Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой. Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления. Во сне мы проводим треть всей своей жизни. Только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, учиться, активно отдыхать – читать, играть, заниматься спортом и т.п.
На сон человека влияют многие факторы, среди которых экология находится явно не на последнем месте. Чрезмерный шум городов может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Также шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда, ухудшает сон.
Многие люди привыкли засыпать под работающий телевизор или музыку. Между тем такие «успокаивающие» звуки – самая распространенная причина плохого сна. Несмотря на то, что человек вроде бы спит, его слух продолжает работать, а глаза сквозь сомкнутые веки видят яркий свет. Мозг же воспринимает все внешние раздражители и «смешивает» их со сном.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vliyanie_shuma_na_kachestvo_sna.docx | 151.89 КБ |
Тема: «Влияние шума на качество сна как показателя экологического здоровья школьников».
Автор: Асеева Алина Александровна,
ученица 10 класса МБОУ
« Кяхтинская СОШ №4»
Научный руководитель: Агапитова
Наталья Владимировна ,
учитель биологии
2023 год, г. Улан-Удэ
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
1.Сон- критерий экологического здоровья……………………………………5
1.1. Классификация сна ……………………………………………………… 7
1.2.Расстройства сна по Международной статистической классификации болезней (МСКБ-10)……………………………………………………………7
1.3. Классификация шумов…………………………………………………… 9
1.4. Влияние шума на сон………………………………………………………10
2. Исследование…………………………………………………………………12
2.1. Качество сна………………………………………………………………. 12
2.2.Режим сна……………………………………………………………………14
2.3. Влияние шума на сон………………………………………………………16
2.4. Карта соматического здоровья…………………………………………….17
3.Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Приложения……………………………………………………………………21
Введение
Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой. Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления. Во сне мы проводим треть всей своей жизни. Только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, учиться, активно отдыхать – читать, играть, заниматься спортом и т.п.
На сон человека влияют многие факторы, среди которых экология находится явно не на последнем месте. Чрезмерный шум городов может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Также шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда, ухудшает сон.
Многие люди привыкли засыпать под работающий телевизор или музыку. Между тем такие «успокаивающие» звуки – самая распространенная причина плохого сна. Несмотря на то, что человек вроде бы спит, его слух продолжает работать, а глаза сквозь сомкнутые веки видят яркий свет. Мозг же воспринимает все внешние раздражители и «смешивает» их со сном.
Как показывают исследования, сон школьников должен длиться 9-10 часов. В реальности некоторые дети спят меньше 7 часов. Это приводит к тому, что у детей снижается работоспособность, они становятся рассеянными, раздражительными. У детей появляются проблемы со здоровьем. Понимание того, что на него влияет, позволит существенно улучшить качество жизни. В работе исследовано воздействие различных раздражителей на качество сна. Проведена его оценка по некоторым показателям
Актуальность:
Актуальность в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья. Попробуем разобраться, что такое сон и как он влияет на самочувствие и экологическое здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным.
Цель:
Изучить влияние шума на качество сна. Установить фактическое количество часов ночного сна одноклассников. Соотнести полученные данные с показателями физического и экологического здоровья одноклассников.
Задачи:
1. Установить зависимость качества сна от влияния шума.
2. Установить время начала отхода ко сну и время утреннего подъема учащихся нашего класса;
3. Установить продолжительность сна;
4. Установить связь между здоровьем учащихся и длительностью сна.
Методы исследования:
- сбор и анализ информации из различных источников;
- беседа;
- анкетирование;
- опрос и исследование
Объект исследования: учащиеся МБОУ Кяхтинской СОШ №4, 10 класс
Предмет исследования: Режим и условия сна
Гипотеза:
Качественный сон положительно влияет на экологическое здоровье школьника, его настроение и работоспособность.
«Если мы хотим воистину процветать,
мы должны начать со сна, ворот,
через которые должно проходить благоденствие».
Арианна Хаффингтон
Мы живём в золотую эру науки о сне, открывающей пути, на которых сон и сновидения играют основополагающую роль в принятии решений, выражении эмоций, познавательной деятельности, достижении результата и креативности. По сути, наука доказала, что сон – важнейший фактор, повышающий активность.
