пользу страждущим душам, тысячами посещавших преподобного Амвросия при жизни и продолжающих притекать к нему «аки к целебному источнику» и сейчас, в нынешнее непростое время.
Приведем примеры таких высказываний.
«Кто уступает, тот больше приобретает».
«Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна - и будешь мирна!».
«Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи».
«Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость Божию уповать! Что говорят – слушай, а что подают – кушай».
«Смотри, Мелитона, держись среднего тона; возьмешь высоко-будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко».
«Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет».
«Без смиренья невозможно иметь успокоенья».
«Не хвались, горох, что ты лучше бобов; размокнешь, сам лопнешь».
«Сама не юли и другим не вели».
«Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я».
«От ласки у людей бывают совсем иные глазки».
«Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей».
«Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
«Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!».
«Начало радости — быть довольным своим положением».
«В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное».
Как видно из приведенных высказываний, многие из них обращены к особам женского пола. И действительно, батюшку Амвросия, в числе прочих, посещали и умудренные сединами дамы, и молоденькие девицы.
Батюшка был очень милостив к кающимся грешникам. Раз приехала к нему одна особа, у которой был на душе грех юности. Но она очень боялась явиться на глаза святому старцу, а что-нибудь высказать ему не смела и подумать, но желала только удостовериться поглядеть на него и принять от него благословение. Когда позвали ее к батюшке в келью, он, взглянув на нее, ласково встретил ее следующими словами: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывает». Она залилась горькими слезами, бросилась к старцу в ноги и призналась в своем грехе [2, с.277].
Если в личном общении с посетителями преподобный Амвросий чаще использовал емкие мудрые афоризмы, то в многочисленных письмах духовным чадам он ссылался на тексты Священного Писания и труды Святых угодников Божиих.
Так, отвечая на вопросы о болезнях старец писал: «Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные через обиды и поношения потребны для очищения души. Но Господь, не разделяя одно от другого, во святом Евангелии глаголет: в терпении вашем стяжите души вашя (Лк. 21:19), и претерпеливый до конца, той спасен будет (Мф. 10:22; Мк. 13:13)-[ 3, стр. 190].
Говоря о пользе поста, преподобный Амвросий излагал следующее: «Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится перед Богом, по сказанному в Евангелии: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное (Мф. 11,12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: иже Бог чрево, и слава в студе их (Флп. 3, 18-19). И в псалмах сказано: заблудиша от чрева (Пс. 57,4).
Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются» [1, с.290].
О страстной седмице старец Амвросий писал: «Вот наступает Седмица Страданий вочеловечившегося Сына Божия и Бога, а затем и праздник тридневного Его Воскресения. А мы все-таки не воскресаем душой, не желая оставить умертвения нашего, производимого нашими немощами и страстьми. За это и упрекает нас Господь, глаголя чрез пророка Давида: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс. 81:6-7) – [3,с.192].
И еще выдержка из письма старца Амвросия благочинной Т. монастыря монахине А.: «Прости, что вскоре не мог отвечать на последнее письмо твое, в котором пишешь о неожиданном столкновении с сестрой, по-видимому для тебя самой близкой. Не вотще в писании сказано: и ближнии мои отдалече мене сташа (Пс.37,13)… Что делать? …Основываясь на евангельском законе, все святые и духоносные отцы единогласно утверждают, что на всякое искушение победа – смирение с терпением. Смиримся и понудимся потерпеть и мы и обрящем покой душам нашим, по наставлению самого Господа, глаголющего: научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11, 29). [2, с. 410].
Вышеизложенное о старце Амвросии ясно показывает, что он за свою добродетельную жизнь наделен был от Господа высокими духовными дарованиями. Самое слово его, растворенное солью благодати Божией, имело особую силу и было могуче-действенно. Не говорим уже о том, что все, с верою обращавшиеся к старцу, смиренно преклоняли перед ним свои выи с готовностью исполнять всякое его слово; много было и из нерасположенных, по неведению, к нему людей, при первом с ним знакомстве переменявших свой свирепый нрав в агнчую кротость [2,с.210].
Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу [4, с.15].
Сегодня преподобный Амвросий по-прежнему помогает нуждающимся, слышит всех, кто обращается к нему с искренней молитвой. В Оптину Пустынь приходят письма с рассказами о чудесах святого Амвросия, многие истории передаются из уст в уста.
Давайте и мы, в благодарность Господу и старцу Амвросию будем «жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – моё почтение».
Список литературы:
1. Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского – СТСЛ, 2012 г.-463 с.
2. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия /сост. схиарх. Агапит (Беловидов) – 2-е изд. – М: Издательство Сретенского монастыря, 2010 г. – серия «Жития святых» - 440 с.
3. «Жить не тужить»: Поучения преподобного Амвросия Оптинского. – М.: Издательство «Летопись», 2018 – 256 с.
4. Оптина Пустынь, 2019 г. Введенский ставропигиальный мужской монастырь. – 30 с.
5. Оптинские старцы /Ольга Надпорожская. – СПб.: ЗАО Торгово-издательский дом «Амфора»; 2014. – (Серия «Святые. Семейная коллекция»). – 63 с.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Нарисуем попугая цветными карандашами
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Лягушка-путешественница