В своей работе ученица рассматривает образ учителя в картинах отечественных художников.
Вложение | Размер |
---|---|
kolobova_arina_issledovatelskaya_rabota.doc | 871.5 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция младших школьников
«Я- исследователь»
Россия, Забайкальский край, Могойтуйский район, поселок Могойтуй
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Р.Гласко»
Исследовательская работа
по теме
«Музей имени Учителя»
Выполнила: Колобова Арина,
ученица 4-а класса МАОУ МСОШ №1
Руководитель: Баранова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ МСОШ №1
пгт. Могойтуй
2023 год
«Музей имени Учителя»
Колобова Арина, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Аннотация
Цель работы: рассмотреть образ учителя, который создавали русские художники в разные года на картинах в живописи..
Задачи:
Методы: теоретические, эмпирические.
Актуальность исследования:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. А также актуальность заключается еще в том, что профессия учителя вечна, учитель был, есть и будет при любом общественном строе.
Считается, что в руках учителе не просто дети, а наше будущее, будущее каждой страны. Эта истина испокон веков является непоколебимой. Поскольку именно Учитель закладывает в каждом человеке тот прочный фундамент знаний, который в дальнейшем помогает жить, строить своё будущее и развиваться.
Образ учителя находит своё отражение в фильмах, в мультфильмах, в литературе, в телевизионных передачах, в картинах художников.
«Музей имени Учителя»
Колобова Арина, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
План исследования
Проблема: мы часто говорим о переменах в школе: меняется облик учителя, меняется мир ученика, меняется школа. Но так ли уж изменилась школа за свою тысячелетнюю историю? Изменился ли образ русского учителя? В своей работе попытаемся это разобрать.
Объект исследования: образ учителя.
Предмет исследования: картины изобразительного искусства русских художников.
Методы:
( нейросети).
Библиография:
«Музей имен Учителя»
Колобова Арина, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Оглавление
Введение
«Музей имени Учителя»
Колобова Арина, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Научная статья
Введение
Профессия педагога – единственная профессия, создающая все остальные. Без хороших учителей не было бы выдающихся учёных, инженеров, врачей, писателей, художников и многих других. Когда мы говорим о роли педагога в процессе обучения, это касается не только учёбы, но и всех аспектов жизни. Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства, и талантливые педагоги так же шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов.
Современным детям школа открывает путь в огромный мир, давая возможность не только получить большой объем знаний, но и развивая способности, которые мы имеем от природы. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервые пришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшую свои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников и учителей 200, 100, 50 лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна русских и советских художников, которых вдохновляла тема школы, первые учителя, любимые учителя.
Многие художники в своем творчестве обращались к образу Учителя. Тема школьной жизни была интересна многим художникам, как зарубежным, так и русским. Рассматривая живописные полотна разных эпох, можно узнать много интересного не только о школьных порядках и отношении учеников к учёбе, но и об учителях.
Учителя дают намного больше, чем сухие знания: правила, формулы, алгоритмы. Они наши наставники по жизни после родителей. Кто же, как не они заботится о нашей осанке и красивом почерке, кто приучает нас к дисциплине и общению в коллективе, кто прививает уважение к чужому труду и любовь к окружающему миру, вкладывает в наши головы и умы знания об окружающем мире?
Изучая информацию в Интеренете, посетив несколько виртуальных музеев и выставок, удалось сделать подборку картин некоторых художников, отразивших особую школьную атмосферу и учительство конца 19 века-.
Из истории мы помним, что в дореволюционной России были гимназии, приходские и крестьянские школы. Многие русские художник не раз обращались к написанию картин своей школьной жизни, где в центре был учитель.
1.В сельской школе. Художник Владимир Егорович Маковский, 1883 г.
Мы видим небольшую избу в деревенской избе, в которой два учителя внимательно слушают учеников и обучают их азам грамоты. Образ учителя- добрая, внимательная, заботливая.
Картина рассказывает о том, как интеллигентные русские девушки, воодушевленные идеей народного образования, занимаются обучением деревенских ребят. Дело происходит в просторной чистой избе. Здесь «отличные барыньки», как их называл Стасов, «пришедшие из своих барских домов», учат «всяких мальчуганов и девчоночек».
На картине все жители деревни встречают учительницу, оказывая ей уважение.
Проанализировав несколько картин художников конца 19 века, я пришла к выводу, что почти на всех картинах изображены учителя, которые приезжают в деревню, обучать крестьянских детей. И образ такого учителя- добрая, готовая пожертвовать своими городскими удобствами, стремящаяся дать все свои знания безграмотным детям.
2.Образ учителя на картинах советских художников 20 века
В России в 1917 году произошла Октябрьская революция. Школы стали бесплатными и общими для всех. Но художников того времени больше интересовали политика, революционные перемены в обществе. Картин русских художников с 1905 по 1930 гг. оказалось не так много.
Е. Кацман. Сельский учитель. 1925 год
И опять мы видим, что изображён сельский учитель. По виду строгий, требовательный, готовый рассказывать правду о революции. Больше учитель истории .