Что такое сон? В словаре Ожегова. СОН – наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха. В словаре В. Даля. СОН – состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств.
Для чего нашему организму нужен сон? Существует множество теорий.
Ученые указывают на эволюционное преимущество сна как оптимальной стратегии по сбережению энергии и сокращению потребления пищи. Есть и другой аргумент из области эволюции: засыпая в темное время суток, когда хищники наиболее опасны, наши предки увеличивали таким образом свои шансы на выживание.
Физиологи утверждают, что здоровый сон – это возможность для тела расслабиться и восстановиться, направив энергию на выработку специальных гормонов: к примеру, в детском организме ночью интенсивно синтезируется гормон роста.
Нарушения сна связаны с различными отрицательными последствиями для здоровья. Имеется достаточно данных, подтверждающих биологические эффекты воздействия шума во время сна: повышение частоты сердечных сокращений, микро пробуждения, изменение стадий сна и бодрствования. Имеется достаточно данных, свидетельствующих о том, что ночной шум вызывает само регистрируемые нарушения сна, увеличение приема лекарственных препаратов, усиление двигательной активности и бессонницу, вызванную шумовым загрязнением среды обитания.
Хотя индуцированные шумом нарушения сна следует рассматривать уже сами по себе как медицинскую проблему (бессонница, вызванная шумовым загрязнением окружающей среды), они служат причиной возникновения дальнейших отрицательных последствий для здоровья и благополучия. Нарушения сна вызывают усталость, увеличивают количество несчастных случаев и снижают работоспособность. Ночной шум вызывает изменения уровня гормонов в крови и различные клинически выраженные заболевания – например, поражения сердечно-сосудистой системы, депрессию и другие психические расстройства.
Звук и шум являются социально-психологическими факторами стресса, которые активируют симпатическую нервную и эндокринную системы. Острые реакции на шум возникают не только при высоких уровнях звука в условиях профессиональной деятельности людей, но и при относительно низком шумовом загрязнении окружающей среды, когда нарушаются, что имеет даже большее значение, осознанные действия – такие как концентрация внимания, релаксация или сон.
В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами, плохому самочувствию.
Различают две основных фазы:
- быстрая (стадия поверхностного сна) – характеризуется незначительным повышением мозговой деятельности, именно в этой фазе человеку снятся сновидения;
- медленная (стадия глубокого сна) – отсутствуют сны, снижается активность работы всех систем организма.
Фаза быстрого сна имеет несколько стадий:
Сон для большинства людей является антистрессовым фактором. Не раз
было замечено, что во время ночного отдыха мысленно решаются многие бытовые проблемы, конфликты, приходят идеи. Быстрый и медленный сон, циклично сменяя друг друга, наполняют организм энергией для проведения активного следующего дня.
Состояния, связанные с расстройствами сна | Психические расстройства и расстройства поведения, расстройства сна и болезни нервной системы |
Бессонница (инсомния) | Состояние неудовлетворительной продолжительности и/или неудовлетворительного качества сна, которое сохраняется в течение значительного отрезка времени и включает трудности засыпания, трудности оставаться в состоянии сна или раннее окончательное пробуждение. Бессонница является общим симптомом многих психических и соматических расстройств и должна классифицироваться данной подрубрикой в дополнение к основному заболеванию только в том случае, если она доминирует в клинической картине. |
Сонливость (гиперсомния) | Гиперсомния определяется как состояние чрезмерной сонливости и приступов сна в дневное время или как затяжной переход к состоянию полного бодрствования при пробуждении. Если в этиологии гиперсомнии отсутствует органический фактор, это состояние обычно связывают с психическим расстройством. |
Расстройства режима сна и бодрствования | Недостаток синхронности между существующим у пациента режимом сна и бодрствования и тем, какого режима сна и бодрствования требует окружающая его обстановка, результатом чего являются жалобы на бессонницу или гиперсомнию. |
Снохождение (сомнамбулизм) | Форма измененного сознания, при которой сочетаются состояния сна и бодрствования. Во время эпизода сомнамбулизма человек встает с постели обычно в течение первой трети ночного сна и ходит, демонстрируя низкий уровень осознавания, реактивности и двигательного умения. При пробуждении он обычно не вспоминает случившееся. |
Ужасы во время сна (ночные ужасы) | Ночные эпизоды крайнего ужаса и паники, сопровождаемые интенсивными восклицаниями, движениями и высоким уровнем вегетативных проявлений. Больной садится или вскакивает с постели обычно в течение первой трети ночного сна с паническим криком. Довольно часто он рвется к двери, как бы пытаясь убежать, хотя очень редко покидает комнату. Воспоминание о случившемся, если оно есть, очень ограничено (обычно один или два фрагмента мысленных воображений). |
Кошмары | Переживания во сне перегружены тревогой или страхом. Больной помнит все детали содержания сна. Картины сна очень яркие и обычно включают темы, касающиеся угрозы жизни, безопасности или самооценки. Довольно часто имеет место повторение одних и тех же или подобных пугающих кошмарных сновидений. В течение типичного эпизода данного расстройства выражены вегетативные проявления, но нет заметных восклицаний или движений тела. При пробуждении человек быстро становится бодрым и ориентированным. Ночное тревожное расстройство |
Другие расстройства | Расстройства, вызванные психогенными, лекарственными препаратами, либо наследственные заболевания. |
Шум - совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум - это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.
По спектру:
По характеру спектра:
По частоте (Гц):
По временным характеристикам:
По природе возникновения:
1.4. Влияние шума на сон.
Как влияет шум на здоровый сон человека? Шум наносит сну такой же ущерб, как и стресс. Почти на всех стадиях сна мы реагируем на непривычные звуки и можем от них проснуться. Это может быть шум автомобиля, больницы или церковных колоколов. Ночной шум вредит здоровью больше, чем дневной. Поэтому Европейская комиссия ВОЗ установила шумовые границы. Шум в 30 децибел не вызывает опасений, все громче 40 децибел может вызвать нарушения сна, шум больше 55 децибел рассматривается как наносящий вред здоровью. Но что же именно не дает нам спать? Громкость звука, его частота или его непривычность? Маленький ребенок лучше всего засыпает, когда ему на ночь читают сказку или если родители громко общаются в комнате. Если они начинают шептать, ребенок просыпается.
Люди очень хорошо засыпают, если слышат успокаивающие звуки – музыку или включенный телевизор. Звуки начинают мешать, если у человека с чувствительным сном через 3-4 часа снижается давление сна, и далее он спит скорее поверхностно и легко просыпается. В этом случае звук, который ранее убаюкивал, будит.
Человек может очень хорошо спать с сопутствующими шумами, по крайней мере в первой половине ночи, до тех пор, пока не сочтет их слишком сильными. Для здорового сна уровень ночного шума не должен превышать 40 децибел. Хоть шепот и попадает в эту область, он, как правило, мешает засыпанию, так как человек пытается расслышать, что именно говорят. Во время громкого разговора человек, наоборот, пытается его игнорировать и не прислушиваться.
Возможен ли вообще уровень шума меньше 40 децибел? Да, если никто не разговаривает, никто не храпит, не играет музыка, не шумят автомобили, не взлетают самолеты, не кричит петух и не квакает лягушка. Расположенная в спокойном месте спальня имеет все эти качества. Людям с чувствительным сном необходимо спокойное спальное место, изолированное от остальных членов семьи, без мешающих соседей и без посторонних шумов, которые могут разбудить. В большом городе это может быть индивидуальная спальная комната в собственном доме.
2.Результаты исследований
На следующем этапе своей работы я провела в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.
Я предложила одноклассникам:
1) Заполнить анкеты.
2) Выполнить задание: заполнять карту соматического здоровья в течении двух недель ежедневно
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решила исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны. Моим одноклассникам были предложены анкеты (см. Приложение). В опросе приняло участие 20 учащихся 10 класса. В ходе анализа анкет я получила следующие результаты.
2.1. Качество сна
Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и самочувствием учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т. к. он не высыпается. Наличие ночных пробуждений свидетельствует о тревожности или переутомлении. Большое количество учащихся перед сном проводят время за компьютером, что так же свидетельствует о наличии проблем со здоровьем (ухудшение зрения, электромагнитные излучения и др.)
Проанализировав анкету выяснилось, что только 20% учащихся чувствуют себя отлично после пробуждения, 30% хорошо, 45% чувствуют себя удовлетворительно. Пробуждения во время сна — это ещё один сигнал о реакции организма, нервной системы на стресс или на шум во время сна. Множество детей указывают что им мешает работающий холодильник, или телевизор, а также посторонние шумы вне квартир. 25% учащихся имеют полноценный здоровый сон, 10% имеют расстройства сна, 40% вызывают тревогу, так как испытывают дискомфорт во время сна.
Таблица 1.
1. Время засыпании | а) мгновенно б) недолго в) средне г) долго д) очень долго | 5 4 3 2 1 | 0 3 15 2 0 |
2 Продолжительность сна: | а) очень долгий б) долгий в) средний г) короткий д) очень короткий | 5 4 3 2 1 | 0 9 10 1 0 |
3. Ночные пробуждения: | а) нет б) редко в) не часто г) часто д) очень часто | 5 4 3 2 1 | 5 8 5 2 0 |
4. Сновидения: | а) нет б) временами в) умеренно г) множественные д) множественные и тревожные | 5 4 3 2 1 | 1 4 6 8 1 |
5. Качество сна: | а) отлично б) хорошо в) средне г) плохо д) очень плохо | 5 4 3 2 1 | 4 6 9 0 1 |
6 Качество пробуждения | а) отлично б) хорошо в) средне г) плохо д) очень плохо | 5 4 3 2 1 | 1 7 7 5 0 |
2.2. Режим сна
Проанализировав анкету режим сна, выяснилось, что режиму придерживаются 25% учащихся, 75% засыпают в разное время. Высыпается 50%, 45 % не требуется дополнительного сна, 50% учащихся плохо засыпают и спят по причине плохого самочувствия и стрессовых ситуаций.
Таблица 2.
вопрос | ответы | ||||||||
Есть ли у вас постоянный график | да | Нет | |||||||
5 | 15 | ||||||||
Сколько часов вам нужно чтобы выспаться | 3-4 ч | 4-5 ч | 5-6 ч | 7-9ч | 9-12ч | ||||
- | - | 3 | 6 | 11 | |||||
Вы спите днём | Да | Да, но нет возможности | Нет | ||||||
4 | 7 | 9 | |||||||
Высыпаетесь ли Вы | Да | Нет | |||||||
10 | 10 | ||||||||
Хочется ли вам спать на уроках | Да , потому что мало сплю | Да потому что на уроках не интересно | Нет потому что интересно | Нет потому что я высыпаюсь | |||||
6 | 1 | 13 | 0 | ||||||
Во сколько ложитесь спать | 21.00 | 22.00 | 23.00 | 24.00 | По разному | ||||
6 | 6 | 5 | 0 | 3 | |||||
Если вы поздно ложитесь спать, то по причине | Не засну | Делаю уроки | Читаю книги, | смотрю телевизор | Сижу за компьютером | ||||
3 | 2 | 2 | 3 | 10 | |||||
Если вы хотите спать, легко ли Вы засыпаете | Ложитесь сразу | Через час | Продолжаете дела до тех пор пока не сделаете | ||||||
7 | 5 | 8 | |||||||
Перед контрольной Вы | Ложитесь пораньше | Готовитесь до глубокой ночи | Готовитесь всё утро | Готовитесь и ночью и утром | |||||
12 | 5 | 0 | 3 | ||||||
Вы делаете уроки | Сразу после школы | Ближе к вечеру | ночью | Рано утром | |||||
9 | 10 | 1 | 0 | ||||||
Бывает ли так что вы не можете уснуть | Плохое самочуствие | Только что поел | Нет усталости | Волнения, стрессы | неудобства | ||||
5 | 0 | 9 | 5 | 1 |
2.3. Влияние шума на сон
Таблица 3
№ | Вопрос | Ответ | Кол-во респондентов |
1 | При каких условиях вы лучше засыпаете | В полной тишине | 10 |
При работающем телевизоре | 3 | ||
Под звуки природы | 7 | ||
2 | От чего вы чаще всего просыпаетесь | От резких звуков | 3 |
