Работа была представлена на муниципальном форуме " Созвездие интеллектуалов" (диплом2 степени). В данной работе прослеживается эволюция религиозных взглядов императора, его духовные искания.
Вложение | Размер |
---|---|
pechatat.docx | 44.33 КБ |
X муниципальный научно-практический форум
обучающихся 4-11классов общеобразовательных учреждений
Владикавказа «Созвездие интеллектуалов»
Секция «История и обществознание»
Тема: «Конфессиональная политика Александра I»
Автор работы:
Сакиев Георгий, 10 класс
Место выполнения работы:
МАУ ДО Центр «Интеллект»
Руководитель работы:
Богинская Инна Васильевна
Педагог дополнительного образования
Владикавказ, 2022
2
Введение
Актуальность: И человек, и всё общество проходят путь в поисках духовных идеалов и духовных ориентиров. Александр I – один из самых ярких примеров такой личности. Император не только искал духовную истину лично для себя, но и вёл поиски богословского осознания политических процессов, погружён был в политическую теологию. События современного мира показывают, что религия и политика продолжают быть взаимосвязаны и по-прежнему оказывают влияние друг на друга.
Цель: Проследить эволюцию теологических взглядов Александра I и их реализацию в конкретных исторических условиях.
Гипотеза: Религиозные искания Александра Iсвязаны не только с развитием его личного духовного опыта, но и изменениями в государственной политики России.
Задачи:
1. Изучить период правления Александра I
2.Ознакомиться с содержанием основных религиозных направлений в России в первой четверти XIXвека.
3. Проанализировать взаимосвязь и взаимодействие религии и политики в период правления АлександраI
Методы: описание, анализ, синтез.
Оглавление
1 В начале пути. с. 3
2.Либеральная вероисповедная политика правительства Александра I.с.3-6
3.Библейское общество. с.6-8
4.АлександрI и Священный Союз. с 8-11.
5.Отношение АлександраI к масонам в 1820-е годы. с. 11-12
6.Александр I и православие. Заключение.Список литературы с.13-15
3 Традиционно, период правления Александра I(1801 – 1825) исследователи делят на две примерно равные части: до Отечественной войны 1812 г. И после неё. Вплоть до 1812 года Александр довольно равнодушно исполнял обряды православной церкви и в тоже время поощрял деятельность масонских лож. О народной религии он не имел никакого понятия, и подвижники её ему были неизвестны. Зато он познакомился с заседавшими в Синоде архиреями, и едва ли эта официальная и внешняя церковь могла внушить ему уважение. Немудрено, что Александр в смутных поисках цельного мировоззрения через два года после восшествия на престол, заинтересовался масонством, не пытаясь даже вникнуть в опыт и учение православной церкви. Это было время широкого увлечения масонством, в России насчитывалось около 200 масонских лож, в которых состояло свыше 5 тысяч , социальная принадлежность которых была различной. В масонских ложах несколько лет пребывал в.к. Константин Павлович, М.М. Сперанский, председатель Госсовета Д. Н. Блудов, министр полиции В.В. Балашов, А. Х. Бенкендорф и другие. Некоторые члены Негласного комитета были масонами .Первые масонские ложи появились в России в начале 1730-х годов. Масонство представляло собой религиозно-этическое движение, провозглашающее объединение людей на началах братства, любви и взаимопомощи. а, организационную форму( ложу),иерархию, а также символы( циркуль, мастерок, отвес, фартук, перчатки) масоны позаимствовали у средневековых братств строителей- каменщиков. Ранние годы правления императора Александра считаются эпохой расцвета масонства в России. В отличие от предыдущих правителей, которые хотя и не запрещали движение полностью, но и не слишком одобрительно к нему относились( скорее всего из-за роли масонских лож во Французской революции), при раннем Александре для масонов была настоящая вольница. Александр настолько явно благоволил масонам, что некоторые исследователи даже считают, что он был участником одной из лож. Но убедительных доказательств этому нет. Но тогда ещё император верил в универсальное благо, приготовленное человечеству тайными обществами.
Либеральная вероисповедная политика правительства Александра I и её результаты.
