Исследовательская работа по психологии "Влияние типа темперамента на выбор профессии"
Вложение | Размер |
---|---|
kremleva_m._vliyanie_temeramenta_na_vybor_professii.docx | 80.76 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Выполнила: Кремлёва Мария Игоревна, 11а класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2022-2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ТЕМПЕРАМЕНТ»...5
1.1. Понятие «темперамент». История его возникновения…………………….5
1.2. Типы темперамента человека и их характеристики ……………………...12
ГЛАВА 2.ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.17
2.1.Влияние темперамента на успешность профессиональной деятельности.17
2.2.Выбор профессии по типу темперамента…………………………………..18
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА С ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ УЧАЩИХСЯ 11А КЛАССА …………………………………………………………………………22
3.1. Определение типа темперамента у обучающихся 11А класса…………...22
3.2. Определение совместимости типа темперамента с выбранной профессией учащихся 11А класса…………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что проблема профориентации в современных условиях играет важную роль для выпускника. Правильно выбранная профессия – это не только возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и создать условия для собственного благополучия и благополучия своей семьи, что не маловажно в настоящее время.
К сожалению, выпускники, как правило, выбирают профессию в соответствии с престижностью и последующей доходностью. Такой путь выбора не всегда приведёт к успешности, скорее к разочарованию, а в дальнейшем может привести к потере интереса к работе, к перегрузкам и даже психосоматическим заболеваниям.
Однако есть другой путь при выборе профессии, который определен индивидуальными особенностями человека, которые влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким личностным особенностям относится темперамент.
Среди исследователей, занимающихся изучением влияния темперамента человека на выбор профессии были П.Ф. Лесгафт, И. Кант, К. Юнг, Г. Айзенк, И.П. Павлов и др.
Меня тоже заинтересовала данная проблема, и я решила провести исследование на своих одноклассниках с целью выявления наклонностей к профессиональной деятельности в соответствии с типом темперамента.
Мной была выдвинута гипотеза – большая часть старшеклассников не учитывает особенности своего темперамента при выборе будущей профессии.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать источники психолого-педагогической литературы для раскрытия содержательных смыслов понятий «темперамент» и «профессия»;
- провести диагностическое обследование в 11А классе, направленное на определение типа темперамента каждого ученика, изучение их профессиональных предпочтений и совместимости с личностными особенностями;
- выяснить учитывают ли старшеклассники особенности своего темперамента при выборе будущей профессии;
- проанализировать полученные данные.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- диагностические методы: тестирование, опрос.
Объектом исследования являются учащиеся 11А класса.
Предметом исследования – взаимосвязь типа темперамента с профессиональными склонностями старшеклассников.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что зная характеристики типа темперамента и его влияние на успешность профессиональной деятельности, можно правильно выбрать профессию.
Моя работа помимо теоретической имеет и практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы педагогом-психологом в профориентационной работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ТЕМПЕРАМЕНТ»
1.1. Понятие «темперамент». История его изучения.
Темперамент – это устойчивые динамические особенности психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Он определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия.
Тип темперамента обуславливается наследственными факторами и никак не зависит от жизненного опыта, возраста, настроения, вида деятельности и прочих факторов. Многие часто ошибочно сравнивают понятия «характер» и «темперамент», но при этом между ними существует отчетливая связь: темперамент предопределяет формирование характера человека.
Термин «темперамент» происходит от латинского слова temperamentum, что в переводе означает «соразмерность», «надлежащее соотношение частей», «устойчивая смесь». Эта устойчивость проявляется в независимости темперамента от временных и постоянных факторов. Но при этом сам темперамент может предопределить настроение человека, его восприятие информации и реакцию на происходящие события. Темперамент составляет основу формирования и развития не только характера, но и относится к биологически-обусловленным индивидуальным различиям, как человека, так и животных [1].
Существует 4 основные теории о темпераменте:
1. Гуморальная теория (Гиппократ, К. Гален)
2. Конституциональная теория (Э. Кречмер, У. Шелдон)
3. Психофизиологическая теория (И. П. Павлов и др.)
4. Факторные (психологические) теории темперамента (Г. Айзенк, Р.Кэттел и др.)
1. Гуморальная теория.
