Исследовательская работа по психологии "Влияние цвета одежды педагога на эмоциональное состояние учащихся"
Вложение | Размер |
---|---|
kitaeva_i._vliyanie_tsveta_odezhdy_pedagoga_na_emotsionalnoe_sostoyanie_uchashchihsya.docx | 59.44 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ В ОДЕЖДЕ УЧИТЕЛЯ НА
ЭМОЦИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ
Выполнила: Китаева Ирина Юрьевна,
учащаяся 11Б класса
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2022-2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА…………….....5
1.1. Физическая сущность цвета………………………………………………... 5
1.2. Зрительный анализатор………...……………………………….….……….. 5
1.3. Цветоощущение и общее влияние цвета на состояние человека…………7
1.4. Значение цветов в психологии………………………...…………………….9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА ОДЕЖДЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ 11Б КЛАССА ………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………….………..............15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………….……………...……….18
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на окружающих так же, как и все остальное. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может вызывать и некоторый дисбаланс в нашем организме. Здоровье школьников является одной из актуальных проблем, а эмоциональное состояние детей, желание идти в школу с хорошим настроением и возвращаться домой с таким же – залог эмоциональной стабильности, которая влияет на успеваемость учащихся.
Меня заинтересовало, какие же цветовые сочетания в одежде учителей вызывают позитивный эмоциональный настрой учащихся. Поэтому я решила провести исследование на своих одноклассниках с целью изучения влияния цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся и выработки рекомендаций для учителей по использованию определенных цветов в одежде.
Мной была поставлена гипотеза – различные цвета в одежде педагога по-разному влияют на психоэмоциональное состояние учащихся.
Для реализации намеченной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
- изучить научную литературу по проблеме исследования;
- провести анкетирование учащихся 11б класса и педагогов гимназии, направленное на определение влияния цветовой гаммы в одежде педагога на эмоциональное состояние обучающихся;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
- разработать рекомендации для учителей по использованию в одежде определенной цветовой палитры (Приложение В).
Объектом исследования являются учащиеся и педагоги МБОУ гимназии г. Советский.
Предметом исследования – влияние цвета в одежде на психоэмоциональное состояние обучающихся.
В качестве методов исследования были выбраны: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, анкетирование, обобщение, анализ полученных данных.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования легли в основу разработанных рекомендаций для педагогов по использованию в одежде такой цветовой гаммы, которая будет положительно влиять на психоэмоциональное состояние обучающихся, и повысит эффективность профессиональной деятельности в системе «учитель-ученик».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Физическая сущность цвета
Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушения баланса в работе органов, продлевает жизнь.
Мало кто сомневается, что человеческий организм реагирует на цвет, так как он несет в себе некую информацию.
Цвет – результат взаимодействия света, объекта и наблюдателя, это свойство света вызывать определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.
Все цвета делятся на ахроматические и хроматические.
Ахроматические (бесцветные) – это серые цвета различной светлоты, белый и чёрный цвета. Ахроматические цвета характеризуются светлотой.
Все остальные цвета – хроматические (цветные): синий, зелёный, красный, жёлтый и так далее. Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
1.2. Зрительный анализатор
Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов в 1856 году впервые высказал мысль о том, что в нашем глазу есть три рода светочувствительных элементов, которые по-разному реагируют на свет разного спектрального состава. Первые чувствительны преимущественно к красному, вторые – к зелёному, третьи – к синему цвету. Если в глаз попадает сложный световой поток, состоящий из нескольких световых потоков разного цвета, то на него реагируют все три рода светочувствительных элементов.
Эта трёхцветная теория цветового зрения, которая после Михаила Васильевича Ломоносова была значительно развита Томасом Юнгом и Германом Гельмгольцем, полностью подтвердилась фактами оптического смешения цветов. В действительности все возможные цвета могут быть получены смешением в разных пропорциях трёх взаимно независимых цветов – красного, зелёного и синего. Однако глаз человека не способен анализировать состав цвета.
Зрительный анализатор является самым важным в восприятии информации из окружающего мира. С помощью зрения мы получаем более 90% информации. Он так же контролирует двигательную и трудовую деятельность человека, помогает ориентироваться в окружающем пространстве.
Как происходит ощущение цвета?