Одним из определяющих характер вероисповедной политики в России фактором являлась личная точка зрения императора на вопросы религиозной терпимости
В империи, доставшейся по наследству Александру I, жили не только православные народы. Как известно, император вступил на престол в 1801 г.,
4
когда Российская империя, и до того знаменитая своей многонациональностью и многоконфессиональностью, значительно расширила свои границы стараниями Екатерины Великой. Императрица, в отличие от своих предшественников, изменила геополитический вектор своей внешней политики и пошла не в сторону присоединений территорий северо – запада (Сибири, Дальнего Востока), а на юг. В результате, после многочисленных русско–турецких войн, к империи отошла часть Черноморского побережья, заселённая язычниками, мусульманами. Также после трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 гг.) к России присоединились Западные губернии, население которых исповедовало католицизм, униатство, иудаизм. В 1812 г. в состав России вошла Бессарабия, в 1809 г. присоединилась православная Грузия, введенная указами 1811 и 1814 гг. в состав Русской церкви на правах экзархата (церковной автономии). В 1809 г. присоединилось протестантское Великое княжество Финляндское, которое вместе с Королевством Польским имело права автономии и конституционную форму правления. Затем вошла в состав России Прибалтика, население которой исповедовало протестантизм различных толков. Таким образом, во второй половине XVIII – начале XIXстолетий в состав Российской империи вошли территории, ранее не принадлежавшие России и не имевшие с ней общей исторической судьбы, не разделявшие с ней общую веру. Таким образом, перед императором встала задача выработать какое-то универсальное мировоззрение, которое могло бы объединить все народы, входившие тогда в состав России. Именно поэтому повсеместное распространение в начале XIX в. получают в обществе идеи Жозефа де Местра о всеобщем, или универсальном, христианстве. Не вполне ортодоксальное направление религиозной мысли было горячо поддержано Александром I. Царь имел неподдельный интерес к мистицизму, католицизму, протестантизму, и к разным проявлениям сектантства, и не удивительно, что в начале века в стране господствовал в этом вопросе такой плюрализм. В начале царствования Александр I пытался направить усилия общества на общую пользу в духе христианских проповедей. При нём в столице начали открываться иноверческие храмы. В 1805 г. был освящён придел Лютеранской финской церкви Святой Марии, в 1815 г. освящена англиканская церковь Иисуса Христа, а в 1825 г. на средства первого католического митрополита России Станислава Сестренцевича-Богуша (1731-1826) был построен костел св. Станислава. Император Александр Павлович интуитивно почувствовал объединяющие возможности религии. Царь как бы искал в христианских учениях то общее зерно, которое было необходимо для выработки новой идеи. Иными словами, как дипломат и политик, он хотел избежать столкновений и противоречий на религиозной
5
почве в своей стране и сплотить значительную часть населения общей религиозной наднациональной и над конфессиональной идеологией. В 1810 г. для этих целей было образовано Главное Управление Иностранных исповеданий, которое ведало всеми конфессиями страны. Главноуправляющим этого заведения был назначен князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844), который с 1803 г. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Это был «типичный вольнодумец екатерининской эпохи», который «превратился со временем в масона и религиозного мистика, чьи личные верования оказали сильнейшее влияние на государственную политику в сфере образования и печати».В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе с тем же князем А. Н. Голицыным. Эта организация брала на себя попечительство над всеми законно признанными в России конфессиями, и организована она была с целью создания в обществе веротерпимости. В государстве должна была зародиться некая общая вера, объединяющая всех и аккумулирующая социальную, интеллектуальную и культурную энергию народа ради серьезных перемен в стране, ради того, чтобы Российская империя как равноправная страна органично бы вписалась в контекст ведущих европейских держав. Одним из определяющих характер вероисповедной политики в дореволюционной России фактором являлась личная точка зрения самодержца на вопросы религиозной терпимости. Отношение государства к русскому «иноверию» всегда было критерием степени веротерпимости в вероисповедной политике. Эпоху царствования Александра I современники называли «золотым веком русского раскола». Как указывал А. В. Попов «…в царствование Александра I отношение к раскольникам стало особенно терпимым». Личная точка зрения императора на русское «иноверие» была выражена в указе от 21 февраля 1803 г. по делу «тамбовских духоборов»: «Общее правило, принятое Мною на заблуждения сего рода, состоит в том, чтобы не делая насилия совести и не входя в розыскание внутреннего исповедания веры, не допускать однакож никаких внешних оказательств отступления от церкви, и строго воспрещать всякие в сем соблазны, не в виде ересей, но как нарушение общего благочиния и порядка». На практике такая позиция приводила к отказу от карательных мер по делам об иноверии.В начале царствования были сделаны послабления для старообрядцев и некоторых сект, если в их учении не было явного неповиновения власти; широкой свободой пользовались католицизм и протестантизм, а также ислам и буддизм.
