Мне и моим одноклассникам и родственникам часто приходится считать в уме – это происходит дома, в магазине, на уроке. У нас нередко не получается считать быстро, особенно, когда встречаются двузначные и трехзначные числа. На уроке при вычислениях и наши одноклассники сталкиваются с такой же проблемой. Поэтому я с интересом отнесся к моей работе, ведь я узнал новые способы для быстрого счета и смогу поделится ими с моими родственниками и друзьями. Некоторые из них не знали про интересные и удобные способы быстрого счета. Используя эти способы в жизни, я смогу быстро считать в уме, а также повысить свою успеваемость.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_._shatalin_n.docx | 34.05 КБ |
shatalin_n.pptx | 1.09 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карсинская средняя общеобразовательная школа»
Тема проекта:
«Математические лайфхаки.
Как быстро считать в уме»
Автор проекта: Шаталин Никита
обучающаяйся 7 класса, МБОУ «Карсинская СОШ»
Наставник проекта: Панарина Лариса Викторовна,
учитель математики
с. Карсы, 2023 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………….2
1.Теоретическая часть.
1.1. Возникновение лайфхаков …………………………….. ……… 3
1.2. Исторические сведения ………………………………………… 3
1.3 Общие приемы быстрого счета………………………….……… 4
2. Практическая часть.
2.1. Анкетирование учащихся по теме: «Как быстро считать в уме»…………………………………………………………………… 8
Вывод……………………………………………………………….… 9
Литература ………………………………………………………….....10
Введение
Мне и моим одноклассникам и родственникам часто приходится считать в уме – это происходит дома, в магазине, на уроке. У нас нередко не получается считать быстро, особенно, когда встречаются двузначные и трехзначные числа. На уроке при вычислениях и наши одноклассники сталкиваются с такой же проблемой. Поэтому я с интересом отнесся к моей работе, ведь я узнал новые способы для быстрого счета и смогу поделится ими с моими родственниками и друзьями. Некоторые из них не знали про интересные и удобные способы быстрого счета. Используя эти способы в жизни, я смогу быстро считать в уме, а также повысить свою успеваемость. Это особенно актуально, т. к. на ОГЭ по математике использование калькулятора запрещено, а время на решения ограничено.
Цель: изучить лайфхаки быстрого счета и показать возможность их использования для улучшения качества вычислений.
Задачи:
1.Теоретическая часть
1.1. Возникновение лайфхаков
В восьмидесятых годах 20-го века можно было наблюдать за таким явлением как лайфхак. Придумали его программисты, для улучшения жизни. Сегодня с помощью лайфхаков можно решить ряд проблем, которые ранее приводили человека в отчаяние. Со временем лайфхак превратились в особый метод, который сегодня помогает людям намного быстрее справляться со своими проблемами, не обращаясь за помощью к специалистам. В 2011 году термин «лайфхак» был включен в Оксфордский словарь и его стали использовать во всем мире.
1.2. Исторические сведения
В истории математической науки есть ученые, обладающие поразительной скоростью устного счета. Одним из математиков с феноменальной скоростью устного счета был знаменитый Карл Фридрих Гаусс (1777-1855).
По его собственным словам, он научился считать раньше, чем говорить. Когда Гауссу было 3 года, мальчик взглянул на платежную ведомость своего отца и заявил: «Подсчеты неверны». После того как взрослые все перепроверили, выяснилось, что маленький Гаусс был прав.
В дальнейшем этот математик достиг немалых высот, а его труды до сих пор активно используются. До самой смерти большую часть вычислений Гаусс производил в уме.
Известно множество приемов для упрощения вычислений в уме. На картине художника Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе Рачинского», (1895г.) изображен фрагмент урока математики в школе села Татево Смоленской губернии. Школу основал Рачинский Сергей Александрович – профессор университета Москвы, ученый-ботаник, математик, просветитель, педагог-энтузиаст. Он составил сборник задач: «1001 задача для счёта в уме», который используется в настоящее время.
1.3. Общие приемы быстрого счета
Прием сложения | Пример |
Прибавляем числа 7, 8, 9. | Для упрощение вычислений числа 7, 8, 9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавок. Примеры: 56+7=56+10-3=63; 47+8=47+10-2=55; 73+9=73+10-1=82. |
Быстро складываем двухзначные и трехзначные числа. | Если последняя цифра двухзначного числа меньше пяти, округляем его в сторону увеличение. Пример: 54+39=54+40-1=93; 26+38=26+40-2=64. |
Складываем в уме трехзначные числа. | Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать. Пример: 249+533=(200+500)+(40+30)+(9+3)=782. |
Сложение больших чисел | Сложение больших чисел в уме может быть сложным. Данный метод покажет, как упростить этот процесс, сделав все числа кратными 10. Например: 644+238. Шаг 1: С этими числами трудно работать и округление их в большую сторону сделает работу с ними более удобной. Итак, 644 округляем до 650, а 238 - до 240. Шаг 2:Теперь складываем 650 и 240 вместе. Получаем 890. Чтобы найти ответ на первоначальную задачу, необходимо определить, сколько мы прибавили к числам, чтобы округлить их: 650-644=6 и 240-238=2. Шаг 4: Теперь складываем 6 и 2 вместе. Получаем 8. Шаг 5: Чтобы найти ответ на исходную задачу, нужно из 890 вычесть 8: 890-8=882. Ответ: 644+238=882. |
Прием вычитания | Пример |
Вычитаем в уме трехзначные числа | Если в своем время был хорош усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки ,единицы. Пример: 843-596=843-500-90-6=343-90-6=253-6=247 |
Прием умножения | Пример |
Умножение многозначных чисел на однозначные. |
|
| |
Б) Умножение двузначного числа, состоящего из одинаковых цифр на однозначное число. 22*6=132 33*6=198 44*6=264 55*6=330 66*6= 396 | |
Умножение любого числа на 5 | При умножении четного числа на 5 есть быстрый способ найти ответ. Например: 5x56. Шаг 1: Возьмем число, умножаемое на 5, и разделим его на 2. Число 56 превратится в число 28. При умножении нечетного числа на 5 схема немного отличается. Например: 5x37. Шаг 1: Вычитаем единицу из числа, которое умножается на 5, в нашем примере число 37 превращается в число 36. Ответ: 5x37=185. |
Простой способ, который поможет умножить любое число на 9. | Например: 9x36. Шаг 1: Добавляем 0 в конце исходного числа. Получаем 360. Ответ: 9х36=324. |
Счет на пальцах. | Считать на пальцах это очень удобно и легко, например прием умножения на 9. |
Прием деления | Пример |
Можно ли разделить без остатка на 10 | если число оканчивается на 0; |
на 9 | если при сложении цифр числа сумма будет делиться на 9 без остатка; |
на 8 | если последние три цифры делятся на 8 или равны 000; |
на 7 | это число без его последней цифры минус удвоенная последняя цифра делится на 7; |
на 6 | если это четное число и при сложении его цифр результат делится на 3 без остатка; |
на 5 | если оно заканчивается на 0 или 5; |
на 4 | если оканчивается на 00 или на двузначное число, которое делится на 4; |
на 3 | если результат сложения цифр делится на 3 без остатка; |
на 2 | если оно заканчивается на 0, 2, 4, 6 или 8. |
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся по теме: «Как быстро считать в уме».
Анкетирование проводилось среди учеников 5 и 7 классов, всего 25человек по следующим вопросами:
1)Хотели бы вы быстро вычислять.
2)Применяете ли вы приемы быстрых вычислениях на уроках?
3)Какие приемы устных вычислений вы применяете.
4)Помогают ли эти приемы вам лучше учиться.
5)На каких уроках вы используете приемы устных
вычисления?
6)Хотели бы вы узнать новые приемы устных вычисления?
7)На сколько процентов ты знаешь таблицу умножения?
По результатам ответов на седьмой вопрос большинство ответили, что знают таблицу умножения (20 человек из 25знают на 90-100%).
Вопросы Класс | Хотели бы вы быстро вычислять. | Применяете ли вы приемы устных вычислений на уроках? | Какие приемы устных вычисления вы применяете. | Помогают ли эти приемы вам лучшие учиться. | На каких уроках вы используете приемы устных вычислений? | Хотели бы вы узнать новые приемов устных вычисления? | На сколько процентов ты знаешь таблицу умножения ? |
5 | Да-13 | Да-10 Нет-3 | Применяют-12 Нет-1 | Да-10 Нет-3 | Математика-12 География-8 Нет-1 | Нет-3 Да-10 | 100%-12 80%-1 |
7 | Да-9 Нет-3 | Нет-4 Да-6 Иногда-1 Не всегда-1 | Иногда-1 Никаких-7 Нет-3 | Да-7 Нет-7 Не знаю-1 | Математика-3 Физика-6 Информатика-3 Алгебра-5 Геометрия-5 не каких-4 | Да -9 Нет-3 | 100%-5 95%-2 90%-1 80%-1 60%-1 50%-1 1%-1 |
Диаграммы приставлены в приложении.
Вывод
Выполняя свой проект я убедился, что существует множество способов быстрого счета, даже человек со средними способностями может выполнить решение без калькулятора.
Большинство учащихся понимают, что устный счет пригодится в школе, в быту и при сдаче экзаменов. Ученики хотят знать приемы устного счета.
Умение считать в уме это полезный навык для современного человека он тренирует память. Нашему мозгу необходимо гимнастика, а вычисления в уме это и есть гимнастика.
Список литературы.
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математики» –М, Просвещение, 1989
2. Я.И. Перельман «Занимательная арифметика» – М, Транзиткнига, 2005г.
Интернет-ресурсы
Слайд 1
Тема проекта: « Математические лайфхаки . Как быстро считать в уме» Автор проекта: Шаталин Никита обучающаяйся 7 класса, МБОУ « Карсинская СОШ » Наставник проекта: Панарина Лариса Викторовна, учитель математики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Карсинская средняя общеобразовательная школа »Слайд 2
Цель: изучить лайфхаки быстрого счета и показать возможность их использования для улучшения качества вычислений. Задачи: изучить и проанализировать материал по данной теме; провести опрос по данной теме и сделать выводы; выбрать наиболее оптимальные методы и приемы быстрого счета; познакомить с ними одноклассников.
Слайд 3
Результаты 5 класса
Слайд 4
Результаты 7 класса
Слайд 5
Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) «Устный счет в народной школе Рачинского», художник Н. П. Богданов-Бельский
Слайд 6
Общие приемы быстрого счета Складываем в уме Вычитаем в уме Умножаем в уме Делим в уме Вычитаем в уме
Слайд 7
Считать на пальцах это очень удобно и легко, например прием умножения на 9.
Слайд 8
Цель: изучить лайфхаки быстрого счета и показать возможность их использования для улучшения качества вычислений. Задачи: изучить и проанализировать материал по данной теме; провести опрос по данной теме и сделать выводы; выбрать наиболее оптимальные методы и приемы быстрого счета; познакомить с ними одноклассников.
Слайд 9
Вывод Умение считать в уме - это полезный навык для современного человека он тренирует память . Нашему мозгу необходимо гимнастика, а вычисления в уме это и есть гимнастика. Спасибо за внимание .
Несчастный Андрей
Юрий Алексеевич Гагарин
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Одна беседа. Лев Кассиль
Как нарисовать портрет?