работе кратко описывается биография замечательного учителя посёлка Могойтуй- Бояркиной Манефы Николаевны.
Вложение | Размер |
---|---|
andrianova_ulyana_issledovatelskaya_rabota.doc | 93 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция младших школьников
«Я- исследователь»
Россия, Забайкальский край, Могойтуйский район, поселок Могойтуй
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Р.Гласко»
Исследовательская работа
по теме
«Есть только миг…»
Выполнила: Андрианова Ульяна,
ученица 4-а класса МАОУ МСОШ №1
Руководитель: Баранова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ МСОШ №1
пгт. Могойтуй
2023 год
«Есть только миг…»
Андрианова Ульяна, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Аннотация
Цель работы: описать биографию одного из замечательных учителей и директоров Могойтуйской средней школы № 1 им. В.Р.Гласко Бояркиной Манефы (Марии) Николаевны.
Задачи:
Методы: теоретические, эмпирические.
Актуальность исследования:
Каждый человек вправе гордиться своей историей. История отдельного человека есть часть истории народа. Агинский Бурятский округ славится именами таких людей, как Героев Советского Союза - Базара Ринчино, Александра Парадовича, Героев России - Алдара Цыденжапова, Андрея Днепровского, Героями Социалистического Труда – Бальжимы Доржиевой, Бальжинимы Мажиева.
Но 2023 год даёт нам повод считать героями, самыми настоящими и УЧИТЕЛЕЙ! Учителей, которые всю свою жизнь посвятили воспитанию подрастающего поколения, которые свои примером «зажигали» детей, выпускали из школы учеников, готовых принести пользу семье, посёлку, стране!
«Есть только миг…»
Андрианова Ульяна, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
План исследования
Проблема: в каждую эпоху уважали учителя. И многие удивлялись, зачем выбирают профессию учителя? И не денежная, и хлопотная, и трудна, и ответственная. До сих пор общество задаётся таким вопросом- а каким должен быть человек, который выбирает нелёгкий путь в учителя? Мне же захотелось попытаться ответить на этот вопрос, потому что я в будущем также хочу стать учителем.
Объект исследования: история жизни Бояркиной Марии Николаевны.
Предмет исследования: пути становления Марии Николаевны как Учителя с «большой буквы».
Методы:
Библиография:
«Есть только миг…»
Андрианова Ульяна, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Оглавление
Введение
I. Родительский дом – начало начал.
II. Школьные годы чудесные…
III. Мечты сбываются...
IV. Учителя, учителя... Пpофессии нет добpей!
V. Время комсомола…
VI. «Багульник»
Заключение
«Есть только миг…»
Андрианова Ульяна, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Введение
Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Рассматривая экспонаты фотографии в школьном краеведческом музея, я обратила внимание на альбомы, буклеты и фотографии о Бояркиной Марии Николаевне, учителе географии, бывшем директоре нашей школы. А также на мемориальную доску около кабинета директора школы. Я долго рассматривала их. Сколько много добрых слов написано об этом человеке. Это воспоминания коллег, сочинения бывших учеников, статьи из газет. Меня заинтересовала судьба этого педагога с «большой буквы».
История ее жизни мне показалась очень интересной, поэтому решила её изучить. Собирать по крупицам материал оказалось делом нелегким и кропотливым. Но мне оказывали помощь мои учителя – выпускники нашей школы, моя мама и папа, которые тоже учились у Марии Николаевны, её бывшие коллеги. Ведь Мария Николаевна выучили почти половину населения нашего посёлка. Её помнят, любят, ценят до сих пор. Это, наверное, и является главным для Учителя с «большой буквы»!
Глава I.
Родительский дом – начало начал.
Есть на территории Забайкалья небольшое село Калга. Мария Морозова в книге «За горой всегда долина» так описывает старую Калгу: «Станица Калга широко раскинулась по долине между сопок недалеко от границы Китая. Сопки бесконечным стадом тянуться в сторону границы. Через Калгу протекает речушка».
Вот именно в этом месте 24 мая 1938 года в забайкальском селе Калга в семье председателя колхоза «Путь Ильича» появился на свет долгожданный ребенок- девочка, которую родители Николай Владимирович и Аграфена Ивановна Бояркины назвали красивым русским именем Манефа. Уже став старше, она поменяла его на более привычное и распространенное имя Мария.
Глава II.
