Тема проекта выбрана ученицей неспроста, так как 2023 год объявлен Указом президента России "Годом педагога и наставника" Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя. Изучив теоритический материал, ученица ракрыла значение слова "учитель", собрала большой практический материал с использованием этого слова. Продуктом проекта стал ролик о династии учителей её семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 1003.25 КБ |
prezentatsiya_k_proektu.pptx | 2.2 МБ |
ГКОУ «Общеобразовательная школа - интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на тему:
«Энциклопедия слова «учитель».
Выполнила: ученица 6а класса
Казаны Анастасия
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Дмитриева Т.Е
г. Троицк
2023 г.
Содержание
Цель и задачи…………………………………………………………………. 3
Введение……………………………………………………………………….4
1. Теоретическая часть.
1.1. Этимологическая страница о слове «учитель»…………………………5
1.2 Синтаксическая организация слова «учитель»………………………….5-6 1.3. Лексикографическая страница…………………………………………..6 1.4.Словообразовательное гнездо………………………………………. …..7
1.5. Страница афоризмов……………………………………………………..7-8
1.6. Пословицы и поговорки об учителе…………………………………….8-9
1.7. Литературная страница…………………………………………………..9-12
2. Практическая часть: слово « учитель» в моей жизни
2.1. Кто нас учит в дошкольном возрасте…………………………………..13
2.2. Первый учитель………………………………………………………….14-15
2.3. Династия учителей в моей семье…………………………………….... 16
Заключение…………………………………………………………………...17
Литература……………………………………………………………………18
Приложение…………………………………………………………………..19
Цель: используя словари и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова УЧИТЕЛЬ в русском языке и литературе, составить «энциклопедию» этого слова.
Задачи:
- Проанализировать значение слова «учитель» в основных толковых словарях русского языка.
- Изучить этимологию слова «учитель».
- Изучить употребление слова «учитель» в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках.
- Проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом.
- Описать некоторые особенности употребления слова «учитель» в фольклоре и художественной литературе.
Гипотеза:
В русском языке слово может иметь множество лексических значений и употребляться в различных сферах.
Актуальность: изучение слова УЧИТЕЛЬ важно для каждого, особенно актуально в год «Учителя и наставника» (2023 г.).
Объект исследования: слово «учитель».
Предмет исследования: лексическое значение и сфера употребления.
Методы исследования:
- отбор материала;
- теоретический анализ;
- сбор и оформление практического материала.
Введение
Русский язык очень богатый и очень сложный. В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе…
М. Пришвин писал: «Слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной».
Сколько всего слов в русском языке? Какие слова входят в наш обиход? Знаем ли мы значение и происхождение каждого слова, которое произносим?
Над этими вопросами меня заставили задуматься уроки русского языка. И я подумала, если взять одно слово, «самое обыкновенное, которое знают абсолютно все, и создать его «энциклопедию».
Конечно, «энциклопедия» звучит громко. Но в данной работе мне бы хотелось проанализировать историю слова «учитель», выяснить значение этого слова, работая со словарями, энциклопедиями, ссылаясь на имена известных лингвистов, изучая устное народное творчество, которое является хранителем литературного наследия и особенностей языка русского народа.
А самое главное - мой проект - это прямое доказательство того, что такая работа возможна с любым словом, проникая в тайны которого, мы узнаем много нового и интересного о «великом и могучем» русском языке.
Актуальность данного проекта состоит в том, что 2023 год объявлен «Годом учителя и наставника», поэтому хотелось больше узнать о слове «учитель».
Теоретическая часть.
1.1.Этимологическая страница.
Слово не есть наша произвольная выдумка:
всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли.
В. А. Жуковский
УЧИТЕЛЬ – происходит от двух древних корней: основной корень *euk /*ouk «привыкать», «привязывать(ся)» и дополнительный (суффикс) -тель «сила или лицо, исполняющее свое предназначение в добровольном действии». Первый, основной древний корень – тот же, что в русских словах учить, Укъ (имя буквы славяно-русской азбуки с древним значением «связь, узы»), наука, навык, привычка, обычай.
Второй, дополнительный корень этого слова, сохранился в современном русском языке в виде продуктивного суффикса –тель со значением лица, занимающегося той или иной деятельностью (учитель, писатель, исполнитель, делатель), или предмета, предназначенного для того или иного действия (наполнитель, накопитель).
Ученые полагают, что этот суффикс восходит к древней Византийской книжной традиции.
1.2.Синтаксическая организация слова «учитель».
Имя существительное является самостоятельной частью речи. Оно отвечает на вопросы кто? или что? И обозначает предмет. Существительное может быть практически любым членом предложения: как главным – подлежащим или сказуемым, так и второстепенным – дополнением, определением или обстоятельством.
Синтаксическая роль имени существительного «учитель» зависит от контекста, может быть следующими членами предложения:
- Подлежащим: Учитель дает знания детям. Существительное учитель – подлежащее.
Существительное в предложении может быть сказуемым. Например, Моя бабушка – учитель. Существительное учитель в данном предложении является сказуемым.
Существительное в предложении может быть дополнением. Например, Мы любим своего учителя. Существительное учителя – это дополнение.
1.3. Лексикографическая страница.
Значение слова учитель.
Словарь Ушакова
Учитель
учитель, учителя, мн. учителя и (книж.) учители, муж.
1. (учители устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь.
Учитель пения. Учитель танцев. Учитель русского языка.
2. (учители) чего. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения (см. учение в 3 значении)
3. Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь.
«И за учителей своих заздравный кубок поднимает». Пушкин.
Словарь Ожегова
Учитель
УЧИТЕЛЬ, я, мн. я, ей
1. (мн. я, ей). Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Школьный учитель . У . математики. Домашний у. Заслуженный у . (почётное звание).
2. Глава учения (во 2 знач.), человек, который учит (научил) чему-нибудь. (высок.). Великие учители-философы.
1.4. Словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо - это упорядоченная отношениями производности совокупность однокоренных слов.
Ученик [учить ---> уч-ен-ик]. Тот, кого учат чему-либо.
Учитель [учить ---> уч-и-тель]. Тот, кто учит кого-либо чему-либо.
Учительница [учитель ---> учитель-ниц(а)]. Женск. к учитель.
Учительский [учитель ---> учитель-ск(ий)]. Принадлежащий учителю.
1.5. Страница афоризмов.
Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна.
«К педагогическому делу надо призывать. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем … »
Конфуций
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Василий Ключевский
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
Д. Менделеев
«Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит».
К.Д. Ушинский
«Педагог — это инженер человеческих душ».
М.И. Калинин
«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность».
П. Блонский
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу».
Р. Олдингтон
«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики».
Д. Лихачёв
«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится, у которого в голове и светло, потому что он - учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его».
С. Соловейчик
1.6. Пословицы и поговорки об учителе.
Ученику - удача, учителю - радость. Почитай учителя, как родителя. От учителя наука. Дерево и учитель познается по плоду. Учитель в школе, что посев в поле. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Каждый великий учитель близок врачеванию и искусству. Каждый учитель учит по-своему. По ученику и об учителе судят. Родители создают тело, учителя создают душу. Только уважая учителя, сам станешь учителем. Учитель лишь открывает дверь, вы входите самостоятельно. Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми. Учитель один не считает годин.
1.7. Литературная страница.
«Детство» Л.Н. Толстого
Во второй половине XIX века образование стало более доступным, педагогические идеи заняли умы самых разных революционно настроенных мыслителей, от Писарева до Чернышевского. Важным вопросом стало женское образование, появились Высшие Бестужевские курсы, где готовили, в том числе и преподавателей. Образ учителя в литературе тоже менялся.
В повести Л.Н. Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка.
Карл Иванович — хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей. Сам Толстой увлекался идеями образования, организовал школу для своих крестьян в Ясной Поляне, где вел уроки, по им же написанным учебникам и отменил наказания. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира.
Он считал, что следует развивать в детях те качества, которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.
Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
В школе новый учитель математики — Харлампий Диогенович. Этот учитель особенный: он не заставляет зубрить, не ругает за провинность, а просто высмеивает перед всем классом. Однажды по школе ходили медсестры и проводили вакцинацию. Сначала медсестры зашли в 5 Б класс по ошибке, в котором учился главный герой. Мальчик решил их проводить в 5 А, который они искали. Герой не сделал домашнее задание и боялся, что его будет высмеивать учитель перед всем классом. Герой предлагает медсёстрам провести вакцинацию сначала в их классе. После вакцинации учитель вызывает к доске героя и понимает, что тот не готов к уроку. Учитель рассказывает о двенадцати подвигах Геракла и говорит, что герой совершил сегодня тринадцатый подвиг, но не из храбрости, а из трусости.
«Уроки французского» В.Г. Распутина
Кадр из фильма «Уроки французского»
В годы Великой Отечественной войны от учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное психологически время.
Таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В.Г. Распутина «Уроки французского».
В послевоенные годы Лидия Михайловна пыталась спасти от голода талантливого мальчика, приглашая его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Она пошла на эту хитрость, чтобы не смутить подростка, который не взял бы у нее деньги.
Этот ее поступок школьной администрацией был расценен не как помощь, а как «растление и совращение».
Практическая часть.
Слово «учитель» в моей жизни.
2.1. Кто нас учит в дошкольном возрасте.
«Дошкольное детство» – это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется разностороннее развитие личности.
В то же время, это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – «главные взрослые» в этот период развития ребенка – это ближайшие родственники - родители, бабушки и дедушки, и педагоги – воспитатели, т.е. те взрослые, которые формируют личность ребенка посредством воспитания.
У ребенка в раннем возрасте еще нет собственного жизненного опыта, и только взрослые могут помочь ребенку познать окружающий мир.
Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?
Устраивая ребенка в детский сад, родители отдают его в опытные руки педагога-воспитателя.
2.2. Первый учитель.
Первый учитель…. Первые ассоциации, конечно же, связаны с 1 сентября, школьной линейкой, первым звонком. А еще могут возникнуть такие воспоминания, которые хранятся в памяти каждого человека – первый в его жизни урок, первое знакомство с учителем и школой.
Именно первый учитель учил нас читать, грамотно говорить и писать, любить книги и уважать отечественную культуру. Первый учитель на всю жизнь остается в памяти, ведь именно благодаря его стараниям ребенок учится доброте, любви, терпению и пониманию.
«Учитель, сколько надо любви и добра, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили дети тебя...» Мой первый учитель - мой ключ к знаниям. Евгения Михайловна дала мне первый важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, любви к Родине. Мне повезло с таким грамотным, эмоциональным учителем! Сколько бы ни прошло времени, я все равно буду вспоминать свою учительницу с улыбкой, теплотой и благодарностью.
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
2.3. Династия учителей в моей семье.
ФИО | Кем приходится | Место работы | Должность |
Скоробренко Евгений Терентьевич | Прадед, бабушкин отец | Школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся | Директор, учитель географии |
Скоробренко Александр Евгеньевич | Двоюродный дед, бабушкин брат | Школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся | Учитель технологии, тренер по голболу |
Дмитриева (Скоробренко) Татьяна Евгеньевна | Бабушка | Педучилище | Преподаватель |
Антипова (Дмитриева) Евгения Ивановна | Тетя, мамина сестра | Школа №14
| Учитель начальных классов Зав.отделением очного обучения и преподаватель |
Котышева (Скоробренко) Надежда Терентьевна | Двоюродная прабабушка, бабушкина тетя | Школа №7 Школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся | Учитель начальных классов Учитель русского языка и литературы, завуч, директор |
Котышев Дмитрий Михайлович | Троюродный дедушка, сын двоюродной прабабушки | МБОУ «Лицей № 13» | Учитель истории Кандидат исторических наук |
Котышева Надежда Вилевна | Троюродная бабушка, жена троюродного дедушки | Школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся | Учитель русского языка и литературы |
Заключение
Учитель… Что стоит за этим привычным словом? Учитель - это отличный психолог, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг.
В своей работе я проанализировала историю слова «учитель», выяснила значение этого слова, работая со словарями, энциклопедиями, изучая устное народное творчество, художественные произведения, которые связаны с учительской профессией.
Профессия учителя – одна из наиболее сложных. Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых он может просто забыть, но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы образ его остался в памяти светлым и добрым. Во всех достижениях знаменитых людей есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учат детей добру, служению людям и справедливости, в какой бы части света они не проживали.
У каждого человека были свои учителя, я рассказала о моих. А еще мне было интересно собирать материал о династии учителей нашей семьи, 7 человек моих родственников избрали эту удивительную профессию.
Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт.
«Учитель - священное слово для всех,
За ним и победа, и первый успех.
Сокровища знаний и щедрость души,
И искренний смех, и беседа души…»
Литература
1. Каверина Р.Д. Мир профессии. Молодая гвардия, 1999 г.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1989 г.
3. Сейтмедов Г. Мудрые мысли. Справочник книголюба.
4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., Цитадель, 2012 г.
5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., Советская энциклопедия, 1977 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд 1
Проект по русскому языку Энциклопедия слова «учитель»Слайд 2
«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики». Д.С. Лихачев
Слайд 3
Цель : используя словари и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова УЧИТЕЛЬ в русском языке и составить энциклопедию этого слова. Задачи : Проанализировать значение слова «учитель» в основных толковых словарях русского языка. Изучить этимологию слова «учитель». Изучить употребление слова «учитель» в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках. Проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом. Описать некоторые особенности употребления слова «учитель» в фольклоре и художественной литературе.
Слайд 4
Значение слова «учитель»: 1. Лицо , которое обучает чему-либо. 2. Глава учения.
Слайд 5
учитель учительница учительская учить учение учительствовать учительство ученик учебник учиться
Слайд 9
Ученику - удача, учителю - радость. Почитай учителя, как родителя. От учителя наука. Дерево и учитель познается по плоду. Учитель в школе, что посев в поле. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Каждый великий учитель близок врачеванию и искусству. Каждый учитель учит по-своему. По ученику и об учителе судят. Родители создают тело, учителя создают душу.
Слайд 10
Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были. Без его бы сердца доброго Не был мир так удивителен. Потому нам очень дорого Имя нашего учителя!
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сочные помидорки
Вода может клеить?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Денис-изобретатель (отрывок)