Световые волны попадают на сетчатку глаза, где воспринимаются светочувствительными рецепторами, передающими сигналы в мозг, рецепторы сконцентрированы большей частью в ограниченной области сетчатки. Эта часть сетчатки способна воспринимать детали изображения и цвет гораздо лучше, чем остальная ее часть. И уже там складывается ощущение цвета.
Существует два типа рецепторов: палочки и колбочки.
Палочки активны только при крайне низкой освещённости (ночное зрение) и не имеют практического значения при восприятии цветных изображений.
Колбочки ответственны за восприятие цвета, они сконцентрированы в ямке. Существует три типа колбочек, которые воспринимают длинные, средние и короткие длины волн светового излучения. От степени возбуждения того или иного вида колбочек зависит восприимчивость цветов и их оттенков.
Каждый тип колбочек обладает собственной спектральной чувствительностью. Считается, что первый тип воспринимает световые волны с длиной от 400 до 500 нанометров (синий), второй — от 500 до 600 нанометров (зеленый) и третий — от 600 до 700 нанометров (красный). Цвет ощущается в зависимости от того, волны какой длины и интенсивности присутствуют в свете.
Основные функции зрительного анализатора:
- восприятие сложных зрительных объектов, например, печатного текста в книге;
- оценка размеров, формы, удалённости предметов;
- различие цветов;
- различие между плоскими и объёмными предметами;
- объединение всей полученной информации в целостную картинку.
1.3. Цветоощущение и общее влияние цвета на состояние человека
Цветоощущение (цветовая чувствительность, цветовое восприятие) – способность зрения воспринимать и преобразовывать световое излучение определённого спектрального состава в ощущение различных цветовых оттенков и тонов, формируя целостное субъективное ощущение.
Цвет характеризуется тремя качествами:
- цветовым тоном (основной признак цвета);
- насыщенностью;
- яркостью, или светлотой, которая проявляется степенью близости к белому цвету.
Человеческий глаз замечает изменения цвета только в случае превышения цветового порога (минимального изменения цвета, заметного глазом).
На протяжении многих столетий у людей по всему миру складывалась ассоциация с определённым цветом. Например, римляне и египтяне соотносили чёрный цвет с печалью и скорбью, белый цвет – с чистотой, в Китае и Японии белый цвет являлся символом скорби, а вот у населения Южной Африки цветом печали был красный, в Бирме печаль ассоциировалась с жёлтым, а в Иране – с синим цветом.
Влияние цвета на человека достаточно индивидуально, и зависит также от определённого опыта, например от метода подбора цвета определённых торжеств или же повседневной работы.
В зависимости от времени воздействия на человека, либо количества занимаемой цветом площади, он вызывает положительные или отрицательные эмоции и влияет на его психику. Глаз человека способен распознавать 1,5 миллиона цветов и оттенков, а цвета воспринимаются даже кожей, воздействуют и на людей, лишённых зрения.
В процессе исследований, проведённых учёными в Вене, имели место испытания с завязанными глазами. Людей ввели в комнату с красными стенами, после чего их пульс увеличился, затем их поместили в помещение с жёлтыми стенами, пульс резко нормализовался, а в комнате с синими стенами он заметно понизился.
Исследования, проведённые в американских университетах, доказали, что основные цвета, преобладающие в детской комнате, могут воздействовать на изменение давления у детей, снижать или повышать их агрессивность, причём у зрячих и незрячих.
Можно сделать соответствующий вывод, что цвета могут оказывать негативное и позитивное воздействие на человека.
Также известно, что цветом можно вылечить многие серьёзные заболевания. К примеру, во многих банях и саунах благодаря определенному оборудованию существует возможность принимать целебные цветовые ванны.
1.4. Значение цветов в психологии
Белый цвет. Символ чистоты и непорочности. Он успокаивает, вселяет надежду и веру, олицетворяет добро, новое начало. Однако для некоторых культур белый – символ траура. Русского же человека он, напротив, избавляет от негатива, помогает разрядиться, отдохнуть. У человека в белом больше шансов понравиться другим людям. Возможно, это связано с тем влиянием, которое цвет оказывает на носителя: тонизирует, избавляет от страхов. Его выбирают люди, стремящиеся к покою, независимости, свободе, самореализации. Но долгое воздействие белого приводит к апатии, депрессии, тоске. Например, полярники нередко страдают от сенсорного голода и угнетённого состояния.
Чёрный цвет. В большинстве культур чёрный ассоциируется со смертью, мраком, нечистой силой. Но для кого-то это цвет элегантности, сдержанности, строгости. Однако влияние он оказывает одинаковое: чёрный цвет позволяет повысить организованность и силу воли. Чёрный – цвет протеста, вызова, поиска истины. Помогает сосредоточиться на главном, но его переизбыток приводит к подавленности.
Серый цвет. Это нейтральный цвет, который помогает человеку отгородиться от внешнего мира, слиться с толпой, стать незаметным. Серая одежда дарит чувство уюта и комфорта. Серый содержит в себе сдержанность черного и перфекционизм белого. Он способствует обретению внутренней стабильности и гармонии. Помогает при нервном истощении.
Красный цвет. Красный возбуждает аппетит, повышает силу и выносливость. Этот цвет ассоциируется с силой, страстью и опасностью. Он помогает принимать решения, повышает самооценку, работоспособность и энергию. Но у раздражительных и чрезмерно активных людей он вызовет утомление, агрессию. На уровне физиологии красный повышает давление, стимулирует обменные процессы, укрепляет иммунитет. Если нужно срочно взбодриться и согреться, то достаточно надеть на себя вещь красного цвета.
Люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы подсознательно тянутся к красному.
Желтый цвет. Символизирует ум, самодостаточность, зрелость, мудрость. Этот цвет одновременно повышает настроение, пополняет энергетические запасы человека и расслабляет. Но психологи не рекомендуют злоупотреблять им. В больших количествах он приводит к истощению, срывам. Людям с бессонницей его лучше избегать. Желтый цвет отвечает за здоровье и молодость кожи, усвояемость полезных веществ, особенно кальция, работу опорно-двигательного аппарата.
Оранжевый цвет. По влиянию оранжевый похож на красный. Он тоже возбуждает и помогает взбодриться. Это цвет успеха в работе, карьерного роста. Оранжевый повышает концентрацию внимания, снижает раздражительность, развивает чувство ответственности, стимулирует интеллектуальную деятельность. Оранжевый цвет ассоциируется с лидерством, но при этом не воспринимается как агрессивный цвет. Наоборот это тёплый оттенок, который помогает находить общий язык с людьми. На уровне физиологии оранжевый цвет положительно влияет на пищеварительную, эндокринную и дыхательную системы, нормализует гормональный фон организма.
Синий цвет. Это успокаивающий цвет. Он снижает возбуждение и тревогу, усмиряет аппетит, улучшает концентрацию внимания, освежает разум. Воздействие синего перед сном позволит снять напряжение, накопившееся за день. Перед принятием важных решений полезно окружить себя синим цветом. Синий цвет – цвет невозмутимости. Он обязательно должен присутствовать в жизни импульсивных людей с холерическим темпераментом. Рекомендуется избегать темных оттенков синего. Они повышают тревожность, создают депрессивный фон настроения. Светлые оттенки синего оказывают положительное влияние, но их избыток опасен. Обилие синего вызывает меланхолию, погружает человека в мир иллюзий. На уровне физиологии синий цвет действует как обезболивающее, помогает снять воспаление, понизить температуру и давление, а также помогает бороться с бессонницей.
Зелёный цвет. Цвет жизни, молодости и свежести. Зелёный помогает достигать целей, сохранять и приумножать богатства, достижения. Он заряжает энергией и умиротворяет, производит больший расслабляющий эффект, чем синие оттенки, повышает концентрацию внимания. Зелёный обязательно должен присутствовать рядом с людьми, испытывающими психоэмоциональные и интеллектуальные перегрузки. Тёмные оттенки зелёного опасны – они могут подавлять и провоцировать развитие депрессии.
Голубой цвет. Символизирует покой и легкость. Как и синий, он снимает напряжение, снижает аппетит. Голубой помогает расслабиться и освежиться, но в то же время стимулирует работу мозга, повышает внимательность, способствует развитию коммуникативных навыков: убирает стеснительность, внутренние барьеры и зажимы. Его часто используют в офисах для повышения продуктивности и работоспособности коллектива. Переизбыток голубого приводит к эмоциональной холодности, отчуждению человека от социума. На физиологическом уровне голубой укрепляет иммунитет, улучшает работу щитовидной железы, помогает избавиться от проблем со сном, мигреней и головных болей.
Коричневый цвет. Цвет уюта, тепла, стабильности и безопасности. Оттенки коричневого обязательно должны присутствовать в доме. Это позволит стабилизировать внутреннее состояние и отношения жильцов. Это цвет честности и откровенности. Тёмные оттенки коричневого выбирают прямолинейные люди или люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В избытке вызывает меланхолию, лишает психологической гибкости.
Розовый цвет. Оттенок нежности, романтики и наивности. Он ассоциируется с детством, непосредственностью. Дарит чувство спокойствия и защищённости. Розовый успокаивает нервную систему, снимает раздражение, а также укрепляет иммунитет, улучшает слух и зрение, нормализует гормональный фон, избавляет от головных болей. Однако его избыток приводит к усталости, неудовлетворенности.
Фиолетовый цвет. Фиолетовый выглядит ненатурально, ассоциируется с тайной и богатством. Он состоит из красного и синего. Эти компоненты противоположны по влиянию: синий – покой, красный – возбуждение. В сочетании они отвечают за интуицию и гениальность, борьбу со страхами, познание человеком самого себя. Избыток фиолетового приводит к усталости и депрессиям, проблемам с психическим здоровьем, расстройствам личности.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА ОДЕЖДЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ 11Б КЛАССА
Экспериментальная часть проводилась на базе МБОУ гимназии г. Советский. В опросе участвовало 20 учащихся 11б класса в возрасте 17-18 лет и 10 педагогов гимназии.
Результаты анкетирования учащихся
Респондентам из числа учащихся была предложена анкета (Приложение А), результаты которой показали, что среди предпочитаемых цветов 60% опрошенных выделили чёрный цвет, 40% – голубой и синий цвета, 35% учащихся выделили белый цвет, 25% – бежевый, 20% – серый цвет, ещё 65% в сумме набрали такие яркие цвета, как: фиолетовый, красный, зелёный, жёлтый, розовый.
При анализе цветовой гаммы одежды, которую учащиеся предпочитают носить в школу, наибольшее количество голосов набрал чёрный цвет – 90%, на втором месте синий и серый цвета – 70%, белый цвет разделяет третье место – 50%; остальные цвета отмечались не так часто: розовый, красный и голубой – по 20%; зелёный – 10%; оранжевый и коричневый – по 5% .
На вопрос анкеты «Есть ли у вас такие цвета, которые вызывают страх, неприязнь, если да, то какие?» большинство опрошенных ответило отрицательно (87%), но некоторыми учащимися были выбраны такие яркие цвета, как кислотно-розовый, кроваво-красный, кислотно-зелёный.
40% учащихся 11б класса считают, что цвет в одежде педагогов не влияет на эмоциональное состояние учащихся. Остальные 60% отмечают, что излишне яркие «кричащие» цвета в одежде учителей отрицательным образом влияют на психологическое состояние, иными словами, могут причинять зрительный дискомфорт.
Обучающиеся хотели бы видеть преподавателей в одежде спокойных нейтральных цветов (чёрных, бежевых, белых, серых, синих), также многие отметили нежные тёплые тона. Но не для всех это имеет значение: 25% опрошенных считают, что цвет одежды преподавателей никак не влияет на эмоциональное состояние учащихся.
Результаты анкетирования педагогов
Респондентам из числа педагогов так же была предложена анкета (Приложение Б), анализ результатов которой показал, что большинство учителей (80%) предпочитают использовать в одежде тёплые нежные тона и классические синий, серый, чёрный, белый цвета.
Преподаватели отмечают, что редко носят одежду ярких и вызывающих цветов, особенно на работу, так как кричащие цвета неуместны в образовательном учреждении.
Подавляющая часть педагогов (90%) считает, что цвет одежды влияет как на их эмоциональное состояние, так и на психоэмоциональное состояние учеников.
Таким образом, мнение учеников и преподавателей во многом совпадает. Обе группы респондентов отдают предпочтение строгой классике – синему, чёрному, серому и белому цветам. Эти цвета позволяют повысить организованность и работоспособность.
Больше отрицательных эмоций вызвали яркие и, наоборот, излишне тёмные, мрачные цвета: коричневый, тёмно-зелёный, оранжево-красные тона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышесказанного, в результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – изучено влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся и выработаны рекомендации для учителей по использованию определенных цветов в одежде.
Для достижения поставленной цели были полностью решены задачи: изучена научная литература по проблеме исследования, проведено анкетирование учащихся 11б класса и педагогов гимназии, направленное на определение влияния цветовой гаммы в одежде педагога на эмоциональное состояние обучающихся; проанализированы полученные результаты и сделаны выводы; разработаны рекомендации для учителей по использованию в одежде определенной цветовой палитры.
В теоретической части работы мной было рассмотрено понятие цвета, цветоощущения и его влияния на психоэмоциональное состояние человека, а также значение некоторых цветов.
На основе анализа теоретических источников я узнала, что цвета могут оказывать негативное и позитивное воздействие на человека.
Экспериментальная часть исследования позволила выявить влияние цвета одежды педагога на эмоционального состояние учащихся, исходя из результатов анкетирования как обучающихся, так и учителей.
Мнение учеников и преподавателей во многом совпало. Обе группы респондентов отдают предпочтение строгой классике – синему, серому, чёрному и белому цветам. Эти цвета позволяют повысить организованность и работоспособность.
Больше отрицательных эмоций вызвали яркие и, наоборот, излишне тёмные, мрачные цвета: коричневый, тёмно-зелёный, оранжево-красные тона.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась – различные цвета в одежде педагога по-разному влияют на психоэмоциональное состояние учащихся.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования легли в основу разработанных рекомендаций для педагогов по использованию в одежде такой цветовой гаммы, которая будет положительно влиять на психоэмоциональное состояние обучающихся, и повысит эффективность профессиональной деятельности в системе «учитель-ученик» (Приложение В).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бактаева А.Э. Цветотерапия: психология цвета. Изд-во Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет.2020-84-92 с.
2. Балбиани В. Цветотерапия.- Изд-во Профит Стайл.2019-112с.
3. Базыма Б.А. Психология цвета. Изд-во Речь. 2007-208c.
4. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.
5. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. //Вестник МГУ. 1988. серия 14. «Психология». N 3. с. 70-82.
6. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981. 65 с.
7. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд. «Питер», 1995. – 76 стр.
Приложение А
Анкета для учащихся
1. Какие цвета вы предпочитаете? _____________________________________
__________________________________________________________________
2. Какого цвета одежду вы предпочитаете носить в школу? _______________
__________________________________________________________________
3. Есть ли у вас такие цвета, которые вызывают страх, неприязнь, если да, то какие? ____________________________________________________________
4. Влияют ли цвета в одежде педагогов на ваше эмоциональное состояние?
__________________________________________________________________
5. В каких цветах вы хотели бы видеть педагогов? _______________________
__________________________________________________________________
Приложение Б
Анкета для педагогов
1.Какие цвета Вы предпочитаете? _____________________________________
2. Одежда какого цвета преобладает в Вашем гардеробе? _________________
3. Носите ли вы яркие, вызывающие цвета? _____________________________
4. Как Вы думаете, влияет ли цветовая гамма в одежде на эмоциональное состояние учеников? ________________________________________________
5. Есть ли у Вас цвет, который вызывает неприятное ощущение? Если да, то какой? ____________________________________________________________
6. Замечали ли Вы влияние цветов в одежде на ваше эмоциональное состояние? ________________________________________________________
Приложение В
Рекомендации педагогам по использованию цвета в одежде
При выборе цвета одежды советуем вам руководствоваться следующими цветовыми характеристиками: в школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и "закладки непререкаемого авторитета", к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.
Оранжевый цвет, как никакой другой, создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо. Другое дело, что использование его также должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении "открытых уроков", когда учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность.
С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Поэтому желтый цвет следует включить в гардероб учителя.
Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозированно.
Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.
Голубой цвет, так же как и зеленый, будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда от него потребуются дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.
Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.
Фиолетовый – цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь – фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. И эту особенность необходимо учесть учителю при оформлении интерьера класса.
Черный – цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его часто использовать в одежде и окружении учителя.
Белый цвет – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.
В одежде учителю лучше избегать ярких, раздражающих цветов, способных вызвать у учеников неожиданные эмоции. Традиционными для строгого стиля считаются цвета серо-синей гаммы.
Кактусы из сада камней
Ночная стрельба
Девчата
Проказы старухи-зимы
Сила слова