1 апреля в Троицкой православной школе прошла защита итоговых годовых проектов. Учащиеся 9 классов представляли свои работы. Примером такой работы является представленный в публикации исследовательский проект ученицы 9 Б класса Климкиной Марии.
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovaya_prestupnost.docx | 161.13 КБ |
podrostkovaya_prestupnost.pptx | 2.63 МБ |
ustnyy_doklad.docx | 16.74 КБ |
ННОУ «Троицкая Православная школа»
Проектная работа
На тему: Профилактика подростковой преступности
Учащийся:
Климкина Мария, 9 «Б»
Руководитель: Абраменко М. В.
Троицк, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………….3
Глава I. Подростковая преступность
1.1. Понятие «подростковая преступность» …………………………5
1.2. Причины подростковой преступности и ее наиболее частые проявления ……………………………………………………………..7
1.3. Юридическая ответственность несовершеннолетних ……..…...9
Глава II. Наиболее эффективные методы борьбы с подростковой преступностью
2.1 Традиционные методы профилактики ………………………….11
2.2. Анализ проведенного анкетирования учащихся Троицкой Православной школы: результаты и выводы ………………………12
2.3. Наиболее эффективные методы борьбы с подростковой преступностью ……………………………………………………....18
Заключение …………………………………………………………27
Список использованной литературы …………………………....20
Приложение 1 ………………………………………………………..21
Приложение 2 ………………………………………………………..23
Введение
Актуальность данной проектной работы заключается в том, что в современном обществе подростковая преступность не только не уменьшилась, но, наоборот, наблюдается тенденция к ее росту.
При этом вовлеченными в преступления оказываются не только подростки из неблагополучных слоев населения, но и из среды вполне благополучной.
Такие подростки нередко оказываются учащимися школ, что диктует необходимость разрабатывать эффективные методы профилактики преступности и самим этим учреждениям.
Объектом данной работы является преступность, предметом – подростковая преступность и методы ее профилактики.
Гипотеза исследования: методы профилактики должны периодически корректироваться, так как каждое поколение подростков может иметь свои особенности. Для уточнения действенности тех или иных методов следует иметь обратную связь от самих подростков.
Цель данной работы – определить основные причины подростковой преступности и разработать рекомендации по ее профилактике в ТПШ, для чего ставятся следующие задачи:
В работе используются эмпирические и теоретические методы, такие как анкетирование, сравнение, анализ и синтез и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (анкета и сценарий профилактического мероприятия). Первая глава раскрывает теоретические основы исследуемой проблемы, во второй главе путем анкетирования выявляются мнения и настроения подростков, и на основании этих результатов предоставляется список наиболее эффективных направлений практической работы с подростками по профилактике преступности в школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать как дополнительный материал для более глубокого изучения курса обществознания, а также использовать предложенные методы в работе с подростками.
Глава 1. Подростковая преступность
1.1. Понятие «подростковая преступность»
Подростковая преступность – это подвид общей преступности, выделяемый на основании возраста. Отсюда другое наименование этого вида преступности – преступность несовершеннолетних.
Единственным источником уголовного права является Уголовный Кодекс Российской Федерации. Именно в нем необходимо искать информацию о том, какой смысл правоведы вкладывают в понятие «подростковая преступность». Самого этого термина в УК РФ нет, но в разделе V, главе 14 раскрываются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Статья 87 УК РФ называет несовершеннолетними лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18[1].
Кроме того, в статье 20 УК РФ содержится исчерпывающий перечень преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет. К таким преступлениям относятся:
Как видно их приведенных статей именно возраст является главной определяющей категорией и это не случайно.
Для понимания причин преступности, в том числе и подростковой, необходимо учитывать целый ряд личностных характеристик, на многие из которых возраст накладывает особый отпечаток.
В период отрочества формируются основные качества личности: ее мировоззрение, самооценка, привычки, морально-нравственные ориентиры, все то, что в целом будет определять ее деятельность на протяжении всей дальнейшей жизни.
