На конкретных исторических материалах отражена тема информационной войны во время Великой Отечественной войны
Вложение | Размер |
---|---|
suhareva_kseniya_1.docx | 40.75 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениелицей №3
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 1942-1943 гг.
Автор работы: Сухарева Ксения,
ученица 6 класса «В»
Руководитель: Шкаленко Наталья Ивановна,
учитель истории
Воронеж 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Воронеж – Сталинград на Дону…..………………………………………5
Глава 2. Опасное оружие нацистов………………………………………….……...6
Заключение…………………………………………………………………………...9
Список литературы…………………………………………………………………10
Приложения…………………………………………………………………………11
Введение
В годы Великой Отечественной войны в период с июня 1942 г. по январь 1943 г. правобережная часть Воронежа была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Город подвергался массированным бомбардировкам, на улицах шли ожесточенные бои, в ходе которых большая его часть была разрушена. Но наряду с военными действиями, велась информационная война, целью которой было психологическое воздействие на бойцов и мирное население.За этот период гитлеровцы распространили на территории Воронежской области миллионы листовок, которые являлись важным оружием фашизма, но не смогли сломить моральный дух советских людей.
Актуальность данной исследовательской работы определяется необходимостью расширения знаний школьников о истории родного краяво время Великой Отечественной войны. Представляется важным научить детей анализировать и критически воспринимать информацию, не позволять искажать факты о своей стране и ее истории, а также воспитывать чувствоответственности и патриотизма.
Цель проведенного исследования состоит в том, чтобы показать, что пропаганда использовалась фашистами как очень опасное и действенное оружие, которое могло повлиять на исход войны. Материалом исследования послужили архивныедокументы, фашистские и советские листовки, распространяемые на территории Воронежской области в период с 1942 г.по 1943 г., а также книги по истории Воронежского края.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: 1) собрать материал об истории Воронежа и Воронежской области в годы Великой Отечественной войны; 2) отобрать архивные фотографии, фашистские и советские листовки, наиболее ярко иллюстрирующие накал информационной борьбы; 3) проанализировать цели и методы информационно-психологического воздействия на противника.
Теоретической базой исследования послужили работы известных воронежских краеведов: А.М. Аббасова, А.И. Гринько, В.И. Конова, С.И. Филоненко, М.И. Филоненко, В.А. Шамрая.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 8 приложений.В Главе 1 показана важная роль Воронежского фронта и вклад, который был внесен воронежцами и жителями области в дело общей победы. Во 2 Главе рассматриваются особенности немецкой пропаганды среди военных советской армии, а также на временно оккупированных территориях Воронежской области. В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Глава 1. Воронеж – Сталинград на Дону
Воронеж внес неоспоримый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Следует отметить напряженную работу промышленности и сельского хозяйства области в годы войны. С июля 1941 г. на заводе им. Коминтерна было произведено более трехсот реактивных установок БМ-13 («Катюша»), на авиационном заводе – более тысячи самолетов-штурмовиков Ил-2, на заводе «Электросигнал» производились полевые радиостанции.
По накалу и продолжительности уличных боев Воронеж может сравниться лишь со Сталинградом. Линия фронта проходила по территории только этих двух городов нашей страны, и они выстояли, остановив продвижение войск противника. Воронеж вошел в число 15 наиболее разрушенных городов СССР и не подлежал восстановлению.
Захват нашего города должен был обеспечить прикрытие для атаки немецких войск на Кавказ и Сталинград. Впоследствии нацисты рассчитывали использовать этот рубеж также для нападения наМосквус юга, для прорыва на среднюю Волгу и отсечения всего юга России от центра. Поэтому на Воронежское направление были перекинуты значительные силы врага и усиленно работала фашистская пропаганда.
Однако Дон стал для противниканепреодолимым препятствием. Для подкрепления нацисты были вынуждены постоянно перекидывать сюда резервы и держать в области свои корпуса, которые должны были быть отправлены под Сталинград. Воронежский фронт непрестанно атаковал и контратаковал врага, сковав 30 дивизий. Было создано несколько важных в стратегическом отношении плацдармов, с которых в будущем были проведены три крупных зимних наступательных операции, положивших начало разгрому всей вражеской группировки и в Сталинградском, и в Воронежском сражениях. А. Гитлер понимал причины поражения под Сталинградом и отмечал, что «дело пошло бы быстрее, если бы мы не задержалисьтак долго у Воронежа».
В ходе боев под Воронежем с июня 1942 г. по январь 1943 г. фашисты потеряли убитыми не менее ста тысяч солдат и офицеров. Но помимо мужества советских солдат, еще одним фактором успеха стала сила духа народа, твердая убежденность в своей правоте и любовь к Родине. Распространяемые листовки и проводимая нацистами агитационная работа не имели должного воздействия и не смогли посеять сомнения и недовольство властью в сердцах людей.
Глава 2. Опасное оружие нацистов
«Пропаганда помогла нам прийти к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир».
(Норнберг, 1936г.)
Известный лозунг нацистской Германииконцентрирует в себе разрушительные идеи фашизма и показывает, какую важную роль Гитлер отводил ведению информационно-психологической борьбы. Он считал, что пропаганда должна вестись постоянно и настойчиво доносить до широких народных масс необходимыеидеи. По мнению А. Гитлера, «умная и хорошо поставленная пропагандаможет превратить в представлении народа самый ад в рай и наоборот».
Целью фашисткой пропаганды становились сначала граждане Германии, потом страны Европы и, впоследствии, во время войны – жители оккупированных территорий. Пропагандистская деятельность велась огромным количеством управлений, структур, комендатур, управ, шла подготовка пропагандистов из местного населения. Историк С.И. Филоненко приводит такие цифры: в мае 1943 г. на участке фронта в районе Курска немецкими пропагандистскими службами было распространенно 32 млн. экземпляров листовок.
Немецкое командование во главе с Гитлером, как главным идеологом, придерживалось нескольких основных принципов ведения пропаганды:
Среди основных форм ведения информационно-психологической войны следует выделить периодические издания (газеты, журналы), радио и листовки. Очевидно, что рисунки воспринимаются и запоминаются намного легче и быстрее, поэтому дешевые и компактные листовки распространялись нацистами в огромных количествах на всей территории (Приложение 1). Помимо этого Министерство пропаганды под руководством Геббельса на государственном уровне занималось созданием кинофильмов, а также распространением слухов, на что были направлены внушительные финансовые средства.
Проведенное исследование агитационных листовок и плакатов, применяемых нацистами на территории Воронежской области в 1942-1943гг., позволяет сделать вывод о содержаниипропагандистского материала. Большинство листовок содержало информацию о плачевном положении советских войск и призывы к дезертирству. Плен изображался в положительном свете и гарантировал сохранение жизни и здоровья солдат, что совершенно не соответствовало действительности (Приложение 2, 3, 4).
Также пропаганда обещала счастливую жизнь после окончания войны, собственную землю, возможность эмигрировать в европейскую страну (Приложение 5).
Третья группа материалов была посвящена очернениюобраза Иосифа Сталина, критике колхозов и других сторон советской жизни. В то же время нацисты прославляли Гитлера, который якобы хотел освободить СССР от власти большевиков (Приложение 6).
Однако результаты боев за Воронежскую область, постоянно уменьшающееся количество перебежчиков, а также исход противостояния в целом свидетельствуют о том, что немецкая пропаганда проиграла психологическую войну против СССР.
Заключение
Проведенное исследование показало, что информационно-психологическое воздействие на противника играло огромную роль в ходе войны. Руководство фашистской Германии уделяло пропагандисткой деятельности большое внимание и направляло на эти цели значительные финансовые и человеческие ресурсы.
Информационная война велась как среди советских солдат, так и мирного населения. Противник использовал кино, газеты, журналы, радио, а также листовки, которые печатались миллионными тиражами. Враг призывал советских солдат сдаваться в плен, обещал счастливую жизнь, собственную землю и критиковал руководство и действия СССР.
Несмотря на агрессивную пропагандистскую политику,фашистская Германия не смогла добиться своих целей и сломить советский народ. Воронеж достойно проявил себя и дал отпор врагу как в сражениях на поле боя, так и в сфере информации.
16 февраля 2008 года Воронежу было присвоено почетное звание «Город воинской славы».Несмотря на то, что Воронеж не получил звания города-героя, для воронежцев он всегда будет городом-победителем, городом-крепостью, местом подвига нашего народа!
Мой город-воин! Ты непобедимый!
Не сдавшийся фашизму и векам!
России дух в тебе неугасимый!
Всю душу я тебе отдам!
(А. Воронин)
Список литературы
Волшебные звуки ноктюрна
Как я избавился от обидчивости
Карты планет и спутников Солнечной системы
Как нарисовать ветку ели?
Что есть на свете красота?