Библейское общество.
6
При покровительстве Александра I в 1813–1824 гг. в России развернуло свою деятельность Библейское общество. Оно было связано с Британским Библейским обществом, которое под названием «Британское и Иностранное Библейское общество» было основано в 1804 г. в качестве общехристианской миссионерской организации, ставящей своей целью распространение Библии в переводе на различные языки мира. Вместе с тем оно преследовало также и цель противодействовать «разрушительным идеям XVIIIв. с их религиозным скептицизмом и отрицанием религиозных догм.
6 декабря 1812 г. Александр I утвердил разработанный Голицыным Устав этого общества, а 13 января 1813 г. в доме Голицына состоялось и первое собрание его членов-учредителей. На собрании присутствовали высшие сановники, православные иерархи, представитель римско-католической церкви и несколько протестантских пасторов. Предполагалось, что Российское Библейское общество станет организацией единомышленников, послужит объединением духовной и политической элиты, на которую император мог бы опереться в проведении своей конфессиональной политики. В библейское общество вступили многие царские сановники и влиятельные духовные лица: митрополиты Амвросий (Подобедов) и Серафим (Глаголевский), ректор Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов) и духовник царя протоирей П. В. Криницкий. Была издана брошюра с краткой историей Библейского общества и объяснением цели открытия его отделения в России. Затем последовало официальное обращение к губернаторам и важным духовным особам содействовать Библейскому обществу.
Российское Библейское общество поставило своей задачей издание книг Священного писания на языках народов России и распространения их по дешевой цене и даже бесплатно. Средства от взносов членов общества и частных пожертвований. Александр I пожертвовал 25 тыс. руб. и обязался делать годовые взносы в размере 10 тыс. руб. К 1824 г. было создано 57 отделений и 232 «сотоварищества» Библейского общества почти во всех губерниях России. Создавались даже детские «библейские товарищества» при учебных заведениях. На Библейское общество заставляли жертвовать лиц всех состояний и званий, включая крестьян и даже солдат. Оно способствовало распространению школ взаимного обучения, принимало живое участие в делах благотворительности. Однако Библейское общество некоторым образом задевало прерогативы Русской Православной церкви. Православные иерархи высказывали свое недовольство участием в нем
7
«иноверцев» - католиков и протестантских проповедников. Сама мысль распространения Библии для религиозного воспитания народа казалась странным нововведением. Они считали, что для простого и малообразованного народа вполне достаточно соблюдение обрядового благочестия. Считали «профанацией святыни», чуть ли не «вредным вольнодумством и изменой православию» переводить Библию с церковно-славянского на современный русский и языки других народов России. Среди духовных лиц вызвало неодобрение учреждение министерства духовных дел и народного просвещения под управлением светского лица. Деятельность Библейского общества рассматривалась как вмешательство в церковные дела. Посыпались доносы по поводу издания в России западными проповедниками мистических книг на русском языке. В доносах указывалось, что Библейское общество будто бы связано с другими тайными обществами. Его обвиняли в «потрясении религии и престола». В 1826 году Библейское общество было закрыто. Однако издательская деятельность Библейского общества продолжалась до ноября 1825 г. По последним, уточненным, данным, с 1813 по 1824 гг. был выпущен 794381 экземпляр Священного Писания на сумму 2 млн. 895 тыс. рублей и находилось в печати 59200 экземпляров. Всего же за 10 лет издательской деятельности Общества вышло 104 издания книг Священного Писания и другой духовной литературы на 24 языках (русском, сербском,армянском, новогреческом, татарском, грузинском, калмыцком, карельском, мордовском, бурятском, турецком, болгарском, зырянском, латышском, литовском, эстонском, молдавском, финском, черемисском, чувашском, остяцком, пермяцком) и в процессе подготовки находилось 25 изданий.