К сожалению, несовершеннолетние правонарушители тяжело поддаются исправлению и часто становятся резервом для взрослой преступности.
Стремление самоутвердится, занять комфортное место и получить признание со стороны важных для него лиц является важнейшей потребностью. Ее неудовлетворенность заставляет подростка искать другие, неформальны и часто асоциальные группы. В этих группах могут пить, курить, употреблять наркотики и совершать преступления. Однако подросток при этом получает от своих друзей так необходимое ему признание и чувствует себя частью важного для него коллектива. А если еще этим коллективом руководит взрослый преступник, то стремление получить его признание может толкнуть подростка на любые преступления.
Таким образом, возрастные особенности подростков и опасные для страны в целом последствия делают выделение подростковой преступности в отдельный объект изучения совершенно оправданным.
1.2. Причины подростковой преступности и ее наиболее частые проявления
Важнейшей причиной девиантного и делинквентного поведения становится социальное окружение подростка. И, конечно, в первую очередь причины подобного поведения скрываются в семье несовершеннолетнего. Не только асоциальность родителей (алкоголиков, наркоманов или криминальных элементов), но и серьезные семейные конфликты, отсутствие контроля над детьми могут стать причиной преступного поведения даже в семьях внешне благополучных.
Следующей частой причиной преступного поведения подростков становятся отношения, складывающиеся в учебном заведении – как с учителями, так и с другими учащимися. Подросток может пойти на преступление в результате, например, травли со стороны учителей или других подростков. Желание отомстить, доказать, что ты не такой неудачник, как тебя считают окружающие, могут стать причиной правонарушения. Или отсутствие признания со стороны коллектива учебного заведения может вытолкнуть подростка «на улицу», заставить его искать признание в неформальных группах, о чем уже выше писалось.
Не все неформальные группы обязательно будут явно побуждать к серьезному нарушению закона, но при этом многие из них считают нормой употреблять алкоголь, принимать наркотики, пусть даже и «легкие», что само по себе может стать причиной преступления. По статистике приблизительно одна шестая часть всех преступлений подростков совершается под воздействием алкогольного или наркотического опьянения.
Особую роль играет и такая причина преступности как влияние СМИ и массовой культуры. Кумирами молодежи зачастую становятся блогеры, музыканты или актеры, ведущие и пропагандирующие девиантный образ жизни. Здесь можно привести в пример феномен сериала «Бригада», который вышел на экраны в 2002 году и вызвал целую волну преступности.
Ну и в конце следует выделить отдельно и такую причину как недостаточная и зачастую чисто формальная профилактика подростковой преступности со стороны семьи, школы, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства и т. п.
А если даже такая работа ведется добросовестно, то зачастую используются методы, которые устарели и не воспринимаются должным образом воспитуемыми подростками. Также не учитываются особенности подростков как особой возрастной группы и особенности именно современных подростков, обусловленные тем, что многие из них являются продуктом уже нового, информационного общества.
1.3. Юридическая ответственность несовершеннолетних
Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.
Эта ответственность зависит от возраста и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.
Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина, соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.
Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).
Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д.
Таким образом, подростковая преступность – это часть общей преступности, границами которой являются возрастные рамки. Этот возрастной период характеризуется целым рядом существенных изменений, происходящих как в организме подростка, в его психике, его мировоззрении, самосознании и т.д. Соответственно, подростки наиболее ранимы и подвержены влиянию как со стороны своих сверстников или подростков, так и взрослых. И, конечно, причинами подростковой преступности часто выступают отсутствие социального контроля со стороны родителей, образовательных организаций, профильных ведомств, безнаказанность, низкий морально-нравственный уровень, влияние СМИ и массовой культуры.
Необходимо также отметить тот факт, что преступность подростков обрела новые формы, опасные и пока плохо изученные и контролируемые. Многие используемые сейчас традиционные методы профилактики не работают, не воспринимаются теми, на кого направлены.
