Материал для самостоятельных занятий.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 52.33 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
образовательная школа №32
Физическая культура
Методика самостоятельных тренировок баскетболиста для совершенствования приемов техники
Работа ученика 6 Б класса
Соколова Александра Кирилловича
Руководитель проекта
Скиндер Александр Васильевич
Работа допущен к защите «_____» _______________ 201____г.
Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)
Комсомольск-на-Амуре
2019 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
I. О баскетболе
1.1.Характеристика баскетбола, его специфические признаки ……..…....4
1.2. Улучшение навыков баскетболиста ………………...…..………..…9
II. Индивидуальная подготовка баскетболиста
2.1. Самостоятельные тренировки в баскетболе……………………….….15
2.2.Планы самостоятельных тренировок……………………..……….....16
2.2.1. План самостоятельной тренировки для одного игрока…...………16
2.2.2. План самостоятельной тренировки для двух или более игроков.19
Заключение …………………………………………………………………..23
Список использованной литературы …………………………………..…..24
Введение
Баскетбол –это спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены). Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину. Корзина находится на высоте 3,05 м от паркета (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) - три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки - 28 м в длину и 15 м - в ширину. Баскетбол - один из самых популярных видов спорта в мире.
В связи с этим, выбор темыпроекта «Методика самостоятельных тренировок баскетболиста для совершенствования приемов техники» актуален.
Цель работы: определить план самостоятельных тренировок баскетболиста для совершенствования приемов техники.
Задачи работы: подготовить план самостоятельных тренировок баскетболиста и презентацию по проведению самостоятельных тренировок баскетболиста.
IО баскетболе
1.1. Характеристика баскетбола, его специфические признаки
Баскетбол сформировался на основе игровой деятельности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.
Особенности баскетбола определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает его от других видов спорта.
Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только этой игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника.
В баскетболе выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.
Такая специфика баскетбола определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды. При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.
Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в баскетболе. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.
В связи с этим баскетбол является действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности тренеров, воспитателей, педагогов и др.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.
Важная особенность баскетбола состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности для достижения спортивного результата - отсюда требование надежности, стабильности навыков и т.д.
В баскетболе соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.
Особенностью баскетбола является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т. д.). В баскетболе это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для баскетбола соревновательной деятельности.
Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в баскетболе служит победа над соперником. Количество побед определяет место в турнирной таблице всех участников. В многолетней спортивной практике сложилось так, что спортивный результат - занятое место в соревнованиях - стал критерием оценки уровня спортивного мастерства команды и ее членов. Как показали исследования, такое выражение спортивного результата по положению в турнирной таблице в баскетболе в полной мере не отражает уровня мастерства спортсмена из-за отсутствия объективных показателей в количественном выражении. При одинаково высоком уровне мастерства всех участвующих в соревновании команд неизбежно их различное положение в турнирной таблице. Даже при участии в турнире заведомо слабых команд будет выявлен (теоретически) чемпион страны, а игроки победившей команды получат право на присвоение высокого спортивного звания. Таким образом, необходимо установление объективных показателей, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс подготовки и осуществлять контроль.
В число объективных показателей в баскетболе входят: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др. Очень важно все это выразить в количественных величинах. Наличие таких сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, для разработки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и т.д.
Взаимоотношения игроков одной команды определяются спецификой баскетбола, структурой соревновательной игровой деятельности с учетом действий своей команды и игроков соперника. В этой сложной обстановке можно выделить для каждой команды ряд «состязательных структур» на основе «совместной состязательной структуры», образованной соревновательной деятельностью обеих соперничающих команд.
Ролевые структуры основаны на отношениях «играть роль», «занимать должность», «выполнять обязанности» и отношениях между такими ролями. Каждому члену команды определена его «игровая функция» («игровое амплуа»). Каждая роль определяется совокупностью функциональных обязанностей, задаваемых сюжетом состязания (игры). При этом роль может модифицироваться в зависимости от особенностей спортсмена и характера соревнований. Ролевые структуры не могут быть жестко заданы в силу того, что они всегда являются функциями действий всех партнеров по команде и всех соперников (в их единстве), а эти функции зависят от динамики конкретных обстоятельств, складывающихся в каждом состязании.
Функциональные структуры играющих команд образованы функциональными отношениями между ролевыми обязанностями спортсменов. Эти отношения формируют определенные роли в группы для совместного решения тактических задач. Внутри каждой группы возникают специфические отношения, выделяющие ее из остальных. Каждая подобная группа связана определенными отношениями со всеми остальными группами собственной команды, объединяющими их для выполнения тактических действий, а также с соперниками в целях реализации задач игры в целом. Группы являются своего рода звеньями, из которых формируются защитные и нападающие линии. На этой основе формируются коллективные действия - групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
Структуры соподчинения играющих команд образованы отношениями руководства, организации, координации, содружества, подчинения, независимости и др. между игроками команды и их группами. Эти структуры существуют именно в процессе состязания (игры), порождаются смыслом сюжета игры, правилами и положением соревнований, спецификой каждой команды, стратегией и тактикой. Совокупность отношений, образующих структуру соподчинения, определяет системную упорядоченность, организованность, целостность или разобщенность действий команды в каждом состязании (игре). Эта структура весьма лабильна в силу того, что ее компоненты во многом зависят от ситуационных факторов.
Информационные структуры играющих команд образованы отношениями информационной связности как внутри каждой команды, так и между соперниками в процессе состязания (игры). Характер, качество, достоверность, своевременность потоков информации позволяют принимать решения, исполнять с тем или иным качеством рефлексивные процедуры, вообще, действовать с разной степенью адекватности динамике ситуации состязания (игры). Важно учитывать, что информационные связи соперников определены стремлением каждой стороны все узнать о сопернике и не позволить это же выполнить ему.
Формальные структуры состязающихся команд образованы предписаниями сюжета состязания и его правилами. Они как бы заданы заранее и не зависят от конъюнктуры конкретных соревнований. Поэтому их учет и анализ являются наиболее простыми из всех.
Неформальные (естественные) структуры состязающихся команд могут отличаться от формальных, дополняя их до реально действующих систем. Эти структуры образованы соревновательно-личностными деловыми (состязательными) отношениями в процессе соревнования и определяются личностно-спортивными способностями каждого игрока, его состязательными установками, складывающимися ситуациями, эффективностью (или неэффективностью) тех или иных совместных действий, общим пониманием ситуации, тактики, стратегии и др. Наблюдаются случаи, когда спортсмены, играя формально в команде одну роль, в состязании выполняют другую.
Коллективно-психологические структуры состязающихся команд имеют место и вне состязания - в совместном процессе подготовки, а также вне спортивной жизни. Они выражаются особенностями межличностных отношений между членами команды. Практика показывает, что отношения в процессе состязаний и вне их могут существенно различаться. Однако учет этой структуры обязателен для адекватного планирования процесса подготовки.
В реальной работе с командами по их подготовке, по воспитанию спортсменов, по развитию тех или иных спортивных и общих способностей описанные выше типы структур должны вначале выделяться, а затем путем их «наложения», совмещения, объединения собираться в единую функциональную структуру, которая определяет «морфологию», «физиологию» и «психологию» команд в процессе состязаний. Результат подобной работы составляет надежную основу для руководства и управления командой, для разработки стратегии и тактики, процесса подготовки команды в целом, а также для индивидуального воспитания, совершенствования мастерства спортсменов.
1.2. Улучшение навыков баскетболиста
Баскетбол - это командная игра, которая требует внимательности, и, конечно же, активности. Для того чтобы стать отличным игроком потребуется много сил и терпения. Скорость и энергичность – залог успешной игры в баскетболе. Тяжелый труд является ключом к становлению хорошего баскетболиста.
Для овладения точностью бросков необходимо ежедневно совершенствоваться, причем с юношеского возраста.
Мастерство баскетболистов, занимающихся самостоятельно, растет быстрее потому, что игроки третируются больше времени, совершенствуют индивидуальный стиль исполнения тех или других приемов и те приемы, которые более соответствуют их особенностям. В результате растут разнообразные игроки.
