Учебный проект содержит информацию о развитии косметики с Древних времён до современности
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный проект | 34.46 КБ |
prilozhenie_1.docx | 137.55 КБ |
prilozhenie_2.docx | 443.96 КБ |
prilozhenie_3.docx | 12.31 КБ |
prilozhenie_4.docx | 159.55 КБ |
prilozhenie_5.docx | 20.79 КБ |
prilozhenie_6.docx | 66.32 КБ |
prilozhenie_7.docx | 144.4 КБ |
prilozhenie_8.docx | 204.59 КБ |
prilozhenie_9.docx | 86.93 КБ |
Введение
Тема моего проекта «Развитие косметики от Древности до Современности»
Тип проекта – исследовательский
Цель проекта – проследить развитие знаний о косметике и средствах по уходу за телом на протяжении разных периодов истории человечества
Задачи:
- изучить учебный материал о развитии знаний о средствах по уходу за телом;
- познакомиться с трудами первых косметологов, врачей, учёных;
- изучить отношение людей к косметике в разные периоды истории;
- изучить отрицательные и положительные последствия от использования косметических средств;
- выяснить состав косметических средств.
Предмет исследования – косметические средства для лица и тела
Объект исследования – развитие знаний о косметике от Древнего Египта и до начала XX века
Вас ждёт очень много интересных фактов, необычных и интересных рецептов, но не рекомендуем их повторять. Мы узнаем:
- какие народные средства шли в состав косметических средств;
- почему в Египте и мужчины и женщины подводили глаза;
- кто составлял рекомендации по косметике в Древнем Риме;
- почему в Средневековье невзлюбили декоративную косметику;
- об ужасно опасной пудре Елизаветы;
- зачем в XVII веке обширно пудрили лицо и носили мушки;
- о жуткой косметике Викторианской эпохи;
- о радиоактивной пудре!
План
Введение
Глава I. Косметика в Древнем Египте
Глава II. Косметика в представлении древних греков и римлян.
Глава III. Средневековье
Глава IV. От Возрождения до Викторианской эпохи
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава I. Косметика в Древнем Египте
Косметика в переводе с древнегреческого – это искусство украшать и наряжать. Это учение о способах и средствах улучшения человеком себя. Как же внешность улучшали в древности?
Почти на протяжении всей истории косметика состояла из натуральных ингредиентов, но к косметике на лице относились очень по разному. Например, в Древнем Египте, и мужчины и женщины подводили глаза – это мы можем увидеть с вами на многих сохранившихся памятниках. (Приложение 1). А в эпоху Нового царства мода дошла до того, что стрелки и брови стали такими большими и длинными, что почти доходили до висков. Но зачем они это делали? Подводка глаз и рисование стрелок имело не только эстетическое назначение, но и терапевтическое. Глаза подводили для защиты от инфекций на слизистой оболочке глаза, вызванных солнечным светом, пылью, и опасными африканскими мухами. Согласно современным исследованиям, древние египтяне намеренно добавляли в косметику свинец. Дело в том, что в соединении с солью, он способствует выделению организмом оксида азота, что стимулирует иммунную систему и предупреждает коньюктивит. Египтяне красили глаза, чтобы защитить их от коньюктивита! А тени для век из свинца отпугивали многочисленных насекомых. Также в подводку для окрашивания глаз добавляли мёд, охру, малахит и медь. Кажется в состав шли вообще все известные ископаемые. Египтяне мёд использовали как в косметических, так и в терапевтических нуждах. Если что-то болит, можно всегда помазать мёдом. Косметикой в Древнем Египте пользовалась не только знать, но и все слои населения. Если работники на стройке не получали косметику, то могли устроить бунт. Потомучто без необходимой защиты для лица и кожи работать было невыносимо. Египтяне были истинными фанатами макияжа: и кроме разнообразных косметических средств, у них были изящные косметические ложечки. (Приложение 2)
Клеопатра написала целый трактат о лекарствах для лица – «О лекарствах для тела». Это был первый известный в истории косметический справочник, где приводились рецепты приготовления губной помады, румян и пудры. У нее имелось несметное количество флакончиков и коробочек с порошками, кремами, настойками, красками и мазями, а обслуживали царицу сразу несколько рабынь. Особую слабость Клеопатра питала к средству, которое сейчас вызывает недоумение и даже отвращение – к крокодильему помету. С его помощью царица отбеливала лицо, смешивая помет с белой глиной либо белилами. Водные процедуры Клеопатра принимала, натираясь мелким песком с добавлением меда, а в ванну добавляла молоко ослицы – для смягчения кожи. Также она использовала хну: подкрашивала ею щеки и губы. Любимым занятием царицы было изготовление различных косметических средств, в ее покоях хранилась целая коллекция пестиков, ступок, баночек и бутылочек. Именно Клеопатра является не только автором уникальной книги "О лекарствах для тела", но и владелицей свого рода косметической фабрики. При раскопках были найдены жернова, при помощи которых растирали травы, горшки для варки настоев, амфоры с остатками порошков, кувшинчики от духов, гребни для волос, щипчики для завивки, и многие другие не менее интересные древние вещи. (Приложение 3)
Глава II. Косметика в представлении древних греков и римлян.