Политика Голицына позволила католицизму упрочить свои позиции в России. Была создана сеть иезуитских учебных заведений и новых римско – католических приходов в столицах империи. Орден иезуитов разработал специальную программу обращения русского населения в католичество, причем первоначальным объектом прозелитизма явился узкий, но влиятельный в российском обществе слой аристократии и интеллектуальной элиты. В 1816 г. Министерство полиции установило достоверные факты шпионажа со стороны иезуитских миссий. 19 августа 1816 г. А. Н. Голицын был вынужден сам обратиться к министру полиции С. К. Вязьмитинову с уведомлением о необходимости высылки иезуитов из России. Эта мера получила одобрение Александра I.
В 1817 г. по инициативе Голицына был создан «Комитет опекунства над Евреями», перешедшими в христианство. Голицын разработал проект разрешения «еврейского вопроса» путём массовой христианизации еврейского населения. В этих целях Комитет получил в распоряжение
8
значительные участки казённых земель на юге страны для расселения неофитов и поощрения перехода иудеев в христианство. Но, как констатировал С. А. Адрианов, «отвращение евреев к землепашеству привело к тому, что Комитет не достиг своей цели и только управлял землями, отведёнными в его распоряжение», что и привело к его ликвидации в 1833 г.
А. Н. Голицын предпринял новую попытку кардинального решения основных вопросов вероисповедной политики путём создания ещё более мощного вероисповедного ведомства: в 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, в структуру которого вошли Святейший Синод Российской Православной церкви, Главное Управление иностранных исповеданий и Министерство народного просвещения.
Во второй половине царствования Александра Iрелигиозная политика в отношении русского «иноверия» изменилась в сторону сужения границ веротерпимости.
К концу царствования Александра I вероисповедная политика, осуществлявшаяся под руководством А. Н. Голицына потерпела полный крах. «Теоретические замыслы Князя Голицына на практике привели к неожиданным результатам, он сам чувствовал это и просил Государя об отставке, на что император Александр Павлович ответил ему: «И я, любезный князь, не раз уже хотел объясниться с Вами чистосердечно. В самом деле, вверенное Вам министерство как-то не удалось Вам. Я думаю упразднить сложное министерство». 15 мая 1824 г. Министерство народных дел и народного просвещения было ликвидировано. Русское общество и государство в первой четверти XIX в. оказались не готовы воспринять либеральные вероисповедные идеи и реализовать их на практике.
Александр I и создание Священного Союза.