В самостоятельных тренировках развивается творческая инициатива игроков: баскетболисты находят новые нюансы исполнения технических приемов, соответствующие их особенностям, учат и по-своему переделывают новые технические приемы, виденные у игроков высшего класса.
В самостоятельной тренировке развивается тактическое мышление. Игрок, пробуя, изучая один или другой прием, думает, как лучше его исполнить, как и когда применить. Повышается индивидуальное тактическое мастерство.
Баскетболист, занимающийся самостоятельно, сознательно думает о повышении своего мастерства, о своей спортивной форме, о команде. Он интересуется всем, что касается баскетбола. А это обязательное условие для достижения высокого мастерства.
Современная система спортивной тренировки, обилие средств, большие нагрузки, продолжительность соревнования и т. д. требуют разумного подхода к организации и проведению самостоятельной тренировки. Первые навыки баскетболисты должны получить во время индивидуальных тренировок под руководством тренера.
Самостоятельные тренировки баскетболиста должны включать подготовку: физическую,техническую,тактическую,теоретическую, волевую.
Баскетболист должен быть всесторонне развитым атлетом. Чтобы стать таким, необходимо развивать быстроту, силу, выносливость, прыгучесть, ловкость.
Общая и специальная физическая подготовка баскетболистов совершенствуется во время командных тренировок. Но, занимаясь только баскетболом, нельзя достичь хорошей, всесторонней физической подготовки. Поэтому необходимо заниматься другими видами спорта, и в первую очередь легкой атлетикой.
Сила баскетболистов во многом определяет быстроту движений, прыгучесть, качество передач мяча и бросков в корзину, а также успех в борьбе за мяч. Основными средствами для совершенствования силы баскетболистов считаются упражнения с отягощениями (набивные мячи, мешки с песком, ремни с песком, гантели, штанга), упражнения в преодолении собственного веса (отжимания, приседания, подтягивание) и веса партнера (перенос партнера, упражнения с сопротивлением партнера), разные прыжковые упражнения.
Вынослив тот баскетболист, который хорошо переносит нагрузку во время всего матча или нескольких матчей.
Баскетболисту важно совершенствовать скоростную выносливость, чтобы во время всей игры точно выполнять технические приемы в нужном темпе.
Выносливость баскетболиста развивается с помощью специальных упражнений, где сравнительно долго выполняются движения в быстром темпе: быстро передавать мяч (если тренируется один у стенки), быстро передавать мяч в движении (скорость бега максимальная), быстро вести мяч, преодолевать короткие отрезки с мячом и без него с максимальной скоростью и т. д.
Совершенствовать выносливость лучше всего в самостоятельной тренировке.
Для совершенствования прыгучести необходимо укреплять силу мышц, улучшать быстроту движений и координацию. В баскетболе прыгучесть проявляется в очень специфических условиях: прыгать надо в тесном соприкосновении с партнерами и противниками, часто в очень сложных ситуациях. Поэтому и тренировать прыгучесть надо в условиях, близких к игровым.
Основные физические качества надо совершенствовать в тесной взаимосвязи: одно физическое качество развивается успешно тогда, когда параллельно совершенствуются и другие качества. Следует особое внимание уделять развитию быстроты и скоростной выносливости.
Самые эффективные результаты в физической подготовке достигаются, когда при комплексном совершенствовании всех основных физических качеств 50% времени и средств физической подготовки уделяется развитию быстроты, 25% - силы и 25% - выносливости.
Совершенство и разнообразие технических приемов не имеет границ и во многом зависит от индивидуальных качеств игрока. Поэтому качество выполнения технических приемов, разнообразие их применения в игре должны совершенствовать в первую очередь сами игроки. Постоянно совершенствуя выполнение технических приемов, можно достичь виртуозности. В самостоятельной тренировке надо не только устранять недостатки, но и совершенствовать преимущественные стороны подготовки, доводить их до максимального совершенства: одному - попадание в корзину, другому - проходы и т. п.
Приемы техники нападения в баскетболе слагаются как бы из двух частей: техники владения телом и техники владения мячом. Эти приемы в игре выполняются и без мяча (бег, остановки, изменение направления бега и т. д.) и с мячом.
Особенно надо подчеркнуть значение техники владения телом. Это как бы фундамент, на котором строится здание техники владения мячом. Но совершенствованию техники владения телом часто не уделяется должное внимание, вследствие чего даже игроки лучших команд недостаточно владеют такими простыми приемами, как остановка, изменение направления бега и ритма и т. д. В настоящее время, когда игра ведется в очень быстром темпе, техника владения телом играет первостепенную роль. Поэтому в самостоятельных тренировках совершенствованию техники владения телом надо уделять большое внимание.
В современном баскетболе приемы техники с мячом выполняются на больших скоростях при активном противодействии противника. Поэтому технические приемы, выполняемые на месте, медленно, с большим приготовлением сейчас в игре удается использовать редко.
Выполнять технические приемы надо активно, мешая противнику, защитнику. Надо уметь передать мяч, когда активно мешает противник, и сделать это в нужный момент в одно мгновение, когда освободился партнер.
Особое место в самостоятельных тренировках надо отводить совершенствованию бросков мяча в корзину, а также индивидуальных действий в нападении и защите.
Совершенствоваться в выполнении бросков мяча в корзину надо не менее 50% времени на каждой самостоятельной тренировке.
Индивидуальные действия в нападении и защите также можно включать в самостоятельные тренировки. Здесь надо учить «новые проходы», а совершенствовать эти «проходы» и защитные действия, когда тренируются 2 или больше игроков.
Чтобы успешно действовать в игре, баскетболист должен не только хорошо исполнять разные приемы техники, но и уметь выбрать в сложившейся ситуации самый целесообразный прием и лучший способ его выполнения.
Недостаточно хорошо знать, как действовать в определенной ситуации. Надо суметь свои знания воплотить в игровые действия. Поэтому навыками индивидуальной тактики и надо овладевать в индивидуальной тренировке, совершенствуя технику игры.
Сложность методики спортивной тренировки, объем средств, современная техника и тактика требуют хороших знаний. Без этого немыслимо успешное повышение мастерства, усвоение технических приемов и тактических систем.
В теоретическую подготовку должны входить знания о современной спортивной тренировке, о применяемых средствах и методах, о технике игры и специфике применения ее в игре, о тактических системах игры, об утренней зарядке, разминке на тренировке и перед игрой, о правилах игры, о ее развитии, о спортивной гигиене и медицине и т. п. Необходимо также знать, как тренироваться самостоятельно. В первую очередь баскетболист должен усвоить все требования, предъявляемые к выполнению технических приемов, чтобы успешно совершенствовать их в самостоятельных тренировках. Чтобы приобрести все эти знания, баскетболист должен читать рекомендуемую литературу, интересоваться вопросами тренировки и развитием игры, посещать соревнования и тренировки других команд, перенимать опыт лучших игроков и т. д.
Степень проявления волевых качеств оценить трудно, но это необходимо сделать, чтобы можно было регулировать волевую подготовку баскетболиста. И сам игрок должен уметь объективно оценить свою волевую подготовленность, развитие отдельных волевых качеств.
Воля проявляется в форме различных качеств: направленности, смелости, решительности, инициативности и самостоятельности, настойчивости, самообладания.
В баскетболе самыми нужными качествами воли являются: инициативность, самостоятельность, решительность и самообладание.
Для проявления инициативности баскетболисту необходимы хорошая техническая и тактическая подготовка, внимательность, хорошо развитые физические качества, энергия, постоянная готовность действовать и мгновенно реагировать на раздражители игровых ситуаций.
Для проявления самостоятельности в игре, помимо хорошей технической и тактической подготовки, баскетболисту необходимы решительность и быстрое проявление ответных действий на действия противника.
IIИндивидуальная подготовка баскетболиста
2.1. Самостоятельные тренировки в баскетболе
Самостоятельные тренировки в баскетболе проводятся: одним игроком, двумя игроками, тремя и более игроками.
Самостоятельная тренировка одного игрока на первый взгляд может казаться не интересной, скучной, трудно выполнимой. Упражнения, применяемые в одиночку, однообразнее, они требуют большой затраты физических сил. Но такая тренировка имеет и свои преимущества. В ней игрок может учиться новым, более сложным приемам, которые не удалось еще усвоить. В начальном периоде изучения удобнее тренироваться самостоятельно.
Тренируясь в одиночку, необходимо прилагать больше физических сил, при этом улучшается быстрота, скоростная выносливость, прыгучесть и, несомненно, техника владения телом и мячом.
Чтобы тренировка не была скучной, надо применять возможно больше разных упражнений, чередовать совершенствование одного технического приема с другими.
Самостоятельная тренировка двух и более игроков намного интереснее. Применяемые в ней упражнения значительно разнообразнее. С партнером (и несколькими партнерами) можно совершенствовать все технические приемы без мяча и с мячом, без сопротивления и с сопротивлением. В такой тренировке технические приемы совершенствуются в условиях, приближенных к игровым.
Самая продуктивная самостоятельная тренировка такая, в которой участвуют два игрока.
Продолжительность самостоятельной тренировки зависит от многих условий, поэтому точно определить ее невозможно. Можно указать некоторые ориентиры. Если тренировка единственная в этот день (если это происходит не в соревновательном периоде) и цель ее - совершенствование приемов техники, то она может продолжаться до 60 минут; если в этот день предстоит еще командная тренировка, то - до 30-40 минут.
В пред соревновательном и соревновательном периодах в самостоятельной тренировке игроки обычно непосредственно подготавливаются к предстоящему матчу (чаще всего совершенствуются броски в корзину). Такая тренировка будет продолжаться 30-40 мин. Подобную тренировку рекомендуется проводить и в день соревнований.
В самостоятельной тренировке перед игроком должны стоять 2 (не более 3) основные конкретные задачи. Упражнения надо подобрать разнообразные, но помнить, что многократное повторение того же движения, приема обязательно для достижения хороших результатов.
2.2. Планы самостоятельных тренировок
В планах самостоятельных тренировок представлены примерные упражнения, примерная дозировка и последовательность выполнения упражнений.
Каждый баскетболист применяет упражнения, соответствующие его способностям, уровню подготовки, определяет для себя продолжительность выполнения упражнений и т. д.
2.2.1. План самостоятельной тренировки для одного игрока
Задачи самостоятельной тренировки для одного игрока:
- совершенствование передачи мяча одной рукой от груди, применяя обманные действия и повороты;
- совершенствование бросков мяча в корзину одной рукой в движении и в прыжке.
Продолжительность тренировки составляет 60 минут.
Необходимый инвентарь для тренировки - мяч (во время разминки могут быть использованы скакалка, набивные мячи).
Место тренировки - зал или площадка.
Первая часть тренировки: разминка 15 минут.
Вторая часть тренировки:
2. Ведение мяча на месте и на медленном беге, меняя его направление (1-2 мин.). Водить мяч то левой, то правой рукой, то с высоким отскоком от пола, то с низким.
3. Выполнение штрафных бросков (10-15 бросков).
4. Совершенствование передач мяча, меняя положение тела и местонахождение (1-2 мин.). Стоять на расстоянии 3-4 м от стены. Поймав мяч, отскочивший от стены, ударить им 1-2 раза об пол (дриблинг), передвигаясь вперед и меняя положение тела, поворачиваться к стене то одним, то другим боком и бросать мяч в нее то одной, то другой рукой. Передачи выполнять как можно быстрее одной рукой от груди.
5. Повторить упражнение 3 (10-15 бросков).
6. Совершенствование ведения мяча (низкого ведения, изменяя направление бега). Вести мяч через площадку, возможно чаще меняя направление бега и ритм. Изменив направление ведения мяча, обязательно менять руку, которой ведется мяч, чтобы всегда между воображаемым противником и мячом было тело ведущего. На исходное положение вернуться медленно ведя мяч (высоким отскоком от пола).
7. Совершенствование передач мяча одной рукой от груди, применяя обманные движения. На стене начертить несколько кругов (мишень), самый большой из которых радиусом 50-60 см. Стоя в 3-4 м от стены, возможно быстрее ударять мячом в стенку, стараясь попасть подряд во все круги, начиная с самого большого, по 10-15 раз. Расстояние от стены постепенно то увеличивать, то уменьшать. Перед каждой передачей мяча выполнить обманное движение руками, телом. Передачи выполнять то левой, то правой рукой.
8.Повторить упражнение 3.
9. Повторить упражнение 7.
10. Повторить упражнение 3.
11. Совершенствование броски мяча в корзину одной рукой от плеча в движении после ведения мяча (3-5 мин.). Броски выполнять с близкого расстояния из разных положений; вести мяч вокруг штрафной площадки в среднем темпе, но перед броском последние шаги делать в максимальном темпе.
12.Повторить упражнение 3.
13.То же, что упражнение 11, но броски выполнять с 3-4 м (3-5 мин.). Направления ведения мяча разные. Если мяч, брошенный с расстояния 3-4 м, не попал, поймать его и повторить бросок из-под щита.
14.Повторить упражнение 3.
15.Совершенствование бросков мяча в корзину в прыжке после ведения (3-5 мин.). То же, что упражнение 13, но выполнить броски после ведения в прыжке. Очень важно правильно остановиться, чтобы хорошо выполнить бросок.
16.Повторить упражнение 3.
17.Совершенствование бросков в корзину в движении и в прыжке (3-5 мин.). Броски выполнять после ведения и в прыжке.
18. Повторить упражнение 3(20 бросков). Можно установить себе определенное количество штрафных бросков — попасть подряд. Закончить тренировку тогда, когда эта задача будет выполнена.
2.2.2. Плансамостоятельной тренировки для 2 или более игроков
Задачисамостоятельной тренировки для 2 или более игроков:
- совершенствование индивидуальных защитных действий, опекая игрока, ведущего мяч;
- совершенствование бросков со средних и дальних дистанций.
Продолжительность тренировки составляет 60 минут.
Необходимый инвентарь длятренировки - 2 баскетбольных мяча.
Первая часть тренировки.
Уточнение плана тренировки (1-2 мин.). Перед тренировкой партнеры должны договориться и знать, каковы задачи тренировки, упражнения, последовательность их выполнения и т. д. Во время тренировки все это можно уточнить.
Разминка:
- разный бег (начать с медленного темпа, потом ускорить его, меняя виды бега и ритм) (15 мин.). Дозировка отдельных упражнений и сочетание их с отдыхом определяется в соответствии с подготовленностью баскетболистов;
- гимнастические упражнения (с предметами или парные). Упражнения для разных групп мышц. Рекомендуются упражнения в парах;
- упражнения для совершенствования техники владения телом.
Разные упражнения с элементами ловли на малой площади. В упражнениях с элементами ловли друг друга надо возможно чаще изменять бег, делать обманные движения, остановки и т. д.
Упражнения с бегом через зал: один игрок в роли нападающего, второй - защитника.
Игра «Запятнай ногу партнера». Игроки в низкой стойке защитника стоят один против другого и стараются рукой коснуться пятки партнера. Упражнение требует хорошей работы ног, передвижений, реагирования на действия партнера. Совершенствуются свойства, присущие защитнику.
Между упражнениями должны быть паузы для активного отдыха, которые можно использовать следующим образом:
- выполнять упражнения для восстановления ритма дыхания;
- выполнять броски s корзину с места: один игрок бросает, другой подает мяч.
Вторая часть тренировки.
1. Упражнения для совершенствования ведения мяча. Ведение мяча, меняя направление, останавливаясь, выполняя повороты, меняя высоту отскока мяча от пола (2-3 мин.). Каждый игрок имеет мяч и свободно водит его от одного угла площадки до противоположного. Важно точно выполнять остановки, изменять направление. Постоянно менять скорость ведения мяча, вести мяч то одной, то другой рукой.
2. Упражнения для восстановления ритма дыхания.
3. Совершенствование защитных действий, опекая игрока, ведущего мяч. В отмеченном коридоре шириной 4-5 м один игрок ведет мяч, другой в роли защитника старается не пропустить нападающего (2-3 мин.). Защитник старается выдержать нужное расстояние между собой и игроком с мячом. Выбивать мяч лишь тогда, когда есть уверенность, что это удастся сделать. Выбивая мяч, не потерять хорошего положения защитника. Ведущий мяч должен находиться все время лицом к защитнику (за исключением моментов, когда он делает повороты). Игроки меняются ролями.
4.Выполнение штрафных бросков (по 20 бросков). Если тренировка происходит в подготовительном периоде, целесообразно бросать по 10 штрафных подряд для лучшей «пристрелки», а если тренировка проходит в предсоревновательном или соревновательном периодах - бросать по 2 штрафных подряд.
5. Повторить упражнение 3 (2-3 мин.). Упражнение делать не в ограниченном коридоре, а по всей площадке. Очень важно выдержать расстояние между нападающим и защитником; не допускать прорыва нападающего к середине площадки, вынуждать вести мяч около боковых линий.
6. Выполнение штрафных бросков (по 20 бросков).
7.Упражнения для совершенствования бросков мяча в корзину со средних дистанций в движении и в прыжке (4-5 мин.). На пару игроков один мяч. Игрок выполняет броски свойственным ему способом. Выполнив бросок, игрок сам ловит мяч (если мяч не попал, повторно производит бросок) и передает его партнеру, который выбирает положение на площадке для выполнения броска и т. д.
8. Совершенствование бросков с дальних дистанций (4-5 мин.). Каждый игрок выполняет броски сериями по 5-10 бросков с нескольких точек. Партнер подает мяч. Потом броски производит другой игрок.
9. Совершенствование бросков со средних дистанций в прыжке (4-5 мин.). Каждый игрок выполняет по 5-6 бросков с нескольких точек. Партнер подает мяч. Потом броски производит другой игрок.
10. Повторить упражнение 8.
11. Совершенствование бросков в прыжке со средних дистанций с сопротивлением (4-5 мин.). Упражнение выполняется, как и 9, но после каждого броска, передав мяч бросающему, передающий бежит и исполняет роль защитника. Действия противника могут быть пассивными и активными.
12. Повторить упражнение 3 (4-5 мин.).
При совершенствовании бросков мяча в корзину может быть введен соревновательный элемент: кто из игроков забросит больше штрафных, больше из определенных точек и т. д.
Третья часть тренировки.
Игра «Школа» (5-10 мин.). Описание см. в разделе «Упражнения для совершенствования бросков в корзину».
Если тренируются три игрока или более, то при выполнении рекомендованных выше (или подобных) упражнений можно постоянно менять одного (третьего) игрока. В таком случае паузы для отдыха будут короче; один игрок будет иметь возможность постоянно отдыхать. В тренировке 3 игроков целесообразно для совершенствования бросков мяча в корзину предлагать как можно больше упражнений с сопротивлением защитника и игру в присутствии третьего - пассивного, нейтрального, игрока, который только передает мяч.
Заключение
Высококвалифицированные баскетболисты должны тренироваться не только под руководством и наблюдением тренера, но и самостоятельно. Только при помощи ежедневных самостоятельных занятий, начиная с юношеских лет, можно добиться высокого мастерства, можно стать баскетболистом с ярко выраженными и совершенными индивидуальными качествами. Никакой тренер не сумеет подготовить высококвалифицированного мастера, если сам игрок не будет ежедневно стремиться к этому.
Самостоятельная тренировка - одно из эффективных средств совершенствования волевых качеств. Тренируясь самостоятельно, баскетболист быстрее будет совершенствовать физические качества, технические и тактические умения и навыки, будет приобретать теоретические знания. Все это необходимо для проявления волевых качеств. Кроме того, самостоятельная тренировка поощряет и улучшает активность, самостоятельность, инициативность, творчество.
Список использованной литературы
Электронные ресурсы
А теперь — мультфильм
Хитрый коврик
Машенька - ветреные косы
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой