Семья является одним из важнейших институтов социализации детей и взрослых. Традиционно, под термином «семья» в науке понимают основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.
Изучением представлений о семье занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова. Согласно результатам их исследований, значение представлений о семье заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, развивается самооценка, ценностное отношение к семейным традициям. Через формирование представления о семье младший школьник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного становления образа семьи, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитиеценностных ориентаций и идеалов семьи, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания всех членов семьи, развитие ценностного отношения у младших школьников к семейным традициям.
Вложение | Размер |
---|---|
_2023_dynina_osobennosti_predstavleniy_mladshih_shkolnikov_o_seme._2023.docx | 56.83 КБ |
prezentatsiya_dynina_2023.pptx | 854.28 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69
НА НОУ
СЕКЦИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Выполнила: обучающееся 7«А» класса, МОУ СОШ № 69
Дынина Ирина Олеговна
Руководитель: педагог-психолог
Кузьмина Ольга Евгеньевна
ВОРОНЕЖ 2023
Оглавление
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития представлений о
Факторы формирования представлений о семье у младших школьников 9
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи у детей младшего школьного возраста 15
Список источников и литературы 25
Приложение 1 29
Семья является одним из важнейших институтов социализации детей и взрослых. Традиционно, под термином «семья» в науке понимают основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью [6]. Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.
Изучением представлений о семье занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова. Согласно результатам их исследований, значение представлений о семье заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, развивается самооценка, ценностное отношение к семейным традициям. Через формирование представления о семье младший школьник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного становления образа семьи, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие
ценностных ориентаций и идеалов семьи, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания всех членов семьи, развитие ценностного отношения у младших школьников к семейным традициям.
Объект исследования: представление личности о семье.
Предмет исследования: особенности представлений о семье у младших школьников.
Гипотеза исследования: представление о семье у младшего школьника наибольшее значение имеют сформированность семейных ценностей и взаимоотношений в семье.
Цель данной работы: определить особенности представлений о семье у младших школьников.
статистический анализ данных, качественное и количественное описание результатов исследования).
База исследования: МБОУ СОШ №69 В исследовании принимали участие младшие школьники 7-8 лет в количестве 24 человек, 1 класс
Семья - объект большого числа социологических, социально- психологических исследований. Это объясняется большим количеством проблем, связанных с семьёй. Важность изучения восприятия младшими школьниками отношений с членами семьи, в особенности с родителями, признаётся учёными различных направлений. Т.Г. Хоментаускас пишет:
«…Посмотреть на семью глазами ребёнка - это значит реконструировать, воссоздать субъективное видение и чувствование ребёнка…» [С. 192, 7].
Изучением образа семьи в восприятии детей занимались следующие современные исследователи: О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, Н.А. Круглова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая, Т.И. Пухова. Согласно результатам их исследований, значение представления о семье заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка. Через формирование образа семьи школьник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. Представление о семье у младшего школьника влияет на построение определенных детско- родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека.
Младший школьник воспринимает семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет [3].
Детско-родительские отношения более важны и сложны, чем это может показаться на первый взгляд, они сопряжены с очень серьезными последствиями для развития психики и личности ребенка. Характер отношений родителей к ребенку оказывает влияние на его положение не только в родительской семье, но и отражается впоследствии в его собственной семейной жизни.
Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает, правильно или искаженно то, как родители относятся к нему - избегают его, недовольны им, признают его автономность или ущемляют его, доброжелательно относятся к нему или нет. Со временем он осмысляет, любят его родители или нет, нужен ли он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение: любит ли он родителей такими, какие они есть, чувствует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями [11]. Содержание его осмысления взаимоотношений с родителями проявляется в его высказываниях, поступках, настроениях.
Трудно переоценить влияние семьи на развитие личности ребенка и общества в целом. Обществом в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества, называл семью А. Адлер [1].
Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют младшего школьника к воспитанию существующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.
Благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности является одной из важнейших функций семьи [10]. Для
этого необходимо учитывать следующие важные особенности детского мировосприятия:
В семье должна быть также выстроена система принципов семейного воспитания, основанных на следующих представлениях [5]:
Таким образом, семья оказывает наиболее значимое влияние на развитие личности ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от типа семьи, от наличия или отсутствия в ней тех или иных условий, необходимых для правильного воспитания, от характера детско-родительских отношений.
Ребенок с рождения осваивает опыт своей семьи, а значит у него складывается представление о семейной жизни по ее образцу. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости к родным людям, окружающим ребенка с первых дней его жизни, обеспечивает качество и глубину этого представления.
«Одним из условий успешной целенаправленной работы формирования представлений о семье будет сотрудничество педагога и родителей, поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей для детей по-прежнему остается семья», - утверждает Н.И.Демидова [4].
Формирование у младших школьников представления о семье можно рассматривать в нескольких факторах [9]:
Первый фактор — мотивационный, то есть степень значимости семьи для ребенка;
Второй фактор — когнитивный, означает знания ребенка о семье, родственных связях, ролях;
Третий фактор — эмоциональный, включает в себя переживания, связанные с событиями в семье;
И четвертый фактор — личностный, заключается в представлениях о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.
Эмоциональный мир школьника, его самосознание, нравственные устои личности – все это формируется в решающей мере под влиянием семьи. Родители и уровнем своего образования, степенью своей воспитанности, и
своей системой ценностей и идеалов очень сильно влияют на то, как в конечном счете ребенок будет строить свою будущую семью.
Формирование представлений о семье признается в настоящее время одной из важнейших составляющих образования младших школьников и представляет собой комплексную педагогическую задачу, которая может успешно решаться только путем привлечения ресурсов семьи (общих и индивидуальных). «К ресурсам семьи можно отнести способности, склонности, образовательный потенциал, социально-коммуникативные связи, а также материальные возможности и так далее», - отмечает И.А. Хоменко [12].
Изучив исследования многих известных психологов и педагогов (Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Г.Н. Гришиной, Т.А. Репиной и др.) можно определить, что они посвящены выявлению условий и путей формирования интересов и привязанностей, значимых ориентаций, прежде всего, к родному дому, своему роду, семье. Согласно психологической характеристике младших школьников, им свойственны: подражательность, внушаемость, эмоциональность, непосредственность. А потому ребенок на данном возрастном этапе доступен и «открыт» для воздействий со стороны взрослых, и особенно родителей. Он очень нуждается в эмоциональной поддержке людей, которые большую часть времени находятся с ним рядом. Младшему школьнику присуща особенная доверчивость и чувствительность к разного рода оценкам [4].
Именно ориентация на эмоционально привлекательных взрослых – родителей способствует овладению ребенком необходимым содержанием представлений о семье; становится стимулом в стремлении повторять образчики поведения в семье.
Учитывая все это, сформулируем принципы формирования представлений о семье у младших школьников:
На данный момент имеют место значительные нарушения традиционного и естественного механизма подготовки детей к будущей семейной жизни воспитательными средствами самой семьи. В ряду основных факторов, отрицательно влияющих на личностное развитие ребенка, на формирование его представлений о нормах социальной жизни, включая семейные, отмечают в первую очередь утрату культуры семьи и потерю родительского поведения (не зависит – отцовского или материнского). Поэтому и встает с особой остротой вопрос осознанного влияния родителей на формирование представлений школьников о семье [8].
Благополучие современного общества представляется только в связи с восстановлением традиционных ценностей, включающих пропаганду семейного образа жизни, трепетное отношение к семье.
«семья» в науке понимают основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Исходя из перечисленных факторов, можем утверждать, что особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.
Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали будут являться основой личности. Представления о жизненных ценностях, заложенные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь.
Эмпирическое исследование проходило на базе МБОУ СОШ №69. В исследовании принимали участие младшие школьники 7-8 лет в количестве 24 человек.
Цель эмпирического исследования: определение психологических особенностей сформированности представлений о семье у младших школьников.
Для решения поставленной цели были подобраны следующие диагностическая методика:Анкетирование младших школьников «Я и моя семья» Э.Р. Ахмеджанова .
Целью данного анкетирования являлось изучение сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников [2].
Анализ анкетирования по методике Э.Р. Ахмеджанова «Я и моя семья» показывает, что у 63% выявлен высокий показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников. Это означает, что основы семейных ценностей и традиций, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших. Данные дети без напоминания готовы помочь всем членам семьи. У 21% выявлен средний показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи. У школьников со средним существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности детьми не принимаются полностью. Есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекает больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. У 17% обучающихся выявлен низкий уровень. Младшие школьники с низким уровнем сформированности семейных ценностей в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо [2].
Таблица 1 «Результаты анкетирования «Я и моя семья»
| Мальчики |
| девочки |
| общее |
|
Анкета «Я и моя семья» | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
1. Тебе нравится твоя семья? |
|
|
|
|
|
|
Нравится | 10 | 77% | 10 | 91% | 20 | 83% |
Не очень нравится | 1 | 8% | 3 | 27% | 4 | 17% |
Не нравится |
| 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей? |
|
|
|
|
|
|
Да | 9 | 69% | 9 | 82% | 18 | 75% |
Бывает по-разному | 2 | 15% | 4 | 36% | 6 | 25% |
Нет |
| 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
3. Ты часто ругаешься с братьями (сестрами)? |
|
|
|
|
|
|
Никогда | 3 | 23% | 5 | 45% | 8 | 33% |
Иногда | 6 | 46% | 8 | 73% | 14 | 58% |
Часто | 2 | 15% | 0 | 0% | 2 | 8% |
4. Ты считаешь себя главным в семье? |
|
|
|
|
|
|
Да | 4 | 31% | 2 | 18% | 6 | 25% |
Бывает по-разному | 2 | 15% | 4 | 36% | 6 | 25% |
Нет | 5 | 38% | 7 | 64% | 12 | 50% |
5. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи? |
|
|
|
|
|
|
Да | 11 | 85% | 9 | 82% | 20 | 83% |
Не всегда |
| 0% | 3 | 27% | 3 | 13% |
Нет |
| 0% | 1 | 9% | 1 | 4% |
6. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них? |
|
|
|
|
|
|
Да | 4 | 31% | 0 | 0% | 4 | 17% |
Бывает по-разному | 2 | 15% | 4 | 36% | 6 | 25% |
Нет | 5 | 38% | 9 | 82% | 14 | 58% |
7. Ты радуешься успехам членов своей семьи? |
|
|
|
|
|
|
Да | 11 | 100% | 13 | 100% | 24 | 100% |
Нет |
| 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
иногда | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
8. Ты всегда сочувствуешь и жалеешь членов своей семьи, если у них неприятности? |
|
|
|
|
|
|
Да | 10 | 77% | 10 | 91% | 20 | 83% |
Нет |
| 0% | 3 | 27% | 3 | 13% |
Иногда | 1 | 8% | 0 | 0% | 1 | 4% |
9. Если тебе нужна помощь, ты всегда обращаешься к своей семье? |
|
|
|
|
|
|
Всегда | 10 | 77% | 9 | 82% | 19 | 79% |
Иногда | 1 | 8% | 4 | 36% | 5 | 21% |
Почти никогда | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
10. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь? |
|
|
|
|
|
|
Хотел бы | 10 | 77% | 11 | 100% | 21 | 88% |
Не знаю точно | 1 | 8% | 2 | 18% | 3 | 13% |
Не хотел бы | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
Анализируя результаты анкетирования, можно сказать, что позитивное эмоциональное переживание за свою семью испытывают 83% младших школьников, им нравится она, 17% испытывают нейтральное отношение.
Большинство ребят охотно выполняют просьбы и поручения родителей-75%.
Частота возникновения конфликтных ситуаций с братьями или сестрами не носит массовый характер, 58% школьников ответили «иногда», «Никогда»-33%детей.
Главное место в семье, по мнению младших школьников, занимают 25%, 50% детей не считают себя главными в семье.
Детям нравится общаться с другими членами своей семьи (83%) , если родители делают им замечание, то большинство не обижаются на них(58%), они радуются успехам членов своей семьи (100%).
Большая часть ребят, сочувствует и жалеет членов своей семьи, если у них неприятности (83%). Все ребята обращаются за помощью к своей семье.(100%)
На вопрос «Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?» 88% ребят ответили «да»,13% еще сомневаются .
Таким образом, во второй главе мы рассматриваем эмпирическое исследование представлений о семье у младшего школьника. Методологическими основами исследования выступили: анкетирование младших школьников «Я и моя семья» (автор Э.Р. Ахмеджанов), целью которого являлось изучение сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников. Проанализировав показатели, влияющие на становление представлений о семье у младших школьников, можно утверждать, что преобладают показатели создание позитивного эмоционального климата в семье – 83%; положительное взаимоотношение с членами семьи – 21%. Но также были выявлены младшие школьники – 17% у которых данные недостаточно сформированны эти показатели.
Изучением представлений о семье занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова. В ходе анализа различных подходов к изучению понятия образ семьи младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного становления образа семьи, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности.
Представление о семье для младшего школьника - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, это то, что ребенок видит на примере собственной семьи [30]. Специфика представления о семье у младших школьников заключается в эмоциональном восприятии семейного уклада, осознании личной сопричастности к миру его семьи, ценностном отношении к семье и соотнесении с другими ценностями на уровне личной значимости. Образ семьи обуславливаются знанием представление о семье и ее ценностях, эмоциональным отношением к семье, осознанием семьи как личностно и социально значимой ценности, реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к семье.
Эмпирическое исследование проходило на базе МБОУ СОШ №69. В исследовании принимали участие младшие школьники в количестве 25 человек. Целью эмпирического исследования было выявление особенностей становления образа семьи у младших школьников. Для определения уровня сформированности показателей образа семьи у младших школьников были подобрана и проведены следующая диагностическая методика: анкетирование младших школьников «Я и моя семья» (автор Э.Р. Ахмеджанов), целью которого было изучение сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников.
Рассмотрев показатели, влияющие на становление представлений о семье у младших школьников можно утверждать, что доминируют у детей такие показатели как создание позитивного эмоционального климата в семье
– 83%; положительное взаимоотношение с членами семьи – 21%. Но также были выявлены младшие школьники –17% у которых данные показатели недостаточно сформированы.
Можно сделать вывод о том, что процесс становления образа семьи у младших школьников будет проходить успешно при: сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников; создании позитивного эмоционального климата в семье; положительном взаимоотношении с членами семьи; позитивном отношении детей и родителей.
школьников ценностного отношения к семье // Современные проблемы
науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www.scienceeducation.ru/123- 17321 (дата обращения: 17.05.2018).
Приложение 1
Цель: Предназначена для изучения степени сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни.
Инструкция: Ребёнку предлагается 10 вопросов.
За первый ответ— 3 балла За второй ответ — 1 балл За третий ответ — 0 баллов
Интерпретация результатов (Уровень сформированности семейных отношений и ценностей):
Высокий уровень (21-30 баллов) – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, родители готовы передать семейные ценности своим детям.
Средний уровень (11-20 баллов)– существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть мотивы, которые не устраивают школьника, привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность на получение удовольствия.
Низкий уровень (19 и ниже баллов) – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают досуговую деятельность, получения удовольствия. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не собираются менять. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
.
Слайд 1
Особенности представлений младших школьников МБОУ СОШ №69 о семье. Выполнила: обучающееся 7«А» класса, МОУ СОШ № 69 Дынина Ирина Олеговна Руководитель: педагог-психолог Кузьмина Ольга ЕвгеньевнаСлайд 2
Семья является одним из важнейших институтов социализации детей и взрослых. Традиционно, под термином «семья» в науке понимают основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью
Слайд 3
Изучением представлений о семье занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова.
Слайд 4
Объект исследования: представление личности о семье. Предмет исследования: особенности представлений о семье у младших школьников. Гипотеза исследования: у младших школьников сформировано представления о своей семье, а именно представления о семейных ценностей и значимости семьи . Цель данной работы: определить особенности представлений о семье у младших школьников.
Слайд 5
Задачи исследования: Охарактеризовать понятие семья. Рассмотреть специфику восприятия и становления представлений о семье у младших школьников. Выявить факторы формирования представления о семье у младших школьников. Провести диагностику сформированности показателей представлений о семье у младших школьников. Методы исследования: Теоретические (анализ, сравнение, обобщение); Эмпирические (анкетирование, качественное и количественное описание результатов исследования). База исследования: МБОУ СОШ №69 В исследовании принимали участие младшие школьники 7-8 лет в количестве 24 человек , 1 класс
Слайд 6
Младший школьник воспринимает семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи , от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь.
Слайд 7
Мальчики девочки общее Анкета «Я и моя семья» кол-во % кол-во % кол-во % 1. Тебе нравится твоя семья? Нравится 10 77% 10 91% 20 83% Не очень нравится 1 8% 3 27% 4 17% Не нравится 0% 0 0% 0 0% 2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей? Да 9 69% 9 82% 18 75% Бывает по-разному 2 15% 4 36% 6 25% Нет 0% 0 0% 0 0% 3. Ты часто ругаешься с братьями (сестрами)? Никогда 3 23% 5 45% 8 33% Иногда 6 46% 8 73% 14 58% Часто 2 15% 0 0% 2 8% 4. Ты считаешь себя главным в семье? Да 4 31% 2 18% 6 25% Бывает по-разному 2 15% 4 36% 6 25% Нет 5 38% 7 64% 12 50% 5. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи? Да 11 85% 9 82% 20 83% Не всегда 0% 3 27% 3 13% Нет 0% 1 9% 1 4% Не хотел бы 0 0% 0 0% 0 0% Таблица 1 «Результаты анкетирования «Я и моя семья»
Слайд 8
6. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них? мальчики девочки общее Да 4 31% 0 0% 4 17% Бывает по-разному 2 15% 4 36% 6 25% Нет 5 38% 9 82% 14 58% 7. Ты радуешься успехам членов своей семьи? Да 11 100% 13 100% 24 100% Нет 0% 0 0% 0 0% иногда 0 0% 0 0% 0 0% 8. Ты всегда сочувствуешь и жалеешь членов своей семьи, если у них неприятности? Да 10 77% 10 91% 20 83% Нет 0% 3 27% 3 13% Иногда 1 8% 0 0% 1 4% 9. Если тебе нужна помощь, ты всегда обращаешься к своей семье? Всегда 10 77% 9 82% 19 79% Иногда 1 8% 4 36% 5 21% Почти никогда 0 0% 0 0% 0 0% 10. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь? Хотел бы 10 77% 11 100% 21 88% Не знаю точно 1 8% 2 18% 3 13%
Слайд 9
Показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников МБОУ СОШ №69 у 63% выявлен высокий показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников. Это означает, что основы семейных ценностей и традиций, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших. Данные дети без напоминания готовы помочь всем членам семьи . У 21% выявлен средний показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи. У школьников со средним существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности детьми не принимаются полностью. Есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекает больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. У 17% обучающихся выявлен низкий уровень . Младшие школьники с низким уровнем сформированности семейных ценностей в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо
Слайд 10
Гипотеза: у младших школьников сформировано представления о своей семье, а именно представления о семейных ценностей и значимости семьи. Процесс становления образа семьи у младших школьников будет проходить успешно при: сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников; создании позитивного эмоционального климата в семье; положительном взаимоотношении с членами семьи; позитивном отношениидетей и родителей.
Мост Леонардо
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Астрономический календарь. Май, 2019
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт