Цель работы: проследить весь путь хлеба: от хлебного зернышка до буханки хлеба.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей происхождения хлеба;
2. Уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба.
3. Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Гипотеза: Мы предполагаем, что путь хлеба от зернышка до обеденного стола - путь сложный, длительный и трудоемкий.
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: процесс превращения зерен в булку хлеба
Методы исследования:
Практическая значимость. Результаты проекта оформлены в виде презентации, стенда для школьной столовой «Хлеб – всему голова!», которые могут быть использованы на классных часах, уроках труда, окружающего мира и литературного чтения в начальных классах.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Как хлеб на стол пришел" | 38.52 КБ |
Презентация исследовательского проекта "Как хлеб на стол пришел?" | 2.86 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа№ 5
имени Героя Советского Союза Г.А.Назарьева»
г. Рославля Смоленской области
Исследовательский проект
2 класс
Как хлеб на стол пришёл?
Руководитель:
Чернова Татьяна Михайловна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Содержание
Введение .................................................................................................................3
Глава 1.Теоретическая часть
1.1. История появления хлеба ……………………………………………………4
1.2. Как хлеб на стол пришел ? …………………………………........................5
1.3. Хлеб- драгоценность им не сори………………………………………….......9
Глава 2. Практическая часть
2.1. Проведение опроса…………………………………………………………….11
2.2. Оформление стенда «Хлеб – всему голова»…………………………………12
Заключение ………………………………………………………..........................13
Список литературы…… ………………………………………………................14
Приложения………………………………………………………..........................15
ВВЕДЕНИЕ
У всех народов хлеб является основным продуктом, необходимым для существования. Каждый день мы употребляем в пищу разные виды хлебобулочных изделий. А как же они попадают к нам на стол? Мы решили изучить данный вопрос и узнать когда же появился первый хлеб и кто сделал такое замечательное и вкусное открытие?
Цель работы: проследить весь путь хлеба: от хлебного зернышка до буханки хлеба.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей происхождения хлеба;
2. Уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба.
3. Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Гипотеза: Мы предполагаем, что путь хлеба от зернышка до обеденного стола - путь сложный, длительный и трудоемкий.
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: процесс превращения зерен в булку хлеба
Методы исследования:
Практическая значимость. Результаты проекта оформлены в виде презентации, стенда для школьной столовой «Хлеб – всему голова!», которые могут быть использованы на классных часах, уроках труда, окружающего мира и литературного чтения в начальных классах.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Нужны нам и мясо и фрукты,
Однако, коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Начав исследование выбранной темы, мы решили узнать, когда же появился первый хлеб, как он выглядел и кто сделал такое замечательное открытие.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была – забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Так на смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.
Прошло еще несколько тысячелетий, и человек, сам об этом не подозревая, научился использовать для улучшения вкуса хлеба хлебопекарные дрожжи и молочно - кислые бактерии.
В наше время существует огромное разнообразие хлебо-булочных изделий: булки, батоны, калачи, кексы, торты, пирожные и белый хлеб.
Мы провели опрос :
- Без какого хлебо-булочного изделия не обходится ваша семья
Было опрошено -21 семья
Хлеб ржаной-
Хлеб пшеничный-
Батон-
Булки-
Чипсы
Святое дело выращивать хлеб. Мы узнали, что из одного зернышка пшеницы можно получить 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. Сколько же надо чтобы накормить народ?
Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.
В народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом. Надо четыре силы - солнце, дождь и великий честный труд.
Под луной блестят поля,
Спит кормилица земля,
Белокрылые метели,
Колыбельную им пели,
Приукрылись снеговым,
Одеялом пуховым.
Спит земля,
А что ей снится?
Снится спелая пшеница.
Ну а людям не до сна,
Приходи скорей весна!
Агроном в халате белом,
Чем он занят?
- Важным делом!
Проверяю семена,
Приходи скорей весна!
Агроном сказал:
- Пора!
Заводите трактора!
Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги,
Как ножом,
Сочный, жирный чернозем.
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
Сеял сеятель старинный,
Из лукошка – решета.
Нынче сеялка – машина,
Этим делом занята.
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна.
Продолжается рассказ,
Всходы дружные у нас,
Слаб еще росток-ребенок,
Только только из пеленок,
А враги уж тут как тут:
Подбираются пролзут,
Подползают черепашки –
Ох, и вредные букашки!
Тревога! Вызывается подмога,
Самолет над полем кружит,
Следом вьюга вьется вьюжит,
Летчик сверху всюду всюду
Сыплет белый порошок,
Черепашке это худо –
Урожаю хорошо!
Подросла пшеница,
Время зреть и колоситься,
Да, сухое нынче лето,
Как плита земля нагрета,
Просит пить у нас пшеница,
Хорошо, дадим напиться.
Пустим воду на поля,
Пей кормилица земля!
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас,
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, машинища какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Ходят острые ножи.
Хоть и собрано зерно,
Но не хлеб еще оно.
Здесь такое с ним творится!
В оборот его берут,
И в муку его сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты мука.
Там при всем частном народе,
Уж намнут тебе бока!
Тесто-тесно – мало места,
- Ой, пустите! – шепчет тесто.
- Ладно, пустим, в печь давай!..
Народился каравай!
Когда за столом вы ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Крестьянин, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург и народ!
3.Хлеб- драгоценность им не сори!
Хлеб-всему голова.
Хлеб-это жизнь.
Во все времена хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся.
Нередко мы видим брошенный на землю кусочек хлеба, недоеденные батоны, школьников, которые кидают друг в друга оставшиеся от обеда булочкой или горбушкой хлеба, даже буханки в мусоросборниках.
Мы подсчитали, если каждый ученик нашего класса в день не доест 50 граммов хлеба и выбросит, то это составит 1 килограмм (больше одной буханки) .
За месяц -40 буханок. А за год?
Хлеб - драгоценность им не сори,
Хлеба к обеду в меру бери!
Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая,
Сказала, что это
Привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку.
В нее докрошил я
Ржаную горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного Вам аппетита, синичка!
Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.
Мы выяснили как можно использовать черствый хлеб.
Никогда не выбрасывайте черствый хлеб.
Мы выпустили газету и повесили ее в столовой, чтобы всем детям нашей школы напоминал о бережном отношении к хлебу.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В ходе работы над проектом нам захотелось узнать, знакомы ли ребята из класса с процессом производства хлеба (т.е. определить - актуальна ли выбранная тема), мы решили провести анкету-опрос (приложение № 1), результаты которой свели в следующие диаграммы:
- Без какого хлебо-булочного изделия не обходится ваша семья
-Как хлеб на стол пришел?
Проведя анализ ответов по анкете-опросу, мы сделали вывод, что выбранная тема актуальна. Многие ребята не знают как хлеб «пришел» на стол и насколько тяжел труд людей, участвующих в производстве хлеба.
Результатом моей деятельности является стенд «Хлеб – всему голова!», в котором мы отобразили основные этапы получения хлеба, перечень основных профессий людей, которые участвуют в производстве хлеба, пословицы о хлебе и правило – призыв обращения с хлебом (приложение № 2). Стенд повесили в школьной столовой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали об истории возникновения хлеба, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей. И мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.
Те результаты, которые были получены в ходе исследования, мы представили учащимся своего класса, чтобы они поняли, что нужно действительно беречь хлеб. Считаем, что данный материал имеет практическое значение, так как полезен для всех учащихся нашей школы. Таким образом, мы сумели достичь цели своего исследования и смогли узнать о трудном пути колоска к столу. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла понять всю ценность хлеба. Теперь мы будум еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Холланд Д., Тейлор Ч. Большая иллюстрированная энциклопедия ЭРУДИТ. - ООО «Издательская Группа Аттикус», 2008.-487с.
2. Паникоровская Н. 1000 загадок, скороговорок, считалок. – М.: Издательство «Астрель», СПб.: Издательство «Сова», 2007. – 255с.
3. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 256с.
4. Лазье К. Детская энциклопедия «МАХАОН». Тайны природы.- Москва: Издательство «Махаон», 2007. – 125с.
5. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 200с.
6. Сказки русских писателей/Вступ. Ст. В.П. Аникина. Илл. Ю.Т. Еремчева. – М.: Правда, 1990. – 480с.
7. Савенков А.И. Я – исследователь! Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 32с.
8. Давыдова Т., Позина Е. Полная библиотека внеклассного чтения 2 класс. – Москва: Стрекоза, 2008. – 383с.
9. Извекова Л.Н. Что всего дороже? - Алтайское книжное издательство, 1984. – 22с.
10. Интернет-ресурсы: www.eda-server.ru, www.o-xlebe.com, http://www.amic.ru/news/105814/&dd=5&mm=6&yy=2009
Слайд 1
КАК хлеб на стол пришел? Подготовила: учитель начальных классов первой квалификационной категории Чернова Татьяна МихайловнаСлайд 2
Без какого хлебо-булочного изделия не обходится ваша семья? Опрошено-20 семей нашего класса Хлеб ржаной-15 семья Хлеб пшеничный-13семей Батон-10 семей Булки- 3 семьи
Слайд 3
Как хлеб на стол пришел?
Слайд 4
Спит кормилица-земля.
Слайд 5
Приходи скорей весна.
Слайд 6
Заводите трактора.
Слайд 7
Это сеялка-машина .
Слайд 8
Всходы дружные у нас.
Слайд 9
Вызывается подмога!
Слайд 10
Пей кормилица-земля.
Слайд 11
Урожай поспел у нас.
Слайд 13
На хлебозаводе.
Слайд 14
Народился каравай.
Пустой колос голову кверху носит
Выбери путь
Осенняя паутина
Притча о гвоздях
Две снежинки