Выступление на научной конференции "Первые шаги в науку". Тема: Дуэли в русской жизни и литературе первой половины XIX века.
Вложение | Размер |
---|---|
dueli_v_19v.-szhatyy.pdf | 1.38 МБ |
duel.docx | 1004.19 КБ |
МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Дуэли в русской жизни и литературе первой половины
XIX века.
Исполнитель: ученик 9б класса Равидович Данила.
Руководитель: Демидова В.В.,
учитель русского языка,
литературы.
Новоаганск 2018г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...………3
Основная часть…………………………………………………………………… 4
История дуэли……………………………………………………………………… 4
Дуэль Пушкина с Дантесом………………………………………………………7
Дуэль Лермонтова с Мартыновым………………………………………… 12
Дуэли в русской литературе………………………………………………… 17
Дуэли Онегина с Ленским, Печорина с Грушницким…………………… 17
Заключение……………………………………………………………………… 20
Список литературы…………………………………………… 21
Введение
Цель: изучение истории русской дуэли, её особенностей.
Задача: рассмотреть основные виды дуэлей, историю появления дуэли в России, познакомиться с известнейшими дуэлями дворян XIX века не только в жизни, но и в литературе.
Актуальность дуэльной темы объясняется тем, что подобные поединки являются неотьемлемой частью нашей истории. Без дуэлей невозможно представить жизнь дворян конца XVIII – начала XIX веков.
На дуэлях погибали богатые и бедные, известные и неизвестные. Жизни многих людей унесли эти жесточайшие поединки, которые люди устраивали в порыве ярости, обиды.
К тому же, 8 февраля 2017 года исполнилось 180 лет со дня смерти величайшего поэта России, Александра Сергеевича Пушкина, погибшего в 1837 году во время дуэли с Жоржем Шарлем Дантесом.
Основная часть
Дуэль (лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный, так называемым дуэльным кодексом, поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.
Дуэльным кодексом обычно именуют свод правил, регламентирующих причины и поводы для вызова на дуэль, виды дуэлей, порядок вызова, его принятия и отклонения, порядок подготовки и проведения самой дуэли, определяющих, какое поведение участников дуэли допустимо, а какое — нет. В России известен изданный в 1912 году дуэльный кодекс Дурасова. Все опубликованные варианты дуэльного кодекса представляли собой не регламентирующие официальные документы, а сформированные знатоками наборы рекомендаций. Дуэльный кодекс всегда был общеизвестен в дворянской и офицерской среде (а также в пределах других сообществ, где применялась дуэль).
История русской дуэли XIX века – это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. И все это многообразное и яркое явление было результатом сокрушительного психологического перелома – перехода от Московской Руси к Петербургской России.
Трудно представить себе быт и нравы России двух предреволюционных столетий без такого явления, как дуэль. Словно в зеркале с увеличительным стеклом, в этом явлении выпукло отразились характерные черты нормативного поведения русского общества того времени, дворянско-чиновничьей среды, прежде всего.
История дуэли
Дуэль имеет свою историю. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам, цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли.
Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной
Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем.
Дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка, на протяжении всей истории, продолжал считаться несмываемым позором, навсегда, исключая отказавшегося из общества порядочных людей.
Каков же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве?
Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее, единичные прецеденты заставили царевну Софью в Указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.
Глава 49 Петровского Воинского Устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший, и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду; недонесение тоже каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Еще более определенно гласил на этот счет, изданный в качестве приложения к Петровскому Уставу «Артикул воинский» 1715 года, в котором поединкам были посвящены две статьи. В первой из них говорилось: «Все вызовы, драки и поединки наижесточайшее запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен».
Само понятие чести в его европейском значении еще не вошло в сознание русского дворянства, и дуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. Не следует забывать, что петровские нововведения в отношении западных обычаев и нравов были слишком поверхностными, в массе своей русское дворянство по уровню воспитания и внутренней культуры долго еще мало чем отличалось от простого народа, и стремление смыть поругание чести кровью в честном бою было ему чуждо. К тому же был еще исключительно велик страх перед репрессиями со стороны государства, до 1762 года действовало зловещее «слово и дело».
