Актуальность данной темы обусловлена тем, что во всем мире выросло количество неблагополучных семей. Реформы 1990-х годов привели к коренным изменениям к социальной структуре общества.
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 69.5 КБ |
Неблагополучная семья как проблема десоциализации ребенка
Янкова Евгения Эдуардовна
Студентка
Сергеева Анна Анатольевна
ГБПОУ «Якутский медицинский колледж»
Актуальность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что во всем мире выросло количество неблагополучных семей. Реформы 1990-х годов привели к коренным изменениям в социальной структуре общества. Это привело к серьезным различиям в уровне жизни российских семей, увеличению числа семей, относящихся к категории социально неблагополучных. Родительская депривация, неизбежно сопровождающая рост числа детей, с девиантным поведением и социальной десоциализацией, стала причиной особого социального явления конца 20 века, а именно социального одиночества, или «сиротства» при живых родителях. Это свидетельствует о негативных процессах, при которых дети остаются в долгой стрессовой среде, без внимания родителей, без постоянного дома, без верных друзей, без социальной поддержки, без жизненных перспектив. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, десоциализации в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может «возродить» общество, как это способна сделать семья.
Аннотация. Для всех нас привычно представлять семью как место заботы, любви и безопасности, где ребёнка должны окружать самые близкие и родные люди. Но, к сожалению, семья - это не всегда так. Существует множество случаев, когда атмосфера в семьях отличается от принятой нормы. Такие семьи напоминают бесконечную войну, в которых происходят постоянные споры, обвинения и угрозы, часто сопровождающихся употреблением спиртных напитков и применением физической силы. Общество довольно долго считало, что такие вещи считаются допустимыми, так как это личное дело каждого, но только последствия такого морального и физического насилия часто отзываются психологическими травмами в более осознанном возрасте.
На данный момент неизвестно, сколько детей живет в неблагополучных семьях, но велика вероятность, что их много.
Ключевые слова: семья, десоциализация, алкоголь, семья, мама, папа, жестокое обращение с детьми.
Неблагополучная семья — это семья, погрязшая в конфликтах, хаосе, отсутствии структуры или безразличии, в результате чего физические и эмоциональные потребности ребенка не могут быть удовлетворены. Факторы, которые могут ухудшить функционирование семьи, включают плохое воспитание детей, стрессовую или оскорбительную среду, злоупотребление психоактивными веществами, психические заболевания, хронические физические заболевания и негативное общение. Жизнь в неблагополучной семье эмоционально бурна. Отношения между членами семьи, как правило, всегда напряженные. Жестокое обращение, пренебрежение и секретность являются обычным явлением, а крики и ругань часто являются единственным средством общения.
Дети, растущие в неблагополучных семьях, невиновны и абсолютно не контролируют свою токсичную жизненную среду. Они выросли с множественными эмоциональными шрамами, вызванными повторяющимися травмами и болью от действий, слов и отношения их родителей. В конечном счете, у них будет другой рост и развитие своего индивидуального «я». Взрослея, такие «жертвы», как правило, пытаются избежать своей прошлой боли, травмы, погружаясь в все более деструктивное поведение, такое как постоянное употребление алкоголя, злоупотребление наркотическими веществами, осознанное причинение вреда самому себе или же позволение принимать жестокое обращение от других людей. Такие травмированные люди часто ощущают трудности в формировании и поддержании дружеских отношений, сохранении положительной самооценки, трудностях с доверием к другим, стрессе из-за потери контроля и отрицании собственных чувств/реальности. Обычно люди, выросшие в здоровых семьях, имеют тенденцию возвращаться к своему нормальному состоянию после того, как жизненный/семейный кризис проходит. И наоборот, в неблагополучной семье проблемы, как правило, сохраняются надолго, потому что дети не удовлетворяют свои прежние потребности; поэтому негативное, патологическое родительское поведение имеет тенденцию доминировать даже во взрослой жизни.
Настоящими характеристиками неблагополучной семьи являются хаос, жестокое обращение и пренебрежение в качестве стандартных рабочих процедур.
Вот несколько примеров неблагополучных семей:
Все семейные дисфункции подпитываются по-разному. Но исследователи и психологи определили пять типов неблагополучных семей, которые не позволяют здоровому эмоциональному и личностному развитию детей.
В патологических семьях один или оба родителя злоупотребляют наркотиками или алкоголем или страдают психическими заболеваниями, что делает их инвалидами и дееспособными. Ребенок зависимого родителя или жестокого родителя, как правило, не удовлетворяет свои основные физические потребности, не говоря уже об эмоциональных потребностях.
