Во все времена у подростков была сильная тяга к опасности и адреналину. Но не всегда они его получают безопасно. Так, по данным extreme sports: Экстремальные виды спорта и опасные мероприятия привлекают своей необычностью и большим количеством полученного адреналина и эмоциональными всплесками. Но эти же виды времяпрепровождения могут обернуться смертельным исходом даже для профессионалов своего дела. В среднем, в каждом экстремальном виде спорта погибает от 12 до 72% ежегодно в зависимости от опасности вида спорта. В каждом из этих занятий есть правила, несоблюдение которых может привести к гибели или вмешиваются внешние непредвиденные обстоятельства. [1]
Наш проект направлен на рассмотрение опасных хобби подростков и поиск для них альтернативы. Миллионы подростков увлекаются опасными увлечениями, из-за которых они травмируют себя или вообще могут погибнуть. Так почему у подростков появляется интерес к этим опасным увлечениям? Современное общество и круг друзей любого подростка оказывает колоссальное влияние на него, но к сожалению, оно не всегда является положительным. Мы решили выяснить по какой причине чаще всего подростки начинают увлекаться опасными увлечениями, а также имеются ли альтернативы им?
Вложение | Размер |
---|---|
skripyuk_d_knauer_m_5.docx | 733.22 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №20»
Основы Безопасности Жизнедеятельности
ОПАСНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Авторы:
Скрипюк Дарья Константиновна,
Кнауэр Михаил Андреевич,
Класс: 10 «А»
ОУ: МБОУ «Лицей №20»
город Междуреченск
Руководитель:
Кабанова Елена Валентинова,
учитель ОБЖ
МЕЖДУРЕЧЕНСК - 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.2. Причины интереса подростков к опасным увлечениям 5
1.3. Современные подростки и опасные увлечений 6
2. ВОЗМОЖНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ОПАСНЫМ УВЛЕЧЕ-НИЯМ 7
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: во все времена у подростков была сильная тяга к опасности и адреналину. Но не всегда они его получают безопасно. Так, по данным extreme sports: Экстремальные виды спорта и опасные мероприятия привлекают своей необычностью и большим количеством полученного адреналина и эмоциональными всплесками. Но эти же виды времяпрепровождения могут обернуться смертельным исходом даже для профессионалов своего дела. В среднем, в каждом экстремальном виде спорта погибает от 12 до 72% ежегодно в зависимости от опасности вида спорта. В каждом из этих занятий есть правила, несоблюдение которых может привести к гибели или вмешиваются внешние непредвиденные обстоятельства. [1]
Наш проект направлен на рассмотрение опасных хобби подростков и поиск для них альтернативы. Миллионы подростков увлекаются опасными увлечениями, из-за которых они травмируют себя или вообще могут погибнуть. Так почему у подростков появляется интерес к этим опасным увлечениям? Современное общество и круг друзей любого подростка оказывает колоссальное влияние на него, но к сожалению, оно не всегда является положительным. Мы решили выяснить по какой причине чаще всего подростки начинают увлекаться опасными увлечениями, а также имеются ли альтернативы им?
Также в ходе изучения опасных увлечение мы планируем научились работать с информацией, выделять нужное и структурировать её.
Цель работы: Изучить разновидности опасных увлечений подростков, найти безопасную альтернативу для этих опасных увлечений, а потом рассказать об этом подросткам, чтобы они могли заниматься тем, чем хотят, без опасности для здоровья.
Проблема проекта: В результате переходного возраста у подростков повышается любознательность, эмоциональность, интерес к разным увлечениям, которые не всегда бывают безопасными, но которые, по их мнению, смогут удовлетворить все их желания. Одними из таких увлечений становятся экстремальные/опасные увлечения, которые могут навредить здоровью подростка. Поэтому очень важно разобраться, почему подростки выбирают те или иные опасные увлечения, а также как показать подростку, что множество таких увлечений может быть безопасно.
Задачи:
1. Изучить какие бывают опасные увлечения подростков.
2. Узнать, в чем смысл данных увлечений.
3. Изучить причины, по которым подростки подвергаю себя на риск с помощью онлайн опроса обучающихся.
4. Узнать мнение у взрослых (тренера, врач и другие), как они относятся к данным увлечениям.
5. Найти альтернативные увлечения или узнать, есть ли безопасные занятия данным увлечениям.
Объект исследования: подростки с 6-11 класс.
Предмет исследования: причины занятия опасными увлечениями и альтернативы им, буклет.