2. Н. Богданов – Бельский, 1929 год «Воскресное чтение»
После установления советской власти и образования страны СССР учителю стали предавать большое значение, Ведь учитель создавал новую страну, учил новых людей. Но картин того времени и художников было очень мало: страна создавала себя, строила новые города, фабрики, заводы. Возможно, это всё влияло и на темы, которые изображали художники того времени. Учитель рассматривался, как источник истины и ликвидации всеобщей безграмотности. Появилась пионерия, но картины о пионерах уже рисовали художники позже.
Наша страна жила счастливой жизнью. Исчезла безграмотность, появились новые города, фабрики, заводы, школы. Но дальше была война…. Но даже во время войны учителя вели свои уроки, несмотря на холод, голо, разруху. Они были настоящими героями. И этому посвятили свои картины многие художники.
О. Башкевич. «Первый урок», 1944 г.
После войны учителя встречали своих учеников- генералов и солдат, рядовых, героев и просто всех тех, кто воевал. И этим послевоенные учителя похоже на всех учителей, всех времён, которые всегда ждут свои выпускников, гордятся ими, радуются их успехам. Такое мы видим на картине Терентьева О.К. «Герои в школе».
Война закончилась. Наша страна стала заново строиться, восстанавливать всё разрушенное. И учителю придавалось большое значение – поэтому стали выходить фильмы об учителях, появились новые рассказы, стихи и, конечно же, картины.
Картины, спектакли показывали советского учителя как мудрого наставника, знающего специалиста и человека с богатым духовным миром. Его отношения с учениками обычно освещались с точки зрения наставничества, помощи в становлении личности и т.д. В таком ключе написана и картина А. Ткачева (1956 г.) . Тут мы видим молодую учительницу рисования во время урока. Она доброжелательно и спокойно объясняет заинтересованным ученицам какой-то момент.
А в картине И. Доценко(1960 г.) показан экзамен по географии. Мальчик отвечает, другие ученики готовятся, экзаменационная комиссия из трех учителей с интересом слушает отвечающего. Судя по тону картины и той атмосфере, которая в ней передана, ученик идет на пятерку. Учителя выглядят строгими, но справедливыми людьми.
Человек летит в космос. И учитель не остаётся в стороне. Он радуется, показывает детям, что и учителя могут быть не только строгим, но и радоваться всем моментам в жизни. Таким видела учителя художник Е.Бабинова (2011 г.)
В 70-е года 20 века художники рисовали образы учителей, неразрывно связанные со школьными буднями. Просматривая картины, изображающие учителей в 70- е года 20 века, мы видим строгих и добрых, путешествующих вместе со своими учениками, в красивых школах, у доски и на природе - учителей.
Цветков В. Нерешенная задача. 1970 год
Учитель - это не профессия, а призвание. Чтобы быть учителем, недостаточно разбираться в своём предмете. Главное, что отличает хорошего учителя, - это любовь к детям, оригинальный подход к преподаванию материала, терпимость и дружелюбие по отношению к ученикам. Практически на всех картинах конца 70-х годов 20 века изображён такой учитель.
К сожалению, нам не удалось найти образ учителя в конце 20 века, больше выходили фотографии.
4.Учитель глазами современных художников
Просматривая работы российских художников 21-го века, нам не удалось найти ни одной работы, посвящённой учителям. Видимо, тема эта непопулярна в современной живописи. Хотя в Интернет-сети достаточно много рисунков про учителей и фотографий. Большинство из них носит негативный характер, и вряд ли может способствовать культурному развитию подрастающего поколения и воспитанию уважения к учителю.
Но всё- таки мне понравились некоторые картины, которые отражали образы учителей, похожих на учителей моей школы.
Судя по висящему на стене портрету Пушкина, здесь изображен учитель русского языка и литературы.
А на этой картине я лично вижу труд учителя – сложный, каждый день, и даже ночью.
Я попыталась сама с помощью искусственного интеллекта (нейросети) изобразить современного учителя.
И вот что у меня вышло.
Вот так нейросеть по моим ключевым словам видит современного учителя: молодого, рядом с учениками, в красивой школе, красивого, помогающего, рассказывающего что-то своим ученикам. В принципе, нейросеть видит учителя также, как и настоящие художники.
Работая по теме моего исследования, мне удалось добиться основной цели: увидеть образ учителя на картинах отечественных художников разных веков.
В большинстве своём, все образы учителя отражают его душу, его качества, как профессионала и как человека. Я увидела как опытных, так и молодых учителей, усталых и активных. И я пришла к выводу, что во все времена учитель играл большую роль в жизни общества и каждого человека. Я увидела учителей - героев, учителей мудрых, строгих, отдающих душу своему делу, преданных своей Родине, любящих своих учеников.
Повезло! Стихи о счастливой семье
Два Мороза
За еду птицы готовы собирать мусор
Ворона
Зимовье зверей