Вложение | Размер |
---|---|
zolotuhin_anton.docx | 38.69 КБ |
ВЫПОЛНИЛ:
Золотухин Антон
ученик 8 А класса
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Стр.
I РАЗДЕЛ. В час испытания
II РАЗДЕЛ. Вклад математиков в дело победы над врагом
2.3 Совершенствование военной техники…………..….....……………..7
2.4 Теория стрельбы………………………..……………………….….….7
III РАЗДЕЛ Викторина: "Вклад ученых: математиков, физиков, механиков, химиков в дело победы в ВОВ"…………………..……………………….……..…8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..………………………. 11
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………….… 12
АКТУАЛЬНОСТЬ
9 мая 2023 года исполнится 78 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Данная работа посвящена вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.
Цель проектной работы: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы СССР над врагом, принесшие славу и стойкость советскому народу и науке.
• Прочитать и проанализировать литературу, в которой рассказывается об ученых в годы ВОВ. Находить информацию в Интернете.
• Расширить кругозор, получить новые знания.
• Обобщить и систематизировать информацию о том времени, создав буклет для сверстников.
• Познакомить с собранной информацией сверстников, например во время «Недели точных наук».
• Воспитывать волю к победе на исторических примерах
Материальное обеспечение: компьютерная презентация. (фотоснимки Великой Отечественной войны); портреты ученых и конструкторов.
Форма проведения: научно - практическая конференция
Время проведения: 40 минут.
I РАЗДЕЛ. В час испытания
1.1 Начало войны
Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 г. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».
1.2 Верные сыновья Родины
Прошли 78 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов; миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались
в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами. В самые тяжелые для страны дни они показали себя верными сыновьями Родины, способными на самопожертвование и готовые отдать жизнь во имя свободы Отчизны. И действительно, многие из тех, кто ушел па фронт, не возвратились и не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых математиков, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в прогресс наших знаний.
Как только стало известно о нападении фашистской Германии на наше Отечество, всюду на заводах и в учреждениях возникло общенародное движение по записи в народное ополчение. В ополчение записались практически все студенты и аспиранты, и подавляющее большинство ассистентов, доцентов и профессоров, в том числе и те, кто по возрасту и состоянию здоровья был освобожден от воинской службы. Позднее некоторые ополченцы были вычеркнуты из списков, так как они имели профессорские звания или степени доктора.
1.3 На защиту Родины
Большое число математиков, как мы уже отмечали, были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными — профессорами и академиками. Достаточно назвать такие имена как академики Ю. В. Линник, Ю.А. Митропольский, Г.Г. Черный, Н.П. Еругин, О.С. Парасюк, чтобы убедиться в этом. А во-вторых, каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Так, Московский университет потерял талантливых молодых математиков Г.М. Бавли, М.В. Бебутова, Н.В. Веденисова, В.Н. Засухина и многих, многих других. Они могли бы стать
гордостью нашей науки, но воина прервала и зачеркнула раз так славно
начатого ими научного пути. Помимо преподавателей, аспирантов и студентов, получивших мобилизационные извещения уже в первые дни войны и попавших в регулярные воинские части, механико-математический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию на ополчения. Все они были забраны в 975-и артиллерийский полк этой дивизии и после короткого обучения уже в августе заняли оборонительный рубеж на ржевско-вяземском направлении.
1.4 В народном ополчении: бой под Ельней
В начале октября положение на ельнинском направлении резко обострилось,
поскольку немцы сосредоточили здесь большие свежие силы и начали
наступательную операцию. Расчеты оставшихся двух орудий изготовились к бою, а пехота залегла рядом, на опушке, в наспех вырытых окопчиках. В это время разведка донесла, что вблизи от леса движется большая колонна противника — машины с солдатами, самоходные орудия, минометы, боеприпасы. Было принято немедленное решение — атаковать наличными средствами беспечного противника. Наводчиком одного из орудий был Г.Г. Черный, другого — также мехматовец И.Степанов. Тщательное прицеливание, залп и оба снаряда разорвались в колонне. Дальше бешеный огонь по противнику, разбитые машины, мотоциклы, уничтоженные солдаты. Дуэль длилась до тех пор, пока у наших оставались снаряды.
II РАЗДЕЛ. Вклад математиков в дело победы над врагом
2.1Медсестры, летчицы и артиллеристы
Пяти летчицам выпускницам мехмата было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена: Е. Руднева, Е.Пасько, Р. Гашева, А. Зубкова, Е. Рябова. Еще три выпускника факультета были удостоены звания Героя Советского Союза — Г. Барыков, Г.Волохов, Л. Ратушная.
Добровольцем пошел в Армию и профессор А.А. Ляпунов и, как многие мехматовцы, стал артиллерийским офицером. Он не только храбро воевал, но и вносил много ценного в правила стрельбы. Но здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения позволили увеличить эффективность стрельбы. За работы в области теории множеств А. А. Ляпунов уже после войны был избран член- корреспонден АН СССР. Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты, проявляли величайшее мужество, были храбрыми и расчетливыми воинами.
2.2Математические задачи — для фронта
Мы должны преклоняться перед самоотверженностью и верностью Отчизне», которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Знание этого фактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием изобретательности и точного расчета. Дело в том, что для военных действий привлекаются все до естествознания, а вместе с ними и математика во всех ее проявлениях. Создание атомного и ракет оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики. Без таких предварительных математических исследований не создается ни одна техническая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее математический аппарат. Для примера, крейсер представляет собой такую сложную техническую систему. Предварительно необходимо обеспечить живучесть корабля, надежность его управления, рассчитать влияние на устойчивость расположения различного рода масс — машин, орудий, торпедных аппаратов и пр. Но и этого мало — требуется обеспечить связь со всеми боевыми единицами корабля, то есть создать эффективную систему управления кораблем и его оружием.
2.3Совершенствование военной техники
Жуковский Н.Е. заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а также Центр аэрогидродинамический инженерии. Это научное учреждение долгие годы работало под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Н.Е. Жуковского — С.А. Чаплыгина (1869 —1942) и многих выдающихся исследователей — М. В. Келдыша (1911 — 1978). В.В. Голубева (1884 —1954), М.А. Лаврентьева (1900—1980) и др. Теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для военной авиации. Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавшими повышенной маневренностью, скоростью, надежностью. Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приводил к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш ( президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики). Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключение о том, как устранять эти явления. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследований невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших скоростях
.2.4 Теория стрельбы
Традиционная область деятельности ученых нашей страны — исследование
артиллерийских систем. Этим занимались М. В. Остроград (1801 —1862) и П. Л. Чебышёв (1821—1894), и последующие поколения ученых. Проблемы пристрел, разработанные еще в XIX веке в связи с появлением новых типов артиллерии потребовали в период Великой Отечественной войны до исследований и состав таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии и математики. Проблемы бомбардировки привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
Интересная задача возникла у математиков в связи с желанием увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания увеличить эту вероятность. Этой задачей занялся один из крупнейших математиков академия А.Н. Колмогоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования.
Какую-то долю успехов наших моряков следует отнести и на счет этой решенной Колмогоровым задачи. Позднее его выводы были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной артиллерии по самолетам. Вообще нужно сказать, что актуальная математическая задача, решенная в одной практической ситуации, очень быстро находит и другие применения, порой очень далекие от первоначального направления исследований.
III РАЗДЕЛ Викторина: "Вклад ученых: математиков, физиков, механиков, химиков в дело победы в ВОВ"
Викторина.
Вопрос 1. Ученых страны ждало серьезное испытание: враг наступал; его армии неумолимо двигались на восток.
С первых дней войны по решению ЦК партии и Государственного Комитета Обороны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы в отдаленные от нее места. Она была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было во что бы то ни стало сохранить и ученых, и научную базу страны.
Куда были вывезены в эвакуацию научные институты и вузы, президиум Академии наук?
Ответ. В Казань.
Вопрос 2. Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.
Назовите новые и модернизированные типы самолетов, пушенные в серийное производство в годы войны.
Ответ. а) истребители высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина;
б) самые легкие и маневренные истребители Второй мировой войны Як-3, созданные в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 г., появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. Як-3- самый легкий истребитель Второй мировой войны. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением;
в) двухместный штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина; пикирующий бомбардировщик Ту-2 — детище конструкторского бюро А.Н.Туполева.
Вопрос 3. Какое стрелковое оружие, стоящее сейчас на вооружении 55 стран мира, родилось в 1943 году в госпитальной палате?
Ответ. Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.
Вопрос 4. Флаттер — это слово наводило ужас на летчиков-испытателей в предвоенные годы. Но вот в борьбу с этим, тогда таинственным явлением, вызывающим разрушение самолетов в воздухе, вступили математики и механики. После того, как профессором М.В.Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла. Ученым были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. Их приняли во внимание, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттера. Что это за явление?
Ответ. Флаттер — это сочетание изгибных и крутильных колебаний крыльев, хвостового оперения и других элементов самолета. Возбуждение колебаний происходит самопроизвольно, причем с большой амплитудой и ведет к разрушению машины.
«Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя», фрицу не пролезть. Воевать охота, — говорит пехота, — Раз у нас такая пушка есть! Влево и направо, бьет врагов на славу. Впереди — горячий бой. Огненную лаву на врагов ораву Сыплет «Катя» щедрою рукой». Эти стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942 г.
Вопрос 5. О каком оружии говорится в этих строках? Что оно представляло собой с точки зрения физики? Когда и где было впервые применено? Кто из ученых и конструкторов работал над его созданием?
Ответ. Оружие — «катюша». «Катюши» — реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. У г. Орши, там, где батарея произвела первые залпы, установлен памятник, на котором застыла могучая «катюша», как символ постоянной готовности к ратному подвигу во имя свободы, независимости и счастья нашей Родины. Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П.Барминым. Применение нового оружия сулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутый к тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии и увеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычные артиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пуск снаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения приобретала весьма важное значение. Сравнительно небольшой вес и простота устройства направляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж на автомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а также кораблях и даже на самолетах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивной артиллерии. Но, пожалуй, главным было то, что простота устройства и сравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности создания многозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно, залпами, создавая высокую плотность огня.
Заключение
Нам никак нельзя забывать о том, что подвиг в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставил нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллект, усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками. Мы его прошли сами, тогда как в США работали лучшие ученые со всей Евро — Англии, Франции, Италии, Дании, Германии (эмигранты), Польши, Венгрии и, конечно, самих США.
Со времени Победы прошло почти 78лет. Советские математики многое дали
восстановлению и развитию народного хозяйства, а также прогрессу теоретической математики. К сожалению и теперь положение в мире таково, что математики вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
ЛИТЕРАТУРА
2. Балашов, А.И., Рудаков, Г.П. История Великой Отечественной войны.- /Под ред. В. Фортунатова. - СПб.: Питер, 2009.
3. Советская военная энциклопедия в 4-х т. - М.: изд-во при МО СССР, 1979.
4. Гракина, Э.И. Учёные России в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 / РАН. Ин-т рос. истории в сотруд. с ун-том им. Меллена. - М.: 2000.
5. Храмкова, Е.Л. Тыл России в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.: Библиогр. указ. лит. Самара, 2000.
Н. Гумилёв. Жираф
Новый снимок Юпитера
Где спят снеговики?
Швейня
Марши для детей в классической музыке