Состояние здоровья подрастающего поколения, безусловно, важный показатель благополучия общества и государства. В связи с этим в наше время особенно остро встает вопрос о том, как помочь людям в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать. В нашей стране существует Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта". Целью программы является физическое воспитание населения страны, развитие массового спорта и оздоровление нации.
Я хочу рассказать об игре, которая может увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечить развитие двигательных и познавательных способностей учащихся в большей степени. Это замечательная русская народная игра «Лапта». Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.
В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Спортсмен, играющий в лапту, должен обладать не только быстрым бегом и метким ударом. Ему еще нужно уметь мгновенно разбираться и действовать в круто меняющейся игровой обстановке. Дело в том, что в нее нельзя поиграть минут 10-15, так как она сложная по своим двигательным действиям, имеющая много различных игровых нюансов. Она стала самой популярной и любимой игрой у нас в школе. Пожалуй, только футбол может противостоять «Лапте» среди мальчишек. Эта старинная русская игра дает колоссальный всплеск эмоций, задора, азарта и, наконец, радости движения. При занятиях русской лаптой учащиеся имеют положительную динамику состояния здоровья и развития двигательных качеств. Улучшается микроклимат в классных коллективах. Игра в лапту является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся. Для игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона - вполне пригодные для игры. Круглая или плоская палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих.
Цель проекта - Возрождение традиций русской народной культуры
через осознание роли народных игр в жизни людей, через внедрение в школьную
программу игры «Русская лапта» .
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lapta.pptx | 607.28 КБ |
proekt_lapta.docx | 589.35 КБ |
Слайд 1
Тема проекта: «Русская народная игра «Лапта» на уроках физкультуры Выполнил: ученик 5 класса Варламов БогданСлайд 2
Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: « Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места ». Краткая аннотация проекта Данный проект направлен на внедрение «Русской лапты» в школьную программу, что способствует проявлению интереса к занятиям, активизирует двигательную деятельность учащихся и развивает волевые и физические качества. Актуальность проекта Эта игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих. Исключительная ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.
Слайд 3
Цель проекта - Возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей, через внедрение в школьную программу игры «Русская лапта» . Задачи: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приёмами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; подготовка учащихся к соревнованиям по русской лапте.
Слайд 4
Гипотеза Введение «Русской лапты» в школьную программу по ФК –есть эффективное средство активизации учащихся к занятиям, а это успех в спорте. Объект Исследования Процесс активизации учащихся Предмет Исследования «Русская лапта», как средство активизации учащихся и развитие физических качеств
Слайд 5
Участники проекта Учащиеся 5 - 7 классов Ожидаемые результаты проекта Приобретение учащимися умений и навыков в игре «Русская лапта» Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Развитие творческих способностей учащихся. Развитие волевых и физических качеств с помощью игры «Русская лапта» Проявление интереса к урокам физической культуры
Слайд 6
Правила игры «Русская лапта»
Слайд 7
Игра проходит на ровной площадке прямоугольной формы – как открытой, так и закрытой. Это могут быть земляные или травяные спортплощадки, манежи, спортивные залы. На игровом поле проводят две черты на 40/55-метровом отдалении. Ширина полос составляет 25…40 метров. Одну из сторон отводят под город, другую – под кон. Игроки делятся на 2 команды с одинаковым числом участников. После разыгранного жребия одна команда занимает позицию на площадке города, а другая – водит. Игру начинает команда, оказавшаяся в городе. Подающий отбивает лаптой (битой) мяч как можно дальше, направляясь бегом через игровое поле за линию кона, и тут же возвращается обратно. В это время команда, которая водит, ловит направленный в поле мяч и, поймав его, пытается осалить (запятнать) бегущего соперника. При этом им разрешается перекидывать мяч один другому, чтобы точнее попасть в противника с более удобной дистанции. Если им удается это сделать, то представитель команды соперников переходит к ним. Но если они не смогли попасть в него, то перекидывают мяч на поле противников. Причем сделать это необходимо как можно быстрее, поскольку игрок, не успевший вернуться обратно в город, будет вынужден остаться на той стороне – за линией кона. Если подающий (бьющий) наносит по мячу неудачный удар и противники быстро ловят его, то бежать в таком случае опасно, поскольку его легко можно будет осалить. В этой ситуации игрок может не бежать, а остаться за линией, с другой стороны от команды – в так называемом пригороде. Отбивают мячи все игроки поочередно.