Поэтому, когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением.
И, тем не менее, дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, по-прежнему верная присяге престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому».
Ко времени распространения в России дуэлей грозные статьи Петровского артикула, каравшие смертью за поединок, были основательно позабыты, так как прошло шестьдесят лет со времени их опубликования. И перед «властями предержащими» встает проблема: как бороться с дуэлями? В 1787 году Екатерина Великая издала «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались чужестранным насаждением; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Запрещение дуэлей было вновь подтверждено в изданных при Николае I «Своде законов уголовных» 1832 года и «Уставе военно-уголовном» 1839 года, обязывавшем воинских начальников «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика».
Но ничто не помогало! Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых. При таких условиях нередко погибали оба противника. Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке.
При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20—40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом1 и Мартыновым.
Дуэль Александра Сергеевича Пушкина с Жоржем Шарлем Дантесом
В 1837 году состоялась последняя дуэль А.С. Пушкина. Предшествовали дуэли события 3 ноября 1836 года, когда близкие лица поэта получили по
городской почте анонимное письмо, в котором по-французски сообщалось об избрании А.С. Пушкина “заместителем Великого магистра Ордена рогоносцев2 и историографом ордена”. Поэт самолично занялся розысками автора письма и, по манере изложения, сургучу и печати через 3 дня причастным к составлению этих писем посчитал некоего барона Геккерна3. Причиной появления этих писем стал любовный интерес приёмного сына Геккерна — Жоржа Шарля Дантеса — к жене А.С. Пушкина Наталье Николаевне, а результатом — дуэль.
Двадцатидвухлетний корнет Кавалергардского полка, чужеземец, у которого было два имени и три отечества, Дантес ворвался в мирную, полную творческого труда жизнь Пушкина еще за два с половиной года до катастрофы.
Француз по происхождению, Дантес приехал в Россию через несколько лет после июльской революции во Франции, с определенной целью сделать карьеру. Здесь он стал приемным сыном голландского посланника в Петербурге барона Геккерна.
Ему было оказано в Петербурге особое внимание. Император Николай I сам представил Дантеса офицерам полка. Взяв его за руку, он сказал: «Вот вам товарищ. Примите его в свою семью, любите... Этот юноша считает за большую честь для себя служить в Кавалергардском полку; он постарается заслужить вашу любовь и, я уверен, оправдает вашу дружбу».
К своим обязанностям по полку он относился небрежно и за недолгую службу свою был подвергнут сорока четырем взысканиям.
Дантес обладал безукоризненно правильными, красивыми чертами лица, но ничего не выражающими, что называется, стеклянными глазами. Ростом он был выше среднего, к которому очень шла полурыцарская, нарядная, кавалергардская форма. К прекрасной внешности следует прибавить неистощимый запас хвастовства, самодовольства, пустейшей болтовни... Дантесом увлекались женщины не особенно серьезные и разборчивые, готовые хохотать всякому вздору, излагаемому в модных салонах.
Уже в 1834 году Дантес встретился с Пушкиным. Поэт иногда смеялся, слушая его каламбуры, но Дантес был ему противен своей развязной манерой, своим невоздержанным с дамами языком. Дантесу нравилась Наталья Николаевна. Он стал оказывать ей исключительное внимание, а ей, легкомысленной и кокетливой, льстило ухаживание блестящего кавалергарда.
Это даже не вызывало ревности Пушкина. Он любил жену и безгранично доверял ей. Не приходится удивляться, что, при царивших тогда в свете нравах, Наталья Николаевна простодушно и бездумно рассказывала мужу о своих светских успехах, о том, что Дантес обожает ее.
Дантес между тем открыто ухаживал за женой Пушкина. Злорадные усмешки и перешептывания за спиной Пушкина усиливались. Он ни на минуту не подозревал жену, но положение его в обществе с каждым днем становилось все более трудным.