Методы: изучение литературы по данной теме, анкетирование, сравнение, анализ.
Гипотеза: Все опасные увлечения подростков имеют плохие последствия, но большинству из них можно найти безопасную альтернативу.
Опасные увлечения – это увлечения, которые могут нанести физический ущерб здоровью и организму человека/ребенка/подростка или имеется данная угроза здоровью.
Разновидности опасных увлечений:
Специалисты-психологи выделяют несколько категорий детей, склонных к рискованному поведению.
1. Гиперопекаемые – те, кто желает избавиться от давления родителей, доказать свою взрослость и самостоятельность. Для достижения этой цели они зачастую готовы пойти на все. Попытки родителей запретить заниматься опасным хобби, как правило, вызывают у ребенка еще больше протестных настроений. Родителям рекомендуется отказаться от гиперопеки, ведь от всех бед уберечь ребенка невозможно. Зато можно спокойно и аргументированно разъяснять ему последствия подобных увлечений. В ходе доверительной беседы ребенок сможет сам сделать правильные выводы.
2. Дети, не получающие достаточного внимания со стороны родителей и сверстников. Для них экстрим – это возможность продемонстрировать себя и свою значимость. Кроме того, для таких ребят, которые чувствуют себя одинокими, необычные увлечения позволяют приобщиться к «крутой» компании, почувствовать себя нужными и важными.Дети из неблагополучных семей. К сожалению, в мире существуют дети, которые фактически предоставлены сами себе. При огромном количестве свободного времени и отсутствии помогающего взрослого они легко пускаются во все тяжкие. Среди таких же экстремалов эти ребята чувствуют себя принятыми.
3. Дети, стремящиеся к социальному одобрению, славе. Как правило, в основе опасных для жизни «развлечений» подростков лежит банальное желание непременно заявить о себе в соцсетях, сделать «крутое» видео или фото. Чем опаснее трюк, тем выше шанс получить большое количество просмотров, лайков и комментариев. О возможности неблагополучного, в том числе летального, исхода они не думают. Эта особенность подростковой психологии распространяется не только на экстремальные развлечения.
В начале, мы решили узнать занимались ли подростки опасными увлечениями, если да, то какими. А также знают ли они о безопасных альтернативах данным увлечениям.
Воспользовавшись интернет платформой – Google формы, мы провели анкетирование среди обучающихся 6-11 классов. По результатам которого большинство подростков знают об опасных увлечениях.
Также можно отметить, что 62% опрошенных не занимались данными видами хобби, что не может быть плохо.
Одним из вопросов был: «Если вы занимались опасными увлечениями, то что вас побудило заниматься ими?». Чаще всего подростков либо подталкивали на это их друзья, либо желание испытать экстрим.
Но, к сожалению, большинство подростков – почти 80% не знают безопасные альтернативы опасным увлечениям. Что в очередной раз доказывает, актуальность нашей работы.
2.1 Поиск альтернативы
Для начала мы решили узнать у врача травматолога Игоря Михаиловича Кривцова: «Как часто на их практике подростки получают травмы после занятия опасными увлечениями?». Нам сказали, что случаи обращения в травмпункт подростков с различными видами повреждений частые, особенно у детей с 7-9 класс. После чего мы задали вопрос: «Можно ли отнести занятия спортом к безопасной альтернативе опасным увлечениям?». На что был получен положительный ответ. Также мы задали вопрос: “Можно ли обезопасить себя увлекаясь данными хобби?”. То есть, если не возможно избегать данное хобби, то можно обезопасить себя хоть как-то обезопасить. На что нам ответили, что заниматься стоит в специальной экипировке, то есть в защите которая в случае падения поможет снизить риск травмы.
Затем мы решили поискать, какие секции есть в нашем городе, которые могли бы стать альтернативой опасным увлечениям. Одним из таких видов спорта является спортивный туризм.
Мы взяли интервью у тренера по спортивному туризму Мустафы Натальи Владимировны. Она рассказала нам, что их вид спорта очень интересен, так как дети могут получить много новых эмоций. Например, дети по скалодрому со страховкой, могут подняться на высоту 6 метров! Маленькие дети ощущают себя супергероями. Они получают множество адреналина и кучу положительных эмоций. Также на каникулах бывают специальные выезды, где дети забираются на реальные горы, идут в настоящий поход. Это помогает детям сформировать чувство ответственности, закаляет характер. Также детей обучают готовить в походе и зашивать себе вещи. Это несомненно важные качества, которые пригодятся в будущей жизни.
Данный вид спорта можно использовать, как альтернативу опасных увлечений, так как занимаясь данным спортом вы можете получить множество эмоций, как раз те эмоции, которые и подталкивают подростков на совершение опасных действий. Также вы получите много полезных навыков по жизни и найдете себе новых друзей.
После интервью у тренера по спортивному туризму, мы решили провести интервью у человека, который забирался на Эльбрус. Он рассказал нам как он поднимался в первый раз на Эльбрус. Его туда тянул его интерес, узнать, как он себя там будет ощущать. Также ему хотелось испытать экстрим и насладиться видами гор.
Дополнительно, мы рассмотрели еще несколько альтернативных занятий, которые оформили в виде таблицы [Приложение 2]
2.2 Разработка буклета
Мы решили рассказать подросткам, что в спорте можно найти альтернативу опасным увлечениям. Для этого мы сделали буклет с рекомендациями как родителям, так и подросткам, как уберечь ребенка от опасных увлечений или чем можно заняться чтобы получить экстрим, но не подвергая себя риску. Данные буклеты можно выдать родителям на родительских собраниях, также оставить эти буклеты в больницах, где также их могут взять родители, ну или их можно раздать обучающимся на уроках ОБЖ. Это может помочь предотвратить множество несчастных случаев от занятий опасными видами деятельности и сможет направить энергию и интерес детей в правильное русло.
2.3 Рекомендации родителям
Конечно, всем родителям хочется, чтобы их дети прожили долгую и счастливую жизнь. Для этого надо научить их оценивать риски и принимать верные решения. Чем же мы можем помочь подростку в период взросления?
1.Выстраивайте доверительные и уважительные отношения с ребенком.
Это ключ к спокойной и мирной жизни семьи. Подросток должен чувствовать вашу заботу и внимание. Вместе с тем необходимо давать ему возможность самому принимать решения и нести за них ответственность. Помните, самостоятельности нельзя научить, ее можно только дать! Будьте наставником, а не контролером, тогда ребенок сам придет к вам за советом. Спрашивайте подростка о делах, но не лезьте в душу, если он не хочет о чем-то говорить. Скажите: «Ты всегда можешь подойти и поговорить со мной». Не ругайте, если он пришел к вам с темой, которую вы считаете ужасной, выслушайте, спокойно и аргументированно объясните свою позицию. От криков ребенок закроется, а спокойную речь выслушает и, вероятнее всего, обдумает.
2.Поддерживайте хобби и увлечения.
Предложите ребенку заняться тем, что ему нравится. Пусть рисует или играет на гитаре, запишется на акробатику или в кружок кройки и шитья. Может, он хочет заниматься боевыми искусствами или скалолазанием? Поддержите его инициативу! Не оценивайте его выбор с позиции «как это в жизни пригодится». Любое увлечение – это полезно. Занятия приучают к дисциплине, развивают творческие способности, учат общаться с другими ребятами.
3.Ищите возможность насытить детей эмоциями и яркими впечатлениями.
Пусть это будет поход в аквапарк, театр, парк отдыха или поездка за город. Чем больше полезных и ярких впечатлений ребенок получит в безопасной обстановке, тем меньше ему захочется рисковать своей жизнью, болтаясь на поручне вагона или прыгая по крышам.
4.Используйте современные способы обеспечения детской безопасности.
Договоритесь с ребенком об установке приложения родительского контроля на смартфон или попросите носить GPS-часы.Вы будете знать, где он был в течение дня и находится сейчас, что происходит вокруг него, а также получите моментальный громкий сигнал SOS, когда ребенку понадобится помощь.Объясните ребенку, что это нужно для вашего спокойствия и никак не повлияет на его свободу.
5. Важно, чтобы ребенок как можно раньше попал под положительное влияние – это может определить не только уровень его безопасности, но и всю дальнейшую судьбу. Подростки верят, что с ними ничего плохого никогда не случится, что падают и ошибаются только те, кто «ничего не понимает». Они живут так, будто бессмертны, – ярко и весело, по-детски наивно. Любят и ненавидят как в последний раз: если дружба, то навеки, если ссора, то навсегда. Но при этом подросток подвержен влиянию авторитета тех, кого он искренне уважает.
На основе этих данных мы и составили буклет. [приложение 3].
Проделав проект, мы изучили множество разных опасных увлечений, которые угрожают здоровью подростков каждый день. Мы нашли альтернативу данным увлечениям. Она оказалась очень проста – это спорт, потому что спорт бывает разный, и в каждом виде спорта вы сможете получить множество новых и положительных эмоций без вреда для своего здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения 1
Приложение 2 «Альтернатива опасным увлечениям»
Альтернативное увлечение. | Что из себя представляет данная альтернатива? | Почему это может заинтересовать подростка? | Возрастные и физические ограничения. |
Парашютный спорт/ дельтаплан/ параплан | Один из видов авиационного спорта, связанный с применением парашютов. | Прыжок с высоты в неизвестность захватывает дух,и вызывает большой скачок адреналина. | Большинство заведений в России допускает к прыжкам с 14 лет.Что касается прыжков с инструктором, то есть клубы в России, которые допускают к этому детей уже с 9-летнего возраста. 1.Прыжок состоится только в том случае, если погодные условия полностью устраивают инструкторов. 2.Нет ограничений по времени года – прыгнуть можно в любой сезон. 3.Минимальный вес для прыжка – 45 кг, максимальный – 95. |
Спортивная гимнастика | Вид спорта, включающий в себя соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. | Выполнение сложных координационных упражнение похоже на занятие паркуром и акростритом, но под руководством опытных тренеров. | Самый оптимальный возраст для начала занятий — 5 лет. Максимальный возраст — 8 лет. Можно заниматься только с 1 и 2 группой здоровья. |
Пейнтбол | Командная игра с применением маркеров (пневматическая пушка), стреляющих шариками с краской (желатиновая оболочка с пищевой краской), разбивающимися при ударе о препятствие и окрашивающими его. | Вы получаете захватывающие эмоции от командной тактической игры,развиваете такие навыки , как комуникабельность,тактические навыки и решительность. | Для пейнтбола ограничений почти не существует. Единственное препятствие – это физические возможности ребёнка. Если ребёнок в состоянии свободно передвигаться в защитном костюме, держа в руках трехкилограммовый маркер-ружьё, он смело может участвовать в сражениях со своими однолетками. |
Хоккей | Семейство игр на ледовой, тартановой, пластиковой, деревянной или травяной площадке, в котором две команды стараются поразить (мячом или шайбой) цель — ворота противника, используя клюшки. В каждой команде есть вратарь (иногда два вратаря, второй — запасной), который защищает ворота своей команды, и несколько полевых игроков. | Хоккей-командная игра, в которой очень много движения,на льду всегда кипит жизнь и нет времени на раздумья,это и привлекает молодеж в этом спорте. | Четких возрастных ограничений при приеме в хоккейные секции нет. Кто-то приводит детей лет в 7 и даже 8, а некоторые проводят время на льду лет с трех.Из абсолютных противопоказаний можно выделить: Патологии центральной нервной системы; Патологии сердечно-сосудистой системы; Плоскостопие 3 степени; Патологии опорно-двигательного аппарата; Близорукость любой степени. С этими заболеваниями занятия хоккеем категорически запрещены. Из условных противопоказаний можно выделить: Астма; Лишний вес; Остеохондроз; Слабый иммунитет. |
Горнолыжный спорт | Спуск с покрытых снегом склонов на специальных лыжах. Вид спорта, а также популярный вид активного отдыха миллионов людей по всему миру. | В этом виде спорта привлекает то,что при спуске с горы у тебя захватывает дух,и ты испытываешь незабываемые эмоции. | Особенностью горнолыжного спорта является отсутствие возрастных ограничений. Это значит, что приучать ребенка к горным лыжам можно с самого юного возраста. Не стоит заниматься лыжами при: Наличии патологий сердца, сосудов и дыхательной системы Вынашивании ребенка Склонности к простудным заболеваниям Болезнях суставов Недавних травмах и хирургических вмешательствах |
Спортивный туризм | Вид спорта, имеющий целью спортивное совершенствование человека в преодолении естественных препятствий. | В этом виде спорта вы можете полазить по разным интересным местам, также вы получите много экстрима, вы получите много жизненно необходимых навыков. | Спортивный туризм, прежде всего, спортивные походы, является командным видом спорта, в котором сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, спортивной дисциплины, самосовершенствования и взаимной передачи знаний и опыта. Также заниматься спортивным туризмом можно с начальной школы. |
Рисуем "Ночь в лесу"
10 осенних мастер-классов для детей
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Фокус-покус! Раз, два,три!
Сорняки