Исследовательская работа "Подростковое одиночество"
Вложение | Размер |
---|---|
bahtina_m._podrostkovoe_odinochestvo.docx | 70.36 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ПОДРОСТКОВОЕ ОДИНОЧЕСТВО
Выполнила: Бахтина Мария Константиновна,
ученица 11 б класса
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2022-2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..5
1.1. Понятие «одиночество». Проблема одиночества в психологии и философии ………………………………………………………………………...5
1.2. Особенности переживания одиночества подростками: факторы, причины, последствия ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ 11Б КЛАССА……………………………..10
2.1. Особенности представления об одиночестве у учащихся 11Б класса ….10
2.2. Изучение уровня субъективного ощущения одиночества у учащихся 11Б класса …………………………………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………16
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Тема моего исследовательского проекта интересная и актуальная, так как во все времена дети подросткового возраста часто сталкиваются с переживанием чувства одиночества, которое является возрастным новообразованием, появляющимся впервые в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания.
Изучением данного вопроса занимались многие психологи – И. С. Кон, И. В. Дубровина, С. В. Кривцова и другие. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и даже к суициду. Почему же одиночество для одних подростков становится ступенькой в личностном росте, а других ведет в пропасть отчаяния? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться в том, что же такое одиночество, каким образом оно возникает и каков механизм его влияния на подростка.
С целью изучения особенностей характера переживаний чувства одиночества подростками я решила провести исследование на своих одноклассниках. И это является новизной моей работы.
Исходя из поставленной цели, была выдвинута гипотеза: подростки нашей школы остро переживают одиночество.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психологическую литературу по проблеме одиночества;
- выяснить причины, факторы и последствия подросткового одиночества;
- провести опрос и диагностическое обследование среди учащихся 11Б класса с целью определения особенностей представления одиночества и выявления у них уровня субъективного ощущения одиночества;
- провести качественный анализ результатов опроса и тестирования, сделать выводы;
- разработать рекомендации по преодолению чувства одиночества в подростковом возрасте.
Объектом исследования является подростковое одиночество.
Предметом исследования – особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.
В своей работе я использовала такие методы исследования как анализ психологической литературы, опрос, тестирование, анализ полученных данных, метод математической статистики.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том что, зная особенности переживания одиночества подростков, можно привлечь к этой проблеме внимание педагогов и родителей.
Моя работа помимо теоретической имеет и практическую значимость, потому что материалы исследования могут использоваться педагогом-психологом при анализе поведения учащихся подросткового возраста, при проведении родительских собраний по проблеме подросткового одиночества, а разработанные рекомендации помогут подросткам преодолеть данное чувство (Приложение Б).
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «одиночество». Проблема одиночества в психологии и
философии
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни.
Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжелой была не смертная казнь, а изгнание, то есть, наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причем современное изгнание – это не обязательно удаление от общества.
Одиночество – это не просто переживание. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.
По мнению психологов впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте.
Это связано с тем, что подростковый возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными. Подростковое одиночество связано с тем, что подростки испытывают трудности в удовлетворении потребностей в установлении значимых межличностных отношений; потребностей в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта; потребностей в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желания быть принятым различными социальными группами.
В подростковом возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.
Подростки, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.
1.2. Особенности переживания одиночества подростками: факторы, причины, последствия
Одиночество в подростковом периоде связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих данному возрастному периоду. Среди них:
- потребности в установлении значимых межличностных отношений;
- потребности в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта;
- потребности в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желание быть принятым различными социальными группами.
Основными причинами подросткового одиночества являются:
− неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям;
- возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением («Я») и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое «Я» и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми;
- возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения;
- завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.;
- нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви;
- внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений);
- пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом);
- отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить;
- гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.
Таким образом, подростковый возраст – это самый сложный этап превращения ребенка во взрослого человека. Причин, по которым подросток может чувствовать себя одиноким, существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками [2].
Принято выделять три типа одиночества:
1. временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями);
2. ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений);
3. хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности. Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям [4].
Психологи выделяют две группы факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте:
Первая группа – это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которое порождает потребность подростка познать себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время подростку трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. Поэтому часто у подростков возникает чувство неуверенности, в том числе и в том, что они соответствуют избранному идеалу или общепринятой норме. Происходящая в подростковом возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.
Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п. [8].
И. С. Кон писал, что в переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как одиночество и уединение. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим содержанием, приписывая им не только отрицательный, но и положительный смысл. Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных – уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение. Следует отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.
Таким образом, анализируя проблему одиночества можно выделить две тенденции. Первая – трактовка его как субъективного переживания. Когда человек не получает полноценного внимания со стороны других, при этом людей вокруг подростка может быть много и они даже могут с ним общаться, но он чувствует себя одиноким. Вторая – трактовка одиночества как исключительно позитивного состояния переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ 11Б КЛАССА
2.1 Особенности представления об одиночестве у учащихся 11Б класса
Экспериментальная часть работы проводилась на базе МБОУ гимназии г. Советский в классном коллективе 11Б класса. В диагностическом исследовании принимали участие 23 обучающихся старшего школьного возраста (17-18 лет), из них 15 юношей и 8 девушек.
Целью данного исследования является определение особенностей представления одиночества у старшеклассников.
Был проведен письменный опрос учащихся 11Б класса, в котором они должны были ответить на вопросы:
1. Вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества?
2. Что для вас значит одиночество?
3. Как вы думаете, почему возникает чувство одиночества?
Анализ опроса показал, что 57% обучающихся (13 ч.) испытывали чувство одиночества в подростковом возрасте, 47% – данное чувство незнакомо, что свидетельствует об удовлетворении их эмоциональных потребностей в первую очередь со стороны семьи.
Что же такое подростковое одиночество? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое и мой одноклассники не исключение. В качестве примеров приведу некоторые полученные из ответов:
Исходя из ответов, можно сделать вывод, что старшеклассники наполняют понятие «одиночество» психологическим содержанием, приписывая ему только отрицательный смысл. Однако двое учащихся трактуют одиночество как исключительно позитивное состояние переживания – «одиночество хорошо тем, что у тебя есть время лучше подумать о себе, своей жизни, своих планах…», «время для саморазвития».
Анализируя ответы обучающихся 11Б класса на третий вопрос анкеты, можно выделить ряд причин возникновения чувства одиночества:
2.2 Изучение уровня субъективного ощущения одиночества у учащихся 11Б класса
Для изучения уровня одиночества учащимся 11Б класса была предложена Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М.Фергюсона [6].
Учащимся предлагались ряды утверждений. Нужно было рассмотреть последовательно каждое и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к их жизни при помощи четырех вариантов ответов «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отмечали знаком «+» (Приложение А).
Результаты обозначены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Процентное соотношение уровней одиночества в 11б классе
Из Рисунка 1 следует, что у 89% испытуемых 11Б класса преобладает низкий уровень субъективного ощущения одиночества, что говорит о том, что для них не свойственно переживать одиночество как состояние, оно не является для них преградой в межличностных отношениях. У таких обучающихся гармоничные социальные отношения, они легко заводят друзей и чувствуют себя прекрасно в их окружении.
Средний, т.е. адекватный уровень субъективного ощущения одиночества выявлен у 11% учащихся. Данный уровень характеризуется как адекватный, так как раскрывает особенности переживания субъективного ощущения одиночества как естественное нормальное состояние. Такие обучающиеся могут лишь временами испытывать чувство одиночество из-за недостатка внимания со стороны ближнего социального окружения.
Учащихся с высокой степенью одиночества в 11Б классе не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод, что 100% респондентов не чувствуют себя одинокими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – изучение особенностей характера переживаний чувства одиночества старшеклассниками.
Для достижения данной цели были полностью решены задачи:
- проанализирована психологическая литература по проблеме одиночества;
- выяснены причины, факторы и последствия подросткового одиночества;
- проведен опрос и диагностическое обследование среди учащихся 11Б класса с целью определения особенностей представления одиночества и выявления у них уровня субъективного ощущения одиночества;
- проведен качественный анализ результатов опроса и тестирования, сделаны выводы;
- разработаны рекомендации по преодолению чувства одиночества в подростковом возрасте (Приложение Б).
На основе анализа теоретических источников я узнала, что одиночество – это не просто переживание, а тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, которое впервые наиболее остро осознается в подростковом возрасте. Познакомилась с особенностями переживания одиночества подростками, факторами, причинами и последствиями, к которым оно приводит.
В ходе экспериментальной части проекта были выявлены уровень субъективного ощущения одиночества и особенности представления одиночества у учащихся 11б класса.
Все испытуемые, принявшие участие в исследовании, понимают, что такое одиночество, наполняют данное понятие психологическим содержанием, приписывая ему не только отрицательный, но и положительный смысл; выделяют причины возникновения подросткового одиночества.
Несмотря на то, что большинство учащихся (57%) испытывали чувство одиночества именно в подростковом возрасте, сейчас чувствуют себя комфортно, их эмоциональные потребности удовлетворены, и это подтверждается результатами теста. Так у 89% испытуемых 11Б класса преобладает низкий уровень субъективного ощущения одиночества, у 11% отмечается средний, т.е. адекватный уровень одиночества. Учащихся с высокой степенью одиночества в 11Б классе не выявлено.
Исходя из результатов обследования, можно сделать вывод, что 100% респондентов не чувствуют себя одинокими.
Таким образом, выдвинутая гипотеза – подростки нашей школы остро переживают одиночество – не подтвердилась.
Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы исследования могут использоваться педагогом-психологом при анализе поведения учащихся подросткового возраста, при проведении родительских собраний по проблеме подросткового одиночества, а разработанные рекомендации помогут подросткам преодолеть данное чувство.
В перспективе было бы интересно изучить проблему одиночества в юношеском возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гасанова П.Г., Омарова М.К. Психология одиночества. Киев. – 2017. – с. 5
2. Генералова Н. «Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества // Pedsovet.su – 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/publ/164-1-0-4952
3. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия / Воспитание школьников, №6. – 2003. – с.7
4. Киселева В. Подростковое одиночество /журнал «Школьный психолог», №8. – 2002. – с.10.
5. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М. Генезис, 1997 г. – с.87
6. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона // Психология счастливой жизни. [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/607-test-na-odinochestvo-metodika-sub-ektivnogo-oshchushcheniya-odinochestva-d-rassela-i-m-fergyus
7. Сатинова В. А. Влияние одиночества на процесс социализации подростков / Гуманитарные исследования, №5. – и с.177
8. Факторы одиночества [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.su/18_1099_faktori-odinochestva.html
Приложение А
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества
Д. Рассела и М.Фергюсона
Инструкция: «Рассмотрите последовательно каждое утверждение и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+»».
Утверждения | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку | ||||
2. Мне с кем поговорить | ||||
3. Для меня не выносимо быть таким одиноким | ||||
4. Мне не хватает общения | ||||
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня | ||||
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне | ||||
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться | ||||
8. Я сейчас больше ни с кем не близок | ||||
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи | ||||
10. Я чувствую себя покинутым | ||||
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает | ||||
12. Я чувствую себя совершенно одиноким | ||||
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны | ||||
14. Я умираю по компании | ||||
15. В действительности никто как следует не знает меня | ||||
16. Я чувствую себя изолированным от других. | ||||
17. Я несчастен, будучи таким отверженным | ||||
18. Мне трудно заводить друзей | ||||
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими | ||||
20. Люди вокруг меня, но не со мной |
Приложение Б
Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми».
Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании помощи подросткам нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества.
Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства.
Наиболее эффективными способами преодоления одиночества в подростковом возрасте являются:
1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
3. Выполнение домашних дел.
4. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
7. Анализ причин своего одиночества.
8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
9. Обращение к психологу для разрешения проблем.
10. Найдите то, что вам нравится делать, своё хобби. Запишись на кружок или в школу искусств, там вы найдете новых друзей, имеющих с вами общие интересы.
11. Развивайтесь, будьте свободнее, интереснее, и тогда люди сами потянутся к вам.
Помните, что чувство одиночества можно использовать, как положительный фактор: найти себя, своё хобби, развиваться, заняться делами!
Позвольте, я вам помогу
Агния Барто. Сережа учит уроки
Без сердца что поймём?
Пустой колос голову кверху носит
Чья проталина?