Пушкин видел, как росло и крепло увлечение жены Дантесом, знал из ее доверенных и простодушных рассказов подробности их встреч на балах и вечерах, но, убежденный в ее чистоте, до времени лишь наблюдал и не принимал никаких решений. Равнодушным он, конечно, оставаться не мог. Но до удобного момента откладывал свое вмешательство.
На другой день после получения письма, 4 ноября, Пушкин послал вызов Дантесу, считая его виновником нанесенной ему обиды.
В тот же день к нему явился приемный отец Дантеса, барон Геккерн, с просьбой отсрочить дуэль на 24 часа, а на следующий день был у него снова и просил об отсрочке уже на две недели. Пушкин оставался непоколебимым, но, тронутый слезами и волнением Геккерна, согласился.
Но через несколько дней выяснилось, что еще до вызова на дуэль Дантес намеревался жениться на сестре Натальи Гончаровой - Екатерине Гончаровой. Это новое обстоятельство Дантес и Геккерн довели до сведения Пушкина, но он считал его невероятным. Всем было известно, что Екатерина Гончарова влюблена в Дантеса, но тот был увлечен ее сестрой, женой Пушкина.
Геккерн содействовал усилиям друзей Пушкина отстранить дуэль, но Пушкин увидел в этом трусливое стремление Дантеса вообще уклониться от поединка. Такой образ действий был ему противен, он афишировал низость Дантеса и ни на какие компромиссы не шел.
Геккерн, между тем, стал настаивать на необходимости встречи Пушкина с Дантесом, чтобы выяснить, не расценивается ли желание Дантеса жениться на сестре жены Пушкина трусливой попыткой избежать дуэли. Пушкин, однако, от встречи с Дантесом отказался.
Встретившись вечером 16 ноября у Карамзиных с Соллогубом, он попросил его завтра же зайти к д'Аршиаку, секунданту Дантеса, и условиться с ним относительно материальной стороны дуэли. «Чем кровавее, тем лучше. Ни на какие объяснения не соглашайтесь!» - подчеркнул Пушкин. Он говорил резко, был настроен решительно, и Соллогуб так объяснил впоследствии его поведение: "Он в лице Дантеса искал или смерти, или расправы с целым светским обществом". Однако обстоятельства сложились так, что Пушкин вынужден был отказаться от дуэли. Но Дантес требовал, чтобы Пушкин письменно сообщил причины отказа, не касаясь при этом его намерения жениться на Екатерине Гончаровой. Пушкин написал письмо, удовлетворившее секунданта Дантеса, и вопрос о дуэли отпал.
Дантес полагал, что после этого он будет иметь возможность бывать у Пушкина и встречаться с Натальей Николаевной. «Напрасно, - запальчиво сказал Пушкин. - Никогда этого не будет. Никогда между домом Пушкина и домом Дантеса ничего общего быть не может».
8 февраля под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Место дуэли находилось в семи с половиной верстах от дома, где жил поэт.
Условия дуэли между Александром Пушкиным и бароном Жоржем Дантесом:
Нижеподписавшиеся секунданты этого поединка, облеченные всеми полномочиями, обеспечивают каждый за свою сторону, своею честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.
Секундантом Пушкина согласился стать его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак. Условия этой дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными, поскольку врагов отделяло лишь десять шагов, а стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Противники приблизились к барьеру, и Дантес выстрелил первым с расстояния примерно восемь метров. Пушкин упал левым боком на шинель, и какое-то время не двигался, лежа вниз лицом. Через мгновение он приподнялся и сказал: “У меня хватит сил на выстрел…” Дантес стал на место, а Пушкин, сидя, опираясь левой рукой о землю, правой прицелился и выстрелил, легко ранив Дантеса в руку. Продолжать поединок Александр Сергеевич больше не мог, поскольку упал и потерял сознание. С места дуэли его на санях извозчика сразу привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12. Официальное донесение о дуэли звучало так: “Полициею узнано, что вчера в 5 часу пополудни, за чертою города позади комендантской дачи, происходила дуэль между камер-юнкером Александром Пушкиным и поручиком Кавалергардского ее Величества полка Геккерном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. Господин Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни. О чем вашему превосходительству имею честь донесть 9 февраля 1837 года. Старший врач полиции Иоделич”.
Несмотря на все усилия врачей под руководством Н. Ф. Арендта, рана оказалась смертельной. Поэт прожил два дня и скончался 10 февраля 1837 года в 14:45. В момент его смерти были остановлены часы, которые, став одним из значимых экспонатов пушкинского музея, хранятся до сих пор. Причиной смерти Пушкина врачами называется сильная потеря крови и огнестрельный остеомиелит, осложненный гангреной — инфекцией, вызванной раздроблением костей таза.
Перед смертью Пушкин сказал Дантесу: «Хочу умереть христианином», и пожелал видеть священника. Священник был поражен глубоким благоговением, с каким Пушкин исповедовался и приобщался Святых Таинств.
Царь вспомнил о желании поэта быть похороненным вблизи родного Михайловского и дал распоряжение тело поэта похоронить в Святогорском монастыре. Здесь, в приделе Успенского собора в ночь с 17 на 18 февраля находился гроб с телом Пушкина. Рано утром 18 февраля 1837 года поэт был погребен у восточной стены Успенского собора на небольшой площадке в присутствии А. И. Тургенева, небольшой группы местных крестьян и своего старого дядьки Н. Т. Козлова.
Место погребения Пушкина не случайно. Поэт задолго до смерти определил точно место, где надлежало истлевать его «бесчувственному телу» - родовое кладбище Пушкиных - Ганнибалов в Святогорском монастыре. Здесь были похоронены его дед, бабка, мать. Сюда, в монастырь, поэт неоднократно приходил. В день погребения матери он приобрел место и для себя рядом с её могилой. Такое деревенское родовое кладбище с большим чувством изобразил Пушкин в элегии «Когда за городом, задумчив, я брожу...», написанной за полгода до смерти.
Дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Николаем Соломоновичем Мартыновым
Еще одна трагическая дуэль XIX века произошла 15 июля 1841 года. Это была дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Николаем Соломоновичем Мартыновым.
Дуэль состоялась близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. Многие обстоятельства этого трагического события остаются неясными, поскольку показания очевидцев — самого Мартынова и секундантов М.П. Глебова и А.И. Васильчикова — давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собственную вину.
Причины дуэли до сих пор не исследованы точно, однако, факты таковы. До последнего приезда поэта в Пятигорск Лермонтов и Мартынов были если не друзьями, то, по крайней мере, близкими приятелями. Их добрые отношения, сложившиеся еще в юнкерском училище, сохранялись, несмотря на частые и продолжительные разлуки. Дружеские отношения были у Лермонтова и с семьей Мартынова: по свидетельству А. И. Тургенева, поэт в течение всего своего пребывания в Москве в 1840 году (сам Мартынов в это время был на Кавказе) постоянно бывал у Мартыновых, предпринимал совместные загородные поездки с сестрами своего будущего убийцы, появлялся в их ложе в театре. К этому времени относится и небезынтересное письмо матери Мартынова к сыну на Кавказ: “Лермонтов у нас чуть ли не каждый день. По правде сказать, я его не особенно люблю; у него слишком злой язык, и, хотя он выказывает полную дружбу к твоим сестрам, я уверена, что при первом случае он не пощадит и их; эти дамы находят большое удовольствие в его обществе. Слава богу, он скоро уезжает; для меня его посещения неприятны”. Мать Мартынова, по всей видимости, опасалась метких острот несколько невоздержанного на язык поэта, но, безусловно, она ничем не выдала своей неприязни к нему, продолжавшему бывать у них в доме на правах старого друга ее сына.
Одна из сестер Мартынова — Наталья Соломоновна — была в тот период весьма неравнодушна к Лермонтову. “Говорят, что и Лермонтов был влюблен и сильно ухаживал за ней, а быть может, и прикидывался влюбленным”, — писал еще в 90-х годах автор публикации материалов о взаимоотношениях Лермонтова с семьей Мартынова Д. Д. Оболенский. “Одной нашей родственнице, старушке, — читаем у него же, — покойная Наталья Соломоновна не скрывала, что ей Лермонтов нравится...”