Школьные годы чудесные…
В 1934 году в Калге открылась школа – семилетка.
Красивое, просторное здание школы было построено на средства колхоза «Ленинский путь». Работала в этой школе Анна Степановна Генералова – учительница начальных классов. Она и стала первой учительницей маленькой Манефы. Уже тогда Анна Степановна заметила у Манефы такие черты характера, как самостоятельность, внимательность, ответственность, активность. Была она очень подвижным ребенком, много читала, занималась физкультурой. В играх с детьми всегда была лидером. Учёба давалась легко, училась на «5».
Александра Семеновна, учитель математики, была классным руководителе в последующие годы. Она была человеком необыкновенным: добрым, искренним, справедливым. Все тепло своей души она отдавала нам, своим детям. С ней можно было поговорить на любые темы: поэтому в классе у нас царила атмосфера доверия и взаимопонимания. По словам Марии Николаевны, именно она стала примером, что стать учителем. [1]
Глава III.
Мечты сбываются...
Окончив семь классов в родном селе, вчерашняя школьница решила для себя – будучи учителем и поступила в Агинское педагогическое училище.
Из воспоминаний Бояркиной Марии Николаевны: «Отец упорно хотел меня отправить в Нерчинск, где проводились курсы, обучали на председателей колхозов. Но в это время одна наша соседка переехала с семьей в Могойтуй, и мы как-то узнали из письма, наверное, об Агинском педучилище. Мой дядя был большим шутником: «Как же ты поедешь? Паровоз закричит так, что все падают». Тогда я с другой подругой рванула туда в Агинское. Мы долго искали улицу, на которой жила подруга. Сейчас, я полагаю, что это место было примерно улица Барлукова. Потом мы поехали в Агинское. Сдали документы. Я была отличницей, а подруга моя училась так средне. Она боялась завалить экзамен, поэтому я сдала их за себя и за неё. Вот так мы и поступили».
Девочки начали учиться в Агинском педагогическом училище. Мария Николаевна была также активным студентом. Она занималась спортом: играла в волейбол (спортивный разряд по волейболу), занималась гимнастикой, а также участвовала в беге с препятствиями
Из воспоминаний Бояркиной Марии Николаевны: «Уроки проводились в две смены: велась математика с утра и с обеда. Утренние уроки учитель математики, а с обеда с группой А (бурятоговорящих студентов) повторно работала я».[2]
В то время Агинское педагогическое училище участвовало в конкурсе художественной самодеятельности. И Мария Николаевна охотно принимала участие в вокальной группе девушек.
Мария Николаевна успешно окончила Агинское педагогическое училище в 1957 году, ей предложили стать учителем начальных классов в Могойтуйской школе.
Мечта претворена в жизнь. Она - учитель начальных классов.
Глава IV.
Учителя, учителя... Пpофессий нет добpей!
В 1957 году, несмотря на заманчивое предложение остаться работать в окружном комитете комсомола, Мария пошла работать в школу учителем начальных классов и пионервожатой, потому что не представляла себе другого будущего.
15 августа 1957 года Мария Николаевна поступила на работу в Могойтуйскую среднюю школу. Из воспоминаний Бояркиной Марии Николаевны: «Помню было два первых класса. Маленькие, смешные… Сейчас им по 65-66 лет. Недавно с одним переписывались: живет в Майами. Одна в Краснодарском крае… Молодые учителя жили все вместе. Было нас шесть человек. Жили в доме с печным отоплением. Позже приехали работники МТС. К учителям тогда относились с большим уважением. Нас окружили всяческой заботой: приносили и картошку, и овощи…»[3]
Наряду с работой учителя начальных классов Мария Николаевна совмещала работу пионервожатой. Из воспоминаний Шойроповой Лхамы Жамьяновны: «Мария Николаевна – наша первая старшая пионервожатая, водила нас в походы, с большим энтузиазмом и с душою проводила праздники, встречи. Она и сейчас не может жить без дела: по-прежнему активна, инициативна».[4]
При Тумунове Жигмит Тумуновиче была построена начальная школа из 4-х классов и 3-х двухклассных зданий. Школу отапливали печами, а дрова заготавливали учащиеся под руководством учителей в весенние каникулы. Несмотря на эти трудные условия, жизнь в школе кипела.
Год спустя в 1958 году Марию Николаевну направили на учебу в Центральную комсомольскую школу в Москве. Но юная Мария стремилась работать в школе, тогда не существовало более важной и полезной миссии на земле, чем профессия Учителя.
В дальнейшем Мария Николаевна, заочно закончив Читинский педагогический институт, проработала в родной школе учителем географии, позже - заместителем по учебно-воспитательной работе.
Из воспоминаний Бояркиной Марии Николаевны: «В МСОШ №1 я работала очень долгое время. Викентий Робертович Гласко приехал к нам на работу в школу как учитель географии. Я в то время работала в начальной школе, потом в течение 10 лет работала завучем, и мы параллельно с Викентием Робертовичем вели уроки географии. Часто была у него на уроке, и было очень интересно наблюдать за его уроками. Кабинет географии был очень хорошо оборудован, был киноаппарат, диафильмы просматривали…»
В 1979 году перспективного педагога по приказу ОБЛОНО назначили на должность директора Могойтуйской средней школы.
Из воспоминаний Бояркиной Марии Николаевны: «За годы случалось разное. Было и хорошее, и плохое. За всю историю моего директорства мы горели два раза. Один раз это было в феврале. Тогда мы топили в кабинете технологии печь. Я вела урок географии. Прибегает техничка. Оказывается, подъехала пожарная машина. Я выбегаю. На улицу. Они кричат: «Вы чего там сидите? Сейчас сгорите!» И как-то так получилось, что начала гореть крыша. А мы-то сидим внизу и не видим ничего. Я бегу обратно всех начинаем выводить. Стучимся в каждый кабинет. Помню Галина Исааковна, учитель математики, говорит: «Ну, подождите чуток, закончим сейчас решать. Сейчас вспоминаешь это – смешно, а тогда не было до смеха».[5]
Двадцать шесть долгих лет стояла она во главе педагогического коллектива. В 2003 году, после ухода на заслуженный отдых, стала работать на должности валеолога и учителя географии, а с 2006 года заведовала школьным музеем, основателем которого был замечательный учитель и наставник Викентий Робертович Гласко.
А в 2007 году Мария Николаевна уходит на заслуженный отдых. Из воспоминаний Дашинимаевой Доржи-Ханды Нимаевны, выпускницы школы: «Все школьные годы и после нас всегда «сопровождает» наш Учитель, директор школы и просто старший товарищ Мария Николаевна Бояркина».
На мой взгляд, с полной уверенностью можно сказать, что весь педагогический путь Мария Николаевна оставалась верна своей профессии, своему выбранному пути, а значит, и самой себе.
Глава V.
Время комсомола…
Комсомольские поколения… О них сложено немало песен и стихов, написаны романы, сняты кинофильмы. Каждое из поколений внесло в историю свою неповторимость, свою биографию, свое мужество.
Для одного поколения - это были революция, гражданская война и первые пятилетки, для других - Великая Отечественная война, юность третьих - выпала на героические трудовые годы послевоенного восстановления.
Кто-то поднимал целину, открывал кладовые нефти в Тюмени, прокладывал Байкало-Амурскую магистраль, кто-то воздвигал электростанции в Сибири, покорял высоты научно-технического прогресса и космоса, и все это совершено в невиданные исторические сроки энергией и трудом юности.
Комсомол является инициатором всесоюзных походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, в которых участвуют миллионы юношей и девушек. Активное участие комсомол принял в осуществлении мер, разработанных партией по подъёму сельского хозяйства. В совхозы, колхозы, МТС были направлены тысячи молодых специалистов, рабочих и служащих, выпускников средних школ и студентов училищ.
В первый год обучения в Агинском педагогическом училище Марию Николаевну назначили комсоргом, а позже и секретарем комсомольской организации. После окончания училища ей сразу же была предложена работа в окружном комитете комсомола, но она отказалась.
Молодого и талантливого педагога заметили и через некоторое время перевели на работу в райком комсомола заведующей школьным отделом, а затем вторым секретарем. С 1957 по 1960 годы проработала секретарем Могойтуйского райкома ВЛКСМ. В 1958 году ее направили в Центральной комсомольской школе в Москве.[6] Но ее всегда тянуло назад, к ее дорогим ребятишкам, и в 1959 году Мария Николаевна возвращается в школу, к любимому делу, служению которому посвятит почти пятьдесят лет.
Из воспоминаний Бояркиной Марии Николаевны: «Комсомол мне дал путевку на всю оставшуюся жизнь. Именно в комсомоле я получила главные уроки, которые стали основой моей трудовой деятельности. В 1954 году я была избрана секретарем комитета ВЛКСМ Агинского педучилища, а в 1957-1959 годах работала секретарем Могойтуйского райкома ВЛКСМ, а дальнейшая моя судьба связана со школой. Более тридцати лет работала директором Могойтуйской средней школы. И твердо могу сказать, что все организаторские и профессиональные способности были заложены именно в комсомоле».[7]
Глава VI.
«Багульник»
С душевной песней
жить интересней…
Человек активной жизненной позиции, Мария Николаевна, будучи и на заслуженном отдыхе, не смогла остаться в стороне от общественной жизни посёлка, района, округа, края. Её всегда отличали прекрасные душевные качества: любовь к детям, своей профессии, честность, принципиальность, готовность всегда прийти на помощь коллегам. Кипучая энергия, неравнодушное отношение к людям, ко всему новому, интересному не давали ей сидеть дома, её постоянно приглашали на встречи, конференции, конкурсы. Вот и пригласили Бояркину Марию Николаевну в «Багульник».
За время творческой деятельности народный самодеятельный коллектив ветеранов труда «Багульник» завоевал популярность и признание жителей не только посёлка, но округа и района, а также жителей соседних районов. Благодаря кропотливой работе руководителя, аккомпаниатора и участников, в 2008 году коллективу присвоено почетное звание «Народный (образцовый) самодеятельный коллектив ветеранов труда «Багульник».
Народный самодеятельный коллектив ветеранов труда «Багульник», постоянный участник многих мероприятий, неоднократно награждались Почётными грамотами, благодарственными письмами разных уровней власти.
Участники народного самодеятельного коллектива ветеранов труда «Багульник» - это люди старшего возраста. Среди них представители самых разных профессий. Сегодня это уникальный творческий коллектив, шагающий вместе со временем. Привлекает участников коллектива многое – и это, прежде всего, по-семейному добрая, приветливая атмосфера в коллективе.
Репертуар народного самодеятельного коллектива ветеранов «Багульник» широк и разнообразен: в нем много песен советских композиторов, народных, есть и классические произведения. Широка и тематика. Это песни патриотические, лирические и песни военных лет, песни советских композиторов и местных поэтов. В коллективе царит творческая атмосфера. Есть и мастера художественного слова. Выступления коллектива производят огромное впечатление на зрителей и слушателей. Участников коллектива объединяет любовь к песне.
В каждом концерте они дарят зрителю тепло своей души. Неизменная ведущая концерта – Мария Николаевна Бояркина– с трепетом читает задушевные стихи между объявлениями следующих номеров.
За все время участия в «Багульнике» Бояркину Марию Николаевну можно было увидеть и в русском сарафане, и в бурятском дэгэле.
Она всем была нужна, поэтому и выбрали ее председателем Совета ветеранов посёлка Могойтуй. Ее всегда приглашали на открытии больших строительных объектов, как детские сады и школы. Без нее не обходился ни один конкурс, так как она была в составе жюри, а также была неизменным доверенным лицом на выборах разных уровней: поселкового, муниципального, окружного и краевого.
Можно только удивляться, как она всё успевала, никогда не ссылалась на возраст и проблемы со здоровьем. И гостеприимный дом Марии Николаевны всегда был открыт для людей.
Заключение
Моя работа дала возможность узнать много интересного из жизни Бояркиной Марии Николаевны. Я убедилась в том, что человек, однажды выбрав будущую профессию, может достигнуть больших успехов.
Стремление к постоянному совершенствованию, неиссякаемая энергия, целеустремлённость Марии Николаевны никого не оставляли равнодушными, До сих пор они вдохновляют нас, учащихся школы, стремиться к выполнению поставленных задач, учиться и готовить себя к будущей трудовой деятельности.
А главное, мы ещё раз убедились в том, какими удивительными, талантливыми, уникальными могут быть наши учителя, такими, как человеком был Бояркина Мария Николаевна.
[1] Материалы из интервью
[2] Материалы из интервью
[3] Материалы из интервью
[4] Звездные тайны./Сборник, подготовленный в рамках 45-летия школьного планетария. - Могойтуй, 2014.
[5] Материалы из интервью
[6] http://www.aginskoe.ru/node/2654
Ветер и Солнце
Зимовье зверей
О путнике
В поисках капитана Гранта
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)