Императора Александра I как творца Священного союза вполне правомерно рассматривать в одном ряду с другими «отцами политической теологии». После победы над Наполеоном он осознанно поставил в центр своей деятельности международные проблемы, приняв на себя ответственность за будущее поддержание мира – что было весьма позитивно воспринято в европейском общественном мнении, видевшем в нем «истинно великого мужа, которому народы всех стран столь многим обязаны». Доктрина Александра I тесно связана с его личным мировоззрением, а точнее с религиозным поворотом, которым была ознаменована его личная жизнь в период Отечественной войны и Заграничных походов и который
9
непосредственно сказался на его политике. «Пожар Москвы озарил мою душу и суд Божий на ледяных полях наполнил моё сердце теплотой веры, которую оно до того не ощущало. Тогда узнал я Бога, каким его благовествует Святое Писание, тогда уразумел и понял я Его волю и Его закон, и твердо созрело во мне решение посвятить себя и свое правление только Ему. Как рассказывал Александр I в той же беседе, ход боевых действий доказал ему, что одних человеческих усилий в войне недостаточно, если сам Господь не будет давать свою непосредственную поддержку. Сходное настроение российский император нашел и у прусского короля Фридриха Вильгельма III, и они оба в мае 1813 г. поклялись друг другу: «Если Бог благословит наши соединённые усилия, то мы провозгласим всему миру наше убеждение, что слава принадлежит ему одному». Поиски богословского сознания политических процессов продолжались у российского императора и в период Венского конгресса, и во время пребывания в Париже в июле – сентябре 1815 г. Именно под влиянием этих напряжённых поисков и рождался проект нового союза европейских монархов. Стоит подчеркнуть, что искания Александра I в 1815 г. были сопряжены с его особым душевным состоянием: возвращение Наполеона он рассматривал как повторное пришествие в мир «гения зла», борьба с которым должна носить эсхатологический характер. Этот комплекс религиозных представлений подпитывало общение с баронессой В. Ю. фон Крюденер, взявшей на себя задачу руководить духовной жизнью императора. Как показывает анализ писем баронессы Крюденер этого времени, она также активно стремилась объяснять текущие политические события, основываясь на цитатах из Священного Писания, и с их помощью внушала Александру I учение о «новом христианстве» последних времен, которое царь должен нести миру, будучи одним из избранных, одним из тех, кто призван заключить с Богом «новый христианский союз (завет)». Таким образом, акт «братского христианского союза», составленный АлександромI и подписанный им вместе с прусским королём и австрийским императором 14/26 сентября 1815 г., несомненно должен рассматриваться одним из виднейших памятников политической теологии, призванным заложить идейный фундамент для нового миропорядка, который пришел на смену двадцатилетней череде войн. Многое и в процедуре разработки, и подписания этого акта, и непосредственно в содержании отличало его от обычных международных трактатов и деклараций, выставляя на передний план именно идеологическое наполнение. Священный союз мыслился Александром I как религиозная идея, а уже затем как внешнеполитическое объединение. В подтверждение этой мысли можно привести еще одну цитату из разговора российского императора с епископом Эйлертом: «Первая идея этого Священного союза возникла в тяжелый час, но воплощена она в
10
прекрасное, благодарственное и радостное время. Этот союз не наше создание, но целиком дело рук Божиих. Сам Спаситель внушил все мысли, которые этот союз содержит, и все принципы, которые в нем высказаны. Тот, кто этого не признает и не чувствует, полагая, что за кулисами здесь скрыты политические намерения, и смешивая между собой святое и безбожное – тот не может возвышать об этом свой голос и с таким человеком не о чем рассуждать».
В этой связи необходимо произвести более детальный анализ риторики Акта Священного союза, чтобы продемонстрировать, каким именно образом в нем используется язык политической теологии. К основным теологическим понятиям Акта Священного союза относится, во-первых, «братство во Христе». Оно раскрывается прежде всего как межконфессиональное христианское единство, и далеко не случайным оказывается факт, что три подписавших Акт монарха представляли страны, где были представлены три крупнейшие христианские конфессии: России – православие, Австрия – католичество и Пруссия – протестантизм. Далее, это христианское братство монархов оказывается выше границ их собственных стран, то есть собственно династических, территориальных и национальных интересов. Тем самым, «братство во Христе», положенное в основу нового политического порядка, категорически отрицало идею нации и вытекавшие из неё понятия «суверенитета нации» и «национального государства». Ещё одним важнейшим понятием Акта выступает представление об объединении всей Европы в единый «христианский народ».
Важно подчеркнуть, что Священный союз в данном Акте объявлялся окончательной и в этом смысле «вечной» системой европейского миропорядка. Её соблюдение приравнивалось к «выполнению правил и деятельному утверждению обязанностей, в коих наставил человеков Божественный спаситель». Следовательно, такая система уже не могла подлежать пересмотру – любое её нарушение становилось нарушением «божественных заповедей», т.е. собственно богоборчеством. В марте 1816 г. опять-таки лично Александр I попытался объяснить иностранным политикам, что именно желание бороться с революцией, её духом и последствиями, которые ещё живы в Европе, послужило главным толчком для провозглашения Священного союза. В рескрипте от 22 марта / 3 апреля 1816 г., адресованном посланникам нескольких европейских государств, российский император писал: «Злой гений, низвергнутый высшей волей Провидения, которое определяет судьбу государей и народов, видимо, снова пытается приписать этому соглашению некие политические виды, столь же мало совместимые с продиктовавшими его чистыми намерениями, сколь и противные той благотворной цели, к достижению коей оно предназначено.
11
Мои союзники и я, проникнутые великой идеей, направлявшей события последней битвы в Европе, имели в виду более действенным образом приложить принципы мира, согласия и любви, которые являются плодами христианской религии и морали, к гражданским и политическим отношениям. Торжественная дань уважения , которую только что воздали этим принципам, представляется тем более необходимой, что забвение их повлекло за собой бесчисленные бедствия, и то время, когда по политическим соображениям дальше всего отошли от них, было в равной мере самым пагубным для спокойствия и нравственности наций. Я пожелал совместно с моими союзниками путем откровенного признания этой важной истины отметить наступление новой эры, менее бурной для наших народов и более благоприятной для человечества». Поэтому в риторике Священного союза, развивавшейся на его последующих конгрессах, а также в сопутствующих дипломатических меморандумах, борьба с европейскими революциями являлась не просто охранительной мерой, оберегающей монархические режимы, и ладе не только гарантией безопасности стран, но и теологически мотивированной задачей – противостоянием со всемирным злом ради продолжения упомянутой «новой эры» и поддержания «плодов христианской религии и морали» в международной политике.
Отношение Александра I к масонам в 1820-е годы.
После Отечественной войны 1812 года происходит всплеск популярности масонства и, главное, приход в масонские ложи либеральных и республиканских идей. Масоны в Европе отметились с негативной стороны как раз в это время. Участники ложи « Друзья истины» проходили по делу о заговоре с целью свержения власти во Франции. В Италии активизировались карбонарии, имевшие свои ритуалы, но организационно повторявшие устройство и структуру масонских лож. В 1820 году масон Луи Лувель застрелил французского наследника престола Шарля- Фердинанда. Да и в России начали появляться тайные общества.
Дань масонству отдали и многие будущие декабристы. До 120 их (в т.ч. и все видные руководители тайных декабристских обществ) состояли по нескольку лет в масонских ложах. Их привлекали в масонстве идеи нравственного самоусовершенствования, своеобразная форма интеллектуального общения, сам ореол таинственности. Масонские ложи послужили объединению будущих декабристов. Не случайно во внутреннем обиходе первой декабристской организации – Союзе спасения – сказалось влияние масонского ритуала (принесение клятв) принимаемых в обществе на кресте и кинжале, подразделение членов обществ на степени – «боляр», «братий» и «мужей»). В 1821 г. по доносам была выявлена декабристская организация –
12
«Союз благоденствия». Попали под подозрение и масонские ложи. 1 августа 1822 г. последовал рескрипт Александра I о запрете всех тайных обществ и масонских лож. « Беспорядки и соблазны, возникшие в других государствах от существования разных тайных обществ, из коих оные под наименованием лож Масонских, первоначально цель благотворения имевших, другие занимались сокровенно предметами политическими, в следствии обратились ко вреду спокойствия Государств и принудили в некоторых сие тайные сообщества запретить.»
Александра I и православие.
Если в 1801-1812 гг. Александр I увлекался мечтами об «общеевропейской религии», то в последнее десятилетие своего царствования он все более проявлял себя как глубоко верующий христианин. Его нередко видели стоящим в дворцовой церкви на коленях и усердно молящимся. Он стал чаще совершать паломничества в русские монастыри и вести беседы с их настоятелями и особенно чтимыми в народе старцами-подвижниками. Находясь в 1816 г. в Киеве, Александр посетил в Киево-Печерской лавре известного совей подвижнической жизнью иеросхимника Вассиана (Балашевича). Александр просил Вассиана обходиться с ним «как с простым поклонником, пришедшим в сию обитель искать путь ко спасению», ибо, говорил он, «все дела мои и вся слава принадлежит не мне, а имени Божию, научившему меня познавать истинное Его величие». В 1819 г. Александр был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию монастыря знанием монастырских уставов и молитвенным усердием во время церковных служб. В 1823 г. Александр посетил в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре известного совей благочестивой жизнью иеромонаха Амфилохия и вёл с ним долгие беседы на духовные темы. В том же году он неоднократно посещал и беседовал с настоятелем Глинской пустыни в С.-Петербурге Филаретом. По преданию, в 1824 г. состоялась встреча Александра I с Серафимом Саровским. 1 сентября, перед отъездом на юг Александр отправился в Александро-Невскую лавру, где вёл долгую беседу с известным старцем Алексием Петербургским. Александр стал проявлять особую заботу о храмоздании, о «соблюдении церковного порядка и благолепия». По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов – в Москве в 1817 г. Христа Спасителя и в Петербурге в 1818 г. Исаакиевского собора. В 1816 г. вышел его указ «О богопочитании», в котором говорилось о соблюдении порядка и тишины в храмах; в 1824 г. указ «О церковном пении», которым разрешалось при выборе духовных песнопений руководствоваться только нотами, заверенными директором
13
Придворной певческой капеллы ы Д. С. Бортнянским. В 1825 г. Синоду было предписано «издать правила о благоприличном духовным людям одеянии, которое бы отличало их от мирских».Основным направлением церковной политики Александра в это время было улучшение социального положения духовенства и повышение образовательного уровня с целью возвысить его нравственное влияние в русском обществе. Указ 1801 года отменил телесные наказания по суду для духовных лиц, в 1808г. этот указ был распространён на членов их семей. Приходское духовенство и монастыри были освобождены от поземельного налога, а в 1821 году от воинского постоя и большинства других натуральных повинностей . Было разрешено приобретение духовенством ненаселённых земель в собственность путём дарения и покупки( указы 1805 и 1810гг.). В 1823году вдвое увеличены оклады приходского духовенства, создан пенсионный фонд и постоянные попечительства. В 1818 году рассмотрение правонарушений, совершённых духовными лицами( кроме уголовных дел и государственных преступлений) было изъято из ведения гражданского суда и передано в церковный суд. В 1808 – 1814 годах была проведена реформа духовного образования, вводились4 ступени обучения с преемственностью программ, усилено преподавание общеобразовательных предметов. Строго подтверждалась необходимость духовного образования для занятия священнических должностей.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Александр прошёл долгий, а порой и мучительный путь обретения веры .Искренне пытался найти духовно- религиозную опору , вникнуть в глубины христианского учения. На этом пути были и масоны, и квакеры, «мистики» и различного рода « проповедники». Но очевидна последовательная, во время всего царствования линия: государство действует во благо Церкви, чему свидетельством являются многочисленные указы императора, направленные на улучшение положения духовенства. Александр хотел, чтобы православное духовенство стояло на лестнице общественной иерархии не ниже, чем духовенство западное, и было столь же влиятельно в обществе. Велика и миссионерская и просветительская деятельность императора и Отечественная война 1812года стала великим событием не только в судьбе России, но и в судьбе и духовных исканиях самого Александра . Он был глубоко убеждён, что без Божьей помощи невозможно было одержать победу. Это осознание помогло ему пройти путь от человека безразличного к делам Церкви до глубоко верующего. Императору, безусловно, была
14
присуща немалая духовная одарённость. Он верил в особую историческую миссию и в особое Небесное покровительство России.
15
Список литературы:
1. Архангельский А. Н. Александр I. ЖЗЛ М., 2015.
2.А. Валлоттон. Александр I. Москва. издательство « Прогресс»-1991г.
3. С.Ю. Нечаев. Самый загадочный император России Александр I- М.: Вече, 2014.
4. М. М. Евтушенко. Церковно- государственная стратегия Александра I в начале XIX века. Сб. Санкт- Петербургского Университета. 2009ю, сер 2, вып. 1
5. Г. Чулков. Императоры России. Психологические портреты. Ридерз дайджест, 2003.
Снег своими руками
Астрономический календарь. Март, 2019
Ворона
Растрёпанный воробей
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)