Косметика в представлении Древних греков, была настоящей наукой. Отраслью медицины и преследовала цель – сохранение естественной красоты человека. Древняя Греция состояла из множества самостоятельных полисов: в каждом были свои порядки и ценности. Забота о красоте начиналась с личной гигиены. И если уход за телом у спартанцев ограничивался купанием в холодной реке, то в других Древнегреческих полисах, купание сочетали с посещением бань. В Афинах частные и государственные публичные бани и купальни появились ещё в V веке до н. э. В них имелись как мужские, так и женские отделения. Были горячие, холодные ванны, и парнЫе комнаты. Практически современные спа - центры. Но особое внимание греки уделяли запаху тела: производство духов было поставлено на широкую ногу. Для их изготовления использовали как местное сырьё: розы, нарциссы и дубовый мох, так и привозное - кардамон, алое, мускатный орех. Мужчины и женщины хранили свои ароматические масла в специальных сосудах: алабастронах и арибалах. (Приложение 4)
Главными потребителями ароматических масел, были не знатные дамы, а мужчины, точнее атлеты. Во время соревнований слой душистого масла не только смягчал кожу, но и затруднял сопернику захват во время борьбы. После соревнований спортсмены счищали с себя пот специальным шкребком, который называется стрегиль. Процесс этот дошёл до нас в нескольких скульптурах, где мы видим, как атлеты счищают стригилем с себя пот и масло. (Приложение 5)
А была ли у греков косметика для лица? Да! Это называлось КОММОТИКА – искусство нанесения ярких красок на лицо. Считалось, что коммотика даёт фальшивую красоту, в ущерб красоте природной. Например, в Спарте употребление красок для лица и тела, было запрещено законом. А афинянки, напротив, очень увлекались макияжем: покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью, или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой. А для придания им блеска, смазывали яичным белком.
В Древнем Риме отношение к косметике было положительное. Римляне косметику использовали так активно, что это часто вызывало осуждение со стороны разных римских политических деятелей. Древнеримский поэт Овидий составил ряд указаний, как женщинам лучше ухаживать за собой и краситься.
Женщины! Вот вам урок:
Учитесь лицо белым и свежим хранить.
От шелухи и мякины очисть ячменные зерна,
Те, что из Ливии к нам шлют на судах грузовых,
Выбей десяток яиц на горох журавлиный, по весу
Взяв, сколько чистый ячмень весил — два фунта сполна.
После того как смесь на ветру просохнет,
ослица Пусть перемелет ее, жернов шершавый вертя.
Рог разотри, что олень годовалый сбросил впервые,
Фунт порошка разделив, долю шестую возьми,
И, когда с мелкой мукой будет он у тебя перемешан,
Сразу ее над ларем ты через сито просей.
Дюжину после очисть нарцисса луковиц,
в гладком Мраморе их разотри неутомимой рукой,
Унцию тускских смешай семян с аравийской камедью,
Более в девять раз меду к составу добавь.
Кто притираньем таким лицо смягчает усердно,
Будет кожа у той глаже лощеных зеркал.
Ещё римляне использовали для своего ухода: для отбеливания кожи лица- свинцовые белила, мел, или милосские белила. Как и гречанки глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой. Для молодости кожи, были популярны ванны из молока ослиц.
Глава III. Средневековье
Средневековье, чаще всего считают грязным. Но средневековые медицинские трактаты часто описывают разные способы ухода за кожей, за телом, чтобы дольше сохранить их молодыми. Самым распространённым способом улучшить свою внешность, считалось окрашивание волос. Есть средневековые рецепты окрашивания в чёрный, и рыжий цвета, а также осветление. В первую очередь, это было борьбой с признаками старости, чтобы скрыть седые волосы. Краски для волос были очень востребованы.
Вторые, по популярности, это средства для ухода за кожей, или средства улучшающие запах тела. В медицинско – практических трактатах Средневековья часто встречаются рецепты как красить лицо, придавать ему благородную бледность, и свежий румянец. Использование декоративной косметики мужчинами, строго порицалось. Много было рецептов для депиляции волос на лице у женщин, и наоборот, для роста волос на лице у мужчин. Для многих Средневековых королей, их пышная копна волос, была очень важным элементом статуса.
Одни из важнейших научных трудов, созданных в эпоху Средневековья, на тему красоты, стал трактат Тротулы Салернской под названием «Женская косметика». (Приложение 6) Это подробное практическое пособие по косметологии. Оно учило сохранять красоту и лечить кожные заболевания. К слову, Тротула жила в XI веке. В трактате описаны средства для устранения морщин, уменьшения отёчности лица и глаз, удаление нежелательных волос, осветление кожи, выведение веснушек, чистка зубов, а так же даются уроки по макияжу.
Основа мировоззрения людей Средневековья: красота есть признак здорового тела и гармонии со Вселенной. Декоративную косметику считали искажением действительности, и служением демонам. «Не гоже изменять, и улучшать то, что создано Богом». Советовали больше внимания обращать на красоту души, чем на внешность. Лицо должно было быть абсолютно чистым. Родинки или пятна на лице, порой воспринимались как метки дьявола, и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов. Избавиться от пятен на коже позволял аметист. Камень нужно было намочить и потереть проблемные участки. От веснушек использовали прокипячённую смесь от овсянки и уксуса. Солнечные ожёги лечили с помощью сока водяной лилии. Главным символом красоты являлась белая аристократическая кожа. И чтобы достичь такой бледности, требовалась специальная маска. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. И в некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк. Что приводило к гибели прекрасных дам. (Приложение 7)
Глава IV. От Возрождения до Викторианской эпохи
Эпоха Возрождения. Дамы в эту эпоху становятся музами поэтов и художников. Их прекрасные лица смотрят на нас из картин в галереях. И вот вопрос: как они достигали такого цвета лица?
Для отбеливания лица, активно применялись белила свинцовые. Это было самое популярное косметическое средство эпохи Возрождения. И продержались в моде несколько веков. Свинцовые пластинки подвергали воздействию испаряющегося уксуса, налёт получившийся, собирали и использовали в качестве косметического средства. Увы, они были ядовитыми. Зато они гладко наносились, и хорошо лежали на коже. Были и менее опасные белила, но соответственно менее эффективные. Большинство белил наносили толстым слоем, добавляя яичный белок, это делало кожу похожей на гладкий мрамор. Белила маскировали все недостатки. Однако, на лице было ощущение маски. Например королева Елизавета Первая. Молодость её пришлась на середину XVI века, она считалась невероятной красавицей, с бело-розовой кожей и золотистыми волосами. Время шло, а королева внешне не менялась. Её по прежнему продолжали изображать юной красавицей. В реальной жизни этого эффекта было добиться нельзя, но белила – маска помогали это показывать на публике. (Приложение 8).
Волосы считались красивыми - светло-золотистые. Достичь такого оттенка позволяла смесь чёрной серы, квасцов и мёда. Смесь наносили прямо на волосы и оставляли в таком виде, прогуливаясь под солнечными лучами. Существовали даже специальные шляпы, открывавшие макушку головы, и закрывавшие лицо полями. Это ещё и защищало от веснушек. И в результате своеобразной химической реакции локоны меняли цвет. Или обесцвечивали волосы щёлоком, а затем наносили подходящий краситель: шафран, куркуму, серу или хну. А из-за регулярного мытья волос щёлоком, волосы нередко выпадали. В эпоху Возрождения расцвело производство духов на спиртовой основе, ароматических масел, помад. Парфюмеры даже смогли создать в то время собственную гильдию. Люди верили, что духи и изысканные ароматы смогут защитить от ряда болезней.
В XVII веке, во времена Людовика XIV (он правил рекордные 72 года), косметические средства начинают развиваться наиболее активно. (Приложение 9). Изначально макияж пользовался спросом у аристократии. Чем ярче краски, тем лучше. Лица отбеливали, а на скулы наносили густой румянец – это было признаком знатности. Но со временем, когда косметика упала в цене, французские буржуа тоже начали краситься, в подражание аристократам. Важно понимать, что в данном обществе считалось, что румяна – это не возможность сделать лицо красивым, а знак положения и богатства. Отбеливающие средства для кожи выполняли на основе камеди акации, рисовой пудры и уксуса. Но самым популярным компонентом считался свинец. Ни шагу без вреда для здоровья. Были популярны венецианские белила. Для их создания смешивали свинец и уксус, а получившуюся смесь, похожую на краску, щедро наносили на лицо. Многие не снимали свинцовые маски даже на ночь. И умирали в самом расцвете лет. О токсичности свинца, поклонники макияжа узнали намного позже. Ещё один ядовитый компонент косметики – киноварь. Её получали из ртути и добавляли в румяна. В книге 1760 года «Искусство красоты» писали о вреде таких румян, и описывали симптомы отравления. Но тут же советовали взять безопасную косметику для отбеливания кожи, со свинцом в составе. Так же были очень модны мушки, для маскировки пятен от оспы на лице. А ещё их использовали как тайный язык. Мушки стали заметной частью макияжа. Их делали из тафты или бархата. Формы мушек были самые разные: от полумесяца, звезды, до кареты! А в Англии, например, мушки клеили, чтобы показать свои политические убеждения. На правой стороне лица их носили сторонники партии Вигов, а на левой стороне лица – Тори.
В XVIII век - Рококо. Эпоха галантного века. Девушка должна была выглядеть хрупкой. Чтобы достичь этого эффекта дамы использовали невообразимое количество румян пудры и мушек. Пудрили даже маленьких детей. И надевали на них парики. Это делалось для того, чтобы все казались одного возраста. Макияж использовался не для подчёркивания своих уникальных черт, а для создания универсального образа. Для отбеливания кожи использовали крем с измельченным мелом, или свинцовые белила, яичный белок и уксус. В состав пудры входили тальк, рисовая пудра, крахмал, костная мука, алебастровая пыль, порошок из растворённых в уксусе жемчужин. Ртуть продолжали добавлять в состав косметических средств. Новшество XVIII века – накладные брови. Делали их из шкурок пушных животных.
В XIX веке (Викторианская эпоха) появилось много газет и журналов, где писали советы по использованию косметики. Советовали пользоваться косметикой аккуратно, в умеренных количествах. Широко использовались румяна, которые изготавливали по старинке: из компонентов растительного происхождения. Румяна из киновари были очень вредны, но стоили дешевле, поэтому были очень популярны. Румяна изготовляли в виде помады, или марлевых подушечек. Их прикладывали к губам или активно втирали. Румян было очень много: румяна китайская роза, румяна рисовая пудра, дамасские розовые капли.
Новшества – подкрашивание вен. Голубые вены под тонкой кожей указывали на аристократичность. Красили их берлинской лазурью. Добавляли в него свинец, что приводило к отравлению. А чтобы сохранить свежесть лица, использовали сырую говядину, костный мозг, в виде маски на всю ночь. Большую популярность приобретают резиновые маски для сна. Также большим спросом пользуется эмалировка лица свинцом для знатных дам. Эффект держался от нескольких недель, до нескольких месяцев. Появилась даже профессия - полировщик. Закапывали в глаза капли белодонны, чтобы расширялись зрачки и блестели глаза.
Заключение
Работая над проектом, мы узнали много нового и интересного. Выражение «Красота требует жертв» обрело новый смысл. Действительно, долгое время, желание выглядеть лучше, украсить себя, при помощи декоративной косметики, наносило огромный вред здоровью и могло привести даже к летальному исходу.
И даже в начале XX века косметика была ещё очень опасна для здоровья. В 1930 годы начинается мода на радиоактивную косметику. В 1890 году Мария и Пьер Кюри отрыли радий, он стал крайне популярен. И долгое время никто и не знал, что он вреден, ему приписывали омолаживающие свойства. Радий добавляли во всё: вода, шоколад, зубная паста. 1932 год бренд радиоактивной косметики, с добавлением Тория и Радия. Продукция пользовалась большим спросом. Эту косметику свободно продавали в аптеках. И запретили лишь в 1937 году.
Источники
Приложение 1
Макияж древних египтян
Туалетные ложечки с изображениями девушки и букета цветов
Около 1340 года до н.э.
Длина 23,5 и 21,7 см
Дерево
Приложение 3
Искусство быть красивой от Клеопатры
Клеопатре приписывают несколько масок, например, из того же меда и молока. Соедините теплое молоко и мед в равных дозах, нанесите состав на лицо на полчаса и после смойте теплой водой. Маска хороша тем, что подходит практически любому типу кожи. Кроме этого рецепта красоты Клеопатры, часто говорят о глиняной маске, которая очищает и отбеливает кожу. Ее состав – глина, мед, сметана и сок лимона в равных частях. Наносить ее на 20 минут, смыть сначала теплой, потом холодной водой.
Классическая глиняная маска (вода + глина) актуальна во все времена. Ее основная задача – очистить кожу не только от внешних загрязнений и отмерших клеток, но и от токсинов. Глина содержит все необходимые коже минералы и микроэлементы, благодаря которым маски из нее действуют сразу «по всем фронтам» - они и питают, и увлажняют, и тонизируют, и подтягивают. Кроме того, в ней отсутствуют бактерии, поэтому она завоевала заслуженную славу антисептика.
Глина бывает разных цветов, и каждый из них нацелен на решение своих проблем с кожей. Но в любом случае классическая маска требует строгих пропорций: 2-3 столовые ложки глины залейте 3-4 ложками минеральной негазированной воды и оставьте на 30 минут. Пока вода полностью не впитается, массу не следует перемешивать, иначе образуются комки. Готовая маска должна иметь консистенцию густой пасты. Баловать кожу глиняными масками нужно не чаще одного раза в неделю.
Белая глина
Археологи считают, что именно маски из нее помогали Клеопатре сохранять кожу лица в идеальном состоянии. Основу белой глины составляет минерал каолинит - он способствует выработке лецитина, отвечающего за эластичность, регенерацию и очищение тканей.
Подходит: для кожи «в возрасте», сухой и увядающей.
Приложение 4
Арибал (др.-греч. αρύβαλλος) — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.
Арибал использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибал» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибал сходен с алабастроном.
Если алабастронами пользовались женщины, то арибалы предназначались для мужчин и использовались преимущественно атлетами для ухода за телом. Арибалы носили на ремешке на запястье.
Большинство сохранившихся арибалов сделаны из глины, однако встречаются также арибалы из бронзы и фаянса.
Алабастрон (лат. Alabastron) — грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном.
Образцом для формы алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, которые там изготавливались из алебастра, которому и обязаны своим названием. Алабастроны обнаруживали при раскопках некрополей Кносса и Фаистоса на острове Крит; они относятся к 1900—1300 гг. до н. э. и украшены в дворцовом стиле изображениями птиц, рыб и осьминогов.
Стеклянный алабастрон. II—I вв. до н. э.
Приложение 5
Атлеты со стригилем и арибалом. Вазопись. V в. до н. э., Лувр.
Приложение 6
Тротула Салернская (XI—XII века) — женщина-врач, работавшая в Салерно, Италия. Ей приписано несколько работ о здоровье женщин, в том числе женских болезней, лечении женщин, женской косметике. В средневековой Европе эти тексты были основным источником информации о женском здоровье.
Приложение 7
Идеал красоты Средневековья — это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза — большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности, девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови.
Приложение 8
Королева Англии и Ирландии с 17 ноября 1558 года до своей смерти в 1603 году (69 лет). Она была последней из пяти монархов дома Тюдоров. Елизавета была дочерью Генриха VIII и Анны Болейн, его второй жены, которая была казнена, когда Елизавете было два года.
Приложение 9
Король Франции и Наварры с 14 мая 1643 года по 1 сентября 1715 года.
Король – солнце
Людовик XIV
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Притча о гвоздях
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Рисуем кактусы акварелью
Мать-и-мачеха