От шума за окном | 5 | ||
От шума работающих бытовых приборов | 12 | ||
3 | Какова сила шума у вас дома | Отсутствует | 5 |
Слабый | 4 | ||
Умеренный | 6 | ||
Сильный | 3 | ||
Очень сильный | 2 | ||
4 | Какой шум беспокоит, раздражает вас в квартире | От транспортного потока | 8 |
От других источников (дописать) | Телевизор -7 Члены семьи-5 Бытовые приборы-4 Соседи -4 | ||
бытовой | 12 | ||
5 | Как шум влияет на сон | Долго не удается заснуть | 3 |
Сон прерывистый | 5 | ||
бессоница | 2 | ||
Другие нарушения (описать) | Раздражительность-4 Беспокойство-2 Усталость-4 |
По результатам анкетирования выявлено, что при отсутствии здорового сна 20% ощущают усталость, которая может спровоцировать развитие разнообразных болезней и отклонений. Психоэмоциональное, физическое, социальное здоровье страдают из-за шума.
2.4.Карта соматического здоровья
На протяжении двух недель моими одноклассниками велись карты соматического здоровья, то есть записывались собственные ощущения по показателям. Выяснилось, что при плохом сне увеличивались показатели плохого аппетита, настроения, ощущались боли в мышцах. Как следствие при хорошем и отличном сне все показатели были в норме. Из соматических ощущений складывается самодиагностика состояния здоровья, следовательно, выведена прямая зависимость состояния здоровья от качества сна как одного из показателей.
Таблица 4.
Показатель | отлично | хорошо | средне | Не очень | плохо |
Сон | 2 | 4 | 9 | 4 | 1 |
Работоспособность | 3 | 3 | 8 | 6 | 0 |
Настроение | 2 | 3 | 10 | 5 | 0 |
Боли в мышцах | 4 | 3 | 9 | 3 | 1 |
Аппетит | 5 | 2 | 11 | 1 | 1 |
Заключение
Наша гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности, сохранения и укрепления экологического здоровья. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.
В процессе работы я выяснила, что шум как фактор, загрязняющий экологию среды, приводит к нарушению сна и экологического здоровья. При выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования составлены рекомендации для учащихся. Работа имеет практическое значение.
Сон – только один из факторов, влияющих на экологическое здоровье…
Список литературы
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.
2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.
3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 592 с.
4. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. 432 с.
5. http://sonan.ru/news/normy_sna_dlja_detej/2012-05-21-125
6. http://www.medinfo.ru/sovety/gig/01.phtml
Приложения
Начало формы
Здравствуйте, потратьте, пожалуйста, несколько минут своего времени на заполнение
1.Есть ли у вас постоянный график сна?
2.Сколько часов Вам нужно, чтобы выспаться? ________________
3.Вы спите днем?
4.Высыпаетесь ли вы?
5.Хочется ли Вам спать на уроках?
6.Если Вы поздно ложитесь спать, то по причине:
7.Во сколько ложитесь спать?_____
8.Если Вы хотите спать, Вы:
9.Легко ли вы засыпаете?
10.Перед контрольной Вы
11.Вы делаете уроки
12.Бывает ли так, что Вы не можете заснуть? Если да, то по какой причине?
Карта соматического здоровья школьника
Самочувствие | ||||||||||||||
Дни недели | п | в | с | ч | п | с | в | п | в | с | ч | п | с | в |
Сон | ||||||||||||||
Аппетит | ||||||||||||||
Настроение | ||||||||||||||
Желание заниматься | ||||||||||||||
Работоспособность | ||||||||||||||
Боли в мышцах |
Заполнять карту можно словами или графическими знаками. Например:
Отлично –
Хорошо –
Плохо –
Не очень –
Средне -
Лиса Лариска и белка Ленка
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Большое - маленькое
Как нарисовать лимон акварелью
Сочные помидорки