Э. Е. Дымша
Руководитель Л. А. Вотякова
Братское музыкальное училище, г. Братск
Что читают наши сверстники
Многие думают, что молодежь перестала читать книги, проводя много времени в Интернете. Взрослые говорят, что их дети редко держат книгу в руках, заменив ее гаджетами.
Цель моего исследования – ответить на вопросы: читает ли молодежь, каким направлениям отдаёт предпочтение.
Для достижения цели решались следующие задачи:
собрать сведения о читательских предпочтениях молодежи предыдущих поколений (18,19,20 вв.);
разработать анкету для сверстников;
проанализировать заполненные анкеты.
Вложение | Размер |
---|---|
dymsha_evelina_chto_chitaet_molodyozh.docx | 24.63 КБ |
Э. Е. Дымша
Руководитель Л. А. Вотякова
Братское музыкальное училище, г. Братск
Что читают наши сверстники
Многие думают, что молодежь перестала читать книги, проводя много времени в Интернете. Взрослые говорят, что их дети редко держат книгу в руках, заменив ее гаджетами.
Цель моего исследования – ответить на вопросы: читает ли молодежь, каким направлениям отдаёт предпочтение.
Для достижения цели решались следующие задачи:
собрать сведения о читательских предпочтениях молодежи предыдущих поколений (18,19,20 вв.);
разработать анкету для сверстников;
проанализировать заполненные анкеты.
В XVIII веке для детей было издано около двухсот книг. Состав этой небольшой библиотеки был очень разнообразен. Самым большим разделом библиотеки был научный.
Меньше всего книг было в разделе "Художественная литература", в основном, иностранные классики.
Из всего, что мы склонны называть литературой сегодня, в XVIII веке больше всего читали литературу повествовательно-развлекательную: она состояла из «вымыслов», то есть описывала события, которых не было в действительности.
Помимо проблемы подлинности для читателей XVIII века существовала проблема моральности: считалось, что истории о любви развращают нравы.
Несмотря на это, в XVIII веке роман развивается и постепенно все выше и выше поднимается в иерархии жанров.
В 1760-е годы во всех слоях общества начинают в большом количестве читать стихи.
XIX век стал временем, когда средний уровень образования стремительно вырос: людей разными способами пытались научить грамоте. Так, если в начале века людей, умеющих читать, было всего 5%, то к началу XX века их количество выросло до 40,7% .
Кто и что читал?
Дети дворян
Конечно, в гимназиях и пансионах список чтения значительно отличался от обычных сельских школ. Также существовало разделение между мальчиками и девочками: мальчики чаще учились в светских и церковных гимназиях, девочки же получали образование дома или в пансионе.
Причем список литературы для студентов и для студенток был разный: интересно, что мальчики чаще читали отечественных авторов, а девочки — французских. Даже если женщины и читали русских авторов, это были произведения о любви и семье. Мальчики же предпочитали сложные произведения, которые сегодня читают в более взрослом возрасте.
Несмотря на предрассудки, женщины не только читали более серьезные книги, но и писали их. Тем не менее, книги, которые писали авторы-женщины, обычно читали только женщины. Мужчины считали это несерьезным.
Более образованным людям нравились также романы, приключенческие книги, позже детективы. Другими словами, «литература, уводящая от действительности».
XX век. В 80-х годах молодежь в большинстве своем предпочитала фантастику, детективы, приключения.
Целью данного исследования является изучение предпочтений современной молодёжи. Для наших сверстников, привыкших не заострять внимание на объёмных текстах, были разработана простая для чтения и понимания анкета.
В опросе участвовали ученики 11 класса и студенты Братского музыкального училища. Всего приняло участие 60 человек.
Большая часть опрошенных предпочитает читать фантастику.
В таких жанрах, как фантастика и приключения, современную молодёжь привлекают простота и лёгкость повествования, правдоподобный мир, в котором идёт борьба добра со злом. Главными героями здесь, как правило, выступают подростки, что также притягивает читателей в этом возрасте.
Для 91% сверстников важен интересный и захватывающий сюжет.
В таких книгах идёт поиск возможных решений разных проблем, что очень важно в реальной жизни (помогает формировать собственную личность).
Как и юных читателей прошлых веков, наших сверстников продолжают интересовать книги о любви, смысле жизни, психологии.
Также я выяснила, что сверстники чаще читают зарубежную литературу. Скорее всего, причина последнего в том, что в отечественной литературе до середины XX века мало произведений в духе приключений и фантастики.
На основании проанализированных анкет был создан список книг. В нём отражена информация о литературных направлениях, авторстве, жанровой принадлежности произведений, выбранных для чтения.
Таблица. Список книг из анкет
Жанр, направление | Автор | Название |
Роман, фэнтези | Дж. К. Роулинг | «Гарри Поттер» |
Научно-фантастический роман-антиутопия | Рэй Бредбери | «451* по Фаренгейту» |
Аллегорический роман | Уильям Голдинг | «Повелитель мух» |
Мистерия, детектив | Эдогава Рампо | «Волшебные чары луны» |
Любовный исторический роман | Джейн Остин | «Доводы рассудка» |
«Гордость и предубеждение» | ||
Психологический, философский, любовный роман | И. Тургенев | «Отцы и дети» |
Психологический роман | Дж. Д. Сэлинджер Х. Янагихара М.Ю. Лермонтов | «Над пропастью во ржи» «Маленькая жизнь» «Герой нашего времени» |
Христианский триллер | Уильям Пол Янг | «Хижина» |
Сентиментальный роман | Э. М. Ремарк | «Приют грез» |
Философский роман | Оскар Уайльд | «Портрет Дориана Грея» |
Фантастическая юмористическая повесть | А. и Б. Стругацкие | «Понедельник начинается в субботу» |
Реалистическая повесть | Рэй Бредбери | «Вино из одуванчиков» |
Повесть о любви, реализм | А. Куприн | «Гранатовый браслет» |
Молодежная литература (магический реализм) | М. С. Петросян | Дом, в котором…» |
Практическая психотерапия | Дж. Синсеро | «Не ной» |
«Ни сы» | ||
Детективное, мистическое фэнтези | К. Манискалко | «Охота на Джека-потрошителя» |
Фантастический роман | Керстин Гир | «Таймлесс» |
Роман, триллер | Дэн Браун | «Ангелы и демоны» |
«Код да Винчи» | ||
Философский роман | Ф. Достоевский | «Преступление и наказание» |
Любовный, философский роман | М. Булгаков | «Мастер и Маргарита» |
Практическая психотерапия | Донна Наказова | «Осколки детских травм» |
Любовный роман | Анна Джейн | «Восхитительная ведьиа» |
Фэнтези, магический реализм | Стивен Кинг | «Зеленая миля» |
Перед нами стояло два вопроса: читает ли современная молодежь в возрасте от 15 до 20 лет и что читает.
Читает! В круге чтения опрошенных присутствует литература различных направлений. Среди книг чаще всего оказываются зарубежные писатели. Самые популярные направления – фантастика, приключения, литература о любви, детективы.
Немного в стороне остаются классические произведения, а ведь классика является основой формирования хорошего читательского вкуса.
Целью проекта было не только проанализировать читательские предпочтения молодых людей, но и привлечь внимание к чтению книг. Можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, а поставленные задачи реализованы.
Литература
Эта весёлая планета
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Ласточка. Корейская народная сказка
Весёлая кукушка
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"