В V веке до нашей эры предполагалось, что существуют постоянные индивидуальные различия соотношений химических систем, воздействующих на поведение человека. Древнегреческий врач Гиппократ первым предположил, что все люди различаются соотношением четырех главных «соков организма», входящих в его состав. Но он разделил людей на данные типы, опираясь не на типы темперамента, а лишь по предрасположенности к заболеваниям. Физиология человека интересовала Гиппократа больше, чем его поведение. Несмотря на это, именно древнегреческого ученого принято считать основоположником и создателем учения о темпераменте. Но стоит отметить, что Гиппократ понял психосоматическое единство индивида, то есть единство души и тела.
Эту теорию гораздо позднее во II веке развил римский врач Клавдий Гален. В отличие от Гиппократа, он охарактеризовал типы темперамента наравне с физиологическими, психологическими, а также нравственными свойствами. Он описал темперамент как индивидуальное соотношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков», и выделил 13 типов. Позднее другой римский врач Аэций Амидийский сократил их количество до четырех и описал темпераменты, «которые традиционно называют гиппократовскими». Преобладание одного из «соков» объясняет различие в характерах людей, и определяет темперамент человека:
2. Конституциональная теория.
Конституционная теория темперамента возникла в начале двадцатого столетия. Представителей конституционального подхода связывало убеждение в том, что тип темперамента обусловлен характеристиками его тела. Так, французский врач Клод Сиго выделил четыре типа телосложения (дыхательный, пищеварительный, мышечный, мозговой), каждый из которых наиболее чувствителен к воздействию одного из четырех видов внешней среды (воздух, пища, физическая и социальная среда), что и отражается на поведенческих реакциях индивида.
Немецкий психиатр Эрнст Кречмер и американский психолог Уильям Шелдон предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека. Произведя множество измерений различных частей тела, Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:
Но подход Э. Кречмера не получил достаточного экспериментального подтверждения.
У. Шелдон, продолжая исследования немецкого психолога, обратил внимание не столько на внешние пропорции телосложения, сколько на отдельные его компоненты. Он связал различия темпераментных свойств с соотношением различных компонентов организма, развивающихся из трех слоев его эмбриональной клеточной структуры. По мнению ученого от того, какой эмоциональный компонент является ведущим у индивида, зависит его тип темперамента.
Конституциональный подход не мог удовлетворить требования повседневной психологической практики, так как классифицировал людей по типам темперамента с низкой достоверностью и без должного психологического обоснования связи между характеристиками телосложения и типом темперамента. Дело в том, что распределение людей по «чистым» типам телосложения, выделенным авторами, таково, что они составляют лишь небольшую долю от общей численности населения. Большинство же людей попадают в разряд «смешанного» телосложения, для которого трудно дать четкое описание темперамента. Именно эта часть людей становится причиной низкой достоверности конституционального подхода [2].
3. Психофизиологическая теория.
Самой широко распространенной в настоящее время считается психофизиологическая теория И.П. Павлова, которая связывает тип темперамента человека с типом его нервной системы. Павлов выделяет четыре основных типа нервной системы:
Определившись с основными типами нервной системы, Павлов сравнил их с традиционными типами темперамента, продемонстрировав значительную степень соответствия между ними. Это помогло ему сделать вывод о том, что именно конкретные свойства нервной системы являются определяющими для давно выделенных темпераментов.
Согласно Павлову:
Сангвиник – обладатель нервной системы первого типа. Человек, который с легкостью приспосабливается к смене условий собственной жизни. Его реакции имеют высокую скорость, но при этом обдуманны. Настроение уравновешенное, всегда жизнерадостное. В значительной степени общителен, подвижен, нередко меняет привязанности. Обладает широким кругом общения. При значительном интересе к делу он высокопродуктивен, энергичен, в обратном случае скучен и вял. Обладает значительной сопротивляемостью к разнообразным жизненным трудностям.
