Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Значимым является вклад не только воинов, но и ученых, желавших своими исследованиями приблизить советскую армию к победе. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики.
Потому мы посчитали, что необходимо напомнить о том, какой вклад в победу внесла именно математика и использовать данную науку для воспитания патриотизма у школьников и знакомства с историей Великой Отечественной войны на уроках.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_6_kl_vov.docx | 45.4 КБ |
МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»
Школьная научно-практическая конференция учащихся 5-7 классов
«Зимний марафон»
Номинация: МАТЕМАТИКА
Тема: «Математика и Великая Отечественная война»
Выполнили: Падерин Дмитрий
Рычков Денис
ученики 6 класса «В» МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ»
Научный руководитель: Баженова А.Е.,
учитель математики
г. Улан-Удэ
2021 год
Оглавление
Глава I. Вклад математиков в победу в Великой Отечественной войне 5
Глава III. Великая Отечественная война в математических задачах и примерах. 8
Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Значимым является вклад не только воинов, но и ученых, желавших своими исследованиями приблизить советскую армию к победе. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики.
Потому мы посчитали, что необходимо напомнить о том, какой вклад в победу внесла именно математика и использовать данную науку для воспитания патриотизма у школьников и знакомства с историей Великой Отечественной войны на уроках.
Актуальность:
Мы считаем, что данная тема актуальна во всех областях, в том числе и в математике, поскольку любовь к родине и героизм наших предков не только приблизил победу, но и дал ощутимый толчок в науке.
Цель: Разработать учебный материал для повышения мотивации к изучению истории Великой Отечественной войны и математики.
Задачи:
Гипотеза:
Математические задачи и примеры на тему Великой Отечественной войны помогут детям лучше закрепить пройденный материал и познакомиться с историей.
Объект исследования:
Великая Отечественная война и математика.
Предмет исследования:
Курс математики 6-го класса, статистика Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
Изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет. Анкетирование. Визуализация данных. Составление задач и примеров по курсу математики 6-го класса. Анализ и систематизация материала.
В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации.
В начале войны молодые ученые мехмата А.А. Космодемьянский и Л.П. Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш». [1]
Выдающийся математик А.Н. Крылов создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков; какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.
Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев. В России над этим работал ряд ученых и в первую очередь Н. Е. Жуковский.
Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми, представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш и на её основании сделал заключения о том, как устранять эти явления. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором, и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. [2]
Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения.[1]
Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Исследованием артиллерийских систем занимались М. В. Остроградский и П. Л. Чебышёв и т. д. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, которую накроет бомбовой удар.
Важная проблема – увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания увеличить эту вероятность. Этой задачей занялся академик А.Н. Колмогоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования.
Теория вероятностей позволила решить весьма важную задачу оборонного характера. Задачу обеспечения кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете решил Четаев Н. Г. Он предложил выгодную крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете. [2]
В осажденном Ленинграде великий математик Я. И. Перельман прочитал десятки лекций воинам-разведчикам Ленинградского фронта, Балтийского флота и партизанам о способах ориентирования на местности без приборов. [1]
Как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии, методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических. Во время войны их совершенствованием занялся А.Н. Колмогоров и его ученик Б.В. Гнеденко.[3]
Перечисленные выше примеры, показывают не только важность такой науки, как математика, но и открывают ее с другой стороны. Математика – это нечто большее, чем сухие цифры и формулы. Это спасенные жизни, новые достижения и прогресс.
Часто в учебниках математики встречаются задачи, связанные с реальными событиями, местами или личностями.[4] Нами было замечено, что именно такие задачи вызывают у наших сверстников наибольший интерес. На основе этого мы решили, что математические задачи и примеры на тему Великой Отечественной войны могут помочь детям лучше усвоить материал, как по математике, так и по истории. Ведь гораздо интереснее самому искать ответ, решая задачи и головоломки, чем получать уже готовый на страницах учебника истории. Был проведен опрос среди учеников 6 «В» класса, т.к. их мнение поможет глубже изучить данный вопрос. Всего было опрошено 33 ученика.
Опрос среди учеников нашего класса показал, что 6% учеников считают, что их знания о Великой Отечественной войне на "5" , 12,1% на "4" , 39,4% на "3", 27,4% на "2", 15,1% на "1" , что говорит о необходимости больше уделять времени на изучение данного материала. В вопросе будет ли ребятам интересно решать задачи с реальными историческими данными, 84,9 % людей ответили «да», и только 15,1 %, что интересно им не будет.
В третьем вопросе, где необходимо высказать мнение насчёт того помогут ли подобные задачи оценить масштабы войны 78,9% детей ответили положительно, 6% отрицательно и 15,1% не знают. 72,7% опрошенных учеников считают, что математика поспособствовала победе, 12% думают, что это совершенно не так и 15,3% вовсе не могут дать ответа.
Результаты анкетирования показали, что в задачах, которые мы обсуждаем, есть смысл. Однако подробно ознакомившись с учебником математики, авторами которого являются А.Г. Мерзляк и др., изучив ресурсы сети интернет и дополнительную литературу, мы пришли к выводу, что нет таких задач специально для курса математики 6-го класса.
В данной главе будут представлены несколько задач на тему Великой Отечественной войны, которые были составлены по программе 6-го класса. Решение каждой задачи в приложении 1.
В сражении под Прохоровкой всего участвовало 1500 танков. Из них 53,3% советских. Укажите количество советских танков, которые участвовали в этом сражении, ответ округлите до единиц.
Во время Великой Отечественной войны на фронте было ≈ 1 млн. женщин, из них снайперы. Сколько среди женщин на фронте было снайперов?
Максимальная скорость военного мотоцикла М-72 – 95км/ч. За какое время мотоцикл преодолеет расстояние между городами Сызрань и Кузнецк, если будет двигаться с максимальной скоростью? Расстояние между городами на карте, масштаб которой 1:5000000 равно 2,5 см. Ответ округлите до десятых.
За годы войны, Улан- Удэнский авиационный завод поставил на фронт 1297 единиц техники, среди которых самолёты ЛА-5 , ЛА-7. ,Оперения для самолетов ПЕ-2 и автомашины. Определите количество каждого вида техники, которые относятся как
12,76 : 8, 64 : 27,96 : 2,56.
В годы ВОВ из Бурятской АССР в действующую армию было призвано 120 тыс.человек , что составило 22,13% от всего населения. Найдите население бурятской АССР, ответ округлите до десятых.
Одиночный окоп для стрельбы лежа представляет собой выемку длиной 170 см, шириной 60 см и глубиной 30 см. Найдите объем окопа, ответ укажите в кубических метрах.
Решите пример. Каким главным историческим событием знаменуется этот год (ответ)?
Боевой вклад русского народа во Второй Мировой войне составлял 61,14% от общей численности (162883937 человек).
Какова была численность русского народа?
Максимальная скорость танка ИС-2 выпуска 1943–1953 г. 36 км/ч. Какое расстояние способен преодолеть танк по открытой местности в марше за неделю?
За четыре военных года Бурятия отправила на фронт более 120 тыс. человек. Из них на полях сражений пали около 39 тыс. солдат.
Сколько процентов людей вернулось с фронта живыми?
На основе проделанной работы, мы с уверенностью можем сказать, что математики внесли огромный вклад во время Великой Отечественной войны. Некоторые учёные не только участвовали в разработке оборонно-промышленных предприятий, но и воевали на фронте. Оружие, разработанное советскими математиками, безусловно, было частью победы советской армии. Великая Отечественная война – это 4 года сражений. 1 418 бессонных дней и ночей. Более 27 млн. погибших. Это значит 22 человека на каждые 2 метра. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. Потому мы посчитали, что повысить мотивацию к изучению истории Великой Отечественной войны и математики очень важно.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, нами были составлены задачи, основанные на реальных событиях по курсу математики 6-го класса. Проведенный опрос показал, что большая часть учеников поддерживают данную инициативу. Что говорит о вполне реальной возможности изучения истории через математические примеры и задачи.
Таким образом, результаты изучения литературных источников, опрос учеников, анализ и систематизация полученных материалов подтвердили выдвинутую гипотезу. Математические задачи и примеры на тему Великой Отечественной войны помогут детям лучше закрепить пройденный материал и познакомиться с историей.
1 см 50 км
2,5 см x км
км
ч.
1298 : 51,92 = 25
12,76 · 25 = 319 (Ла-5)
8,64 · 25 = 216 (Ла-7)
27,96 · 25 = 699 (Пе-2)
2,56 · 25 = 64 (автомашин)
Кто грамотней?
Л. Нечаев. Яма
Сторож
Чья проталина?
Астрономический календарь. Декабрь, 2018