Слайд 8
Те, кто находится за коном и в пригороде, ждут, когда их освободят (выручат). Сделать это может лишь подающий игрок, который хорошо отобьет мяч, направив его довольно далеко, что даст ему достаточно времени на собственную пробежку и на перебежку вырученным игрокам из кона и пригорода. Нередко на поле может возникнуть затруднительное положение, при котором все представители подающей команды (кроме одного) находятся в пригороде и за чертой кона. Тогда игроку, который еще не делал удара, разрешается трижды бить по мячу, но если он промахивается, команда уступает свою позицию водящим. Мяч, перелетевший за боковую линию, не считается. Подающий не должен заступать за линию города. Тому, кто не может отбить мяч битой, допускается бросать его рукой. Выигрыш засчитывается тогда, когда все спортсмены ударили по мячу, но никто не пересек черту кона. По завершении партии команды меняются площадками. Набор для лапты Для игры в русскую лапту нет необходимости в дорогостоящем инвентаре. Для нее требуются: мяч резиновый (можно теннисный); лапта (специальная бита, палка). Размер лапты должен быть следующим: в длину порядка 60 см, шириной у основания примерно 10 см и толщиной ручки в 3 см. Мяч – небольшого размера, удобный для захвата полной ладонью и не склонный к травмированию и причинению сильных ушибов.
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа
имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова »
«Русская народная игра «Лапта»
на уроках физкультуры
проектно-исследовательская работа
Участник: Варламов Богдан
5 класс
Руководитель: Смолина Богдана Олеговна,
учитель физической культуры
Новоаганск
2022-2023
Содержание
Введение.
Актуальность…………………………………………………………………………....3
Основная часть.
Цель проекта………………………………………………………………………….....3
Задачи…………………………………………………………………………………....4
Объект исследования………………………………………………………………….. 4
Предмет исследования………………………………………………………………....4
Ожидаемые результаты………………………………………………………………...4
Историческая справка………………………………………………………………….5
Правила игры…………………………………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………………..8
Библиографический список………………………………………………………….9
2
Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель
А. И. Куприн:
«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
Введение.
Актуальность
Состояние здоровья подрастающего поколения, безусловно, важный показатель благополучия общества и государства. В связи с этим в наше время особенно остро встает вопрос о том, как помочь людям в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать. В нашей стране существует Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта". Целью программы является физическое воспитание населения страны, развитие массового спорта и оздоровление нации.
Я хочу рассказать об игре, которая может увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечить развитие двигательных и познавательных способностей учащихся в большей степени. Это замечательная русская народная игра «Лапта». Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.
В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Спортсмен, играющий в лапту, должен обладать не только быстрым бегом и метким ударом. Ему еще нужно уметь мгновенно разбираться и действовать в круто меняющейся игровой обстановке. Дело в том, что в нее нельзя поиграть минут 10-15, так как она сложная по своим двигательным действиям, имеющая много различных игровых нюансов. Она стала самой популярной и любимой игрой у нас в школе. Пожалуй, только футбол может противостоять «Лапте» среди мальчишек. Эта старинная русская игра дает колоссальный всплеск эмоций, задора, азарта и, наконец, радости движения. При занятиях русской лаптой учащиеся имеют положительную динамику состояния здоровья и развития двигательных качеств. Улучшается микроклимат в классных коллективах. Игра в лапту является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся. Для игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона - вполне пригодные для игры. Круглая или плоская палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих.
Цель проекта - Возрождение традиций русской народной культуры
через осознание роли народных игр в жизни людей, через внедрение в школьную
программу игры «Русская лапта» .
3
Задачи:
Гипотеза
Введение «Русской лапты» в школьную программу по ФК – есть эффективное средство активизации учащихся к занятиям, а это успех в спорте.
Объект исследования
Процесс активизации учащихся
Предмет исследования
«Русская лапта», как средство активизации учащихся и развитие физических качеств
Участники проекта
Учащиеся 5 - 7 классов
Ожидаемые результаты проекта
4
Историческая справка.
С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. Одной из таких игр является «Лапта» - старинная русская игра. В старину ее именовали по-разному: «сговорка», «хлапта», «тяга»... Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений.
Еще во времена Петра I лапта была не только любимейшей молодецкой забавой, но и входила в программу физического развития солдат Преображенского, Семеновского и Шевардинского полков. Полководец Александр Суворов также применял игру в качестве средства тренировки солдат. А, начиная с 17-го года 20 века, лапта входила в обязательную подготовку красноармейцев, однако не прижилась и была незаслуженно забыта.
5
Правила игры «Русская лапта»
Игра проходит на ровной площадке прямоугольной формы – как открытой,
так и закрытой. Это могут быть земляные или травяные спортплощадки, манежи, спортивные залы. На игровом поле проводят две черты на 40/55-метровом
отдалении. Ширина полос составляет 25…40 метров. Одну из сторон отводят под
город, другую – под кон.
Игроки делятся на 2 команды с одинаковым числом участников. После разыгранного
жребия одна команда занимает позицию на площадке города, а другая – водит. Игру начинает команда, оказавшаяся в городе. Подающий отбивает лаптой (битой) мяч как можно дальше, направляясь бегом через игровое поле за линию кона, и тут же возвращается обратно. В это время команда, которая водит, ловит направленный в поле мяч и, поймав его, пытается осалить (запятнать) бегущего соперника. При этом им разрешается перекидывать мяч один другому, чтобы точнее попасть в противника с более удобной дистанции.
Если им удается это сделать, то представитель команды соперников переходит к ним. Но если они не смогли попасть в него, то перекидывают мяч на поле противников. Причем сделать это необходимо как можно быстрее, поскольку игрок, не успевший вернуться
6
обратно в город, будет вынужден остаться на той стороне – за линией кона.
Если подающий (бьющий) наносит по мячу неудачный удар и противники быстро ловят его, то бежать в таком случае опасно, поскольку его легко можно будет осалить. В этой ситуации игрок может не бежать, а остаться за линией, с другой стороны от команды – в так называемом пригороде. Отбивают мячи все игроки поочередно.
Те, кто находится за коном и в пригороде, ждут, когда их освободят (выручат).
Сделать это может лишь подающий игрок, который хорошо отобьет мяч,
направив его довольно далеко, что даст ему достаточно времени на собственную
пробежку и на перебежку вырученным игрокам из кона и пригорода.
Нередко на поле может возникнуть затруднительное положение, при котором все представители подающей команды (кроме одного) находятся в пригороде и за
чертой кона. Тогда игроку, который еще не делал удара, разрешается трижды бить
по мячу, но если он промахивается, команда уступает свою позицию водящим.
Мяч, перелетевший за боковую линию, не считается. Подающий не должен заступать за линию города. Тому, кто не может отбить мяч битой, допускается бросать его рукой. Выигрыш засчитывается тогда, когда все спортсмены ударили по мячу, но никто не пересек черту кона. По завершении партии команды меняются площадками.
Набор для лапты
Для игры в русскую лапту нет необходимости в дорогостоящем инвентаре. Для нее требуются:
Размер лапты должен быть следующим: в длину порядка 60 см, шириной у основания примерно 10 см и толщиной ручки в 3 см. Мяч – небольшого размера, удобный для захвата полной ладонью и не склонный к травмированию и причинению сильных ушибов.
7
Заключение.
Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Лапта — игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи.
В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта.
Лапта - эффективное средство развития быстроты, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей.
Свежий воздух, высокий эмоциональный фон оказывают мощное оздоровительное воздействие на организм занимающихся.
Нехитрый и недорогой инвентарь, возможность разместить площадку для лапты на любой подходящей по величине поляне, лужайке, футбольном поле делают игру доступной для включения в школьные программы по физической культуре, позволяют использовать её как на уроках, так и во внеклассной работе.
В связи с тем, что в основе игры лежат такие двигательные действия, как бег и метания, спортивную лапту можно включать и в уроки лёгкой атлетики.
А стоит ли заниматься лаптой? Этот вопрос мы задали тренеру по лапте города Пролетарска Костенко О.С. Вот что он нам ответил «Лапта – это спорт и заниматься спортом нужно, чтобы стать здоровым, ловким и сильным, воспитать в себе выдержку и выносливость, научиться преодолевать трудности и ставить новые задачи. Люди любят спорт, потому что они любят жизнь. Занимайтесь спортом, и жизнь ваша изменится к лучшему! Лаптой заниматься стоит, и я рекомендую, поскольку даже известный русский писатель Куприн сказал о ней, что в этой игре трусам и лентяям нет места»
8
В заключении я хотел бы прочитать стихотворение Валентина Берестова, которое так и называется «Лапта».
«О, радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случалось заиграться с нами.
Чего ж ей, великанше, делать тут?
В нее ж мячом всех раньше попадут.
Кидать — кидали, да не попадали…
И к ужину обоих долго ждали»
Литература
1. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. – 176 с.
2. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.
3. Сайт федерации лапты России www.lapta.ru
4. Сайты: www.ruslapta.ru, www.1september.ru, www. Sportcom.ru
9
Л. Нечаев. Яма
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем зимние домики
Прекрасная арфа
Мальчик и колокольчики ландышей