Холерик – обладатель нервной системы второго типа. Энергичен, но имеет недостаток выдержки и самообладания. Вспыльчив, нетерпелив, несдержан. Увлекаясь чем-либо, полностью истощает собственные силы, и интерес к начатому делу угасает. Неуравновешенность нервной системы приводит к цикличности в смене его бодрости и активности. Увлекаясь какой-либо деятельностью, он страстно, со значительно самоотдачей работает, но сил хватает на непродолжительное время, и когда они подходят к концу, он дорабатывается до того, что ему все невыносимо. Возникает состояние раздражения, плохое настроение, полный упадок сил и вялость, все начинает буквально валиться из рук. Поочередная смена положительных циклов подъема настроения с отрицательными циклами спада и даже депрессии приводит к нестабильности поведения и самочувствия, повышенной подверженности возникновению невротических срывов, конфликтных ситуаций с окружающими. Плохо приспособлен к деятельности, которая предполагает спокойный устойчивый темп, плавные движения.
Флегматик – обладатель нервной системы третьего типа. Индивид, замедленно реагирующий на возможные раздражители, устойчивый, прекрасно сопротивляется сильным и долговременным раздражителям. Обладает уравновешенностью, стабильностью своего настроения и работоспособности. Спокойный, выдержанный, терпеливый. В интонациях и мимике абсолютно однообразен и невыразителен, сохраняет собственное спокойствие даже при возникновении значительных неприятностей, но изредка может дать волю чувствам.
Меланхолик – обладатель нервной системы четвертого типа. Индивид, который плохо сопротивляется воздействию значительных стимулов. Нередко пассивен и даже заторможен. Характеризуется тревожностью, незначительной выносливостью. Теряется в незнакомой обстановке, среди незнакомых людей.
Темперамент можно назвать внешним проявлением типа высшей нервной деятельности человека. В результате воспитания личности, а также самовоспитания данное внешнее проявление может значительно искажаться, меняться на другое, может произойти некая маскировка настоящего темперамента [2].
4. Факторные (психологические) теории.
Такое название получили теории разных авторов XX века. Одной из первых появилась теория, принадлежащая голландским психологам Г. Хеймансу и Е. Вирсме.
Согласно этим авторам существуют три основные, биполярные характеристики темперамента:
Из различных комбинаций эмоциональности, активности и первичности - вторичности было получено восемь основных типов темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический, увлекающийся, аморфный, апатичный, нервный, сентиментальный.
Факторная теория получила свое название благодаря тому инструменту, который лежит в основе выделения координат личности и соответствующих им типов. Этот инструмент – факторный анализ. Иногда факторные теории темперамента называют психологическими, потому что выделение координат происходит благодаря факторному анализу результатов опроса испытуемых относительно особенностей их поведения.
Наибольшее распространение получила «Теория личностных черт Ганса Айзенка». Британско-немецкий психолог исследовал генетически заданные черты личности, обусловленные различиями реакции мозга на эмоциональные раздражители. Он выделил 3 основных личностных измерения:
Используя первые два измерения, Г. Айзенк описал в своих работах 1962-1965 г. четыре основных типа личности:
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному типу. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания, а также самовоспитания.
Психологи считают, что в «чистом виде» каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов темперамента. Оценивая психологические характеристики темперамента, можно заметить, что в каждом из четырех типов присутствуют как положительные, так и отрицательные качества.
Рассмотрим каждый тип темперамента более подробно.
Сильный, неуравновешенный, подвижный тип. Это импульсивный и горячий человек, который со всей страстью отдаётся своему делу. Препятствия предпочитает преодолевать, а не обходить. Энергичность его натуры ярко отражается в речи, жестах и мимике. Вспыльчивый и нетерпеливый холерик не всегда контролирует свои эмоции и может проявлять агрессию. Склонен к резким перепадам настроения.
Cангвиник
Сильный, уравновешенный, подвижный тип. Живой и любознательный, гибкий и динамичный, сангвиник не привык копить обиды и долго переживать неудачи. Он не падает духом и всегда ищет выход в сложившейся ситуации. Активные и общительные сангвиники любят новые впечатления, они доброжелательны, приветливы и легко сходятся с людьми.
Слабый, уравновешенный, инертный тип. Сдержанных и невозмутимых флегматиков тяжело вывести из себя, они совершенно не склонны к конфликтам. Это спокойные и терпеливые люди, которым не свойственно ярко выражать внешне свои душевные состояния. Флегматикам сложно вливаться в новую обстановку, они испытывают стресс от потребности постоянно перепрыгивать с одного дела на другое. Представители этого типа любят работать тщательно и неторопливо.
Слабый, неуравновешенный, инертный тип. Легкоранимому, склонному к глубоким переживаниям меланхолику сложно справляться с обидами, нередко он становится замкнутым. Только привычная и спокойная обстановка дарит ему спокойствие и содействует продуктивной работе. В общении меланхолики тактичны и отзывчивы. Тем не менее, разговоров с малознакомыми людьми избегают. Неуютно им и в новой обстановке, это заставляет их чувствовать неловкость.
ГЛАВА 2. ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Влияние темперамента на успешность профессиональной деятельности
Каждая профессия требует от человека определенных психофизических данных – склада ума, особенностей поведения и характера, скорости реагирования, склонностей, привычек. Где-то требуется умение быстро переключаться с одной задачи на другую или вообще работать в режиме многозадачности. В другом месте необходимо тщательное и кропотливое исполнение одних и тех же действий.
Один вид деятельности требует моментального принятия решений (например, работа авиационным диспетчером или водителем), а другой – тщательного обдумывания, анализа исходных данных и выбора оптимального варианта из всех возможных. Наиболее продуктивное выполнение рабочих обязанностей напрямую зависит от темперамента человека.
Многие незаслуженно недооценивают этот фактор, а зря – именно он награждает нас определенными характеристиками и склонностями, определяет предрасположенность к конкретным видам деятельности. Скорректировать его сложно, а порой и невозможно. Логичнее будет использовать в работе сильные стороны своего темперамента.
При неправильном выборе профессии, когда она противоречит врожденным особенностям человека, страдать будет и он сам, и качество выполняемой работы. Человек, который привык к постоянной смене впечатлений, к активности, не сможет скрупулезно выполнять однообразную, рутинную работу. А тот, кто привык погружаться в работу с головой, не сможет качественно выполнять обязанности, требующие постоянной смены деятельности.
Поэтому при выборе специальности очень важно понять, какому темпераменту наиболее соответствует психотип личности человека. И, исходя из этого, делать осознанный выбор. Лучше всего, если это произойдет еще до поступления в учебное заведение, чтобы годы, затраченные на обучение, не пропали даром.
2.2. Выбор профессии по типу темперамента
Холерик. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Представитель данного типа легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам. И, наоборот, с трудом переносит однообразную монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Холерику трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивания нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи. Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.
Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента и, безусловно, ряд других. Из людей холерического типа темперамента часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены. Холерик может быть успешным в широком круге профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу (специалист берется за определенную задачу, решает ее от начала до конца, и потом берется уже за совершенно новую задачу). Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще работать по своему собственному графику.
В целом у холерика больше шансов быть успешным в профессиях, связанных, скорее, с общением, нежели с документами и техникой. А также в профессиях, требующих, скорее, гибкости, нежели въедливости [6].
Меланхолик. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда представителей данного типа может стать техника, информация, художественные образы. Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик, и как программист, бухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Они нелегко переносят деятельность, где частые форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.
Меланхолику подойдут профессии аудитора, аналитика, программиста, литературного редактора и, безусловно, ряд других. К примеру, из меланхолика может получиться отличный психолог, если он посвятит себя не групповым тренингам и обучению персонала, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе. Ему стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а прежде всего по качественным показателям. Профессия меланхолика может внешне восприниматься как монотонная, но важно, чтобы она давала постоянную пищу его интеллектуальным и творческим способностям.
Категорически не подходящей людям меланхолического типа темперамента, может быть, например, профессия рекламного агента. Большое количество общения с незнакомыми людьми, частые ситуации отказа и отвержения, поверхностность представления информации – всё это категорически не подходит людям данного типа. При этом в той же самой сфере меланхолик может вполне состояться как разработчик эффективной рекламной кампании [6].
Сангвиник. Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности. Подойдут сангвинику профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, адвоката, менеджера по персоналу и, безусловно, ряд других. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности (диспетчер, ювелир, токарь и т. п.), хоть и доступна для сангвиника, но будет ему, вероятнее всего, неинтересна.
Наименее подходящей сангвинику, может быть, например, профессия делопроизводителя или радиомонтажника. Сангвинику будет не так просто работать в ситуации, когда нет четко сформулированных задач и правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы. В целом этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии – сангвиник может найти себя практически в любой деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями, полученными навыками [6].
Флегматик. Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии. Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.
Образом профессии, противопоказанной флегматику, может быть, например, профессия ведущего шоу или секретаря. То есть – любая деятельность, вынуждающая его часто импровизировать, деятельность в условиях изменяющейся среды, требующая постоянного переключения себя на новых людей и перестройки себя под новые задачи. Для флегматика важна работа по чёткому графику, в соответствии с понятными алгоритмами, ясно поставленными задачами и точными сроками их реализации [6].
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА С ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ
УЧАЩИХСЯ 11А КЛАССА
Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии г. Советский. В эксперименте участвовали учащиеся 11А класса в количестве 13 человек, из них 9 юношей и 4 девушки в возрасте 17-18 лет.
3.1. Определение типа темперамента у обучающихся 11А класса
Для исследования типа темперамента с учетом экстраверсии и интроверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости использовался «Личностный опросник Г. Айзенка», который включает в себя 60 вопросов (Приложение А).
Данный опросник соответствует возрастным особенностям выборки, что обеспечивает большую достоверность полученных данных.
Таблица 1
Результаты исследования свойств и типа темперамента
учащихся 11А класса
Испытуемый | Тип темперамента | Экстраверт/ интроверт/ амбиверт | Эмоциональная устойчивость/неустойчивость |
1. | Холерик | Экстраверт | Эмоциональная неустойчивость |
2. | Меланхолик | Амбиверт | Эмоциональная неустойчивость |
3. | Меланхолик | Интроверт | Эмоциональная неустойчивость |
4. | Холерик | Экстраверт | Эмоциональная неустойчивость |
5. | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
6. | Холерик | Экстраверт | Эмоциональная неустойчивость |
7. | Меланхолик | Интроверт | Эмоциональная неустойчивость |
8. | Меланхолик | Интроверт | Эмоциональная неустойчивость |
9. | Флегматик | Интроверт | Эмоциональная устойчивость |
10. | Холерик | Экстраверт | Эмоциональная неустойчивость |
11. | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
12. | Флегматик | Интроверт | Эмоциональная устойчивость |
13. | Флегматик | Интроверт | Эмоциональная устойчивость |
Проанализировав ответы по шкале экстраверсии/интроверсии, были получены следующие результаты: из 13 обучающихся 6 человек (46%) 11А класса являются экстравертами, 6 человек (46%) – интровертами, 1 человек – амбивертом, что составляет 8% от общего количества учащихся класса.
По шкале эмоциональной устойчивости/ неустойчивости выяснилось, что 5 человек (38%) эмоционально стабильны и 8 человек (62%) – эмоционально нестабильны, т.е. плохо управляют своими эмоциями.
Исходя из полученных результатов, было выявлено, что в 11А классе 4 учащихся (31%) являются холериками, 4 человека (31%) – меланхоликами, 3 обучающихся (23%) – флегматиками и 2 человека (15%) – сангвиниками.
3.2. Определение совместимости типа темперамента с выбранной профессией учащихся 11А класса
Для определения совместимости типа темперамента с выбранной профессией помимо «Личностного опросника Г. Айзенка» был проведен письменный опрос учащихся 11А класса, в котором они должны были ответить на два вопроса:
1. Выбрал ли ты профессию? Если да, то какую?
3. Ориентировался ли ты при выборе профессии на личностные особенности (темперамент, характер)?
Результаты исследования занесены в таблицу 2, из которой виден выбор каждого испытуемого в разрезе профессиональной сферы с учетом его типа темперамента.
Таблица 2
Результаты исследования совместимости типа темперамента и выбранной профессии учащихся 11А класса
Испытуемый | Тип темперамента | Выбранная профессия | Соотносится/ не соотносится (+/) профессия с типом темперамента |
1 | Холерик | Пожарная безопасность | + |
2 | Меланхолик | Звукорежиссёр | + |
3 | Меланхолик | Компьютерная безопасность | + |
4 | Холерик | Журналист | + |
5 | Сангвиник | Авиатехник | + |
6 | Холерик | Программист | + |
7 | Меланхолик | Фитнес-тренер | - |
8 | Меланхолик | Покадровый аниматор | + |
9 | Флегматик | Предприниматель | + |
10 | Холерик | Военный | + |
11 | Сангвиник | Программист | + |
12 | Флегматик | Востоковед | + |
13 | Флегматик | Программист | + |
Анализируя предпочтения профессионального выбора старшеклассников, можно сделать вывод о том, что большая часть испытуемых (92%) действительно учитывает свой тип темперамента при выборе профессии, что в будущем поможет им получить удовлетворение и максимальную эффективность от их работы. У одного учащегося (8%) выбор профессии и тип темперамента не совпадают, что может негативно отразиться на профессиональной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при выборе специальности очень важно знать какому темпераменту соответствует тип личности человека и, учитывая это, делать осознанный выбор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – выявление наклонностей к профессиональной деятельности в соответствии с типом темперамента.
Для достижения поставленной цели были полностью решены задачи:
проанализированы источники психолого-педагогической литературы для раскрытия содержательных смыслов понятий «темперамент» и «профессия»,
проведено диагностическое обследование в 11А классе с последующим анализом, направленное на определение типа темперамента каждого ученика, изучение их профессиональных предпочтений и совместимости с личностными особенностями, выяснено насколько учитывают старшеклассники особенности своего темперамента при выборе будущей профессии.
На основе анализа теоретической литературы я узнала об истории изучения темперамента, его характеристиках, влиянии темперамента на успешность профессиональной деятельности и пришла к выводу, что при неправильном выборе профессии, который противоречит врожденным особенностям человека, страдать будет и он сам, и качество выполняемой работы.
В ходе экспериментальной части было выявлено, что 4 учащихся 11А класса (31%) являются холериками, 4 человека (31%) – меланхоликами, 3 обучающихся (23%) – флегматиками и 2 человека (15%) – сангвиниками.
Каждый из испытуемых определился со сферой профессиональной деятельности, но не все учащиеся при выборе профессии учитывали врожденные личностные особенности. Результаты исследования показали, что 92% респондентов действительно учитывают свой тип темперамента при выборе профессии, что в будущем поможет им получить удовлетворение и максимальную эффективность от их работы. У одного учащегося (8%) выбор профессии и тип темперамента не совпадают, что может негативно отразиться на профессиональной деятельности.
Таким образом, выдвинутая гипотеза не подтвердилась, так как большая часть старшеклассников учитывает особенности своего темперамента при выборе будущей профессии.
Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогом-психологом в профориентационной работе.
В перспективе было бы интересно изучить насколько темперамент влияет на межличностные взаимоотношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология, СПб., 2001.
2. История изучения темперамента, теории темперамента // Студенческая библиотека. – 2017 – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://students-library.com/library/read/60696-istoria/-izucenia-temperamenta-teorii-temperamenta
3. Как темперамент влияет на выбор профессии // Журнал абитуриентам «Кем стать». – 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online/journal/kem-stat/kak-temperament-vliyaet-na-vybor-professii
4. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии, Москва – Воронеж, 1995.
5. Ника Туркина. Тип темперамента и профессия //Феникс. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.fenix.help/proforientaciya/tip-temperamenta-professiya
6. Обухова Анна. Темперамент и выбор профессии // Знанио. – 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/temperament-i-vybor-professii-2551638
Приложение А
Личностный опросник Г. Айзенка
Ф.И.учащегося:_____________________________________________________
Класс:________
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («несогласен»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
4. Бывает ли такое, что тебя что-нибудь раздражает?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным (ой) без всякой причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен (а) чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?
15. Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?
18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?
21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь усталость?
24. Ты всегда сначала делаешь необходимую работу, а потом все остальное?
25. Ты обычно весел (а) и всем доволен(льна)?
26. Обидчив (а) ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе нравятся подвижные игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Бывал (а) ли ты когда-нибудь груб (а) с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен (на) выполнить?
54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?
55. Ты стесняешься заговорить первым (ой) с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым (ой) или печальным (ой) без причины?
59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?
60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал (а) что-то не подумав?
Спасибо!
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
"Морская болезнь" у космонавтов
Бабочка
10 осенних мастер-классов для детей
Тупое - острое