Глава II. Наиболее эффективные методы борьбы с подростковой преступностью
2.1. Традиционные методы профилактики
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, продолжительный по времени. Задача школы заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Однако работают ли традиционные методики, насколько эффективны они? В нашей школе часто проводятся различные профилактические мероприятия, но насколько серьезно их воспринимают учащиеся, особенно старшеклассники? Чтобы выяснить этот вопрос, я провела анкетирование среди учеников нашей школы (10 – 11 классы)
2.2. Анализ проведенного анкетирования учащихся ТПШ: результаты и выводы
Субъектами исследования стали 10 учащихся 10 и 11 классов нашей школы.
Цель исследования. Чтобы выявить наиболее эффективные методы профилактики подростковой преступности была составлена анкета[3], содержащая 10 вопросов. Отвечая на 9 из них анкетируемый должен выбрать наиболее подходящий ответ из предложенных, а на 1 вопрос необходимо было дать свой ответ.
Задачи исследования:
Анализ полученных результатов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Предложения были следующего характера: профилактическое мероприятие театрального или игрового характера (1 человек), тематические экскурсии (1 человек), что-то в социальных сетях\тик-токе и т. д. (4 человек), полезная и вознаграждаемая деятельность (волонтерство и т. д.) (1 человек), достаточно учебной информации (1 человек), ничего (2 человека).
Отдельно 3 человека написали, что главное, чтобы не лекция\доклад\урок.
Таким образом, очевидно, что среди опрашиваемых традиционные профилактические методы и приемы не вызвали особого отклика и никак не повлияли на их правовое сознание. При этом тревожными выглядят данные о том, что у некоторых опрошенных друзья оказывали негативное влияние, при этом опрашиваемые признавались, что им очень важен авторитет в кругу их друзей. И вот здесь, кроме семьи, в идеале должна была быть профилактическая работа школы, но, судя по ответам, она совсем не запомнилась.
2.3. Наиболее эффективные методы борьбы с подростковой преступностью в среднепрофессиональных учебных заведениях
Таким образом, очевидно, что среди опрашиваемых традиционные профилактические методы и приемы не вызвали особого отклика и никак не повлияли на их правовое сознание.
При этом нужно учитывать, что наша школа несколько отличается от общеобразовательных. Однако очень опасно считать, что раз школа православная, то дети в ней не могут стать участниками преступления, а, значит, и профилактика не так важна, как в других школах.
Исходя из особенностей подростковой преступности, школа может использовать такие методы, как:
Таким образом, проблема подростковой преступности актуальна для школ, поэтому они проводят различные профилактические мероприятия. Но, как показывает анкетирование, проведенное среди учащихся нашей школы, профилактическая работа часто проводится устаревшими методами, не учитывая современные интересы и онлайн пространство, в котором большую часть времени находятся подростки. Такая работа проводится часто только формально, не запоминается и мало влияет на правовое сознание подростков.
Поэтому предложенные в работе методы могут быть более эффективными для организации успешной и интересной для подростков профилактической работы в школах, в нашей в том числе.
Заключение
Целью данной работы являлось изучение причин подростковой преступности, а также выделение наиболее эффективных методов профилактики в школе.
Для достижения данной цели были поставлены теоретические задачи, выполненные в первой главе данной работы. Из материалов этой главы можно сделать следующие выводы:
1) Подростковая преступность исследуется и определяется как часть общей преступности, но имеет свою специфику. Возраст подростковой преступности определен УК РФ – 16 лет по общему правилу и 14 лет в случае совершения особо тяжких преступлений. Особую опасность для общества данная проблема представляет тем, что именно в этот период возраста у молодого человека закладываются основные аспекты его мировоззрения, а также тем, что несовершеннолетние преступники тяжело поддаются перевоспитанию и часто пополняют ряды уже взрослой преступности.
2) Причинами подростковой преступности является как традиционные: слабый родительский контроль, «улица», так и более современные, связанные как с влиянием массовой культуры, например, такими сериалами как «Бригада», с распространением преступных идей, в том числе через сеть Интернет экстремистскими субкультурами и т.п.
Во второй главе рассматриваются наиболее часто применяемые традиционные пути профилактики преступлений подростков, а анкетирование 10 учащихся нашей школы показывает, что далеко не всегда эта профилактика эффективна и действительно влияет на правовое сознание обучающихся. Практическим результатом главы является выделение основных методов и принципов, которые могут стать эффективным средством борьбы с преступностью несовершеннолетних. И особенно важно, что показывает анкетирование самих несовершеннолетних, постоянно следить за современными тенденциями, учитывать их и использовать в профилактической работе, а для этого нужно поддерживать постоянную обратную связь с подростками. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
В качестве проектного продукта и примера реализации моих рекомендаций выступает сценарий профилактического мероприятия, разработанный с применением технологии «кейс-стади», позволяющий самим подросткам совместно проанализировать, дать оценку, придумать алгоритм решения предложенной проблемы (см. приложение).
Задачи считаю выполненными, цель – достигнутой.
Список использованной литературы
Источники:
1. Уголовный Кодекс РФ. [Электронный ресурс], - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/
Исследования:
1. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. [Электронный ресурс], - URL: https://nashaucheba.ru/v41114/бакаев_а.а._система_профилактики_правонарушений_несовершеннолетних
2. Вагенлейтнер О. Ю. Преступность среди несовершеннолетних. [Электронный ресурс], - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupnost-sredi-nesovershennoletnih
3. Ивасюк О.Н., Калашников И.В. Криминологические особенности современной преступности несовершеннолетних. [Электронный ресурс], - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskie-osobennosti-sovremennoy-prestupnosti-nesovershennoletnih
4. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. [Электронный ресурс], - URL: https://uchebilka.ru/kultura/26474/index.html
Приложение 1. Образец анкеты, предложенной учащимся ТПШ
1. Много ли у Вас друзей, знакомых?
|
2. Много ли у Вас друзей, знакомых в школе?
|
3. Считаете ли Вы своих друзей (знакомых) способными совершить преступление?
|
4. Случалось ли, что Ваши друзья, знакомые?
|
5. Авторитет среди друзей для Вас?
|
6. Как Вам лично помогали в вашей учебной организации?
|
7. Посещали ли Вы мероприятия, посвященные профилактике преступности?
|
8. Интересны ли вам были подобные мероприятия, остались ли они в вашей памяти?
|
9. Повлияли ли это на ваше правовое сознание?
|
10. Предложите свой вариант мероприятия профилактического характера и\или приведите пример удачного на ваш взгляд подобного мероприятия в вашем учебном заведении? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Приложение 2. Проектный продукт – сценарий мероприятия
Примечание: технология «Кейс-стади» была разработана в Школе бизнеса Гарвардского университета в США. Впервые он был применен в 1924 году. Основа кейс-метода - принцип «прецедента» или «случая». Кейс-стади - буквально: "изучение случая". Его непосредственная цель - совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации. Когда я готовила свой проект – я как раз использовала этот метод. Именно этот опыт и лег в основу моей разработки.
Структура кейса:
1) описание проблемной ситуации (собственно сам кейс); перечень вопросов, на которые надо ответить, или заданий, которые необходимо выполнить при работе с кейсом;
Проблемная ситуация – это цель моей работы: «Профилактика подростковой преступности», а главный вопрос – как снизить уровень подростковой преступности? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выполнить ряд заданий:
Задания кейса:
1 Проанализировать уровень уголовных преступлений среди несовершеннолетних за несколько последних лет.
2. Выявить список часто совершаемых преступлений несовершеннолетних
3. Что является причинами сложившейся ситуации?
4. Что можно считать основной проблемой?
5. Кто участвует в решении проблемы? Каковы их цели?
6. Определить способы сокращения подростковой преступности.
7. Что могло бы повлиять на мое отношение к преступлениям?
8. Разработать программу из мероприятий по снижению уровня преступности несовершеннолетних
2) пояснительная записка для преподавателя - это предназначенное для преподавателя описание особенностей кейса и работы с ним в аудитории; приложения, представляющие фактический материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, карточек, анкет.
Задачи учителя:
а) формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.
б) организация деятельности по решению проблемы: учащиеся делятся на несколько групп и вместе работают над проблемой, готовят ответы, вырабатывают единую позиции, которую будет озвучивать «спикер».
в) организовать и направить общую дискуссию, во время которой спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы.
Если в основном говорят учащиеся, а не учитель, если они активны, задают вопросы и отвечают на них, а в конце общей дискуссии находят решение проблемы, то цель мероприятия достигнута.
[1] См. УК РФ Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних. [Электронный ресурс], - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/0cc4f741fbd9a23925035e7ba49750e99741734e/
[2] См. УК РФ Статья 20. Уголовная ответственность несовершеннолетних. [Электронный ресурс], - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/fd969cc22a68d513db2c83a94d6ad355a95dbec7/
[3] См. Приложение 1
Слайд 1
ННОУ «ТРОИЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА» Проектная работа Тема: «Профилактика подростковой преступности » Выполнила: ученица 9 класса КЛИМКИНА МАРИЯ Руководитель : Абраменко М. В.Слайд 2
Проблема подростковой преступности является одной из важнейших проблем нашего времени. Во многих регионах нашей страны процент преступлений совершенных подростками достаточно велик. В 2022 году подростки совершили больше 16 тысяч преступлений.
Слайд 3
Цель проекта: определить основные причины подростковой преступности и разработать рекомендации по ее профилактике в ТПШ.
Слайд 4
Задачи Проанализировать специальную литературу ; Выделить важнейшие факторы влияющие на поведение подростков . Составить анкету; Провести анкетирование среди учащихся Троицкой Православной школы с целью выявить их отношение к наиболее распространенным методам профилактики; На основании специальной литературы и проведенного анкетирования выявить наиболее эффективные методы профилактики и борьбы с подростковой преступностью в ТПШ
Слайд 5
Гипотеза исследования: Методы профилактики должны периодически корректироваться, так как каждое поколение подростков может иметь свои особенности. Для уточнения действенности тех или иных методов следует иметь обратную связь от самих подростков.
Слайд 6
Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Это возраст учащихся 8 – 11 классов.
Слайд 7
Статистика по преступлениям подростков за 2022 г. Наиболее часто совершаемые преступления: Доля хищений – превышает 59%. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - 14 %. Угоны автомобилей с целью покататься - 9 % Изнасилования и насильственные действия сексуального характера - 4% убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, – 1,6 %
Слайд 9
Основные причины подростковой преступности : Слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Отсутствие воспитательной функции в системе обучения. Незнание закона. Уверенность в безнаказанности. Безделье, желание повеселиться. Желание выделиться среди сверстников. Неблагополучная ситуация. Давление со стороны друзей. Употребления алкоголя, наркотиков.
Слайд 10
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних Уголовная ответственность несовершеннолетних подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, подлежат уголовной ответственности за тяжкие преступления (убийства, кражи, разбой и т. п.) Административная ответственность несовершеннолетних административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет
Слайд 11
Факторы, влияющие на подростков : Первый фактор – «семья». Не только асоциальность родителей (алкоголиков, наркоманов или криминальных элементов), но и серьезные семейные конфликты, отсутствие контроля над детьми могут стать причиной преступного поведения даже в семьях внешне благополучных. Второй фактор – «Школа». Подросток может пойти на преступление в результате, например, травли со стороны учителей или других подростков. Желание отомстить, доказать, что ты не такой неудачник, как тебя считают окружающие, могут стать причиной правонарушения.
Слайд 12
Третий фактор – «Улица». Не все неформальные группы обязательно будут явно побуждать к серьезному нарушению закона, но при этом многие из них считают нормой употреблять алкоголь, принимать наркотики, пусть даже и «легкие», что само по себе может стать причиной преступления. По статистике приблизительно одна шестая часть всех преступлений подростков совершается под воздействием алкогольного или наркотического опьянения. Четвёртый фактор – «Влияние СМИ и массовой культуры». Кумирами молодежи зачастую становятся блогеры , музыканты или актеры, ведущие и пропагандирующие девиантный образ жизни. Здесь можно привести в пример феномен сериала «Бригада», который вышел на экраны в 2002 году и вызвал целую волну преступности.
Слайд 13
Ну и в конце следует выделить отдельно и такую причину как недостаточная и зачастую чисто формальная профилактика подростковой преступности со стороны семьи, школы, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства и т. п. А если даже такая работа ведется добросовестно, то зачастую используются методы, которые устарели и не воспринимаются должным образом воспитуемыми подростками. Также не учитываются особенности именно современных подростков, обусловленные тем, что многие из них являются продуктом уже нового, информационного общества.
Слайд 14
Профилактика подростковой преступности
Слайд 15
Пути решения проблемы подростковой преступности Ликвидировать правовую неграмотность подростков и их родителей Пропагандировать здоровый образ жизни. Вести активную работу и агитацию за здоровый образ жизни. Проводить больше классных часов, нацеленных на профилактику подростковых правонарушений, с привлечением органов ПДН. Вовлекать родителей в жизнь их детей путем организации совместных мероприятий.
Слайд 16
Как это работает на практике? Для того, чтобы ответить на этот вопрос и выявить действительно эффективные методы профилактики подростковой преступности в школе, мной была составлена анкета * , содержащая 10 вопросов. Отвечая на 9 из них, анкетируемый должен выбрать наиболее подходящий ответ из предложенных, а на 1 вопрос необходимо было дать свой ответ. * См. приложение
Слайд 17
Итоги анкетирования
Слайд 18
Итоги анкетирования
Слайд 19
Итоги анкетирования
Слайд 20
Итоги анкетирования
Слайд 21
Итоги анкетирования Предложения были следующего характера: профилактическое мероприятие театрального или игрового характера (1 человек), тематические экскурсии (1 человек), что-то в социальных сетях\тик-токе и т. д. (4 человек), полезная и вознаграждаемая деятельность ( волонтерство и т. д.) (1 человек), достаточно учебной информации (1 человек), ничего (2 человека ). Отдельно 3 человека написали, что главное, чтобы не лекция\доклад\урок .
Слайд 22
Вывод Таким образом, очевидно, что среди опрашиваемых традиционные профилактические методы и приемы не вызвали особого отклика и никак не повлияли на их правовое сознание . При этом нужно учитывать, что наша школа несколько отличается от общеобразовательных. Однако очень опасно считать, что раз школа православная, то дети в ней не могут стать участниками преступления, а, значит, и профилактика не так важна, как в других школах.
Слайд 23
Какие меры профилактики могут быть востребованы в нашей школе 1) Совместная работа психологов и священников нашей школы. 2 ) Для работы с трудными подростками привлекать сами коллективы учащихся, организовывать различные мероприятия (спортивного, развлекательного характера и т.п.). Главная задача – заинтересовать подростка, не дать ему выпасть из общей деятельности учебного коллектива. 3 ) Необходимо организовывать диспуты, беседы на правовые темы, семинары. Однако важно, чтобы такие мероприятия не носили формальный характер, а действительно заинтересовывали подростков. Кроме того, стоит организовывать тематические экскурсии, здесь полезным будет прочная связь и взаимодействие с правоохранительными органами.
Слайд 24
Какие меры профилактики могут быть востребованы в нашей школе Необходимо тем, кто организует профилактическую работу, своевременно осваивать современные технологии, понимать, что происходит в виртуальном пространстве, где большинство подростков проводит большую часть времени. Следует шире использовать возможности социальных сетей, но, главное, привлекать самих подростков к такой работе. Все-таки контент для подростков и контент, сделанный подростками, отличается. Последний может быть гораздо более понятен и авторитетен для целевой аудитории.
Слайд 25
Мой проектный продукт Я хочу предложить свой сценарий профилактического мероприятия, разработанный с применением технологии «кейс- стади », позволяющий самим подросткам совместно проанализировать, дать оценку, придумать алгоритм решения предложенной проблемы. См. предложение
Слайд 26
Вывод Работа над проектом закончена. Благодаря своему проекту я поняла, что подростковая преступность – « больная мозоль » современности. Но , как показывает анкетирование, проведенное среди учащихся моей школы, профилактическая работа часто проводится устаревшими методами, не учитывая современные интересы и онлайн пространство, в котором большую часть времени находятся подростки. Такая работа проводится часто только формально, не запоминается и мало влияет на правовое сознание подростков.
Устный доклад
Здравствуйте, я выбрала для своей работы тему «Подростковая преступность». Во-первых, я сдаю ОГЭ по обществознанию, а темы по праву всегда являются одними из самых сложных, во-вторых, мне стало интересно- а насколько эта проблема актуальна для нашей православной школы?
В процессе работы я постоянно сталкивалась с достаточно сложными вопросами. Мне, например, необходимо было прочитать относящиеся к моей теме главы Уголовного кодекса, найти и осмыслить различные статистические данные, посмотреть образцы анкет и составить свою анкету и т. п. Кроме того, я читала материалы различных авторов, посвященных профилактики подростковой преступности. И вот тут я поймала себя на мысли, что все эти рекомендации – правильные, но при этом мало что вызывали, кроме скуки. Вспомнила я и свой опыт нахождения на таких мероприятиях, не уверена, что я что-то там запомнила. И я поняла, какая у меня будет гипотеза и какой будет мой проектный продукт.
Кратко ее можно обозначить так: чтобы профилактика подростковой преступности была эффективной, необходимо помнить, что каждое поколение имеет свои особенности и то, что работало 5-10 лет назад, сегодня уже работать не будет. А также нужно иметь обратную связь от самих подростков, чтобы вовремя корректировать методы профилактики.
В процессе поиска правовой информации я наткнулась на описание метода «кейс-стади», который был разработана в Школе бизнеса Гарвардского университета в США. Его непосредственная цель - совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации. Когда я готовила свой проект – я, по сути, как раз использовала этот метод, только индивидуально. Именно этот опыт и лег в основу моей разработки – сценария необычного, сложного, но на мой взгляд очень действенного мероприятия по повышению своего уровня правовой грамотности. К сожалению, мы с моим руководителем проекта не успели еще провести это мероприятие, но, надеюсь, что это произойдет в ближайшее время.
Что же я узнала в процессе составления теоретической части? 1. Во-первых, анализ Уголовного кодекса привел меня к следующим выводам, изложенным в первой главе, а именно:
Подростковая преступность исследуется и определяется как часть общей преступности, но имеет свою специфику. Возраст подростковой преступности определен УК РФ – 16 лет по общему правилу и 14 лет в случае совершения особо тяжких преступлений. Особую опасность для общества данная проблема представляет тем, что именно в этот период возраста у молодого человека закладываются основные аспекты его мировоззрения, а также тем, что несовершеннолетние преступники тяжело поддаются перевоспитанию и часто пополняют ряды уже взрослой преступности.
Анализ нескольких статей, посвященных подростковой преступности позволил мне выявить основные ее причины:
Причинами подростковой преступности является как традиционные: слабый родительский контроль, влияние «улицы», так и более современные, связанные как с влиянием массовой культуры, например, такими сериалами как «Бригада» (был очень популярен в начале 2000 г. и вызвал всплеск преступлений, совершенных «подражателями» главных героев бандитов, с распространением преступных идей, в том числе через сеть Интернет экстремистскими субкультурами и т.п.
Затем я изучила статистику (она висит на стенде) основных видов преступлений, совершаемых подростками.
Во второй главе я привела примеры наиболее часто применяемых традиционных путей профилактики преступлений подростков, некоторые из которых применялись и в нашей школе, но анкетирование 10 учащихся нашей школы показало (результаты на стенде), что далеко не всегда эта профилактика эффективна и действительно влияет на правовое сознание обучающихся.
Практическим результатом этой главы является выделение основных методов и принципов, которые могут стать эффективным средством борьбы с преступностью несовершеннолетних. Конечно, это только общие методы, но ими, я считаю, можно и нужно руководствоваться при составлении уже более развернутых программ. Это такие направления как:
1. Совместная работа психологов и священников. Эту форму профилактической работы я ставлю на первое место, ведь неслучайно в анкетах ребята отмечали в качестве реальной помощи такие пункты, как личные беседы и помощь в решении конфликтных ситуаций, эту помощь лучше всех могут оказывать как раз наши психологи и батюшки.
2. Для работы с трудными подростками привлекать сами коллективы учащихся, организовывать различные мероприятия (спортивного, развлекательного характера и т.п.). Главная задача – заинтересовать подростка, не дать ему выпасть из общей деятельности класса;
3. Тщательно, не «для галочки», планировать и проводить мероприятия по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, привлекая психологов, правоохранительные органы и самих подростков. Очень важно при этом вовлекать самих подростков группы риска, иметь с ними обратную связь;
4. Кроме традиционных лекция и занятий по праву, необходимо организовывать диспуты, беседы на правовые темы, семинары. Однако важно, чтобы такие мероприятия не носили формальный характер, а действительно заинтересовывали подростков. Кроме того, стоит организовывать тематические экскурсии.
5. Отдельно хочется отметить необходимость тем, кто организует профилактическую работу, своевременно осваивать современные технологии, понимать, что происходит в виртуальном пространстве, где большинство подростков проводит большую часть времени. Следует шире использовать возможности социальных сетей, но, главное, привлекать самих подростков к такой работе. Все-таки контент для подростков и контент, сделанный подростками, отличается. Последний может быть гораздо более понятен и авторитетен для целевой аудитории.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно важно постоянно следить за современными тенденциями, учитывать их и использовать в профилактической работе, а для этого нужно поддерживать постоянную обратную связь с подростками.
Теперь я хочу рассказать про свой проектный продукт. Это сценарий урока или просто мероприятия, выполненного с применением современной технологии «кейс стади» или по-русски «изучение случая». Суть метода проста, гораздо сложнее организатору правильно вести дискуссию и направлять ее в нужное русло. Его непосредственная цель - совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации. Для этого организатор предлагает нескольким группа проблемную тему, в моем сценарии это – «Эффективная профилактика подростковой преступности», », а главный вопрос – как снизить уровень подростковой преступности? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выполнить ряд заданий, например:
1 Проанализировать уровень уголовных преступлений среди несовершеннолетних за несколько последних лет.
2. Выявить список часто совершаемых преступлений несовершеннолетних и так далее. С ними можно ознакомиться вот здесь (показать распечатку).
Плюсами этого метода является то, что подростки вовлечены в решение проблемы, они сами ищут и анализируют информацию, а, значит, и решение проблемы будет для них важным знанием, которое не вылетит из головы сразу как закончится традиционная лекция или урок, разработанный для подростков тридцатилетней давности. Минус же один – сложность работы организатора, которому надо «расшевелить» участников и направлять дискуссию в нужную сторону, при этом самому минимально участвовать в обсуждении. Говорить должны подростки.
Сладость для сердца
Свинья под дубом
Ледяная внучка
И тут появился изобретатель
Астрономический календарь. Октябрь, 2018