Семейные роли в этих домохозяйствах обычно меняются местами. Дети больше несут ответственность за свою повседневную жизнь, когда их неблагополучные родители не могут этого сделать.
Также известная как «авторитарная семья», доминантно-подчиненная семья управляется родителем-диктатором, независимо от желаний или чувств других членов семьи.
Доминирующий родитель требователен, но дает очень мало любви, поддержки и положительного подкрепления. Детские ошибки и недостатки часто имеют тяжелые последствия, например, физические побои.
В хронически конфликтной семье ссоры и споры являются нормой.
Семьи спорят в агрессивной манере, которая оставляет раны и приводит к крайней враждебности в семейной среде. Проблемы с общением и неспособность решать проблемы приводят к ссорам, дракам, обидам и стрессу, вызывая хаос в доме.
В хаотической семье, также известной как семья с серьезными нарушениями, о детях плохо заботятся или плохо защищают, потому что родители заняты, отсутствуют или жестоко обращаются с ними.
В этих семьях непостоянство является единственной константой. Семейные правила и ожидания неясны, и родители часто приходят и уходят (въезжают и уезжают из дома или находятся в заключении).
Когда они рядом, их родительские навыки не играют особой роли или они сами причиняют вред детям. Дети часто подвергаются жестокому обращению, пренебрежению или и тому, и другому.
В эмоционально отстраненной семье дети не причастны к проявлениям привязанности и тепла со стороны родителей. Это семьи, которые не говорят о чувствах.
Обычно родители холодны, далеки и эмоционально недоступны. Дети учатся подавлять собственные эмоции.
Отсутствие физической привязанности и недостаток эмоциональной поддержки вызывают у детей чувство никчемности и низкой самооценки.
Этот тип неблагополучной семьи часто связан с социальным или культурным происхождением. Это может быть наименее очевидный и наименее изученный дисфункциональный тип.
Чтобы развиваться, дети должны чувствовать себя в безопасности физически и эмоционально. Они нуждаются в благоприятной среде и опекунах, которые настроены на их нужды.
Однако в неблагополучных семьях нет ничего последовательного, ничто не чувствует себя в безопасности, и дети делают все, что угодно, только не процветают.
В результате они с большей вероятностью будут замкнуты и социально изолированы. У них никогда не будет возможности учиться на собственных ошибках, и они идут по жизни с некачественными навыками принятия решений.
Более того, им трудно доверять другим, они умеют угождать людям (в ущерб себе), и им часто не хватает коммуникативных навыков и навыков принятия решений.
Исследования показали, что дисфункциональная семейная динамика может привести к тому, что дети пропустят важные ветви развития и приведут к дефициту обучения.
Жестокое обращение и пренебрежение в раннем детстве (типичные для неблагополучных семей) могут привести к структурным изменениям в головном мозге, в том числе:
В результате у тех, кто вырос с семейной дисфункцией, как правило, развиваются проблемы с психическим здоровьем, такие как:
Десоциализация — утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
Наиболее ярким примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, потому что само преступление является нарушением основных норм и посягательством на охраняемые ценности. Совершая преступление, человек демонстрирует неприятие фундаментальных устоев и ценностей любого общества. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).
Говоря о принципе десоциализации, чаще всего ей подвергаются юноши из неблагополучных семей в возрасте от 11-16 лет. К примеру, в Республиканской общеобразовательной специальной школе закрытого типа МО РС(Я) для трудных детей и подростков, на 100 детей приходится 78 мальчиков и 22 девочки.
По словам социального педагога Матрены Сыроватской: «Несмотря на благоприятные условия созданные в данной спецшколе, после окончания срока пребывания в школе из 16-ти воспитанников скорее всего, лишь 20% учеников найдут в себе силы стать полноценными членами общества, смогут трудоустроиться. Во многом этому способствует поддержка родителей.»
80% детей подросткового возраста, выросших в неблагополучных семьях, с малой вероятностью смогут жить нормальной жизнью. К сожалению, на фоне семейного социального неблагополучия, большинство выросших таких детей попадают в места лишения свободы, где их психика может сломаться окончательно. В том, что жизнь этих детей сложилась таким образом, вины их нет. Виноваты родители, которые не дали им «детства», и общество, которое их не приняло.
За чашкой чая
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Злая мать и добрая тётя
Каргопольская игрушка
Будьте как солнце!