Вполне естественно, что, только-только приехав в Пятигорск и остановившись в гостинице, Лермонтов, узнавший, что и Мартынов в Пятигорске, радостно предвкушает встречу со старым и близким товарищем. Приехавший вместе с Лермонтовым и Столыпиным, минут через двадцать после их приезда, “потирая руки от удовольствия, Лермонтов сказал Столыпину: “Ведь и Мартышка, Мартышка здесь...!”.
Это было 13 мая, а ровно через два месяца — 13 июля — Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль.
В свое время исследователи придавали немалое значение версии о, якобы давней и затаенной обиде Мартынова на Лермонтова, обиде, явившейся истинной причиной дуэли. Согласно этой версии Мартынов, якобы выступил заступником за свою сестру. Однако современные исследователи убедительно доказали ее несостоятельность. Следует признать безусловным, что к моменту приезда Лермонтова в Пятигорск его добрые отношения с Мартыновым ничем не были омрачены.
Говоря о причинах дуэли Лермонтова с Мартыновым, вряд ли следует хоть сколько-нибудь принимать во внимание недокументированные предположения некоторых романистов-биографов, согласно которым Мартынов, зная о резко отрицательном отношении к поэту со стороны высших кругов, готов был выступить в роли наемного убийцы, надеясь тем самым восстановить свою подорванную карьеру.
Дуэль тяжко каралась в те времена, и Мартынов в первые последуэльные дни лучшим исходом для себя считал солдатскую службу в кавказской армии. “Что я могу ожидать от гражданского суда? — писал он Глебову с гауптвахты. — Путешествия в холодные страны? Вещь совсем не привлекательная. Южный климат гораздо полезнее для моего здоровья, а деятельная жизнь заставит меня забыть то, что во всяком другом месте было бы нестерпимо моему раздражительному характеру”. Итак, варианты “Мартынов — заступник за сестру” и “Мартынов — наемный убийца” отпадают.
Что же произошло в те два месяца, которые отделяют приезд Лермонтова в Пятигорск от вызова его на дуэль?
Надо отметить, что насмешливый по своему характеру Лермонтов постоянно выбирал кого-либо из знакомых в качестве мишени для своих острот. Летом 1841 года мишенью для лермонтовских острот стал Мартынов. Прозвища “горец” и “человек с кинжалом”, большая серия карикатур — из самых разных источников узнаем мы о граде насмешек, обрушившихся на голову Мартынова.
Черкеска Мартынова и особенно его кинжал стали притчей во языцех у Лермонтова. Мартынов первое время пытался отшучиваться, но где ему было соперничать с блестящим и остроумным поэтом! В дальнейшем он уже не столь добродушно реагировал на лермонтовские остроты и карикатуры. Однако шутки продолжались, терпеть насмешки Михаила Юрьевича не согласуется с честью офицера. Вынужденный по неизвестным нам причинам уйти в отставку, злящийся на весь свет и скрывающий свои чувства под весьма модной маской разочарованного романтического героя, Мартынов должен был в этом состоянии особенно болезненно воспринимать любые шутки, хоть как-то затрагивающие его честь. Нетрудно было объяснить глупому и мнительному фату, что в глазах света он станет посмешищем, если не найдет способа дать должную отповедь Лермонтову. В сознании Мартынова на одной чаше весов оказались дружеские чувства к Лермонтову, которого он, видимо, искренне любил, а на другой — уязвленное чувство чести. Последнее, в конце концов, перевесило. 13 июля Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль.
Объяснение Лермонтова с Мартыновым по поводу ссоры произошло тотчас по выходе из дома Верзилиной вечером 13 июля. Их разговора никто, по-видимому, не слышал, и воспроизвести его мог только Мартынов; но Мартынов хорошо понимал значение именно этой части показаний: от того, кто будет признан инициатором дуэли, зависела мера наказания — вся его дальнейшая судьба. Вопрос этот занял на следствии центральное место, и Мартынов тщательно отрабатывал свои ответы. В его передаче диалог принял следующую форму: «…я сказал ему, что я прежде просил его прекратить эти несносные для меня шутки,— но что теперь, предупреждаю, что если он еще раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты,— то я заставлю его перестать.— Он не давал мне кончить и повторял несколько раз подряд: что ему тон моей проповеди не нравится: что я не могу запретить ему говорить про меня то, что он хочет,— и в довершение сказал мне: «Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь,— следовательно, ты никого этим не испугаешь»… Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего секунданта».
Такое течение разговора означало фактически вызов со стороны Лермонтова: прося «оставить свои шутки» и намекая на возможность дуэли лишь в случае неисполнения законной просьбы, Мартынов делал «шаг к сохранению мира».
Лермонтов же своим ответом отрезал путь к примирению и провоцировал вызов. Так представил дело Мартынов. Так представили его и секунданты.
В официальных документах фигурируют имена двух секундантов — Глебова и Васильчикова; в действительности же, на месте дуэли присутствовали четыре секунданта: как известно из мемуаров, решено было скрыть от следствия участие в дуэли А.А. Столыпина и С.В. Трубецкого, так как во время суда они могли поплатиться больше других (и Столыпин, и Трубецкой находились на Кавказе на положении сосланных, к тому же было известно, что их обоих ненавидел Николай I). Это решение повлекло за собой и другие изменения в показаниях. Пришлось перераспределить роли двух оставшихся секундантов: Глебов назвал себя секундантом Мартынова, Васильчиков — секундантом Лермонтова.
Согласно показаниям участников, дуэль происходила 15 июля около 7 часов вечера на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук, в четырех верстах от города.
Вторник, 15 июля 1841 года. Лермонтов, по-видимому, проснулся рано. Жадно вдыхая чистый, как «поцелуй ребенка», воздух, поэт долго бродил по едва приметным лесным тропинкам, взбирался на каменистые уступы Железной горы и оттуда любовался знакомыми еще с детства очертаниями гор, лесов, цветущих долин.
Это было последнее утро в жизни поэта. Об этом он не знал, хотя и помнил, что сегодня будет дуэль. Ведь предстоящее было не первым испытанием судьбы поэта, сосланного царем на «окровавленный войной» Кавказ. А сколько новых испытаний еще ждет его впереди? И которое из них будет последним – неизвестно. Да и думать об этом не хотелось в это утро, когда вокруг было так прекрасно, а в сердце особенно остро было желание жить и работать.
Даже направляясь вечером на дуэль, Лермонтов по дороге с увлечением, как будто шел не на поединок, а спешил за рабочий стол, рассказывал секунданту М. П. Глебову о замысле написать два больших романа, в которых на широких исторических материалах всесторонне воссоздать жизнь русского народа на протяжении многих десятилетий.
С мыслями об этой грандиозной эпопее Лермонтов взошел на склон Машука, и последний раз посмотрел на возвышавшиеся перед ним ставшие близкими горы. Бештау, Железная, Змеиная.… А там, дальше за этими горами, в мыслях представлялись ему бесконечные просторы русской земли. Это был прощальный взгляд поэта. Через несколько минут он был убит…
Это произошло между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступивших из-за гор грозовых туч секунданты – их было четверо: А. А. Столыпин, С. В. Трубецкой, М. П. Глебов, А. И. Васильчиков – поторопились избрать местом поединка первую же показавшуюся подходящей поляну вдоль дороги.
Секунданты отметили барьеры и вручили дуэлянтам дальнобойные крупнокалиберные пистолеты. Расстояние между барьерами было установлено всего в 15 шагов, принято жесткое правило трех выстрелов.
Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, считая повод к дуэли ничтожным. Об этом он решительно заявил еще до поединка. Он поднял пистолет вверх, намереваясь выстрелить в воздух.
Мартынов целился очень долго и старательно. Один из секундантов не выдержал и воскликнул: «Стреляйте же, или мы вас разведем!» Раздался выстрел. Лермонтов упал замертво.
И суровые условия поединка, и то, что решительный и благородный отказ Лермонтова от своего выстрела не был принят и оценен противником, - все это подтверждает, что дуэль носила характер заранее задуманной расправы.
На месте дуэли не было ни врача, ни экипажа. Тело поэта в течение нескольких часов пролежало под грозовым дождем, развившимся сразу после дуэли. Только поздно вечером тело Лермонтова было перевезено на его квартиру в Пятигорск. А на Машуке в густой траве остались не смытые дождем следы пролитой крови поэта.
Место трагической гибели поэта на долгие годы было забыто. Только через 40 лет в 1881 году, специальная комиссия определила примерное место дуэли на основании сопоставления свидетельств немногих оставшихся в живых современников поэта, имевших какое – либо отношение к событиям, связанным с гибелью Михаила Юрьевича.
Сначала это место было отмечено небольшой каменной пирамидой, замененной в 1901 году деревянным памятником, уже через несколько лет под действием дождей почти полностью разрушившимся.
В 1915 году, наконец, удалось установить на месте дуэли по проекту петербургского скульптора Б. М. Микешина памятник – обелиск, находящийся в Пятигорске и в настоящее время.
Сохранившиеся свидетельства о выстреле Лермонтова противоречивы. По некоторым из них, поэт, подняв пистолет вверх, выстрелил в воздух, по другим – совсем не стрелял. Но и в том, и в другом случае Лермонтов явно выразил свое нежелание стрелять в противника.
Дуэли в русской литературе
Дуэли встречались не только в жизни людей XIX века, тема дуэли зачастую встречалась и на страницах произведений многих писателей. Если мы начнем перечислять русских писателей, в чьих произведениях мотив дуэли оказывается в центре внимания, то в нашем перечне окажутся имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Куприна - и этот перечень оказывается далеко не полным. Дворянские поединки были одним из краеугольных элементов культуры поведения и занимали важное место в жизни знати.
Самыми же известными литературными дуэлями стали дуэли Гринёва и Швабрина в произведении «Капитанская дочка», дуэль Онегина и Ленского в романе «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, а так же дуэль Печорина и Грушницкого из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».
Онегин и Печорин — два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина — Грушницкий.
Дуэль Евгения Онегина с Владимиром Ленским и Григория Печорина с Грушницким
Онегин и Ленский начинают общаться в деревне, и общаются исключительно "от делать нечего". В принципе, их не может ничто объединять. Онегин — холодный эгоист и циник, вечно хандрящий. Ленский же, напротив, — романтик до мозга костей. Он живет не действительностью, а своими грезами. В Ольге он любит не женщину, а скорее свой романтический идеал, который, как ему кажется, воплотился в ней. Именно потому, что он живет не реальной жизнью, а романтическими иллюзиями, он и вызывает Онегина на дуэль из-за пустяка. Здравомыслящий человек никогда не поступил бы так. Ведь поединок — это так благородно, так поэтично, так по-рыцарски!
Характеры двух героев ярко проявляются в ночь перед дуэлью. Онегин спокоен. Ольгу он пригласил в шутку, чтобы позлить Ленского. Точно так же, шутя, он относится к дуэли. Поэтому и проспал: его не тревожили мысли. Иное дело — Ленский. Он с самого начала воспринимает все в слишком преувеличенном виде. В самом деле, что может быть обидного в том, что твой друг пригласил твою невесту на танец? По крайней мере, это не повод, чтобы обвинять Ольгу в хитрости и измене, а Евгения вызывать на дуэль.
В ночь перед дуэлью Ленский не спит: "садился он за клавикорды", "к Ольге взоры устремив, шептал: не правда ль? я счастлив", "при свечке Шиллера открыл", "берет перо; его стихи полны любовной чепухи". Словом, поведение Ленского — полная противоположность спокойствию Онегина. Впрочем, было бы странно, если бы молодой поэт вел себя иначе.
Как говорил Белинский: "Подробности дуэли Онегина с Ленским - верх совершенства в художественном отношении".
Надо отдать должное Онегину: после того, как он убивает Ленского, его терзает, пусть недолго, "тоска сердечных угрызений". И невольно вспоминается Печорин, хладнокровно покинувший место дуэли с Грушницким, даже не оглянувшись. Онегин, по крайней мере, позаботился о теле своего соперника.
Грушницкий очень напоминает Ленского, как Печорин — Онегина. Грушницкий и Печорин общаются поначалу, как добрые приятели. Правда, Грушницкий во всем уступает главному герою. Если Печорин — человек умный, склонный к самоанализу, то Грушницкий — поверхностный романтик, пустозвон, любитель красивых фраз. Его чувство к княжне Мери неподдельно, но все же слишком приукрашено им самим. Точно так же, как Ленский, Грушницкий
... пел разлуку и печаль
и нечто и туманну даль...
Единственная разница состоит в том, что Ленский делал это в стихах, а Грушницкий — в прозе.
Так же, как Онегин вздумал подшутить над Ленским, пригласив Ольгу, Печорин шутит, влюбляя в себя княжну Мери. Первопричина дуэли заключается именно в этом. В отличие от честного поединка героев "Евгения Онегина", дуэль в "Герое нашего времени" — достаточно подлое действо. Во-первых, Грушницкий изначально рассчитывал испытать храбрость Печорина, стреляясь из незаряженных пистолетов. Во-вторых, Печорин, узнав о заговоре, со своей стороны обманывает Грушницкого: в нем слишком много гордости и злости, чтобы не сделать этого.
Кто прав, кто виноват в споре Грушницкого с Печориным? Наверное, правых вообще нет. Грушницкий сказал, что им двоим, на земле нет места. А выживает всегда сильнейший. Это правило сработало и в случае Онегина с Ленским.
Правильно заметил Белинский, что Ленский — не из тех натур, которые все время развиваются и идут вперед. Он умер "вовремя для своей репутации". И остался в памяти людей молодым, пылким, красивым. Так же и с Грушницким. Нет ничего хуже постаревшего сентиментального глупца. Но надо сказать, что смерть Грушницкого гораздо менее "романтична", чем смерть Ленского, как и сам этот герой менее привлекателен.
Как помогла дуэль авторскому замыслу в том и другом романе? Помогла лучше раскрыть характеры героев, показала несостоятельность Ленского и Грушницкого, выявила хладнокровие, спокойствие, равнодушие Онегина и Печорина.
Самое же интересное и загадочное заключается в том, что ведь и сами авторы двух романов погибли на дуэли. Пушкин - от руки Дантеса, Лермонтов - Мартынова. Неужели они своим художественным чутьем предвидели собственную гибель? Как бы то ни было, но это еще одна связующая нить между Пушкиным и Лермонтовым, двумя величайшими русскими классиками.
Заключение
В ходе данной работы было выяснено, что дуэль как обычай зародилась в России еще в XVII веке, первая дуэль состоялась в 1666 году.
Главной особенностью русской дуэли являлась наивысшая степень жестокости, кровожадности, жажды мести, именно поэтому, такие поединки уносили сотни человеческих жизней. В основном, дуэли были увлечением дворян. Вызов на дуэль – проверка на храбрость, способность отвечать за свои действия. Отказаться от дуэли – все равно, что признать себя бесчестным, бесхарактерным существом.
Возможно, сейчас гражданам современного правового государства очень сложно оценить всю значимость дуэльной темы XIX столетия, ведь для решения конфликтов большинство современных людей прибегают к помощи Мирового суда, нежели к кровавым поединкам. Однако в те времена люди придерживались совершенно иного мнения, хотя каждый знал законы и меры наказания за подобные выяснения отношений.
Дуэли не только устраивали, о них писали в книгах, газетах, потому как тема дуэли являлась наиболее актуальной, поэтому многие произведения величайших русских классиков содержат в себе эпизоды подобного характера.
Я считаю, что выяснять отношения между людьми при помощи оружия – это варварство, поэтому поддерживаю мнение российских правителей XVII – XIX веков, о том, что дуэль – ни что иное, как проявление жестокости и кровожадности.
Список литературы
Сказка "Узнай-зеркала"
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Ласточка. Корейская народная сказка
Всему свой срок
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев