Мое выступление об одаренных детях - это собранный мной наиболее интересный материал по этой теме для современного учителя
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 42.45 КБ |
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кузьменкова О. В.,
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №4»
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Все со мной согласятся, что в современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Исходя из этой данности для нас, учителей, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач.
Эта тема обсуждается уже достаточно давно, сегодня всем понятно, что процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Ученые, работающие над этой темой, заявляют, что обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра, а одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.
Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми. С этим утверждением, я полагаю, согласится каждый.
Для нас, учителей, работающих в школе, это большая проблема. Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем:
Когда определены основные проблемы, изучены различные исследования на эту тему, находящиеся в открытом доступе, становится ясно, что существует несколько определений понятия «одаренность». Толковый словарь Д. Н. Ушакова определяет данное понятие как талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одаренный – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями». ( Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940).
В словаре Ожегова данное слово объясняется как « одаренность – то же, что и талантливость» (Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова 1949-1992).
Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил некоторым моим коллегам сформулировать, что одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера.
Но лично мне нравится другое понятие. Современная наука определяет «одаренность» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Я хочу обратить особое внимание на несколько моментов в этом определении. Это качество может развиваться в течение жизни, а это значит, что ученик, не показывающий высоких результатов по моему предмету в начальной школе, может проявить себя потом, а значит, мы должны все время присматриваться, вовлекать, заинтересовывать учеников своим предметом, чтобы эта одаренность в какой-то момент раскрылась и дала результат. Ведь, как сказано в определении, одаренность – это всего лишь возможность достижения учеником более высоких результатов по сравнению с его одноклассниками, значит, эму возможность очень легко упустить. И остается последний момент в этом определении, который особо важен для меня, как учителя иностранного языка, Это тот факт, что одаренность может у одного ученика быть выявлена не только в одном направлении, а в нескольких. Для меня это означает одно: с одаренным ребенком я могу всегда найти общий язык, давая ему возможность развиваться в интересной ему области, но используя при этом иностранный язык. В моей практике было много таких случаев, когда получались прекрасные работы, доклады, выступления.
Теоретики, изучающие проблему одаренности отмечают, что одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности. Это приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах. Так происходит, к сожалению, не всегда, Но это то, к чему мы в своей работе с одаренными детьми должны стремиться.
Выделяют различные виды одаренности, что очень помогает мне, как учителю иностранного языка, в работе с одаренными детьми. Одаренность бывает:
-интеллектуальная;
-творческая;
- академическая;
- художественно-эстетическая;
- социальная;
- психомоторная.
Некоторые психологи отдельно выделяют еще спортивную одаренность. Эти названия говорят сами за себя, сразу понятно, что имеется в виду, в каком виде деятельности того или иного ребенка можно попросить поучаствовать. Конечно, для выявления этих видов одаренности надо очень много сотрудничать со школьными психологами, анализировать данные проводимых ими тестов или самому на своих уроках выделить время, чтобы провести такую диагностику. Тесты для разного возраста должны быть разные, а результаты одного и того же ребенка в разные года могут очень сильно различаться. Мы будем в своей работе основываться на самые последние данные. Очень хорошо, если в этой работе помогут социологи и психологи, которые знают этих детей. По своему опыту могу сказать, что были ситуации, когда я обращалась за результатами тестов определенных учеников, которые, по моему мнению, имели хорошие способности в лингвистике, а они, оказывалось, ходили в частные английские школы по требованию родителей, следовательно, больше других учеников знали этот предмет, но сами испытывали крайне негативное отношение к нему в силу возраста или других каких-то причин, а некоторые ученики не показывали особой активности на уроках, но по результатам теста они проявляли крайнюю заинтересованность в предмете.
Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас.
В то же время, работая долгие годы в школе и преподавая английский язык, я не могу не согласиться с теми, кто утверждает, что одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высокоразвито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций. Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных детей свойственна большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
До сих пор нерешенным остается вопрос о том, как выявить одаренных детей. Прежде всего, не упустить время. Выявление одаренности детей очень важно для построения педагогической системы, ориентированной на развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Основой методики диагностики одаренности послужила модель американского ученого Джозефа Рензулли, который рассматривает одаренность как сочетание интеллектуальных способностей, мотивации и креативности. Таким образом, работа с одаренными детьми предполагает три этапа:
- учет успешности детей в каком либо виде деятельности;
- индивидуализация творческих возможностей и способностей ребенка;
- формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.
Разумеется, что в данном процессе необходимо учесть и определить роль, место и значение каждого учебного предмета. «Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.
Следовательно, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогают поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения.
Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся. Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности. Английский язык, как учебный предмет, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Определив одаренных ребят, я стараюсь интересовать их своим предметом, его значимостью в современном мире, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
Склонность к изучению английского языка выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Существует противоречие между возможностями, способностями творчески одаренной личности и теми образовательными услугами, которые предлагает ему обычная общеобразовательная школа.
В данной ситуации большая роль и ответственность ложатся на учителя, как основного субъекта дидактического процесса. Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.
Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.
Что касается разноуровневой технологии, она предполагает незримого подразделения детей на одаренных, продвинутых и обычных. Разноуровневая технология – технология, когда одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе.
Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Мыслится, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.
Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:
Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Но это требует от учителя определенной этапности в работе:
А- учитель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция учителя по данной проблеме, которую он излагает учащимся логично и доказательно (как образец);
Б- ученики сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;
В-ученики сами определяют и решают проблему.
Фактически, такая организация деятельности реализует теорию поэтапного формирования умственных действий ( П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина
Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:
- соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми;
- умение распознать признаки одаренности;
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностирования;
- доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;
- эмоциональная стабильность;
- умение координировать свои действия с действиями родителей.
- способность к самоанализу;
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
Литература
5
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мною были сделаны следующие выводы:
работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;
работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
Список литературы
1.Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч, 2004.-N 7.- С.83-87.
2. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // Завуч, 2001.-N 4.-С.39-44.
3. Подласый И.П. Педагогика. – Москва: Владос, 2003.- С.576.
4. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. Москва, 2007. – №3 – С. 27-33.
Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности.
Многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу, поэтому следует разработать индивидуальную траекторию развития таких детей. Им также необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы.
Цели, направленные на работу с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.
Задачи, направленные на работу с одаренными детьми:
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения на следующие учебно-методические этапы:
1 этап – мотивационный. На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Обучающиеся привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке; к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели иностранного языка; в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.).
При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип – обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
2 этап – творческая деятельность. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап – формирование основ исследовательской деятельности. На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими факультативы, кружки, дополнительные занятия.
Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
Именно эти положения учитываются, при организации работы с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению английского языка. Используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.
Учитывая большую заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Уроки – путешествия, уроки - конкурсы, инсценировка сказок, а также домашние задания повышенного уровня сложности с использованием внепрограммного материала по интересам поддерживают интерес обучающихся к предмету.
1 этап - мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе ндивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т. п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
2 этап (5-7 класс) - творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности.
Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап (8-11 класс) - Вовлечение в исследовательскую деятельность.
На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными.
Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста. Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.
Именно зти положения я учитываю, организовывая свою работу с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета. Использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. Мною разработана программа по работе с одаренными детьми, проводятся индивидуальные и групповые занятия во внеурочное время согласно составленному графику. Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.
Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. Разработаны задания повышенного уровня сложности по страноведению, грамматике. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели иностранного языка. Даю домашние задания повышенного уровня сложности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам. Для поддержания интереса к предмету готовлю уроки – путешествия, уроки - конкурсы, инсценирую сказки, мои ученики выступают перед учащимися школы со спектаклями во время проведения предметных недель. Как результат – высокий уровень знаний учащихся и победы в районных и участие в краевых олимпиадах, во всероссийских олимпиадах и конкурсах.
Программа работы с одаренными детьми
Цели:
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.
Задачи:
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку
Функции учителя английского языка
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Принципы работы с одарёнными детьми.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Упрямый зяблик
Ребята и утята
Вода может клеить?